Вчера Вчера 2 1892

Once Human: Обзор неоднозначного онлайн-шутера

В тесноте, да не в обиде

 Once Human считалась одной из самых ожидаемых игр июля, но, судя по первым отзывам, превратилась едва ли не в главное разочарование. Обвинения в майнинге, подозрения, что авторы незаконно собирают данные пользователя и даже заражают компьютер вирусами, неоднозначная политика распределения геймеров по игровым мирам… Что же за игру мы получили?

 

Вас много, а я один

Естественно, никаким майнингом Once Human, которую издаёт одна из крупнейших китайских игровых компаний — NetEase, не занимается и вирусами никого не заражает. В Сети можно найти подробные объяснения, какие именно файлы случайно попали в диспетчер загрузок; ничего крамольного в них нет, а тот факт, что разработчики собирают данные об активности пользователя в игре, — обычная практика.

И всё же меня Once Human поначалу не то чтобы прямо разочаровала, а, скорее, удивила. Я ожидал акцентированной именно на выживании игры, а получил лутер-шутер с элементами выживания, что-то в духе The Division. Причём это ММО, которая сразу всем видом подчёркивает, что вы тут не единственный герой-спаситель, а один из многих.

На старте мы встречаем эту девушку с бабочкой в глазу, которая играет важнейшую роль в сюжете. Вообще, тут много странных персонажей. Есть ещё, например, торговка, у которой вместо головы… гриб.
На старте мы встречаем эту девушку с бабочкой в глазу, которая играет важнейшую роль в сюжете. Вообще, тут много странных персонажей. Есть ещё, например, торговка, у которой вместо головы… гриб.

В причудливом вступлении нам объясняют причины местного постапокалипсиса. Помимо симпатичной японочки с бабочкой в глазу в наличии эксперименты по созданию особой породы людей, путешествия между мирами и пришедшие из другого измерения странные создания (их называют девиантами), для борьбы с которыми и были созданы металюди, то есть мы. А потом нас в буквальном смысле десантируют в мир и предлагают выбрать место для своей базы.

И вот летим мы на местном параплане (в этой роли выступает говорящая птица по имени V) и уже с высоты видим, что внизу всё забито базами других игроков.

Вот я еле втиснул свои полтора метра.
Вот я еле втиснул свои полтора метра.

Чувствуешь себя словно на пляже в июльскую жару. А когда подъезжаешь к месту первой серьёзной драки, кажется, что ты приехал дикарём на море, а там уже все подступы забиты палатками. Игра сообщает, что лучше бы разместить временный лагерь, в котором вы в случае гибели воскреснете. И уже за километр до места всё по обочине забито такими же лагерями других игроков.

The Stardust — это такая местная порча. Действие разворачивается в двух параллельных мирах: один — более спокойный, где не так много опасностей, а вот второй полон этой самой порчи.
The Stardust — это такая местная порча. Действие разворачивается в двух параллельных мирах: один — более спокойный, где не так много опасностей, а вот второй полон этой самой порчи.

Всё это отражается на особенностях местного базостроения. И там уже становится не до смеха и весёлых сравнений. Начинаем мы, как водится, с небольшого участка, потом за разные успехи и достижения получаем умения (они тут называются Memetic), которые постепенно открывают варианты строительства от диванов до стен, верстаков и плавилен для руды. Один из апгрейдов позволяет расширить базу, но этого нельзя делать рядом с дорогами, «крепостями» (большие заброшенные здания с монстрами) и лагерями других игроков. И учитывая плотность местной застройки, это становится проблемой.

Её можно решить — перейти в другой мир (на каждом сервере их множество) или войти в особый режим и с высоты птичьего полёта поискать более просторное и подходящее место. Когда это наконец удаётся, и ты находишь место у воды, где вокруг никого, зато полно зелени, и солнце пробивается сквозь пальмы, то чувствуешь себя счастливчиком, который переехал из Бутова на Гоа. Но всё равно смущает сам факт, что ради этого нужно совершать столько телодвижений и танцевать с бубном.

Вот я переехал пока ещё не к морю, а к речке. Стен ещё нет, но тут всё равно рядом — о чудо! — никого нет.
Вот я переехал пока ещё не к морю, а к речке. Стен ещё нет, но тут всё равно рядом — о чудо! — никого нет.

Здравствуй, оружие!

Всё это поначалу раздражает. Опять условно-бесплатная ММО со всеми вытекающими — с микротранзакциями, гачей, да ещё и с кучей народа, который буквально сидит у тебя на голове. Но довольно быстро первые впечатления меняются, и в итоге от игры очень сложно оторваться. В чём дело?

