20 декабря 2023 20.12.23 8 20K

Blood West: Обзор мрачного хоррор-вестерна

Стелс, который не совсем стелс

Многие разработчики в декабре проявили удивительное понимание текущего момента и выпустили игры про загнивающий, одержимый злом и демонами Дикий, очень дикий Запад. На днях в раннем доступе вышел вестерн-шутер  Soulslinger: Envoy of Death, где на просторах загробного Дикого Запада мы сражаемся против зловещего картеля нежити. Но ещё важнее, что в декабре наконец появилась полная версия  Blood West. Это тоже вестерн-шутер, но куда более размеренный, с элементами RPG и стелса, — авторы, отметившиеся  Postal: Brain Damaged и  Elderborn, вдохновлялись такими играми, как Thief,  Hunt: Showdown и даже  S.T.A.L.K.E.R. Во всём ли игра хороша?

 

Дикий мёртвый Запад

На самом деле, странно, что разработчики не вспомнили про  Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. В Blood West тоже много стелса, герой постоянно получает какие-то неприятные статусы и проклятия, а сам мир навеян Лавкрафтом. В описании игры прямо говорится, что «странные легенды Дикого Запада здесь встречаются с потусторонним ужасом [eldritch horror]».

Запад в Blood West загнивает в буквальном смысле. Кругом полно ожившей мертвечины и демонов, да и мы играем за мертвеца-стрелка, которого оживили духи, чтобы он нашёл источник зла и снял проклятие с этих земель и с самого себя.

Мы этим занимаемся на протяжении трёх больших глав, которые отправляют героя последовательно в пустоши, ядовитые топи и в густой лес. И везде делаем примерно одно и то же — сначала ищем проклятые предметы для духов, потом — статуэтки для проведения ритуала по призыву тотема духов. Или же ищем персонажей, которые, когда их находим, просят… найти что-нибудь. И когда найденная девочка попросила найти её куклу, я почувствовал себя зомбаком, готовым сожрать живого человека.

Естественно, всему виной проклятое золото.
Естественно, всему виной проклятое золото.

Да, сюжет здесь трудно назвать выдающимся — например, в серии Hard West, где тоже всё вертится вокруг чертовщины, мертвечины и проклятого золота на Диком Западе, история более бодрая. Зато в Blood West всё отлично со стилистикой и атмосферой. Да и персонажи попадаются колоритные — мы общаемся с тотемом духов, скелетом в ковбойской шляпе, странной девушкой в маске. А среди боссов — огромные деревья, призывающие монстров, и драконы.

Действительно напрягает то, что длится это всё очень долго и местами нудно. Тут ранний доступ сыграл с игрой и её авторами одновременно добрую и злую шутку. Добрую потому, что разработчики могли спокойно и основательно делать и постепенно добавлять каждую главу. Злую потому, что они явно потеряли счёт времени и переусердствовали. Каждый акт длится часов пять, если не больше. И в течение этого времени ничего принципиально не меняется ни в сюжете, ни в геймплее. Особенно унылой в этом плане получилась вторая глава. Поэтому играть в Blood West на одном дыхании, запоем сложно — лучше делать передышки.

Торговцы тоже выдают поручение и, естественно, просят что-то им принести.
Торговцы тоже выдают поручение и, естественно, просят что-то им принести.

Не лезь на рожон, Фредди!

Нарастающее однообразие связано, впрочем, не только с отсутствием новшеств в геймплее и истории, но и с тем, что чем дальше, тем меньше в игре стелса. А он поначалу бодрит. Вся первая глава — это торжество именно скрытного прохождения. Враги сильные, убивают буквально с пары ударов, здоровья у нас мало, а убежать далеко от чудищ, если уж они увязались за вами, не получится — выносливость быстро заканчивается.

Вот и приходится чаще всего подкрадываться к противникам сзади, вырубая их одним ударом топора или ножа, благо такие атаки из укрытия всегда наносят критический урон. Идеально для стелса также подходят точные выстрелы из лука — они бесшумны, а стрелы можно подбирать с тел. А вот точные попадания в голову из любого огнестрела, нанося повышенный в разы урон, могут привлечь внимание остальных противников.

