F.E.A.R. долгое время было принято считать претензионной, но недостаточно хорошо выписанной дилогией хоррор-экшенов. Первую часть, несмотря на ее заслуги в популяризации для всего жанра корректной баллистики, невзирая на филигранно выстроенную шутерную механику, уникальную атмосферу и наличие очень продвинутого искусственного интеллекта, справедливо ругали. За скудность в оформлении локаций, которые вызывали давящее чувство клаустрофобии, за рваное повествование и сюжетные нестыковки, наконец. Но это была отличная игра. Сиквелу же в основном надавали по щекам за упрощенный искусственный интеллект и менее зрелищный рапид, отличительной особенностью которого стало наличие некрасиво нарисованных «следов» полета пуль. Project Origin все равно все прошли и остались в большинстве своем довольными. Как же хотелось верить, что к третьей части Warner Brothers наконец-то даст волю и время подконтрольной Monolith, после чего та сделает для нас тот самый идеальный боевик, который хотелось видеть изначально. Вместо этого издатель нанимает горе-девелоперов и доверяет им один из самых неоднозначных, противоречивых, но заслуженно популярных брендов.
А нам больше не страшно!
Первые опасения прокрались в душу еще в момент анонса. Что это за ролики с участием реальных актеров? Зачем тут расхаживает безобразно оформленный мужик с красным ореолом и такими же глазами? Трейлеры напоминали рекламу низкопробного грайндхауса. Самое страшное началось, когда дело дошло до демонстрации непосредственно самого геймплея. Там опасения переросли в натуральную панику.
F.E.A.R. всегда любили за первоклассную пальбу, которая способна была перекрывать собою всю недобросовестную работу геймдизайнеров. Проще говоря, было эстетически приятно стрелять, наблюдать за тем, как офисные принадлежности слетали со столов, как подбитые враги хватались за поврежденные конечности и пытались удрать. Включение рапида самым положительным образом оказывало влияние на сей интерактивный гимн баллистике и делало из него высокохудожественную театральную постановку.
А что мы пока можем наблюдать в третьей части? Третьесортный же низкопробный экшен, напрочь лишенный всех тех идей, за которые мы любили игру. Чтобы описать, как сейчас выглядит банальная перестрелка в F.3.A.R., необходимо обладать очень крепкими нервами и совершенно непредвзятым отношением ко всей истории о девочке Альме. У автора этих строк вряд ли найдется что-либо из двух, поэтому Day 1 Studios сейчас достанется по полной программе.
Итак, вспомните сейчас любой боевик года так 2003-го. Представили? Теперь осталось только заменить в нем текстуры на аналоги с более высоким разрешением — и перед нами новый эпизод того самого «С.Т.Р.А.Х.А». Вот и вся премудрость. Стрелянина в третьем «Фире» содержит некрасивое slo-mo, в котором солдаты после попадания в них пуль падают на землю как плюшевые мишки в магазине детских товаров. В динамике все выглядит намного хуже.
Самое главное, что посчитали ненужным разработчики, — это грамотная система реагирования врагов на ранения. Клоны, как вы помните, извивались, совсем уж по-киношному падали, анатомически корректно распластав конечности. Игрок в какой-то момент начинал ловить себя на мысли, что верит в происходящее на экране. И в этом была большая заслуга Monolith.
Сейчас такого и близко нет. Вы всаживаете половину обоймы в подступающее мясо, запакованное в камуфляж, — а оно в ответ будто подмигивает красными точками, символизирующими места, задетые пулями. И потом вся эта масса откидывается назад так, словно вы на тренировке по самообороне легонько толкнули спаринг-партнера на мат (нет, не тот, который великий и русский, а который мягкий и с поролоном внутри). Ни эффектных подергиваний и предсмертных конвульсий, ни картинных падений, ни роковых переваливаний через перила. Вырезать из подобного шутера главную составляющую успеха — все равно что лишить Марио возможности кушать грибочки и собирать монетки.
Можно было бы еще, прищурив глаза и снисходительно вздохнув, принять ампутацию «пальбы от Monolith» в угоду ожидания его замены на принципиально новую, более состоятельную и выигрышную формулу. Но здесь таковой не наблюдается. Зато есть бесконечно унылая картинка. Взгляните на близлежащие изображения. По правде говоря, первая F.E.A.R. местами выглядела намного лучше. Все невыразительно: текстуры на моделях персонажей мутные, спецэффекты рваные, анимация посредственная. Зато у скриншотов есть одно неоспоримое преимущество — в статике все выглядит намного лучше.
Два брата-акробата
По сюжету F.3.A.R. главным героем является уже знакомый нам Point Man. А сейчас самая главная детская неожиданность — ему в помогатые записался Феттел. Последний, если кто призабыл, был убит своим братом Point Man'ом, а теперь, значится, восстал из ада (в диаметрально противоположное место ему, разумеется, вход заказан). Героев стало целых два, но главный У.Ж.А.С. заключается даже не в этом. В третью часть добавили кооператив! И данное обстоятельство является просто вопиющей несуразностью, после которой прочие придирки к геймплею или визуальному обрамлению кажутся сущим лепетом.
Добавить режим совместного прохождения в проект, атмосфера которого изначально выстроена вокруг одного игрока, дышащего через раз и пугающегося собственной тени, могли только очень, очень некомпетентные разработчики. Мы бы еще, стиснув зубы, приняли противоречивое нововведение, будь оно ювелирно впаяно в геймплей. Да, Point Man и Феттел во время прохождения дополняют друг друга, но преимущество на уровнях все равно за Феттелом. Он более сильный персонаж, в совершенстве владеет навыками телекинеза и телепатии и может без труда проникнуть в заблокированную по каким-либо причинам область уровня. Плюс регулярно обыскивает ящики на предмет наличия аптечек, брони и прочих расходников. С врагами воскресший братик обращается более изысканно — сначала поднимает их в воздух силой мысли, а потом жестом руки лишает обреченных жизни.
На словах звучит красиво. Но о всякой литературности забываешь, когда самолично наблюдаешь за действиями партнера. Дубовая анимация рук, перенятая у магов из Morrowind, примитивнейшие эффекты, символизирующие... ой, мы даже не знаем, что они там символизируют.
Кооператив подобной игре ну совершенно не нужен. Атмосфера улетучивается моментально.
Радует одно — Феттел в одиночном режиме становится недоступен. Только вы и верный автомат. Мы честно пытались найти и что-нибудь хорошее. Но это оказалось ничуть не легче, чем верить в успешность конечного продукта. Да, здесь тоже есть необязательные сцены вроде поднимающегося на кровати одеяла, открывающихся дверей шкафчиков и прочих «Бу!»-эффектов. Да только пока F.3.A.R — это совсем не страшно, а смешно и неинтересно. Можете называть проект как угодно: проходным тиром, скучным аттракционом, попыткой наживиться на популярности бренда. Вариантов великая масса. Кстати, раз уж заговорили о тире, то опостылевшие мехи из второй части никуда не исчезли. Day 1 Studios почему-то посчитала их присутствие необходимым.
***
Надо признать, что этот материал полон экспрессии и субъективизма. Но нам, как фанатам первых двух частей F.E.A.R., сейчас очень обидно. Ни былой атмосферы ужаса и непреклонного страха сделать следующий шаг, ни красивой картинки, ни качественного экшена — ничего такого в третьей части пока что явно нет. Все вполне очевидно — игру делает не Monolith.
Лучшие комментарии
их было мало — это первое. они были отличным подвижным тиром — это второе. т.е. фаршировать клонов свинцом на своих двоих посредством автомата — это огого, а верхом на роботе — это уже фу?