Понятно, что все лутер-шутеры изначально обладают повышенной аддиктивностью, потому что играют на известных человеческих слабостях. Но Once Human — действительно качественный и бесплатный лутер-шутер, где за деньги продаётся практически одна «косметика».

Стоит она дорого, но различные виды ресурсов и валют, в том числе на кастомизацию, можно заработать просто играя в игру, выполняя всевозможные задания, испытания и достижения — тут множество вариаций боевых пропусков, которые постоянно чем-то нас вознаграждают. Есть и платный пропуск, но награды там опять же ориентированы на «косметику».

Так что всё зависит от нас и наших умений. И непосредственно геймплей действительно затягивает. Тут интересно сражаться — в драках используется не только огнестрел и холодное оружие, но и магия, а именно телекинез, с помощью которого мы кидаемся во врагов огнеопасными бочками или поднимаем в воздух пушки и расстреливаем из них врагов.

Кроме того, можно призывать на помощь тех самых девиантов, пришедших из другого измерения. Некоторые из них не ужасные на виду чудища, а забавные существа, которые приносят пользу в той или иной сфере. Например, бабочка по нашему приказу может нападать на противников или отвлекать их.

Видов оружия много, и каждый можно и нужно на верстаках изготавливать, ремонтировать и улучшать. Кроме того, мы вольны цеплять на пушки моды с бонусами, ставить дополнительные девайсы вроде улучшенной оптики и всячески раскрашивать их, клеить стикеры. И поверьте, возиться со своей любимой снайперкой — одно удовольствие. Всё то же самое относится и к броне, которой тут полно.

Сражаться приходится с разными причудливыми врагами, но этот ходячий автобус до поры до времени лучше не трогать.
Сражаться приходится с разными причудливыми врагами, но этот ходячий автобус до поры до времени лучше не трогать.

И миру скажем мы «Привет!»

Кроме того, в Once Human интересно исследовать мир — в том числе ради поиска чертежей и прочих ресурсов для крафта. Мир большой, открытый и колоритный. Постепенно нас отправляют в новые, всё более опасные, области. И везде стоит ключевая сюжетная задача — убить главную местную гадину, после чего открывается охота на следующую. Но никто не мешает вам свободно бродить, искать ресурсы, активировать разные вышки и алтари (за это дают особые награды), зачищать всевозможные подземелья и аванпосты — активностей и точек интереса тьма-тьмущая.

Да, звучит как очередной «опенворлд» от Ubisoft, но активировать вышки (они увеличивают радиус быстрого перемещения) и зачищать аванпосты никто нас не заставляет и уже тем более не просит делать это по одному сценарию. Каждая из таких зон — уникальная, естественно вплетённая в мир локация. Это могут быть огромный склад, подземная база, просторные фермерские поля с пугалами и кукурузой, мрачная деревня с культистами или затопленный город с крокодилами.

В поисках лута куда только не заводит нас дорога. И везде локации детально проработаны.
В поисках лута куда только не заводит нас дорога. И везде локации детально проработаны.

Каждая такая зона наполнена монстрами, предметами и иногда загадками. И в каждой есть задачи — убить элитного врага, найти все сундуки и так далее. Но, опять же, никто не заставляет это делать, и вы можете забежать, схватить что-то по квесту и помчаться на своём байке дальше, включив на радио жёсткий рок. Просто если полностью всё зачистить и выполнить задачи, то получите дополнительные награды.

О боже, опять впереди этот автобус — лучше уступить ему дорогу! К слову, помимо байка потом можно будет создавать, ремонтировать и заправлять на своей базе пару видов автомобилей.
О боже, опять впереди этот автобус — лучше уступить ему дорогу! К слову, помимо байка потом можно будет создавать, ремонтировать и заправлять на своей базе пару видов автомобилей.

А ещё здесь куча побочных квестов. Да, почти все так или иначе сводятся к тому, чтобы что-то найти, забрать и принести, помочь зачистить локацию, расследовать появление очередного чудища или найти по подсказкам сокровище. Но это вполне нормально для лутер-шутеров, к тому же встречаются и довольно интересные ситуации, как трагические, так и забавные. В одной сцене мы узнаём, что наш квестодатель отправил на смерть беременную, а в другой, придя на поиски дракона-мутанта, обнаруживаем чудика в ярмарочном костюме, для которого придётся готовить и жарить на плите.

В некоторых заданиях можно видеть события прошлого.
В некоторых заданиях можно видеть события прошлого.

