Маленький мальчик Джеки Эстакадо, как и почти все маленькие мальчики, очень боялся темноты. Прятался под одеялом, старался не оставаться один в комнате ночью… Все его переживания знакомы, пожалуй, каждому. Хорошо, что детские страхи со временем проходят, пусть и не у всех. Но иногда все бывает еще запутаннее. Вот у повзрослевшего Джеки, ставшего аж главой одного из мафиозных кланов, страх прошел, а Тьма осталась. Правда, теперь она вроде как на его стороне, но именно что «вроде». Похоже, сам он не в состоянии разобраться, как быть с тем, что поселилось внутри его тела. Тьма помогает, позволяет использовать себя в качестве смертельного оружия, но не ведет ли она свою игру, в которой Джеки — лишь одна из пешек?
Игра в четыре руки
Сразу оговорюсь, что первую The Darkness, вышедшую только на приставках почти пять лет назад, я и близко не видел. С одноименным комиксом, на основе которого создавали игру, тоже незнаком, поэтому не ждите криков о том, как «продолжение испортило отличную серию!» (или наоборот — «оригинал никуда не годится по сравнению со второй частью!») и рассказов о потерянной «сути» и отсутствии той самой «души». Предположу, что большинство читателей этой статьи находится в точно таком же неведении.
Для них же: ознакомиться с сюжетом все же стоит. Поиграть в оригинал или хотя бы прочитать где-нибудь историю о ранних приключениях Джеки. Скудный рассказ о предыдущих событиях в стартовом ролике абсолютно не способствует пониманию происходящего — разве много можно узнать из монолога какого-то психа с бегающими глазами и бессвязной речью?
Впрочем, игровой процесс практически с самых первых минут берет с места в карьер, да так, что обо всех сюжетных заморочках поначалу забываешь. Пистолеты в обе руки, резво отстреливающиеся враги, море крови… Как только немного однообразный отстрел противников начинает надоедать, в дело вступает Тьма, избавляя Джеки от ран, а игрока — от уныния. Благодаря темному дару у Эстакадо, кроме всего прочего, появляются еще две руки… или два щупальца… или… Наверное, самое верное определение дает один из соратников, Винни, который эти штуки так и называет «этими штуками». Руки-змеи-щупальца не единственный помощник главного героя — рядом постоянно крутится мелкий чертенок, который развлекает нас грубыми шутками и иногда неплохо помогает в бою.
Дополнительные конечности могут многое: с легкостью разрывают на куски человеческое тело, отрывают руки и ноги, ломают кости, вышибают двери, позволяют швырять во врагов разные предметы. Не забывайте, что руки у Джеки остаются свободными и ничто не мешает вдоволь пострелять. Получается некая смесь боевика и слэшера — тех, кто далеко, расстреливаем из стрелкового оружия, постепенно подбираясь на расстояние удара, а затем в дело вступает Тьма. Снесли голову выстрелом из дробовика одному врагу, ударили щупальцем другого, схватили его за голову и разорвали пополам, швырнули в третьего валявшийся под ногами железный штырь… Первый бой с использованием потусторонних сил проходится на одном дыхании и оставляет после себя неизгладимое впечатление.
По локоть в крови
С самого начала ясно, что разработчики решили не церемониться с возрастными рейтингами: когда я говорю, что главный герой разрубает обездвиженного противника пополам, то будьте уверены, что сцена убийства будет показана безо всяких купюр. Кровь, оторванные конечности, вывалившиеся внутренности… Озвучка соответствует — достаточно вспомнить с каким сытым чавканьем щупальце-змея пожирает сердце убитого врага. Ну-ну, не морщитесь — или вы уже забыли, как называется игра?
На самом деле, все не так кроваво, как кажется. То есть крови, конечно, хватает, но благодаря технологии cel-shading происходящее на экране воспринимаешь скорее как мультфильм. Жестокий, кровавый, но все же мультфильм. Что? Кто-то сказал «комикс»?
