Dragon Age: Inquisition вышла десять лет назад, но материалы по вселенной продолжают сыпаться на фанатов как из мешка с подарками. За анимационным сериалом от Netflix последовал очередной комикс, уже три года подряд публикуются мини-рассказы, выходят книги… Всё это успешно удерживает внимание как преданных поклонников серии, так и тех, кто давно уже позабыл об «Эпохе Дракона», — вряд ли писатели из BioWare остановят свой творческий поток в ближайшее время.
Следуя за ним, я, как истинная лорная ищейка, решила в преддверии релиза The Veilguard освежить в памяти все материалы, расширяющие вселенную, и продолжить свою серию статей чем-то особенным. Но чего я не ожидала, так это того, что моё приключение растянется на полгода, а среди довольно популярных вещей я смогу откопать любопытные интервью бывшего ведущего сценариста BioWare Дэвида Гейдера (David Gaider), несправедливо вырезанный контент из Origins, парочку машиним, мрачный рассказ про каннибализм и даже внутриигровую книгу Варрика, выпущенную в виде полноценного нуарного детектива.
Упорядочив всю известную информацию, я составила большой и полезный путеводитель по вселенной «Эпохи Дракона», который поможет сориентироваться в ней как новичкам, так и старожилам серии, которые захотят освежить в памяти произошедшее в Тедасе перед выходом новой части. Где точка входа в мир Dragon Age? В каком порядке читать книги? Что вырезали из игр и как это восполнить? Нужно ли смотреть аниме и веб-сериал? Стоит ли обращать внимание на настолку, флеш-игры и мобилки? Какие комиксы можно безболезненно пропустить, а какие уж слишком важны для сюжета грядущих «Стражей Завесы»?
Пятый Мор и все-все-все
На долю Тедаса за всё время его существования выпало немало невзгод, но все конфликты в мире Dragon Age имеют два источника — это Мор и борьба за свободу. Начало вселенной положила Origins, развившая первый конфликт: двое рекрутов по велению судьбы выжили, чтобы возглавить войну со скверной и в рекордные сроки победить её предводителя, Архидемона. На фоне битвы с абсолютным злом маячил противник поменьше и посложнее — Логэйн Мак Тир, советник и тактик короля Кайлана, который предал его в решающий момент битвы и отвёл войска, чтобы в дальнейшем узурпировать трон Ферелдена.
Когда дело дошло до суда над дезертиром, я не думала ни секунды — уж слишком привязалась к Алистеру, которого активно прочила в короли. Точно так же поступили и друзья, с которыми я обсуждала наши прохождения в далёком 2011 году. Уже потом я узнала, что при определённых решениях протагонист может не только пощадить Логэйна, но ещё и взять его в отряд, открыв для себя интересного собеседника. Но зачем жертвовать боевым товарищем ради предателя?
Как оказалось, ответ крылся в первой книге Дэвида Гейдера «Украденный трон», которая была опубликована всего через несколько месяцев после релиза DAO. Впоследствии сценарист признавался, что за недостатком бюджета и времени часть игры пришлось вырезать, но Гейдер не смог расстаться с Логэйном, потому поместил его предысторию на страницы романа.
Гейдеру жаль многие квесты, которые не попали в DAO, хотя это обычное дело. Одно из самых больших разочарований для него — квест в Денериме, куда игрок прибывает, чтобы встретиться с орлесианцами. Он касается королевы, и мы больше узнаём о Логэйне.
Удаление этого контента из игры в конечном итоге привело к тому, что Гейдер написал первый роман. «В игре эти вещи уже нельзя было узнать, поэтому я хотел поместить весь этот лор в сюжет книги». Говорить о вырезанном контенте всегда весело, потому что поклонники часто воспринимают его неправильно. «В их представлении вырезанный контент был идеально работающим, прекрасным сюжетом, который мы неожиданно взяли и выбросили без каких-либо причин. И я гарантирую, что в большинстве случаев это не так».
По словам Гейдера, в игре должна была присутствовать ещё одна крупная сюжетная линия помимо встреч с долийцами, магами и гномами. Прибыв в Денерим, протагонист становился свидетелем приезда императрицы Орлея, Селины I Вальмон, и получал возможность узнать об истоках неприязни Логэйна к орлесианцам, которая тянется ещё со времён войны с империей. Часть вырезанного контента оказалась в вышеупомянутом DLC — путешествуя по Остагару, протагонист собирает личную переписку Кайлана и Селины, которая далека от официальной, — но всё это были лишь фрагменты, оставшиеся от большей картины.