Когда-то человек, а теперь «супер» с котиком

Приятное в целом впечатления оставляет и механика выживания. Как я уже сказал, это ММО с элементами выживача, а не наоборот, поэтому всё довольно казуально. У персонажа есть зависимость от голода и жажды, периодически у него снижается выносливость и накладываются разные статусы, если, например, он долго находился в воде. Кроме того, в опасных районах и при встрече с агрессивными девиантами начинает снижаться психическое здоровье — если оно упадёт критически, то мы получим как положительные, так и очень неприятные отрицательные эффекты.

Но в игре полно расходников, которые помогают со всем этим справиться. Плюс можно практически в любой момент и из любой точки перенестись к себе на базу и поспать в постели, чтобы восстановиться. Конечно, чем дальше по сюжету продвигаемся и в более опасные регионы попадаем, тем сложнее становится, но всё равно это не сравнится с тем, что мы наблюдаем в настоящих выживачах.

А вот с ресурсами всё уже посложнее. Да, их много. Дерево, камни, ягоды, некоторые виды руды постоянно спавнятся рядом с базой, где бы вы её ни поставили. Но для многих важных операций и для создания/ремонта/улучшения экипировки нужны особые слитки, в частности бронзовые, получаемые после переработки. И их нужно очень много, а некоторые виды необходимой для этого руды могут оказаться менее доступными в вашем регионе.

Так что приходится довольно серьёзно этим заниматься. Как и получением чертежей для крафта и очков Memetic, разблокирующих новых возможности на базе. Не так серьёзно, конечно, заниматься, как в полноценных выживачах, но и примитивом это не назвать — в Once Human соблюдён баланс между казуальщиной и хардкором.

В PvE-режиме можно спокойно собирать ресурсы на базах других игроков — всё равно они тут, считайте, общие.
В PvE-режиме можно спокойно собирать ресурсы на базах других игроков — всё равно они тут, считайте, общие.

А ещё мне очень понравилось то, как можно использовать на базе вышеупомянутых мирных девиантов. Некоторые из этих существ помогают в сражениях, а другие — работают по хозяйству. Среди них есть бумажный и каменный человечки. Последний добывает камни и руду и относит их на базу. Но главный хит — огромный котяра, который ложится рядом с вами, когда вы спите, мурлычет и даёт бонусы к отдыху.

Свобода выбора

Наконец, заселённость миров Once Human, вызывающая поначалу вопросы, в итоге оказалась верным решением. К другим игрокам не просто привыкаешь — без них становится грустно и одиноко. Даже если не собираешься ни с кем контактировать, всё равно, когда вдруг подолгу не видишь проносящихся мимо игроков, невольно задаёшься вопросом, куда все подевались.

Причём это верно и для PvE-, и для PvP-серверов. В первом случае вы сможете играть в своём темпе, периодически приобщаясь к духу товарищества и братства. В Once Human удобная система нахождения и создания групп, вне которых на сюжетных боссов лучше не ходить (особенно на сложностях выше нормальной). Кроме того, вы можете сами создавать свои банды из четырёх человек (называются Hive) или вместе с ними объединяться в гильдии (Warbands). Особенно это полезно во время больших сезонных ивентов и так называемых Prime War — там нужно всем сообществом сражаться с мировыми боссами.

Боссы тут попадаются очень большие и колоритные.
Боссы тут попадаются очень большие и колоритные.

Но даже если вы не делаете ничего этого, то всё равно можете случайно наткнуться на другого игрока, яростно защищающего какой-то механизм в промышленном комплексе. Вы поможете ему, пожмёте руку или даже добавитесь в друзья и узнаете, что это была одна из регулярных активностей, за которые положена хорошая награда. И таких мелочей множество. Например, игроки, прямо как в Dark Souls и иже с ними, могут оставлять записочки. Кто-то злобно шутит или придуривается, но многие дают полезные подсказки, где находится особенно редкий мистический сундук или как решить загадку.

При желании в PvE-режиме можно и с другими игроками подраться — но только при взаимном согласии, если вы сами включите «режим хаоса» и захотите участвовать в соответствующих активностях. В PvP тоже есть этот режим, но работает он по-другому — там меньше ограничений и больше возможностей надрать задницу ближнему своему.

Мне куда приятнее сражаться вместе, а не против других игроков.
Мне куда приятнее сражаться вместе, а не против других игроков.

Среди основных PvP-ивентов можно выделить битвы за «крепости» и за оспариваемые территории — это густонаселённые соревновательные зоны, переход в которые автоматом активирует режим хаоса и делает вас мишенью для других игроков.

И только в режиме «Игрок против игрока» доступны сражения за особо ценные эхо-камни — их нужно принести на свою базу и очистить, но в этом случае ваш домик в деревне станет законной PvP-зоной. Вот тут понадобятся и турели, и другие оборонные сооружения. После этого довольно размеренное существование в рамках PvE покажется потерянным раем.