Не удержусь от похвалы в сторону создателей The Darkness 2, точнее, тех из них, кто придумал использовать псевдорисованую графику. «Сэл-шейдинг» не такой грубовато-точный, как в Borderlands или XIII, но стоит приглядеться, и становятся заметны нарочитые штришки карандашом на некоторых поверхностях и как бы случайные помарки то тут, то там. Наверное, любителям одноименного комикса это добавит еще капельку удовольствия от игры. Впрочем, похвалить разработчиков я хочу не только из-за особенного стиля — если присмотреться еще внимательнее, то замечаешь, что графика тут совсем не на высоте. Но именно из-за картинки «как в комиксе» этого почти не видно, конечно, если не рассматривать под микроскопом пальцы персонажей или, к примеру, бильярдные шары, которые шарами назвать язык не повернется — это какие-то бильярдные кубики. Хорошо, что подобных косяков немного.
Несмотря на все восторги от «расчлененки», где-то к середине игры замечаешь, что бесконечные убийства начинают надоедать. Вскоре запоминаешь наизусть большинство проводимых прямо перед камерой «фаталити», и, невзирая на все их разнообразие, радости от эффектных убийств все меньше и меньше. Наоборот, начинаешь злиться из-за того, что анимацию красочного отрывания конечностей остановить нельзя, даже если надо срочно отбиваться от толпы врагов, которые того и гляди отправят Джеки прямиком к ближайшему сохранению.
Вроде бы разработчики позаботились о подобном развитии событий, добавив «прокачку». Убивая противников, добываем «темную энергию», тратим ее на развитие персонажа. Но дерево умений только кажется большим: на самом деле действительно новых способностей явно мало, большинство — улучшения уже имеющихся. Выучить же основные «перки» можно задолго до концовки. Не способствуют разнообразию и похожие друг на друга противники, какие-то совсем скучные «боссы», коридорные карты (пусть и с отличным дизайном) — никаких открытых пространств и свободного мира не ждите.
Тем не менее, чем больше играешь, тем больше хочется. Нет, я вовсе не из числа тех извращенцев, что обожают однообразие в игровом процессе. Дело в другом.
Вопросы без ответа
Я уже упоминал об одном из персонажей, Джонни, который рассказывает о событиях первой The Darkness. Бегающий взгляд, сбивчивая и дерганая речь, размашистая жестикуляция, взлохмаченные волосы — сразу ясно, что у парня большие проблемы с головой. Как он разговаривает — это надо видеть. И что самое удивительное, локализация нисколько не портит впечатление. Само собой, оригинал лучше, но если вы не можете себе позволить играть на английском, то мало что потеряете в этом плане. Конечно, до высот L.A. Noire еще далеко, лицевая анимация в The Darkness 2 не столь великолепна, но с задачей своей — «нарисовать» характер и показать переживания героев — она справляется не хуже.
Пресловутый cel-shading добавляет свою изюминку, но куда интереснее наблюдать за поведением героев игры. Этим ролям веришь: серьезный и преданный Винни, Фрэнк и Эдди — два товарища, которые никогда не упустят случая подколоть друг друга, съехавший с катушек Джонни, любящий пострелять Дольф, который тоже явно не в себе… Впрочем, на психах мы еще остановимся подробнее. Смешно, но на таком фоне сам Джеки поначалу совсем теряется — не помогают даже ролики между уровнями, где он рассказывает о своей жизни. Впрочем, ближе к концовке начинаешь сопереживать главному герою уже по-настоящему.
Так как почти все действующие лица игры так или иначе связаны с криминалом, общаются они соответственно. Опять же — никаких скидок: порой герои выдают такие фразы, что не всякий режиссер какой-нибудь картины о бандитах и прочих отбросах общества решится вставить их в свой фильм. Ругательства, сальные шуточки, богохульства (довольно жесткие, надо сказать) — если кого-то коробит от подобного, то от The Darkness 2 таким людям надо держаться подальше. Подобная откровенная подача сюжета заставляет верить происходящему на экране: здесь нет каких-нибудь злодеев, пафосно вещающих о захвате мира или еще какой подобной чепухе. Нет, тут все прозаичнее и страшнее одновременно. К примеру, главному герою в подробностях рассказывают, как будут убивать его любимую тетушку, — и в весьма малоаппетитных подробностях, надо сказать.
Надеюсь, уже понятно, что именно не отпускает в The Darkness 2? Да, сюжет. Меня уже давно так не захватывала история, рассказанная не в фильме или книге, а «всего лишь» в компьютерной игре. Поначалу на диалоги не обращаешь особого внимания: куда интереснее просто рубить врагов в капусту, а зачем и почему — дело десятое. Но со временем драки надоедают, а сюжет закручивается в такие узлы, что даже после прохождения многое непонятно до конца.