Интервьюер: Кайлан на самом деле планировал бросить Анору ради императрицы Орлея или Логэйн преувеличил?
Гейдер: Ха-ха! Вы знаете, это забавно, потому что этот сюжет изначально был в Origins, но мы не смогли его оставить. Предполагалось, что императрица Орлея посетит Денерим во время Мора. Для этого у нас был подготовлен целый сюжет, но таков процесс разработки: вещи постоянно вырезают. Так вот, то, что вы видите в «Возвращении в Остагар», было своего рода отсылкой к тому, что там происходило. Изначально планировалось, что Кайлан собирался развестись с Анорой, а Логэйн узнал об этом. Но, конечно, он не поэтому сделал то, что сделал, понимаете? У Логэйна были свои основания.
Интервьюер: Было ли бесплодие Аноры как-то связано с тем, что Кайлан хотел бросить её ради Селины?
Гейдер: Да. Они точно не знали, была ли она бесплодна, но детей у неё не было. И Кайлану посоветовали жениться на ком-то, кто смог бы продолжить династию Тейринов. На тот момент он был единственным известным сыном Мэрика и последним из этого рода. И если бы у Кайлана не появилось ребёнка, это открыло бы возможности для гражданской войны в Ферелдене.
Логэйн: Лживый ублюдок!
Винн: Придержи язык, Логэйн Мак Тир! Забыл, в чьей компании ты находишься?
Логэйн: Я не о своей компании пекусь, мадам, а о моём покойном зяте! Видите, как фамильярно пишет ему императрица — словно моя дочь ему уже не жена?
Винн: Кайлан любил Анору всем сердцем. Это было очевидно для всех. Единственный, кто стоял между ними, был ты сам.
Логэйн: Ты ослепла, старуха? С этим письмом вся интрига очевидна как день! Любил Кайлан или нет, но он собирался бросить мою дочь и жениться на этой суке Селине! Одна клятва — и Орлей заявит о своих правах на всё, что не смог заполучить войной. А что получил бы Ферелден? Наш дурак король смог бы ходить с напыщенным видом и называть себя императором.
Винн: А что насчёт мира? Этот союз по крайней мере мог бы принести нам мир.
Логэйн: Мир? Я думал, что с возрастом приходит и мудрость. Мир — это война с чужим врагом, в чужой войне и за чужие интересы.
Чтобы восполнить пробел и отдать должное персонажу, которого многие игроки попросту проигнорировали, Гейдер и написал «Украденный трон». Сюжет книги отбрасывает читателя на несколько лет назад, во времена войны Орлея с Ферелденом. Столица страны была захвачена, но партизаны под предводительством мятежной королевы Мойры продолжали противостоять империи. Преданная собственными союзниками, Мойра погибает, оставляя судьбу Ферелдена в руках своего сына — восемнадцатилетнего Мэрика Тейрина.
Логэйн, будучи его ровесником и обычным крестьянским парнем, к тому моменту уже столкнулся с ужасами орлейской оккупации, поэтому имел веские причины присоединился к восстанию, помочь новому товарищу взойти на трон и освободить страну. «Украденный трон» позволяет если не полюбить, то хотя бы понять Логэйна, чтобы затем решить его судьбу в Dragon Age: Origins с холодной головой.
Знаю, что это нигде не упоминалось, но по плану Эамон не должен был умереть от яда. Он должен был долго болеть — достаточно долго, чтобы Изольда перепробовала все средства и отправила рыцарей на поиски лекарства, — а после того, как конфликт с Кайланом разрешился бы, ему бы дали противоядие.
В Редклиф был послан эльф, чтобы приглядывать за ситуацией, и, если бы Эамону стало хуже, Логэйн смог бы отправить лекарство в тот же момент. Или, по крайней мере, таков был изначальный план. Если бы Эамон погиб во имя сохранения Ферелдена от ига Орлея, Логэйн бы не стал особо расстраиваться. Но это было сделано не в качестве подготовки к Остагару, а потому, что ожидалось, что Логэйн и Кайлан в итоге станут противниками и эрл Эамон наверняка твёрдо будет поддерживать Кайлана. Как я сказал, Логэйн из тех людей, которые предпочитают, чтобы их враги были обезврежены ещё до непосредственной драки.
