The Hundred Line -Last Defense Academy-: Обзор игры от авторов Danganronpa и Zero Escape
Рождение нового культа?
Чтобы вам легче было понять, с чем мы имеем дело и что собой представляет The Hundred Line -Last Defense Academy-, представьте, что будет, если объединятся разработчики Diablo IV и Path of Exile 2 или, например, игроки «Реала» и «Барселоны». Для создания этой игры объединились авторы таких культовых японских серий, как Danganronpa и Zero Escape. Что же, получилась лучшая на сегодня визуальная новелла?
Откуда ноги растут… и льётся кровь
Это верно, но лишь отчасти потому, что The Hundred Line -Last Defense Academy- не совсем визуальная новелла (точнее, не только она). Но об этом позже, а сначала надо напомнить, что же объединяет Кадзутаку Кодаку (Kazutaka Kodaka), создателя серии Danganronpa, и Котаро Утикоси (Kotaro Uchikoshi), автора Zero Escape и AI: The Somnium Files.
Оба создавали свои главные игры под крылом издательства Spike Chunsoft, отлично известного всем ценителям японских RPG и приключений. А Danganronpa и Zero Escape в свою очередь объединяет общая отчасти тематика и концепция - главных героев похищают или заманивают в ловушку и заставляют участвовать в смертельных играх на выживание. В Danganronpa старшеклассники вообще вынуждены убивать друг друга.
В Zero Escape в ловушку попадают люди разных возрастов и социального статуса, да и игровой процесс отличается — здесь нужно решать непростые пазлы в жанре Escape room, а в «данге» ключевой геймплей строится на расследовании, поиске улик, мини-играх и судебных дебатах — настолько специфических, насколько их мог придумать только такой сумрачный японский гений, садист и юморист, как Кадзутака Кодака. Достаточно сказать, что в ловушку студентов заманивает плюшевый мишка, который на самом деле робот. А в судебных заседаниях можно использовать «пули правды», когда игра превращается в шутер от третьего лица.
Обе серии объединяет талант их авторов как писателей и сценаристов. Там есть шикарные метанарративные истории с кучей крышесносных твистов, цепкие диалоги и очень колоритные персонажи, которые всячески пытаются выйти за рамки аниме-штампов. Обе серии считаются культовыми. По Danganronpa были не только манги и аниме-адаптации, но даже театральные пьесы. Да что говорить, если первой игрой, которую в сознательном возрасте захотела запустить моя дочка, была Danganronpa 2: Goodbye Despair.
В 2018 году Кодака и Утикоси объединились уже в рамках собственной студии Too Kyo Games, созданной при поддержке Aniplex. Там они выпустили несколько весьма заметных приключений, включая Master Detective Archives: Rain Code Plus и World’s End Club, но главным проектом для них все эти годы была именно The Hundred Line -Last Defense Academy-. Ради неё авторы даже влезли в долги — разработка продолжалась более семи лет, процесс шёл не слишком гладко, а масштаб самой игры постоянно расширялся, и, когда в какой-то момент первоначальный издатель отвалился, сотрудники Too Kyo Games несколько раз брали кредит.
После знакомства с игрой становится понятно, почему авторы пошли на такие риски — для них выпуск The Hundred Line, возможно, был единственным шансом сделать свой Magnum Opus, эпически и программно объединить наработки двух признанных мастеров и сделать чуть ли не ещё лучше, с иронией взглянув на себя и фанатские ожидания и с высоты прожитых лет, выпущенных ими и пройденными нами игр.
Знакомая история на новый лад
Перед нами та же Danganronpa, к фирменному чёрному юмору и экстриму которой добавили элементы научной фантастики, философии и теории игр, свойственные Zero Escape. Та же, но наоборот — здесь незнакомые молодые люди, не по своей воле оказавшиеся в титульной академии, должны не убивать друг друга и потом искать убийцу, а спасать мир. Хотя поначалу, конечно, они ничего такого делать не хотят (а многие и потом не собираются драться) и не понимают, как они здесь оказались.
А произошло это тоже благодаря крайне необычному говорящему существу — нет, это не плюшевый мишка-робот, а помесь Бараша и колобка в кепке.
Среди персонажей сразу выделяется страшно размалёванная и дико орущая девочка-катастрофа Даруми, которая стала этакой аллюзией на самих разработчиков, фанатов и их ожидания от игры. «Это же смертельная игра на выживание и сейчас мы должны будем убивать друг друга?! Давайте скорее начинать, я так хочу убивать!» — визжит эта эмо-маньячка.
Однако «Бараш в кепке» объясняет, что молодым людям, попавшим в академию, предстоит сражаться с некими захватчиками и спасать мир, а заодно своих родных и близких. Продержаться нужно 100 дней, а до этого покинуть академию и прилегающую к ней территорию нельзя. Чтобы сражаться, нужно с помощью некоего аналога магии крови активировать свои спецспособности — например, главный герой, которого зовут Такуми, должен ударить себя особым ножом. Зато никто тут не умирает — тела павших подбирают дроны и увозят в какую-то «воскрешательную» лабораторию, откуда все возвращаются живыми-здоровыми.