Вообще гады довольно активно реагируют на игрока. Они нас не только видят, но и слышат. Даже когда мы подкрадываемся, шум всё равно создаётся, что увеличивает уровень встревоженности у врагов — периодически следует остановиться и перевести дух. Также их можно отвлекать броском камня. На этом стелс-элементы фактически заканчиваются, но скрытность даже в таком виде функциональна и полезна.

Сниженному темпу игры способствуют ещё несколько факторов. Первый — тотальный в первой главе дефицит всего и вся: боеприпасов, расходников (включая бинты, всевозможные зелья и, конечно, алкоголь) и денег. Поэтому приходится мародёрствовать, обчищать каждый труп, доставая не только стволы и патроны, но и всякие перья, зубы, железы, которые можно продать. И, понятно, мы обследуем каждый уголок, таща в карман всё подряд, включая серебряные и золотые кубки и даже посуду. Иногда попадаются нычки, сундуки и сейфы, к которым нужны ключи и пароли.

Здесь наверняка что-нибудь найдётся.
Здесь наверняка что-нибудь найдётся.

Дело это не только полезное, но и увлекательное. Включается режим бомжа, который «пылесосит» карту не от хорошей жизни и всё равно каждый раз, как ребёнок, радуется любой ценной находке — и уж тем более если удалось открыть сейф или сундук. К тому же тут всегда можно наткнуться на разные склепы и лагеря, даже не обозначенные на карте.

Второй фактор, замедляющий геймплей, — манипуляции в инвентаре. Он ограничен, поэтому мы всё время что-то перекладываем, утрамбовываем, грамотно раскладываем по рюкзакам, дающим дополнительные ячейки. Да ещё и вручную приходится складывать зелья и боеприпасы одного типа, чтобы они не занимали лишнее место.

Предметы в инвентаре можно крутить, чтобы попытаться всё уложить.
Предметы в инвентаре можно крутить, чтобы попытаться всё уложить.

Кроме того, ограничены слоты под активное оружие — их всего два — и под расходники, которым отведены три горячие клавиши. В итоге постоянно приходится лезть в инвентарь, чтобы сменить активные пушки и зелья. И при этом ещё нужно учитывать, что топор, вместо которого вы решили взять лук, ещё должен поместиться в и без того забитом инвентаре. Кто-то посчитает это излишним реализмом, искусственно усложняющим игру, а кто-то, наоборот, этому только рад.

Проклятия, золото и пушки

Играть нужно вдумчиво, особенно в первом эпизоде. Враги сильны, а каждая гибель главного героя даёт ему проклятие, которое только усиливается с каждой смертью — так, у нас увеличивается шанс кровотечения или, например, резко снижается выносливость. Снять проклятия можно, если выполнить для духов определённые задания (найти столько-то перьев летунов, убить пять живых мертвецов и так далее) или выпить дорогущее зелье. А защититься от порчи можно, если заранее экипироваться особой золотой монетой.

За золотые монеты духи могут дать нам временные благословения.
За золотые монеты духи могут дать нам временные благословения.

К тому же после гибели мы возвращаемся к последнему убежищу, которых не то чтобы много. Там можно не только поторговать, но и отдохнуть — правда, это возрождает некоторых врагов.

Выживать в этой ситуации помогают не только выдержка, осторожность и меткость (здесь, повторю, особенно ценят попадания в голову), но и прокачка. Получая опыт за убийство врагов, мы набираем уровни и копим очки умений. Последних довольно много, и они реально полезны — увеличивают здоровье, выносливость, прирост опыта и урон от выстрелов в голову, снижают производимый шум и так далее.

Но ещё полезнее новые пушки. В игре много интересного оружия, а особенно ценны уникальные экземпляры с дополнительными эффектами. Тут есть лук, который наносит повышенный урон и не расходует боеприпасов, но при каждом выстреле ворует здоровье игрока. Есть, наоборот, вампирское оружие, высасывающее жизнь у врагов или накладывающее на них кровотечение.

Пушки различаются не только уроном, но и эффективной дальностью поражения.
Пушки различаются не только уроном, но и эффективной дальностью поражения.

Уже в самом начале у торговцев появляется револьвер, который увеличивает опыт при убийстве, позволяет быстрее перезаряжать оружие и наносит дополнительно аж 50 % урона определённому типу врагов. Стоит он, правда, раза в три больше, чем вы успели потратить на все покупки к тому времени, — это, естественно, только подогревает азарт и стимулирует копить дальше. А как вам винтовка «Пьяный мастер», которая увеличивает урон на 25 %, если персонаж выпивший, но при этом снижает выносливость на те же 25 %? К слову, среди расходников много выпивки, которая увеличивает одни показатели, снижает другие и всегда ухудшает видимость — персонаж шатается, у него всё плывет перед глазами.