По моему мнению, Логэйн не ехал к Остагару с мыслью сбежать с поля боя. Тем не менее очевидно, что у него с Кайланом были серьёзные разногласия — в основном из-за попыток Кайлана примириться с Орлеем. Логэйн наверняка собирался каким-то образом вступить с королём в конфронтацию, лишив его союзников и прочее. Но планировал ли Логэйн убить Кайлана? Нет, не думаю. Я считаю, он делал то, что умел лучше всего, и старался, чтобы к тому моменту, как грянет финальный спор с королём, битва уже была выиграна. Если бы он считал, что, въехав в долину, сможет выиграть битву, он бы, скорее всего, так и сделал. Решение, по-моему, было принято тогда, когда Логэйн увидел сигнал.
Закончив основную сюжетную линию DAO, не торопитесь сразу же переходить к DLC Awakening, потому что среди крупных проектов затесался коротенький комикс с беседой Алистера и Морриган в ночь перед сражением с Архидемоном, также написанный Гейдером. Как признаётся писатель, эта кат-сцена также была вырезана из игры на этапе разработки. «Откровение» проливает свет на мотивы ведьмы из Диких земель и позволяет подглядеть за душевными метаниями спутников, которые только при свете дня кажутся непримиримыми врагами.
После Пятого Мора приключения Серого Стража продолжились в многочисленных DLC, но небольшая интерлюдия от того же Гейдера позволит уловить все отсылки в Awakening и ненадолго вернёт читателей к приключениям Мэрика. Речь идёт о непрямом продолжении «Украденного трона», романе «Призыв».
Спустя одиннадцать лет после событий первой книги Мэрик в сопровождении товарищей отправляется на Глубинные Тропы, где уже побывал и чудом выжил. Навстречу приключениям его зовут пресная жизнь вельможи, предсказание загадочной ведьмы Диких земель и просьба Серых Стражей, чей командор, Бреган, ушёл в подземелье, повинуясь Зову.
Стражи считают, что командору было известно местонахождение следующего архидемона, и это слишком ценные сведения, чтобы вот так отдавать их порождениям тьмы. О том, к чему привело присутствие Брегана на Глубинных Тропах и как это повлияло на весь мир, игрок узнает из книги «Призыв» и вышедшего следом DLC Awakening, которое логически продолжает путешествие Героя Ферелдена после Мора. Книга и дополнение связаны сюжетно, поэтому с ними лучше знакомиться вместе.
DLC, следующие за «Пробуждением», можно проходить в любом порядке. «Песнь Лелианы» позволит своими глазами увидеть историю, которую бард рассказывала на одном из привалов, а события «Големов Амгаррака» тесно связаны с таинственной историей гномов. Эта тайна позже получит развитие в DLC «Нисхождение» для Inquisition, которое я подробнее разбирала в одной из статей.
Любители «Что, если?» могут ознакомиться с дополнением «Хроники порождений тьмы». В этой альтернативной вселенной протагонист погибает при Посвящении, поэтому сбор отряда и объединение Ферелдена выпадают на долю Алистера. Игрок сможет поучаствовать в финальной битве за Денерим на стороне Архидемона, убить героев оригинальной игры (даже мабари!), помочь предводителю орды выиграть Пятый Мор и погрузить мир в хаос. Влажные мечты порождений тьмы мечтами и останутся, ведь завершает арку Героя Ферелдена вовсе не это дополнение, а посвящённое Морриган DLC «Охота на ведьм», где Серый Страж принимает судьбоносное решение и исчезает со страниц истории.
Невероятные приключения кунари в Киркволле
После «Пробуждения» борьба с абсолютным злом — порождениями тьмы была поставлена разработчиками на паузу. Рачалась тема борьбы за свободу, ранее упомянутая лишь вскользь. Эту арку открыла недооценённая многими Dragon Age II, которой предшествует гора дополнительных материалов.
Как вы уже догадались, спокойно пройти Dragon Age II без моих подсказок и комментариев не получится. Оба сюжетных DLC доступны не через меню, а в самой игре, в доме Хоука, поэтому не спешите отправляться к финалу третьего акта. Порядок прохождения дополнений не имеет значения, но я бы посоветовала начать с «Клейма убийцы» и пройти его после второго акта и развитого романа с одним из сопартийцев. Дополнение почти не соприкасается с сюжетом основной игры и хорошо работает как психологическая разгрузка на фоне мрачных квестов Dragon Age II, а также логически продолжает тему рогатых захватчиков.