Объясняют нам многое, но не всё. Что это за захватчики, как они угрожают миру, где находится академия? Почему именно этих людей здесь собрали, что это за существа, напоминающие смешариков? И самое главное, что за всем этим стоит и что случится через 100 дней? Но как только мы приближаемся к ответам, те, кто их обещает дать, вдруг бесследно исчезают. Потом ещё и все запасы еды оказываются уничтожены. Кровожадная Даруми, конечно, радостно орёт: «Не беспокойтесь! Мы же бессмертные — будем умирать от голода, воскресать, снова голодать и умирать!», но остальным уже не до смеха.
Вот тут уже начинаются знакомые мотивы и подозрения. Возможно, кто-то убивает других и устраивает диверсии? Кто станет следующим лидером, что нам делать? Всё это дополняется видениями Такуми — то он призрака какого-то увидит, то подругу детства, которая намекает, что при следующей встрече он может её не узнать.
В общем, история сразу и бесповоротно увлекает, в ней хватает мозговыносящих поворотов, и авторы умело играют с нашими ожиданиями, умудряясь по-новому обыгрывать даже знакомые ходы и ситуации. В процессе они активно используют чисто постмодернистские приёмы, гиковский и геймерский юмор, периодически ломают «четвёртую стену». В какой-то момент довольно линейное повествование с редкими решениями сменяется запутанным полотном с разными рутами и множеством концовок. А нам начинает казаться, что все эти дни в академии были лишь прологом к чему-то большему…
Теперь ещё и тактика
Однако The Hundred Line, как я уже сказал, — это не только визуальная новелла. Здесь есть мини-игры и элементы других жанров. Своеобразной отсылкой к словесным дебатам из Danganronpa служит диалоговая мини-игра, в ходе которой Такуми должен убедить в чём-то другого персонажа. Нам нужно подбирать верные реплики, чтобы уровень доверия и согласия собеседника достиг 100 %. Если ошиблись, ничего страшного — начнёте с последнего чекпоинта до победного конца, пока не переберёте все варианты.
Но тут интересен сам процесс сбора информации о персонаже и его история. Ведь по традиции едва ли не главное, что привлекает в играх Кадзутаки Кодаки и Котаро Утикоси, — это персонажи, для которых определения «яркие» слишком мало. И в The Hundred Line их целый паноптикум. Помимо уморительной эмо-маньячки Даруми тут есть такой же эксцентричный убийца, считающий, что умерщвление — это форма искусства, выражение радости и любви; заносчивая аристократка, которая называет нас холопом; юноша, помешанный на собственной сестре; псих, который периодически напоминает, что не бьёт девочек, и тут же уточняет: «А ты точно, не мальчик?»
Со всеми можно дополнительно общаться в свободное время, которое, как и в Persona, наступает в академии каждый день в перерывах между сюжетными событиями. Время это ограниченно — пообщаться сразу со всеми не получится. В ходе таких встреч мы изучаем собеседников, а потом изготавливаем и вручаем подарки выбранным персонажам. Всё это, помимо прочего, позволяет повышать характеристики главного героя.
The Hundred Line использует привычную по Danganronpa схему «визуальная новелла с элементами дэйтинг-сима и мини-играми». Но помимо этого добавляет… нет, не пазлы из Zero Escape, а пошаговые тактические сражения в духе японских RPG. В ходе таких битв наша главная задача — не пустить «захватчиков», периодически атакующих академию, к важным объектам и генераторам, отчего происходящее напоминает tower defense.
Так как противников всегда толпы, особенно важно наносить урон по площади, чтобы за раз уничтожать как можно больше гадов. Очки хода ограниченны, а дополнительные мы получаем за убийство мини-боссов — на этих нюансах в основном и строится тактика. Да, она не самая продвинутая, но в некоторых ситуациях, когда, к примеру, за ход нужно устранить сразу трёх боссов, приходится попотеть и поэкспериментировать со сложностью.
У каждого персонажа — свой набор навыков и боевой стиль. Кто-то атакует косой/мечом вблизи, кто-то палит из пулемёта или поливает магией, один парень врезается во врагов на мотоцикле, а девушка, долго отказывавшаяся сражаться вместе со всеми, выезжает на поле боя на собственном внедорожнике. Отказывалась она потому, что во время стресса её начинает тошнить, и таких отказников со своими тараканами не один и не два — нам нужно найти к ним подход и убедить присоединиться к битве. В итоге было особенно волнительно и интересно смотреть за тем, каким же экзотическим бойцом станет очередной закомплексованный персонаж.
За победы получаем ресурсы, за которые можно изучать новые и прокачивать существующие умения. Также в академии есть тренировочные залы, где свободное время тратится на гринд в виртуальном симуляторе. Хотя куда интереснее периодически совершать сюжетные и побочные вылазки за пределы академии. Там уже начинается аналог настольных игр и Mario Party: передвигаем свою партию по доске, выбирая в какую сторону и на какое количество клеток переместиться — а там можем попасть в очередной бой, случайное событие, к сундуку или полезному предмету. И частенько наш выбор во время таких ивентов может плохо повлиять на здоровье членов отряда. Наградой же будут опыт и ценные ресурсы.
