6 мая 6 мая 28 17K

The Hundred Line -Last Defense Academy-: Обзор игры от авторов Danganronpa и Zero Escape

Рождение нового культа?

Чтобы вам легче было понять, с чем мы имеем дело и что собой представляет  The Hundred Line -Last Defense Academy-, представьте, что будет, если объединятся разработчики  Diablo IV и  Path of Exile 2 или, например, игроки «Реала» и «Барселоны». Для создания этой игры объединились авторы таких культовых японских серий, как Danganronpa и Zero Escape. Что же, получилась лучшая на сегодня визуальная новелла?

 

Откуда ноги растут… и льётся кровь

Это верно, но лишь отчасти потому, что The Hundred Line -Last Defense Academy- не совсем визуальная новелла (точнее, не только она). Но об этом позже, а сначала надо напомнить, что же объединяет Кадзутаку Кодаку (Kazutaka Kodaka), создателя серии Danganronpa, и Котаро Утикоси (Kotaro Uchikoshi), автора Zero Escape и  AI: The Somnium Files

Оба создавали свои главные игры под крылом издательства Spike Chunsoft, отлично известного всем ценителям японских RPG и приключений. А Danganronpa и Zero Escape в свою очередь объединяет общая отчасти тематика и концепция - главных героев похищают или заманивают в ловушку и заставляют участвовать в смертельных играх на выживание. В Danganronpa старшеклассники вообще вынуждены убивать друг друга.

Так мотивировали персонажей в Danganronpa V3: Killing Harmony.
Так мотивировали персонажей в Danganronpa V3: Killing Harmony.

В Zero Escape в ловушку попадают люди разных возрастов и социального статуса, да и игровой процесс отличается — здесь нужно решать непростые пазлы в жанре Escape room, а в «данге» ключевой геймплей строится на расследовании, поиске улик, мини-играх и судебных дебатах — настолько специфических, насколько их мог придумать только такой сумрачный японский гений, садист и юморист, как Кадзутака Кодака. Достаточно сказать, что в ловушку студентов заманивает плюшевый мишка, который на самом деле робот. А в судебных заседаниях можно использовать «пули правды», когда игра превращается в шутер от третьего лица.

Обе серии объединяет талант их авторов как писателей и сценаристов. Там есть шикарные метанарративные истории с кучей крышесносных твистов, цепкие диалоги и очень колоритные персонажи, которые всячески пытаются выйти за рамки аниме-штампов. Обе серии считаются культовыми. По Danganronpa были не только манги и аниме-адаптации, но даже театральные пьесы. Да что говорить, если первой игрой, которую в сознательном возрасте захотела запустить моя дочка, была  Danganronpa 2: Goodbye Despair.

Zero Escape: Zero Time Dilemma.
Zero Escape: Zero Time Dilemma.

В 2018 году Кодака и Утикоси объединились уже в рамках собственной студии Too Kyo Games, созданной при поддержке Aniplex. Там они выпустили несколько весьма заметных приключений, включая  Master Detective Archives: Rain Code Plus и  World’s End Club, но главным проектом для них все эти годы была именно The Hundred Line -Last Defense Academy-. Ради неё авторы даже влезли в долги — разработка продолжалась более семи лет, процесс шёл не слишком гладко, а масштаб самой игры постоянно расширялся, и, когда в какой-то момент первоначальный издатель отвалился, сотрудники Too Kyo Games несколько раз брали кредит.

После знакомства с игрой становится понятно, почему авторы пошли на такие риски — для них выпуск The Hundred Line, возможно, был единственным шансом сделать свой Magnum Opus, эпически и программно объединить наработки двух признанных мастеров и сделать чуть ли не ещё лучше, с иронией взглянув на себя и фанатские ожидания и с высоты прожитых лет, выпущенных ими и пройденными нами игр.

