Когда-то давно, в далекие и уже незапамятные времена игры были весьма сложным и в чем-то даже элитным видом развлечений. Черный экран DOS, угрожающе мигает командная строка, если что-то виснет, то вылечить можно только нежным прикосновением к Reset, а чтобы настроить звук и музыку, нужно знать пару заклинаний. В моей книжке магии такие заклинания были. Произнеся «SOUND BLASTER», я заставлял отряд верных бойцов превращать все окружающее в непотребного вида сплав из металла, бетона, асфальта, крови и кишок. Сверху весь процесс наблюдался отлично — Syndicate тех времен была тактической стратегией в футуристическом мире. Ну, знаете, обычное дело: корпорации захватили контроль над планетой и цинично следуют только собственным интересам. Игра, однако, вышла еще до эпохи лицензионности в России, поэтому практически безвестно растворилась в темноте прошлого.
И вот на волне всякого технического прогресса вроде голограмм, сенсоров, биопроцессоров, распознавателей и прочих штук, словно чертик из табакерки, выпрыгивает Syndicate (2012). Футуризм и трансгуманизм — это модно. Боевые имплантаты — веселуха завтрашнего дня. Вот и Deus Ex: Human Revolution с почти идентичным сеттингом собрала положительные отзывы.
На страже коммерции
Главный герой Майлз Кило отчаянно защищает интересы компании EuroCorp. Он искусственно улучшен, биологически усовершенствован и умеет взламывать вообще все, где бежит электричество. Подозреваю, обесточенные предметы он также прекрасно взламывает, но уже при помощи обширного арсенала. На пороге 2070-го года бизнес стал войной, и вот такие ребята, как Майлз, активно помогают эффективным менеджерам увеличивать продажи. В корпоративном будущем практически каждый человек имеет в голове кусок вычислительной техники, а значит, его можно «хакнуть», взорвать, подчинить — противники так весело выхватывают гранаты и используют их по назначению в компании друзей. Только делают они это теперь не в изометрическом виде сверху, а в привычном «из глаз главного героя». Sydnicate отказалась от тактическо-стратегических корней и стала боевиком от первого лица. Что поделать, таков закон времени — стратегии плохо продаются, на геймпадах в них играть неудобно.
Дополненная реальность
Мир будущего для меня, как любителя научной фантастики, — прямо рай. Всякие мигающие штучки, гладкие поверхности металлических конструкций мягко отражают солнечные лучи, силовые поля нежно бьются током, всюду переливаются огоньки, светятся кнопочки, голограммы разные… Вся эта ультратехнологичная куча микросхем и проводов образует огромный цифровой мир, который, как внутренний слой, не видимый глазу, живет по своим электронным законам. И тут в дело вступает специальный боевой чип главного героя — DART-6. Он так крут, что может на лету взламывать и манипулировать компьютеризированным окружением. Его функционал крайне широк — от банального открывания дверей до неожиданного исчезновения укрытий, за которыми тщетно пытаются уберечься враги. Реальный пример, что я увидел на «Игромире»: сидят ребятки в комнате за какими-то блоками, постреливают агрессивно, носа не кажут. Щелк — блоки складываются и уезжают в стену. Ошарашенные противники мечутся по комнате под аккомпанемент самонаводящегося автомата. Бежать некуда, команда сопротивления с хлюпаньем принимает пулю за пулей. Десять секунд жаркого боя — и все стихает…
Конкретно в этом примере мне видится очень здравый шаг. За последнее время я обыгрался в боевики с видом от первого лица и не только так сильно, что инстинктивно ищу глазами выступы, груды мусора, остовы механизмов, стоит только выйти на открытое пространство. Поливающие огнем из надежных нычек злодеи достали окончательно в Killzone 3, вспоминаю ощущение фальшивости происходящего в Mass Effect 2, в которой защитные места ждут Шепарда именно там, где для него устроили «внезапную» засаду… Удаление стеночек с поля боя по желанию, оправданное в рамках сеттинга, — это прямо-таки победа. Интересно, а в сберкассе так можно отодвинуть что-нибудь?
Шутки шутками, а в деньгах наш главгерой не нуждается. Ролевой системы и магазинов нет. Пачка апгрейдов и открывающиеся со временем возможности фирменного имплантата DART — даже не «элементы RPG», а уже джентльменский набор. Оно и к лучшему, если честно. Human Revolution действовала на нервы моей манчкинской натуре — ну как можно просто убить бандита и получить 10 опыта, если за тихую ликвидацию дают 50 и бонус в конце задания?! Я радовался как дитя, когда продюсер проекта показал мне процесс захвата турели. Вот пачка противников чувствует себя слишком уверенно, они выкрикивают обидные слова, плюют на пол, размахивают пушками и в целом ведут себя очень вызывающе. Экран взрывается цветами, вскрывается внутренний слой окружения, ярко переливаются внутренности и самих врагов — охранные системы, затаившиеся в стенах, активно реагируют на команду игрока. Пулеметная турель выскакивает из потолка, выхватывает господ зеленым лучом наведения и превращает в форшмак. Ура! Никакого опыта, никаких последствий, мочи — и все.
Даже в «Википедии» уже написано, что аудитория восприняла Syndicate двойственно. Кому-то понравилось, кто-то жалеет, что заветы изометрической тактической стратегии предали… Я вам так скажу — хорошо, что взялись. Если игра станет успешной, как «Колофдьюти», то когда-нибудь мы увидим еще и стратегию. А сейчас остается лишь гадать — смогут ли разработчики на таком адски заезженном шутерном поле соблюсти баланс увлекательного сюжета и перестрелок. Все остальное уже есть, я это видел.
Лучшие комментарии
I don't wanna rock DJ
But you're making me feel so nice
When's it gonna stop, DJ?
Cos you're keeping me up all night (с)
Честно говоря не совсем согласен, тем более со старой доброй «Syndicate» я познакомился не на компе, а на Sega Mega Drive, там конечно были совсем другие геймпады, но играть было комфортно.
Жду с нетерпением :)