Little Big Adventure — Twinsen's Quest: Обзор ремейка культового приключения
Обратно в 1994-й
Осенью 2024 года франшизе Little Big Adventure исполнилось 30 лет. Именно к этому событию был приурочен выход ремейка первой части. За переосмысление классики вновь ответственны французы, но на этот раз не обанкротившаяся Adeline Software, а студия с загадочным названием [2.21]. Её основатель Бенуа Лимар (Benoît Limare) — давний поклонник серии — хотел собрать команду, состоящую из таких же как он фанатов, а также людей, ответственных за создание оригинала. Поэтому в разработке ремейка активное участие принимал Дидье Шанфре (Didier Chanfray), 3D художник Little Big Adventure 1994-го. В Twinsen’s Quest он был ответственен за дизайн уровней и сюжет (который, будем честны, всё-таки немного изменился).
Наличие в штате [2.21] месье Шанфре не может не радовать, но при этом меня удивляет отсутствие Фредерика Рейналя (Frederick Raynal), главы Adeline Software и человека, который непосредственно придумал LBA (а заодно и первую Alone in the Dark). Фредерик всегда был заинтересован в продолжении серии и много раз говорил о том, как он хотел бы выпустить третью часть. Однако он максимум встречался с Лимаром и Шанфре в начале разработки Twinsen’s Quest и разговаривал с ними о дизайне персонажей. В титрах новой игры Рейналь, увы, был удостоен лишь упоминания Original idea by.
Как бы то ни было, Little Big Adventure — Twinsen’s Quest явно создавалась с любовью к первоисточнику. И то, что у многих сотрудников [2.21] было девственно чистое портфолио, компенсировалось опытом Дидье Шанфре, съевшего не одну собаку на геймдеве. По крайней мере, пыталось компенсироваться. Давайте разбираться, насколько успешно это получилось.
Задача двух тел
Действие игры по-прежнему происходит на планете Твинсан, которая расположена (как можно догадаться по названию) между двумя солнцами. У планеты два обитаемых и постоянно освещённых полушария, поэтому не удивляйтесь, что полюса в ней выглядят как пустыня, а экватор — это цепь заснеженных гор. Населяют Твинсан четыре расы: шарообразные сферосы, похожие на людей кветчи, гробо (это такие слоны на задних ногах) и зайцекролики (здесь, думаю, уточнения излишни).
Главный герой LBA — кветч Твинсен (тут тоже всё без изменений). Он хочет спасти планету от власти злобного доктора (и по совместительству диктатора) Фанфрока. Тот поставил на поток клонирование, с помощью которого приумножил свою армию, и разместил по всему Твинсану телепорты, чтобы в случае чего слоны с дубинками тут же покарали бунтовщиков.
Все приключения протагониста — это, по сути, борьба с режимом, помощь повстанцам и регулярные побеги из тюрем с разных островов. Добавьте сюда капельку магии и фирменный юмор — и получите Little Big Adventure во всей красе. Ремейк не стал менять ничего радикально, но некоторые новые детали, мягко говоря, удивляют. Во-первых, у Твинсена появилась младшая сестра Луна. Именно её (а не возлюбленную) похищает Фанфрок в начале игры. Невеста Твинсена в сюжете тоже присутствует, но сама бросает его за год до событий LBA, чтобы присоединиться к повстанцам. Из этакой дамы в беде в розовом вечернем платье Зои превратилась в бойкую бунтарку. Все их фривольные заигрывания, соответственно, из игры были вырезаны. Максимум — поцелуй в конце.
Добавили в историю и упоминания отца Твинсена и Луны — дескать, свои магические силы персонажи унаследовали от него. В оригинале герой просто был избранным сам по себе, и никакие волшебные родственники там не перечислялись. Расширение семьи внесло коррективы в завязку. Если в LBA 1994-го Твинсен начинает сразу в тюрьме-лечебнице (его посадили туда из-за доноса: он видел вещие сны, а Фанфрок от всего магического старался избавляться), то в ремейке нам сначала показывают жизнерадостный мир до засилья клонов, потом — уход Зои и бунтарский дух сестры, которая атакует одного из солдат доктора. Твинсен за неё заступается и за это уже получает срок за решёткой.
Что в Twinsen’s Quest радует, так это то, что практически все реплики NPC сохранены один в один и, как оказалось, за 30 лет не потеряли своей остроты и юмора. Бросилась мне в глаза лишь замятая тема сексуальности — что, вообще-то, удивительно для любвеобильных французов! Вот вам пример. Есть в игре мини-квест — пройти мимо охранника. В оригинале мадам зайцекролик по нашей просьбе соблазняла его, приняв соответствующую позу у стены дома. В ремейке девушка просит нас принести ей костюм бунтовщика (для этого в Twinsen’s Quest сменили конюшню на магазин одежды), а потом просто дразнит в нём гробоклона. В сумме с вырезанным флиртом с Зои всё это наводит на мысли о том, что разработчики намеренно решили убрать из игры любые намёки на секс.