Знакомая история на новый лад

Перед нами та же Danganronpa, к фирменному чёрному юмору и экстриму которой добавили элементы научной фантастики, философии и теории игр, свойственные Zero Escape. Та же, но наоборот — здесь незнакомые молодые люди, не по своей воле оказавшиеся в титульной академии, должны не убивать друг друга и потом искать убийцу, а спасать мир. Хотя поначалу, конечно, они ничего такого делать не хотят (а многие и потом не собираются драться) и не понимают, как они здесь оказались.

А произошло это тоже благодаря крайне необычному говорящему существу — нет, это не плюшевый мишка-робот, а помесь Бараша и колобка в кепке.

Среди персонажей сразу выделяется страшно размалёванная и дико орущая девочка-катастрофа Даруми, которая стала этакой аллюзией на самих разработчиков, фанатов и их ожидания от игры. «Это же смертельная игра на выживание и сейчас мы должны будем убивать друг друга?! Давайте скорее начинать, я так хочу убивать!» — визжит эта эмо-маньячка.

Однако «Бараш в кепке» объясняет, что молодым людям, попавшим в академию, предстоит сражаться с некими захватчиками и спасать мир, а заодно своих родных и близких. Продержаться нужно 100 дней, а до этого покинуть академию и прилегающую к ней территорию нельзя. Чтобы сражаться, нужно с помощью некоего аналога магии крови активировать свои спецспособности — например, главный герой, которого зовут Такуми, должен ударить себя особым ножом. Зато никто тут не умирает — тела павших подбирают дроны и увозят в какую-то «воскрешательную» лабораторию, откуда все возвращаются живыми-здоровыми.

Даже после такого герои выживают.
Даже после такого герои выживают.

Объясняют нам многое, но не всё. Что это за захватчики, как они угрожают миру, где находится академия? Почему именно этих людей здесь собрали, что это за существа, напоминающие смешариков? И самое главное, что за всем этим стоит и что случится через 100 дней? Но как только мы приближаемся к ответам, те, кто их обещает дать, вдруг бесследно исчезают. Потом ещё и все запасы еды оказываются уничтожены. Кровожадная Даруми, конечно, радостно орёт: «Не беспокойтесь! Мы же бессмертные — будем умирать от голода, воскресать, снова голодать и умирать!», но остальным уже не до смеха.

Последний пир во время чумы.
Последний пир во время чумы.

Вот тут уже начинаются знакомые мотивы и подозрения. Возможно, кто-то убивает других и устраивает диверсии? Кто станет следующим лидером, что нам делать? Всё это дополняется видениями Такуми — то он призрака какого-то увидит, то подругу детства, которая намекает, что при следующей встрече он может её не узнать.

В общем, история сразу и бесповоротно увлекает, в ней хватает мозговыносящих поворотов, и авторы умело играют с нашими ожиданиями, умудряясь по-новому обыгрывать даже знакомые ходы и ситуации. В процессе они активно используют чисто постмодернистские приёмы, гиковский и геймерский юмор, периодически ломают «четвёртую стену». В какой-то момент довольно линейное повествование с редкими решениями сменяется запутанным полотном с разными рутами и множеством концовок. А нам начинает казаться, что все эти дни в академии были лишь прологом к чему-то большему…

Вот так мы выбираем, кто нанесёт смертельный удар вражескому командиру, поглотив его силу.
Вот так мы выбираем, кто нанесёт смертельный удар вражескому командиру, поглотив его силу.

Теперь ещё и тактика

Однако The Hundred Line, как я уже сказал, — это не только визуальная новелла. Здесь есть мини-игры и элементы других жанров. Своеобразной отсылкой к словесным дебатам из Danganronpa служит диалоговая мини-игра, в ходе которой Такуми должен убедить в чём-то другого персонажа. Нам нужно подбирать верные реплики, чтобы уровень доверия и согласия собеседника достиг 100 %. Если ошиблись, ничего страшного — начнёте с последнего чекпоинта до победного конца, пока не переберёте все варианты.

