16 января 16 янв. 16 18K

Supernormal: Обзор реально страшного хоррора

Разговор по душам

Если честно, я сомневался что с  Supernormal всё будет нормально. И были на то причины. Разработчик-одиночка под вывеской Hitori de Productions обещал выпустить двухчасовой ужастик, навеянный  Allison Road — это отменённый в итоге хоррор от такого же одиночки, Криса Кеслера (Chris Kesler), который, в свою очередь, вдохновлялся культовой  P.T. Надо ли напоминать, что гениальный «играбельный тизер» от Хидео Кодзимы (Hideo Kojima) и Гильермо дель Торо (Guillermo del Toro) так и не вылился в полноценную игру потому, что  Silent Hills тоже отменили? Автор Supernormal даже заручился поддержкой Криса Кеслера, но, учитывая отмену Allison Road, это, скажем так, не идеальная рекомендация.

 

В общем, сомнения в том, что Supernormal хотя бы просто доедет до релиза спустя два года разработки, — были. Но, слава богу, проект не отменили, игра вышла и оказалась не идеальным, но во многом пугающим ужастиком, где можно напрямую общаться с призраками.

Ищите девочку

Если хоррор навеян P.T., то это значит, что нас ждёт максимально лаконичный ужастик в пределах пары комнат и одного коридора, а также в компании призраков, которые периодически просят нас обернуться или, наоборот, крайне не рекомендуют это делать. Я сознательно оставляю за скобками собственно Allison Road — от неё остался лишь 14-минутный геймплейный ролик, из которого во все стороны лезут уши P.T.

 

Свои фишки, впрочем, здесь тоже были, и вообще выглядел проект перспективно.

В Supernormal сразу видны отсылки именно к шедевру Кодзимы и дель Торо — застывшие цифры часов на микроволновке; не очень, скажем так, чистая ванная; пугающий коридор; окровавленная стиральная машина, в которой явно кто-то есть…

В общем, если вы по каким-то причинам лишь недавно познакомились с P.T., то сразу почувствуете себя как дома. Правда, дом этот больше, и дело не ограничивается зацикленным перемещением по одному и тому же тёмному коридору. Можно подниматься на второй этаж, обследовать кухню, спальню, гостиную. Можно даже работать за ноутбуком. И делаем мы всё это в роли частного детектива Уайетта, которого некий Масато Сакамото нанял, чтобы расследовать исчезновение его 14-летней дочери.

Девочку сразу становится очень жалко…
Девочку сразу становится очень жалко…

В P.T. нам сразу было известно, что случилось, — об этом в начале игры говорят по радио. В Supernormal тоже быстро становится понятно, что девочка мертва, — она слоняется по дому в облике призрака. Но что именно произошло? Это нам и нужно выяснить. Сразу скажу, что финал получился сколь шокирующим, столь и неоднозначным с точки зрения логики — у меня к ней есть вопросы.

Анатомия страха

Но вот то, как мы идём к этому финалу (точнее, к одному из двух — здесь, как водится, есть хорошая и плохая концовки), вызывает положительные эмоции — если, конечно, так можно оценить состояние на грани нервного срыва и заикания. Да, сразу понятно, что нас снова будет пугать девочка. В «играбельном тизере» это была Лиза, в Allison Road — Лили, а здесь им на смену пришла София Сакамото. Она здесь тоже отвечает за все скримеры, периодически появляется в дверных проёмах, пугающе надвигается на нас из глубин коридора или вдруг резко выскакивает из-за спины и убивает.

Детали, конечно, отличаются. София периодически взмывает в воздух, её тело неестественным образом выгибается, словно ребёнка кто-то ломает. Однажды она оказалась на стене в образе распятого Христа, а в другой раз я заметил, как девочка пробежала по комнате на четвереньках — только спиной вниз.

Ещё на стенах и на полу периодически появляются кровавые надписи и не менее кровавые следы ног и рук Софии. Это можно заметить вживую, при обследовании дома, или же увидеть на камерах через ноутбук. Да, всё это мы так или иначе знакомо — начиная с игр Джонатана Боакса (Jonathan Boakes) о призраках (вспоминается прежде всего серия Dark Fall) и заканчивая  Phasmophobia. Кровавые надписи появлялись и в той же P.T.

Но такие вещи всё равно продолжают пугать. Минут через 10 после начала игры я уже пожалел, что включил её ночью и в наушниках, — если честно, я просто хотел её выключить и посмотреть где-нибудь на стриме, но в итоге взял себя в руки. Банально было неуютно, страшно и не по себе — дело не только и не столько в скримерах, сколько в общей тревожной, пугающей атмосфере, на которую идеально работают и звук, и реалистичная картинка на базе Unreal Engine 5.

А ещё больше поначалу пугает то, что мёртвая девочка периодически просит обернуться. То же делала и Лиза. Разница в том, что в «играбельном тизере», мы, когда поворачивались, ничего жуткого не видели. Потом моддер включил в P.T. свободную камеру — и выяснилось, что призрак на самом деле чуть ли не всегда находится за спиной игрока. Это, конечно, сделано тоньше — даже когда просто узнаёшь об этом, то становится страшнее, чем в самой игре. А вот София практически всегда оказывается сзади и убивает. В итоге она начинает больше не пугать, а раздражать.