Приключение не на 20 минут
Геймплейно новая Little Big Adventure — это всё ещё квест с элементами платформера и довольно частыми сражениями. Разработчики из [2.21] решили немного осовременить игровой процесс, отказавшись и от танкового управления, и от переключения между режимами героя: раньше у Твинсена было четыре манеры поведения — нормальная (ходим шагом, разговариваем с окружающими), атлетическая (бегаем и прыгаем, получая урон от ударов об стены), агрессивная (активно атакуем врагов) и осторожная (она же стелс). Протагонист может переходить с ходьбы на бег одним нажатием на стик, больше не врезается в стены и даже научился делать кувырок. Скрытность теперь работает по кнопке в специально отведённых для этого местах.
При этом боёвка, к сожалению, всё такая же неудобная. Твинсен умеет атаковать как вблизи (руками или саблей), так и издали, кидая волшебный шар, которым ещё надо приноровиться попасть. Противники-клоны в своём арсенале имеют куда более раздражающее и неприятное оружие, так что лучше рядом с ними не стоять: здоровье они снимают только так. Единственное, что спасает в таком неравном бою, — враги быстро теряют интерес к главному герою, стоит ему чуть отойти.
Не знаю, задумывались ли в 1994-м разработчики из Adeline Software о том, что игроки в Little Big Adventure будут страдать, но их коллеги из [2.21] точно хотя бы попытались избежать такого развития событий. Загибайте пальцы: в Twinsen’s Quest упростили загадку с ящиками (теперь у них есть ручки и их можно двигать не только вперёд, но и на себя), убрали из храма испытания комнату с катящимися брёвнами (и после первого зала сразу идёт третий), избавили нас от необходимости по нескольку раз возвращаться к камням с паролями. А такой неприятный сегмент, как штурм Гамалайских гор теперь пробегается с первой попытки, так как экран больше не поделён на части, да и прикреплённый к нам кролик будто стал более живучим.
Глобально игру всё ещё можно проходить по гайду тридцатилетней давности, но подмечать подобные изменения довольно забавно. Например, пиратский флаг из музея был украден до нас, и теперь Твинсену его торжественно вручают чуть позже (что даже лучше сказывается на сюжете). Но не думайте, что Twinsen’s Quest полностью осовременена: в ней повсюду висят хвосты гейм-дизайна 90-х: как и раньше, приходится много «бэктречить», решать не всегда логичные головоломки, и я не представляю, как бы сейчас справлялась со всем этим, если бы не помнила локации и связь между ними в оригинале.
Хорошо забытое старое
Выше я описывала сюжетные отличия оригинала от ремейка, то как переработали геймплейные моменты, но самые сильные изменения коснулись всё же того, как Twinsen’s Quest выглядит. Вдобавок новая музыка Филиппа Ваши (Philippe Vachey), композитора оригинальной игры, хорошо сочетается со старыми темами и имеет узнаваемые мелодии. Обновлённая LBA стала более красочной и смотрится как современная инди-игра. Изометрическая перспектива всё ещё на месте, но, как я уже отметила, локации больше не поделены на отдельные части — изображение движется вместе с перемещением главного героя.
Твинсан сказочно преобразился, особенно если покадрово сравнивать с тем, что было в 1994 году. Больше всего это заметно, когда начинаешь разглядывать отдельные локации — библиотеку или подземный город на острове Типпет (со всеми светящимися настенными рисунками его диско-вайб теперь ещё сильнее оправдан). Отдельно хочется похвалить игру за эффекты знойного воздуха в пустыне — жар чувствуется буквально через экран.
А вот за что Twinsen’s Quest стоит поругать, так это за общую неуклюжесть. Вся игра кривенькая и косенькая, и это постоянно бросается в глаза. Взять анимации: когда персонажи разговаривают друг с другом, они даже не поворачиваются в сторону собеседника. Иногда Твинсен застревает на лифте и не может выбраться, если платформа уехала без него, а иногда отказывается забираться по лестнице. Такие беды легко решаются перезагрузкой, но всё равно порой раздражают.
Little Big Adventure — Twinsen’s Quest принадлежит к числу тех ремейков, которые при столкновении с трудностями можно проходить по гайду для оригинала. А трудности тут обязательно возникнут, потому что в этом линейном приключении придётся не только с тиранией Фанфрока воевать, но и сумбурные головоломки решать.