Но тут интересен сам процесс сбора информации о персонаже и его история. Ведь по традиции едва ли не главное, что привлекает в играх Кадзутаки Кодаки и Котаро Утикоси, — это персонажи, для которых определения «яркие» слишком мало. И в The Hundred Line их целый паноптикум. Помимо уморительной эмо-маньячки Даруми тут есть такой же эксцентричный убийца, считающий, что умерщвление — это форма искусства, выражение радости и любви; заносчивая аристократка, которая называет нас холопом; юноша, помешанный на собственной сестре; псих, который периодически напоминает, что не бьёт девочек, и тут же уточняет: «А ты точно, не мальчик?»

Со всеми можно дополнительно общаться в свободное время, которое, как и в Persona, наступает в академии каждый день в перерывах между сюжетными событиями. Время это ограниченно — пообщаться сразу со всеми не получится. В ходе таких встреч мы изучаем собеседников, а потом изготавливаем и вручаем подарки выбранным персонажам. Всё это, помимо прочего, позволяет повышать характеристики главного героя.

The Hundred Line использует привычную по Danganronpa схему «визуальная новелла с элементами дэйтинг-сима и мини-играми». Но помимо этого добавляет… нет, не пазлы из Zero Escape, а пошаговые тактические сражения в духе японских RPG. В ходе таких битв наша главная задача — не пустить «захватчиков», периодически атакующих академию, к важным объектам и генераторам, отчего происходящее напоминает tower defense.

Так как противников всегда толпы, особенно важно наносить урон по площади, чтобы за раз уничтожать как можно больше гадов. Очки хода ограниченны, а дополнительные мы получаем за убийство мини-боссов — на этих нюансах в основном и строится тактика. Да, она не самая продвинутая, но в некоторых ситуациях, когда, к примеру, за ход нужно устранить сразу трёх боссов, приходится попотеть и поэкспериментировать со сложностью.

У каждого персонажа — свой набор навыков и боевой стиль. Кто-то атакует косой/мечом вблизи, кто-то палит из пулемёта или поливает магией, один парень врезается во врагов на мотоцикле, а девушка, долго отказывавшаяся сражаться вместе со всеми, выезжает на поле боя на собственном внедорожнике. Отказывалась она потому, что во время стресса её начинает тошнить, и таких отказников со своими тараканами не один и не два — нам нужно найти к ним подход и убедить присоединиться к битве. В итоге было особенно волнительно и интересно смотреть за тем, каким же экзотическим бойцом станет очередной закомплексованный персонаж.

Есть накапливаемая шкала и отдельно анимированные эффектные спецатаки.
Есть накапливаемая шкала и отдельно анимированные эффектные спецатаки.

За победы получаем ресурсы, за которые можно изучать новые и прокачивать существующие умения. Также в академии есть тренировочные залы, где свободное время тратится на гринд в виртуальном симуляторе. Хотя куда интереснее периодически совершать сюжетные и побочные вылазки за пределы академии. Там уже начинается аналог настольных игр и Mario Party: передвигаем свою партию по доске, выбирая в какую сторону и на какое количество клеток переместиться — а там можем попасть в очередной бой, случайное событие, к сундуку или полезному предмету. И частенько наш выбор во время таких ивентов может плохо повлиять на здоровье членов отряда. Наградой же будут опыт и ценные ресурсы.

The Hundred Line -Last Defense Academy- получилась очень большой, разносторонней, увлекательной и бескомпромиссной игрой, которую можно даже назвать квинтэссенцией творчества если не Утикоси, то Кодаки точно. Сюжет, персонажи, диалоги — всё на высшем уровне. Истинный финал истории не всем понравится, да и слова про сотни уникальных концовок оказались, скажем так, художественным преувеличением, — но это уже детали. С творческой точки зрения все финансовые и прочие жертвы авторов оказались не напрасны. А вот свои долги этим релизом авторы пока не покрывают —  The Hundred Line продаётся так себе, что неудивительно для нишевой новинки, умудрившейся выйти практически одновременно с  Clair Obscur: Expedition 33 и  ремастером «Обливиона». Но культовые игры нередко начинают с финансовых провалов.