Главное — слышать друг друга!

Спасает Supernormal другое отличие, которое работает уже в пользу игры. Дело в том, что мы можем не просто не поворачиваться, а прямо и грубо послать призрака, крикнув: Go away! Да, здесь реализована поддержка микрофона — в нужных местах, когда на экране появляется специальный знак, можно проговаривать предложенный набор стандартных фраз на английском, таких как «Где ты?», «Ты меня видишь?», «Покажись!», «Ты друг?» и «Уйди!».

Если вы сделали всё правильно, то девочка их слышит и отвечает — где-то стуками, обозначающими «да» или «нет», где-то — сообщениями на экране телевизора. А где-то — и действиями. И когда в ответ на просьбу показаться она медленно спустится со второго этажа или грохнет на кухне посудой, а на пожелание «Уйди!» будет упрямо стонать над ухом и яростно выстукивать «нет», но потом всё-таки затихнет, — вот тогда у игры откроется совершенно другой пласт и геймплея, и повествования.

Да, мы могли задавать вопросы призракам в  Dark Fall: Ghost Vigil с помощью спиритической доски (точно такая же есть и в Supernormal, но она чисто декоративная), а в Phasmophobia то же можно делать с помощью голоса. Но в «фазме» другие ощущения — она про кооператив и во многом про веселье. Здесь же такой опыт даёт больше напряжения и липкого ужаса.

Проблема в том, что если вы не настроите микрофон или не разберётесь толком, как вся эта голосовая система работает, то впечатления от Supernormal могут испортиться — они просто будут неверными. Пройти игру можно и без взаимодействия с призраком по микрофону, но вы будете слоняться по дому, не к месту выкрикивать все эти «Где ты?», «Ты мне поможешь?», не получать ответа и раздражаться, искренне не понимая, чего от вас хотят авторы. И в итоге придёте к выводу, что скримеры тут повторяются, что игра страшная только в начале, а потом всё сводится к томительному ожиданию очередного триггера, когда София снова пощёлкает выключателем и даст очередную подсказку к логину/паролю на ноутбуке.

Да, отчасти это есть. Но, повторю, если по полной, как и задумано, использовать все возможности, то игра раскрывается и дарит действительно свежие ощущения.

А вот чего здесь нет, так это пазлов в духе P.T. Кому-то они нравились, кто-то считал их нечестными и неочевидными, шитыми белыми нитками. Но они были уникальны, открывали в получасовом, казалось бы, тизере второе дно (и он растягивался на час) — во многом это и обеспечило P.T. культовый статус. С этой точки зрения Supernormal, конечно, не может сравниться с работой Кодзимы.

Те, кто играл в P.T., здесь будут особенно нервно заглядывать в раковину.
Те, кто играл в P.T., здесь будут особенно нервно заглядывать в раковину.

Зато Supernormal вполне может напугать и подарить действительно свежие ощущения в жанре, где мы всё, кажется, видели. Это, безусловно, один из самых необычных и страшных хорроров за последнее время. Чтобы раскрыть весь его потенциал, от вас требуется лишь правильно настроить и использовать микрофон.

Плюсы: действительно жуткая история; необычный геймплей, позволяющий напрямую общаться с призраками; пугающая атмосфера; шикарные графика и звук.

Минусы: концовка может показаться притянутой за уши; нет по-настоящему интересных, скрытых пазлов в духе  P.T.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Supernormal

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
8 января 2024
46
4.4
5 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Даур тоже ИС ФФ обещал в октябре. без указания года ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Пока в начале рассматривал улики настолько кринжевал с комментов ГГ, что весь страх исчез. Потом девочка начала биться головой об стену, скорее всего из-за того, что детектив идиот и не в состоянии даже скомканные записи подобрать и проверить.

очередной трэш хоррор которому ставят похвально ага

Первое что пугает в этой игре начальная заставка с Масато Сакамото, а именно анимации лица. Сюжет в этой игре тоже сделан только для того, чтобы как то оправдать смерть девочки и ее призрак.

Разбудите Зулина, это прямо его тема

Пока он обещал Сибирь 3 к концу января. Правда не уточнил какого года, но это уже мелочь.

сразу после обзора Fahrenheit сделает. инфа 100!

Я всë ещë жду обзор The Evil Within 2 на 5 Зулин-минут.

Так он уже, ну типа технически сделал обзор

А ты наплюй на минуса и просто выражай своё мнение. 

А как же видео про шипы?

Прошёл, чушь если честно, и не страшно. Visage же был наподобие, но был гораздо более комплексной и интересной игрой со множеством механик, а тут только одна, и игра на минут 15, если чётко знать что делать. Если честно это вряд ли даже проходняк… а что то пониже. Блин, а сколько текста то понаписано о игре (скорее демке) где ничего толком нет. Помню Терминатору на этом сайте проходняк поставили

Я как-то упомянул на Stopgame в обзоре Blasphemous 2, что жду видос Зулина, так словил 40+ минусов, так что остерегаюсь упоминать такие вещи здесь.

Читай также