А ещё есть артефакты с интересными эффектами. «Сердце вендиго» каждые 8 секунд восстанавливает одно очко здоровья, но снижает общие его запасы на 10 %, золотые часы позволяют замедлять время при прицеливании. А куриная голова позволяет выбрать, в каком убежище вы проснётесь после отдыха, — это бывает полезно, учитывая, что у торговцев в таких зонах разный ассортимент.

Польза от курения тут сомнительная.
Польза от курения тут сомнительная.

Дайте людям стелса!

Именно разнообразие оружия и снаряжения в основном и не даёт уснуть даже на поздних стадиях, во втором и третьем акте, где мы уже обзаводимся деньгами, расходниками и боеприпасами, а потому стелс отходит на второй план — можно действовать более открыто и агрессивно, в духе обычных шутеров.

Нет, враги всё равно попадаются сильные. Они тут разные: некоторые плюются ядом, другие призывают духов — это особенно вредные летающие черепа, в которых трудно попасть. Не говоря уже про боссов, которые всегда сильны. Под них надо подбирать особые зелья и патроны, которые, например, наносят повышенный урон тем же духам. Поэтому просто переть напролом здесь никогда не рекомендуется.

Недруги тут не умеют пользоваться лестницами.
Недруги тут не умеют пользоваться лестницами.

То есть играть всё равно довольно интересно, особенно учитывая, что стрельба и оружие реализованы отлично. Но было бы ещё интереснее, выдержи авторы ритм и баланс первой главы с её упором на стелс  в течении всей игры. Ведь обычных олдскульных шутеров в «пиксельных» тонах и без Blood West хватает.

 Blood West — хорошая игра: стильная, мрачная, сложная, со своим лицом и в атмосфере, и в геймплее. Просто она просела под грузом собственных масштабов, а удержать одинаковый уровень интереса на протяжении всех трёх эпизодов не смогла. Ценителям умных шутеров всё равно нужно играть, но предупреждаю, что в какой-то момент этот шутер может стать не таким уж умным.

Плюсы: мрачная, прекрасно выдержанная атмосфера; колоритные персонажи; непростой и увлекательный геймплей с упором на стелс — по крайней мере, в первой трети; обилие оружия, навыков и разных врагов; мир интересно исследовать; грамотная работа с графикой, стилем и музыкой.

Минусы: вялый сюжет; стелс постепенно уходит на второй план, и играть становится не так интересно; игра затянута.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Blood West

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
10 февраля 2022
188
3.8
63 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Что у них с названиями? Evil West, Hard West, Weird West, теперь Blood West? Как это можно запомнить:)

Ждём их сиквелы: Wild Evil, Wild Hard, Wild Weird и Wild Blood.

ну у произведений про Дикий Запад с незапамятных времен пихают West в название: Into the West, Westworld, Slow West, Man of the West, Wild Wild West, C'era una volta il West… и многие-многие другие «западные» произведения

наверно это как с интернет-рецептами из соц сетей. добавляешь аджику и все — сразу рецепт становится «что-то ПО-КАВКАЗСКИ!». вот тут тоже самое делаешь что-то про диккий запад — добавляешь West в название, чтобы все сразу знали что это игра про дикий запад(не важно серьезный или фантастический)

это всё типо одна вселенная потустороннего Дикого Запада с чертовщиной и демонами

да что там сложного, с первого раза завалил, главное не на пролом к нему переть а (после подсказки_) повернуть перед ним налево, и спуститься в пещеру, поломав ему «побеги» и начать с ним бой когда у него половина хп

На самом деле, странно, что разработчики не вспомнили про Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth.

Вестерн и лавкрафтощина? Shadows of Brimstone.

Очень сложно. Не могу первого босса убить… (( Не столько он сложен сколько утомителен путь до него.

Дропнул в самом конце, как я думал, игры, т.к. стало ну очень однообразно и скучно. А оказывается это был только конец первой главы, а дальше все ещё скучнее. Игра хорошо задумала, но слабо реализована в итоге

Читай также