Что-то в этом ремейке добавили (так, Твинсену пришлось дополнительно переодеваться в зайцекролика, чтобы соответствовать новым документам), что-то убрали (помимо всего вышеперечисленного, при взятии предмета герой больше не делает волну руками а-ля Дэвид Бирн на концерте Talking Heads), но по сути своей это всё ещё игра 1994 года, на которую надели красивую low poly картинку. Так что если вы играли в оригинал, то ремейк вам, скорее всего, понравится. А если пропустили Little Big Adventure, то Twinsen’s Quest может стать для вас щадящим нервы экскурсом в игры старой школы. Но, как по мне, главное в этом ремейке то, что он может дать зелёный свет переосмыслению сиквела, а там, глядишь, и полноценная третья часть не за горами.
Плюсы: приятная обновлённая графика; упрощение некоторых сегментов; в целом это всё то же увлекательное и забавное приключение, что и оригинал.
Минусы: гейм-дизайн 90-х всё ещё на месте; кривоватость и сырость игры.
Лучшие комментарии
следующая на очереди)
оригинал не смог осилить, в самом начале задолбался о стены биться)
а вторая часть до сих пор самая любимая игра)
Вай, как я любил ее в детстве (๑ↀᆺↀ๑)
Я тоже прошёл игру! Мне, вот честно, понравилось. Я оригинальную игру прошёл лишь версию 2015 года, потому что… управление в DOS и PS1 очень неочень.
Здесь же проблем с управлением нет. Самое пожалуй спорное — это система сохранений. Её оставили такой же, как в оригинале. Сохраняется игра в момент перехода на новую локацию. Мне и тогда (два года назад) казалось это странным и сейчас кажется. Наверное, это такая особенность, которую решили не изменять.
И ещё прыжки. Прыжки здесь не совсем удобные. И баги.
В остальном игра доставляет удовольствие.
Что ж, добавлю в список желаемого на Сыче.
А концовка с инопланетянами в игре есть?
Мне игра понравилась! Оригинал имел (на дискетах) имел, но не играл.
И в игре Астроном говорит, что открыл новую планету — уж не Зиилич ли это?
Ремейку я прям рад. Даже несмотря на баги и шероховатости, от игры получаю огромное удовольствие. Обе части LBA обожаю, надеюсь, они выпустят ремейк двойки. А пока им бы исправить косяки с застреванием в некоторых лифтах и локализацию, которая местами прям с лютыми ошибками, а в одном диалоге вообще текст пропал, ориентировался на слух.
Ремейк
Видна траектория мяча!
«Сохраняется игра в момент перехода на новую локацию».
Можно поподробнее пожалуйста. Чем такая функция не устраивает? Сам думаю попробовать поиграть.
Первую я как то пропустил, а вот вторую часть помню хорошо, в детстве много раз проходил, надеюсь перезапустят ее
В общем, на примере Half-Life. Сохранение прогресса игры по нажатию кнопки «Сохранить». Всё вокруг сохраняется: позиция игрока, мир вокруг, монстры. Как в Skyrim, как во всех играх.
В Little Big Adventure (в оригинале), сохранение радикально иное. В момент нажатия «Сохраниться», запоминается «комната» (то есть локация, в которую вы вошли), в которой вы находитесь, и если вы погибните или выйдите из игры, начнёте игру с момента захода внутрь комнаты (здоровье, деньги, инвентарь сохраняются). Но имейте ввиду, что все враги, объекты при заходе в комнату появляются заново, игра не сохраняет их существование (дизайн игр из 90-х, я бы даже сказал конца 80-х). И это по своему забавно. Сохраняются лишь глобальные переменные, влияющие на сюжет. В ремейке же речь идёт о сохранениях в «локациях» из оригинала, поскольку мир стал единым. Это не смертельно, мне не помешало насладиться и этой версией и версией 2015 года.
Побежал немного в демку в Стиме на фестивале демок в Стиме. Демоверсия была только английская. Интересно, но с детства вплоть до этой демки вообще не попадалась эта игра.
Странно, на боксе игра все еще недоступна(
Почему-то пропустил обе части, хотя прохождением второй части зачитывался, представляя как сам в неё играю. В связи с чем сейчас вопрос — стоит ли игра потраченного времени, если не рассматривать её как музейный экспонат? Или лучше подождать ремейка 2ой части?
О, оно уже вышло? Не знал.
Кать спасибо за обзор. В детстве провел за LBA 2 за 100ню часов. В первую не играл и спустя 30 лет пришло ее время