После прохождения «Клейма убийцы» преданные фанаты вселенной могут посмотреть веб-сериал Redemption с Фелицией Дэй (Felicia Day), которая ранее озвучила и исполнила захват движений для персонажа Таллис в DLC. Совершенно необязательное дополнение для тех, кто может закрыть глаза на дешевизну проекта, любит кринж и хочет посмотреть на становление героя через служение философии Кун.
Фантастические маги, и где их искать
Если первый акт Dragon Age II построен вокруг судьбы нищих беженцев, бегущих от Мора и войны, а второй полностью уделён кунари, то третий раскрывает конфликт магов и храмовников во всей красе. У Хоука, как у человека, всю жизнь прожившего под опекой отца-отступника, не было возможности узнать о притеснении магов, поэтому он наблюдает за ситуацией сквозь призму спутников.
На протяжении игры сестру Бетани могут забрать в Круг, Андерс организовывает подпольное движение, противостоит храмовникам и помогает беглым волшебникам, постепенно теряя контроль, а Мерриль свободно использует запрещённую Церковью магию крови и не задумывается о жертвах. Не менее колоритной историей писатели наделили и поначалу уступчивого Орсино, первого чародея киркволльского Круга магов.
Изучая конфликт, игрок может обратиться к комиксу от IDW Publishing под названием Dragon Age. Состоящая из шести глав история повествует о запретной связи храмовника и мага, а также об их наследии, чародейке Глим. Многие события комикса противоречат уже установленному лору игр, поэтому знакомиться с ним стоит имея багаж уже полученных знаний о вселенной. Но если вы новичок в мире Dragon Age или не хотите читать фанфик по мотивам, его можно пропустить, чтобы не забивать голову ненужной информацией.
Отдохнуть от третьего акта игры и политических игрищ Киркволла можно на сафари в DLC «Наследие» — это личное дополнение не только для Хоука, но и для всей семьи главного героя, поэтому с собой непременно стоит взять брата или сестру (если они, конечно, остались живы). Произошедшее с героями влияет на ряд сюжетных заданий в Dragon Age: Inquisition и раскрывает личность её основного антагониста, поэтому пропускать приключение не стоит.
Алистер и компания
Параллельно событиям Dragon Age II уникальная история разворачивается на страницах комиксов, которые хронологически расположены между финалом игры и арестом Варрика. Связанная общим сюжетом серия от Гейдера («Тихая роща», «Те, кто говорят» и «Пока мы спим») повествует о приключениях неугомонного короля Алистера Тейрина и закрывает арку Мэрика, который ранее был главным героем двух книг. Заручившись поддержкой Изабелы и Варрика, молодой монарх отправляется путешествовать по миру в поисках своего отца и раскрывает тайны, связанные с его семьёй и особенностями крови Тейринов.
Одновременно с приключениями Хоука в Киркволле развивалась ещё одна история, рассказанная во флеш-игре Dragon Age Legends. В Вольной Марке игрок сражался с демонами в классических RPG-боях. Разработчики выпускали игру для Facebook* и Google+, поэтому делить лут, строить замок и приключаться можно было и с друзьями. Несмотря на хорошие отзывы, уже в 2012 году проект закрыли, но благодаря веб-архиву всё ещё можно скачать офлайн-версию.
С 2013-го по 2023-й на мобильных устройствах была доступна ещё одна небольшая игра — карточная стратегия Heroes of Dragon Age, с огромным количеством персонажей разного уровня редкости и с ситуациями в духе «Что, если?». Лора в игре было не очень много, а запоминались прежде всего карточки, где были изображены персонажи, которых игроки ранее никогда не видели в крупных играх, — например, кунарийские юниты в уникальных доспехах, что может помочь художникам, писателям и косплеерам.