По этой картинке сразу становится понятно, что я играл в PvE.
По этой картинке сразу становится понятно, что я играл в PvE.

Переходим к вопросам

Но я ни к чему не призываю. Тут важно, чтобы каждый сам ответственно решил, в каком сценарии играть, — потом перенести своего персонажа из одного в другой уже не получится. И это выглядит вполне логично. Больше вопросов вызвало то, что каждый игрок привязывается к конкретному миру — а они развиваются самостоятельно. И если ваши друзья начали играть в одном, а вы в другом, то потом придётся переходить вместе со своей базой и искать для неё новое место. Сделать так можно, но надо признать, что эта механика выглядит неоднозначно.

Вопросы есть и к системе кросс-плея. Игра доступна на ПК, но её можно запускать в разных магазинах и через разные лаунчеры. И вот для учётных записей Steam, как сообщили сами разработчики, «кросс-платформенная поддержка недоступна… из-за присущих им ограничений».

Отдельно хочу отметить приятную в большинстве случаев лицевую анимацию. И вот эту красавицу.
Отдельно хочу отметить приятную в большинстве случаев лицевую анимацию. И вот эту красавицу.

Наконец, не всем понравился тот факт, что игра, разделённая не сезоны (каждый из них длится шесть недель), после их окончания будет удалять прогресс. Однако, как оказалось, в Once Human нашли довольно изящное решение — здесь есть особая зона, Eternaland, где можно не только в свободном режиме строить, разводить свою ферму, ловить рыбку, выполнять задания и зарабатывать валюту, но и сохранять между сезонами некоторые предметы, а также разблокированные чертежи зданий и снаряжения. Открывается эта «Вечная страна» не сразу (я разблокировал её на 20-м уровне) — к тому времени у вас как раз появится то, что можно перенести и сохранить.

Только в этой «Вечной стране» можно по-настоящему расслабиться.
Только в этой «Вечной стране» можно по-настоящему расслабиться.

Да, к Once Human есть вопросы, но и разочарованием она не стала. Наоборот, я с удовольствием залип в игре на трое суток и долго разбирался в механике Eternaland, потому что уже думаю о втором сезоне. Авторы создали интересный, мир, насытили его активностями и квестами, разрешили нам самим выбирать, как, в каком темпе и с кем играть. И пока почти не вытягивают за это деньги. Естественно, не факт, что в следующих сезонах не появится pay to win, но прямо сейчас  Once Human оставляет очень хорошие впечатления.

Плюсы: атмосферный мир, который хочется исследовать; увлекательный геймплей, смешивающий механики лутер-шутера и выживания; богатые возможности по прокачке персонажа, снаряжения и базы; органичное сочетание PvE и напряжённого PvP; куча всевозможных активностей; забавные существа-помощники, включая большого мягкого котика; классное звуковое и музыкальное сопровождение (хотя ассортимент композиций на радио явно нуждается в расширении).

Минусы: неоднозначная политика по распределению игроков между серверами и мирами; ограниченные возможности кросс-плея; графика местами выглядит неряшливо; хотелось бы больше разнообразия в квестах и диалогах.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Once Human

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
10 июля 2024
48
2.8
4 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Не знаю, как вы, а для меня хайповый релиз этой игры стал неожиданностью в самом прямом смысле слова — проект просто появился из воздуха, и в него резко все начали играть. Я даже залез в базу на сайте после первого же предложения — вдруг там она упоминалась в подборке ожидаемых? Глухо.

И смотря на всё происходящее, вспоминается ролик недавний от Флинна про «Убийц Overwatch», а точнее — сегмент про смешивание жанров. Где смешав реально кучу интересных механик и мелких фич в один гремучий коктейль разработчик получил… молчаливое непонимание, что это вообще за зверь, от пользователей, которые свалили в нечто более простое.

Вот я сейчас чувствую себя тем самым непонятливым и не могу винить таких же людей за это.

(Во сколько водицы можно налить, пытаясь объяснить свой опыт, хотя вроде бы достаточно было сказать «Нифига не понял, но очень интересно»)

Играется игра довольно приятно, но вот эта система сезонов заставила меня пока отложить ее. Как человек, который обычно играет по несколько часов вечером, и не может посвящать прям длительные сессии конкретной игре, я не в восторге, что мне потенциально даже не весь сюжетный контент могут дать попробовать. Были бы сезоны хотя бы длиннее… Но говорят, разрабы очень прислушиваются к игрокам, и вполне возможно, что этот подход как-то улучшат.

А еще, в игре сейчас довольно много технических косяков, особенно касательно перевода.

Читай также