The Hundred Line -Last Defense Academy- получилась очень большой, разносторонней, увлекательной и бескомпромиссной игрой, которую можно даже назвать квинтэссенцией творчества если не Утикоси, то Кодаки точно. Сюжет, персонажи, диалоги — всё на высшем уровне. Истинный финал истории не всем понравится, да и слова про сотни уникальных концовок оказались, скажем так, художественным преувеличением, — но это уже детали. С творческой точки зрения все финансовые и прочие жертвы авторов оказались не напрасны. А вот свои долги этим релизом авторы пока не покрывают — The Hundred Line продаётся так себе, что неудивительно для нишевой новинки, умудрившейся выйти практически одновременно с Clair Obscur: Expedition 33 и ремастером «Обливиона». Но культовые игры нередко начинают с финансовых провалов.
Плюсы: увлекательная история со множеством путей и концовок; полная корзина неожиданных поворотов, ярких персонажей, юмора и отличных диалогов; разнообразный геймплей, сочетающий визуальную новеллу, диалоговые мини-игры, тактическую RPG с прокачкой и исследование мира; симпатичная картинка и шикарная музыка.
Минусы: слова про сотню уникальных концовок оказались преувеличением; не хватает озвученных диалогов.
Лучшие комментарии
Вот бы цена у игры ещё попроще была...
Это все равно, что писать — ну да, Достоевский всегда писал об одном и том же, о падении человеческого духа и морали, который все же может подняться и воскреснуть через воскрешение и преодоление дна… и что это делает его менее гениальным?
Заурядный писатель? Ты серьезно? Ты эту игру прошел? а если ты прошел, то серьезно про «пытающийся копировать»? Хейт в сторону гениев никогда не понимал...
Давно хотел но боялся влиться в Данганронпу. Кажется у нас появилась хорошая входная точка для знакомства с творчеством Кодаки. Да еще и бонусом можно будет раскуссить Утикосу. Вообще шик.
З.Ы. Я бы поговорил с ней об влиянии Баумана с Лиотаром на наше современное искусство живущее симулякрами, крах метанарративов и причем тут Слава КПСС, иф ю ноу вот ай мин ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Хорошо, в это я играю.
AI пройти надо.
Я так понимаю, логика у тебя так работает:" ну вот в ронпе школьники и тут школьники, ну вот в ронпе маскот и тут маскот знасит доит один и тот же концепт"
По твоей логике создатели персоны тоже доят один и тот же концепт в продолжения и метафоре, и не важно что сюжет другой и механики отличатся могут, ну вот формула же та же, значит концпет доится, и система календаря есть, ну точно самокопирование
Согласен. Если бы не цена, я, может, и попробовал бы...
А ничего, что потом вышло топ аниме Akudama Drive, чуть менее шедевральное, но хорошое Tribe Nine, а также написал Master Detective, которое является крепко сбитой новелкой.
Единственное где накосячил, так это с аниме по Ронпе, особенно с сиквелом Danganronpa 2(не путать с V3), но это простительно-все могут ошибаться (главное, чтоб его Утикоши по рукам бил, если он захочет кучу фансервиса пихать)
У японцев сейчас все игры такие. Помню успел урвать первый AI Somnium Files до того, как цены на игры взлетели вверх. Им об этом уже года 4 все твердят, чтоб ценники не были на уровне ААА игр, но воз и ныне там
Я умудрился первым же делом выйти на «романтический рут», и он на столько странный и ненужный оказался, что впечатления подпортил немного от игры. И ещё вылазки эти бесячие.
Но в целом игра кайф.
Будем верить :)
Хотел ещё спросить: Кирилл, а ты все концовки выбил? Сколько времени заняло?
Ждём лета, а то и нового года, там слетит до 2000 скорее всего. Много, но приемлемо уже.
Ого, очень интригует! Прошёл все ронпы и очень грустил, что Кодаку захейтили после выхода третьей части. С удовольствием поиграл в бы в новое его творение, осталось только время на всё это найти 🌚
Спасибо за статью. Уже заранее ждал игру после покупки сиквела AI, т.к. большой фанат обоих сценаристов(за исключением аниме по ДанганРонпе: те, кто смотрел поймут).
И позволю себе подушнить, т.к. сам ошибался в этом вопросе годами. DR и ZE делали 2 разных студии:Spike и Chunsoft, а уже потом они слились в одну контору-доминатора визуальных новелл, но уже сиквелы выходили из под одного пера.
P.S.заинтриговала фраза про истинную концовку. Если концовка на уровне Danganronpa V3, то это воодушевляет, т.к. я сам люблю её
Давно ждал. Всё руки не доходят до AI Somnium-ов и Master Detective. Визуал вообще шик, если настолько крышесносная, как Danganronp-ы — обязательна к прохождению.
не слишком вдохновляйся)
Учту)