Инквизиторы и их Искатели
Встретившись с очень настойчивой дознавательницей Варрика, Кассандрой Пентагаст, можно продолжить знакомство в анимационном фильме Dawn of the Seeker — это общий проект BioWare и японского режиссёра Фумихико Сори (Fumihiko Sori). Произведение получило смешанные отзывы и имеет нулевую художественную ценность, но, несмотря на это, разработчики не открестились от него и даже включили элементы из фильма в предысторию Кассандры…
Перед прохождением Dragon Age: Inquisition рекомендую прочитать ещё две книги. Первая поможет лучше подготовиться к орлейским политическим интригам, в которые втянут Инквизитора в квесте «Злые глаза и злые сердца». Книга Патрика Уикса (Patrick Weekes) «Империя масок» повествует о восхождении императрицы Селины на орлейский трон и о её окружении: любовнице Бриале, кузене Гаспаре и верном шевалье Мишеле ле Шевине. Всех этих персонажей мы увидим в игре.
Вторая книга, «Раскол», написанная Гейдером, подводит к завязке Inquisition и заранее знакомит игрока с Коулом, который впоследствии станет спутником Инквизитора. Только из книги можно узнать о его семье, заключении в подземелье и перевоплощении, ведь в игре Коул вспоминает о своём прошлом в довольно необычной и туманной форме.
В ходе своих странствий Коул знакомится с Рисом и Евангелиной (которым посвящены несколько квестов в ставке командования), встречает героев Пятого Мора, сопартийцев Героя Ферелдена. В это же время предыстория Коула соседствует с восстаниями магов, которые вспыхнули по всему Тедасу после событий Dragon Age II.
От камня, брошенного Андерсом в финале Dragon Age II, начали расходиться круги: мелкие бунты магов по всему Тедасу завершились конклавом в Белом Шпиле, где чародеи проголосовали за отделение от Церкви, а Круги перестали существовать. Затем — несколько лет беспощадного противостояния: Кассандра и Лелиана тщетно разыскивали Героя Ферелдена или Хоука, единственных людей, обладающих достаточным влиянием, чтобы остановить кровопролитие, но последняя надежда на мир оборвалась с убийством верховной жрицы и терактом на мирных переговорах. С этого взрыва и начинается Dragon Age: Inquisition.
Первые сюжетные дополнения к Inquisition — The Descent и Jaws of Hakkon — можно пройти в любой момент основной игры. «Нисхождение» проливает свет на главную загадку гномов, которую я подробнее разбирала в одной из статей, а «Челюсти Гаккона» позволяют ненадолго окунуться в мир необычной авварской культуры, которая также связана с гномами. Последнее DLC, The Trespasser, доступно только после прохождения основной сюжетной линии и завершает приключения Инквизитора.
Священный совет, который решал судьбу Инквизиции в «Чужаке», не зря считал организацию слишком могущественной — в дни расцвета в ней состояли сотни людей различных профессий, и такая толпа вызывала опасения у Церкви и правителей стран. В величии Инквизиции игроки убеждаются много раз: во время собраний командования, при общении с советниками и их подчинёнными, а также в мультиплеере Inquisition. Выполнять кооперативные миссии поручают агентам организации — в ходе миссий они борются с красными храмовниками, демонами и венатори ради безопасности всего мира.
В тени величайших героев
Последнее дополнение к Inquisition вышло девять лет назад, но BioWare ни на секунду не забывала о своём детище даже в то время, когда дата выхода The Veilguard была покрыта туманом войны. В ожидании новой истории и нового героя, способного встать на одну ступень с Героем Ферелдена, Хоуком и Инквизитором, можно побаловать себя приключениями протагонистов более мелкого пошиба. Таким похождениям посвящены несколько серий комиксов от Грега Раки (Greg Rucka) и Нунцио ДеФилипписа (Nunzio DeFilippis), объединённые сквозным сюжетом.
С началом этой войны неотрывно связан сюжет «Тевинтерские ночи» — последней книги по вселенной Dragon Age. Сборник рассказов знакомит читателя с героями, которые затем будут присутствовать в мини-историях, посвящённых ежегодно отмечаемому Дню Dragon Age, и займут место в следующей игре серии. К примеру, в сборнике уже засветились спутники Рука, протагониста «Стражей Завесы»: детектив Нив Галлус, Антиванский Ворон Луканис Делламорте и некромант Эммрик Волькарин.
Рассказы из сборника тизерят события предстоящей игры и проливают свет на текущее состояние мира. Читатели побывают в изувеченном Завесой лесу Арлатан, на самом севере Тевинтерской Империи, куда уже причаливают кунарийские дредноуты, в знаменитой Антиве, где Вороны готовят вендетту для кунарийских захватчиков, и в столице Империума, мрачном неоновом совершенстве.