Плюсы: увлекательная история со множеством путей и концовок; полная корзина неожиданных поворотов, ярких персонажей, юмора и отличных диалогов; разнообразный геймплей, сочетающий визуальную новеллу, диалоговые мини-игры, тактическую RPG с прокачкой и исследование мира; симпатичная картинка и шикарная музыка.

Минусы: слова про сотню уникальных концовок оказались преувеличением; не хватает озвученных диалогов.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!
4.7
5 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Это все равно, что писать — ну да, Достоевский всегда писал об одном и том же, о падении человеческого духа и морали, который все же может подняться и воскреснуть через воскрешение и преодоление дна… и что это делает его менее гениальным?

Давно хотел но боялся влиться в Данганронпу. Кажется у нас появилась хорошая входная точка для знакомства с творчеством Кодаки. Да еще и бонусом можно будет раскуссить Утикосу. Вообще шик.

З.Ы. Я бы поговорил с ней об влиянии Баумана с Лиотаром на наше современное искусство живущее симулякрами, крах метанарративов и причем тут Слава КПСС, иф ю ноу вот ай мин ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Согласен. Если бы не цена, я, может, и попробовал бы...

Заурядный писатель? Ты серьезно? Ты эту игру прошел? а если ты прошел, то серьезно про «пытающийся копировать»? Хейт в сторону гениев никогда не понимал...

Хорошо, в это я играю.

Я так понимаю, логика у тебя так работает:" ну вот в ронпе школьники и тут школьники, ну вот в ронпе маскот и тут маскот знасит доит один и тот же концепт"

По твоей логике создатели персоны тоже доят один и тот же концепт в продолжения и метафоре, и не важно что сюжет другой и механики отличатся могут, ну вот формула же та же, значит концпет доится, и система календаря есть, ну точно самокопирование

У японцев сейчас все игры такие. Помню успел урвать первый AI Somnium Files до того, как цены на игры взлетели вверх. Им об этом уже года 4 все твердят, чтоб ценники не были на уровне ААА игр, но воз и ныне там

Я умудрился первым же делом выйти на «романтический рут», и он на столько странный и ненужный оказался, что впечатления подпортил немного от игры. И ещё вылазки эти бесячие.

Но в целом игра кайф.

А ничего, что потом вышло топ аниме Akudama Drive, чуть менее шедевральное, но хорошое Tribe Nine, а также написал Master Detective, которое является крепко сбитой новелкой.

Единственное где накосячил, так это с аниме по Ронпе, особенно с сиквелом Danganronpa 2(не путать с V3), но это простительно-все могут ошибаться (главное, чтоб его Утикоши по рукам бил, если он захочет кучу фансервиса пихать)

Спасибо за статью. Уже заранее ждал игру после покупки сиквела AI, т.к. большой фанат обоих сценаристов(за исключением аниме по ДанганРонпе: те, кто смотрел поймут).

И позволю себе подушнить, т.к. сам ошибался в этом вопросе годами. DR и ZE делали 2 разных студии:Spike и Chunsoft, а уже потом они слились в одну контору-доминатора визуальных новелл, но уже сиквелы выходили из под одного пера.

P.S.заинтриговала фраза про истинную концовку. Если концовка на уровне Danganronpa V3, то это воодушевляет, т.к. я сам люблю её

Давно ждал. Всё руки не доходят до AI Somnium-ов и Master Detective. Визуал вообще шик, если настолько крышесносная, как Danganronp-ы — обязательна к прохождению.

имел ввиду не слишком воодушевляйся потому что эта такая история, которая может удивить. Ну Кодака. сам понимаешь. но при этом есть сюрпризы

Спасибо за обзор!

Зря ты, конечно, написал, что тру-рут не всем понравится — теперь я переживаю, потому что крепкий финал в играх для меня очень важен, — та же Rain Code своим финальным твистом разочаровала :(

Читай также