Самая главная загадка: после окончания одной из миссий Джеки просыпается… в психиатрической лечебнице. В камере раскиданы комиксы The Darkness, на тумбочке видеокассеты про жизнь мафиози. Что это? Иллюзия Тьмы, которая хочет запутать своего носителя? Или сама Тьма и все, что происходило ранее, — лишь бред сумасшедшего? Черт, да здесь же Джонни, тот самый Джонни, который в той, реальной (реальной ли?) жизни помогает разобраться с тем, что нужно Тьме от Эстакадо! Но и он не может ответить на вопрос о том, что здесь творится, — как и положено настоящему пациенту психбольницы, Джонни несет какую-то чушь. Впрочем, он и в том мире был не особо вменяем. Еще немного — и Джеки просыпается в своем особняке, оставив вопрос о реальности происходящего без ответа.
Больница (а мы в нее вернемся еще не раз) — этакая игра в игре. Все, кого в ней можно встретить, уже знакомы нам по тому миру, где Эстакадо — глава мафии. Можно долго слушать рассказы пациентов — авторы диалогов и тут постарались на славу. Бессмысленно спрашивать Дольфо, где настоящее, а где вымысел, — ему куда важнее воображаемые сражения, да и не Дольфо он здесь, а Адольф, который постоянно строит планы на грядущую войну. Эдди — санитар, и он уверен, что один из его подопечных просто бредит, когда выдает себя за его босса. Дженни, любимая главного героя, которую застрелили у него на глазах, здесь жива и здорова. Разве не бред? Быть может — однозначного ответа не даст никто.
Где реальность, а где иллюзия — решать игроку. Но даже после того, как Джеки сделает окончательный выбор, мало что проясняется — уж слишком много зацепок в свою пользу оставляют обе версии происходящего. И то, что после финальных титров хочется пройти игру еще раз, чтобы найти какую-нибудь мелочь, которая, быть может, прояснит ситуацию; то, что, сделав свой выбор, второпях пишешь в чат товарищу, раньше тебя закончившему прохождение, с целью узнать, какую концовку выбрал он и почему, — это здорово.
Не обольщайтесь, любители размашисто резать и кромсать, да так, чтобы с «кровищей», — несмотря на обилие боев, The Darkness 2 стоит ценить не за горы трупов, весело расчлененных в многочисленных схватках. Да, как боевик эта игра получилась весьма достойной, а брутальности в ней хватит на десяток Bulletstorm, но видали мы боевики и покруче. Главное здесь — это интерактивная история о любви, о вере, ненависти и мести, рассказанная за несколько часов игрового времени. История, в которой вопросов больше, чем ответов.
Плюсы: отличный сюжет и диалоги; колоритные персонажи; герою действительно сопереживаешь; стильная графика; динамичные схватки поначалу восхищают…
Минусы: …но к концу игры откровенно надоедают некоторым однообразием; большинство сражений слишком легкие.
Лучшие комментарии
Скучными? Игра слишком коротка, чтобы успеть наскучить. Я прошел её за один заход, с огромным удовольствием.
эта поделка не удалась, как
интересная, впечатляющая сюжетом
повесть — тоже, да и просто как
нечто оригинальное/
неординарное.
О космическом даунгрейде по
отношению к приквелу и говорить
нечего — игру лишили абсолютного
всего, чем запомнилась первая
часть: великолепной атмосферы
криминального Нью-Йорка,
«живого» мира, сюжета,
харизматичных персонажей/
общения с оными, интерактива с
«Тьмой» и прочая, прочая, прочая,
а уж от такого надругательства над
графикой просто сердце кровью
обливается.
Единственное, что понравилось — возможность погонять за миньона,
хотя на фоне отсутствия
«управления Тьмой» плюс это
довольно сомнительный.
В общем, одно разочарование.
Обзор хорош, но автора ещё ни разу не читал, так что скорее всего с дебютом!
п.с.
Беса жалко =( он жёг безмерно
п.п.с.
Да коротковата(около 6 часов ничего не скипая и изучая мир в поисках посхалок), но длиннее уже надоело бы.
З.Ы. эти комиксы, на последнем скрине напрягали изрядно. Казалось как будто, точно гг душевно больной, даже после первого озарения. Два мирка проработаны просто отлично. Проходил дотошно — рассматривая каждый пиксель ))