Сконцентрировав всё внимание на Империи Тевинтер, где и будут происходить события The Veilguard, BioWare решила ещё раз напомнить игрокам об опасности, что таит в себе магия, но уже в рамках анимационного сериала. Эта попытка адаптировать «Эпоху Дракона» оказалась лучше предыдущей — с моим обзором Absolution от Netflix можно ознакомиться на сайте.
Последний комикс на пути к новой части серии, «Пропавший», снова отправляет читателей на Глубинные Тропы, в Арлатан и Тевинтер и связывает воедино многих героев, имеющих отношение к четвёртой Dragon Age. Тут и вездесущий Варрик с Хардинг, Антуан с Эвкой, Андратея с Вьяго и Иерелин со Страйфом, которые уже появлялись в «Тевинтерских ночах» и мини-рассказах. Финальная глава, в которой Варрик и Хардинг встречаются с Нив в Тевинтере, отсылает к первому трейлеру.
До выхода Dragon Age: The Veilguard осталось полтора месяца — если вы заинтересовались материалами из статьи, ещё есть время наверстать упущенное. А я в ожидании релиза продолжу разыскивать крупицы лора, читать новости и снабжать вас самой интересной информацией. Которой на сайте уже полно — почитайте лорные статьи о вселенной Dragon Age на разнообразные темы!
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
если я её закончу когда-нибудь, то она будет выглядеть иначе… и интереснее)
Из Текста могда получиться неплохая иска по Драгон Эйдж
Всё уже было когда-то кем-то написано. Прикол таких вот обзоров в их визуальном изложении и уместности — типа весь массив инфы сгруппирован до удобоваримой для среднего читателя (типа меня) статьи с приятными картинками, положенной на видное место в подходящее время (типа на сайт с обзорами игр в преддверии большого релиза).
К слову сказать, эксперты, зарабатывающие очень много денег и обладающие общепризнанной репутацией, являются экспертами не потому что каждый день сочиняют что-то новое, а потому что обладают огромным массивом накопленных знаний и могут применить в нужном месте нужную их часть.
О, комментатор сплагиаиил алфавит, действительно достижение
Автор, спасибо огромное. Было очень интересно и познавательно. Как раз несколько дней назад забрала Тевинтерские ночи. А теперь, благодаря вам, мне будет проще найти комиксы.
Ещё раз благодарю
Главное, идите по сюжету. Не стоит выполнять ммо миссии (ну или, выполнять те — которые звучат более менее интересными в журнали задач)
Спасибо за статью.
Как же я кайфую от лора, основного сюжета и напарников в DA. Только из за этих вещей я и играю в эту серию.
Жду историю сирии)
Лишь бы г… куда то кинуть? Какой смысл этой токсичности?
хммм… пропустил Инквизицию, и сейчас прям чот возжелал скачать и пройти ) Спасибо за мотивацию. Но и сам материал очень даже интересный, чего уж. :) P.S. — плюс почему то не то что не могу, а вовсе некуда поставить )
О, как раз сейчас восполняю свои пробелы в сопроводительной продукции по вселенной, а то, в своё время, только до Украденного Трона руки и дошли.
А игры уже успешно перепройдены)
Спасибо за материал!
Плюсы ставятся к пользовательским блогам, а это — материал от редакции)
Как раз в этом году Dragon Age: Absolution посмотрел!
После этой статьи стало интересно получил ли какое-то развитие сюжет, показанный в забытом dlc Пробуждение?
Лучшая часть всей серии DA, как по мне. А Архитектор — лучший «злодей».
Та же фигня))
Ай яй яй — завидовать плохо! Сделай сама достижение!
О, я помню как в «Повелителе Кланов» тоже сильно страдала от несостыковок перевода. Видимо это какая-то общая проблема книг по Варкрафту
Ну вот когда узнаешь, возвращайся и перечитай мой предыдущий тебе ответ =3
*закрыл форточку*
Только не длц, а полноценное дополнение =3
*открыл форточку*
Настолько dlc, что аж отдельным диском продавалось, ага =3
Длц — это длц, вся остальная мелочёвка для Origins, а Awakening — это expancion pack.