27 июля 2023 27.07.23 7 11K

Oxenfree II: Lost Signals: Обзор

Ради красного словца

Первая  Oxenfree, увидевшая свет ещё в 2016-м, была одной из тех инди-игр, которые раздают даром во время акций в цифровых магазинах. Тем не менее произведение студии Night School отличали три интересные черты — визуальное оформление, мистический антураж, напоминающий о произведениях Стивена Кинга (Stephen King) и сериале «Очень странные дела», а также механика непрерывного диалога, когда надо постоянно отвечать на чьи-то реплики, быстро выбирая один из предложенных вариантов. После стольких лет все три особенности перекочевали в сиквел, вышедший под эгидой Netflix. Предлагает ли он заодно что-нибудь новое?

 

Возвращаться в места, где родился и вырос, бывает очень тяжело. Сразу накатывает шквал эмоций, вспоминаются давнишние ссоры с родителями и причины ухода из дома, а ещё бывшие одноклассники и преодоление первых проблем взросления. Но девушка по имени Райли приехала в городок Камена на побережье штата Орегон не для терзаний о былом — её привела сюда работа. Компания, исследующая воздействие разных видов излучения на окружающую среду, наняла её, чтобы разместить в горах специальные приборы. По словам заказчиков, эти вышки помогут изучить загадочные частоты, мешающие нормальной работе радиостанций на пролетающих мимо самолётах.

Обстановка в доме как бы намекает: здесь живёт парень с приветом, но совершенно беззлобный.
Обстановка в доме как бы намекает: здесь живёт парень с приветом, но совершенно беззлобный.

В напарники Райли получает Джейкоба — местного недотёпу и собирателя легенд о призраках, который коротает вечера в унаследованном доме, крутит ручку радио в поисках зелёных человечков и лепит глиняных женщин за неимением настоящих. А ещё он не затыкается. Болтает обо всём подряд — иногда по делу, а порой просто так, чтобы вставить в разговор мешок междометий пополам с нытьём. В какой-то момент это начинает бесить. Но… странное дело: после установки первой антенны на мысе Кейбер, когда героиня начинает застревать во временных петлях, ловить на радио голоса призраков, видеть собственное прошлое и будущее, даже такая компания кажется лучше, чем блуждание по горам да лесам в одиночестве. Самого жалкого со времён Джа-Джа Бинкса персонажа это легитимизирует, но химии между ним и Райли, увы, не создаёт.

Зато история раскрывается с неожиданной стороны. То, что начиналось как мистический триллер о душах, застрявших в аномалии между жизнью и смертью, перерастает в очень личный рассказ. Мы больше узнаём о Райли и её мотивах, встречаем людей, которых она утратила, а заодно тех, кого ей только предстоит обрести. Например, когда в одном из флешбэков она сталкивается с той же проблемой воспитания, которую раньше решал её отец, это трогает за живое. Сценарий пытается подлить масла в огонь: то сюжет о таинственной секте ввернёт, то сыграет на жалости к подросткам, вытворяющим всякую дичь. Но такое нагнетание атмосферы кажется излишним и, более того, мешает проникнуться драмой героини.

Как только из ниоткуда возникают предметы и люди, которых здесь не должно быть, Райли понимает, что она снова угодила в потусторонний мир.
Как только из ниоткуда возникают предметы и люди, которых здесь не должно быть, Райли понимает, что она снова угодила в потусторонний мир.

В сюжете присутствует и связь с событиями первой Oxenfree — из Камены даже виден остров Эдвардса, где происходит действие оригинала. Проходить его для понимания того, что творится во второй части, нет нужды — игра и так вводит в курс истории о подлодке «Каналоа», подбитой в 1943-м, но не погибшей до конца. Здесь тоже хватает депрессивных моментов, сердце вздрагивает от чужих голосов в эфире, разработчики не чураются даже пошлых скримеров — как, например, в пещерах. Но теперь интрига не вертится вокруг тайны призрачного экипажа, а посвящена личности героини. Мы выясняем, почему в неприятности попала именно она и зачем ей всё это приключение.

Работает ли магия первой части?

Сюжет сюжетом, но интересно оценить и прогресс Lost Signals по части геймплея — всё-таки две игры разделяет пауза в семь лет. Начнём с главного. Если в арсенале подростков на острове Эдвардса был радиоприёмник, ловивший потусторонние голоса и помогавший решать головоломки, то Райли в придачу к нему таскает ещё и рацию. На её каналы назначены собеседники, с которыми можно пообщаться почти в любой момент. На седьмом, скажем, сидит Эвелин — представительница той самой компании, где героиня получила работу, а на пятом — рыбак и знаток Камены по имени Ник. То и дело из динамика доносятся переговоры людей, о которых сразу не скажешь, призраки они или живые, но это второстепенная деталь антуража.

Никуда не делось и «рисование» треугольников путём перебора частот на приёмнике.
Никуда не делось и «рисование» треугольников путём перебора частот на приёмнике.

Что касается головоломок, то прежние трюки остались на месте: здесь крутим ручку радио, чтобы вызволить одержимого человека, там — носимся по локации, ища ответы на загадки, озвученные в эфире. Есть обычная для жанра возня с предметами — вроде влезания в дом при помощи лестницы, которую надо приставить к открытому окну. Иногда попадаются весьма интересные и при этом несложные задачи. Например, в шахте временной разлом позволяет использовать по назначению лифт, который в обычной реальности давно сломан. Не то чтобы от такого решения веяло свежестью (привет,  Singularity), но всё равно приятно. Отдельно отмечу пазл, где надо двигать четыре ползунка и собирать на экране геометрическую фигуру. Здорово придумано!

К сожалению, на подобную интерактивность Oxenfree II крайне скупа. На местности банально не с чем взаимодействовать: даже если поначалу вас тянет всё изучать и высматривать мерцающие секреты, через пару часов это желание отпадёт напрочь. А главная трудность, с которой придётся столкнуться, — чудовищная затянутость. Прямых путей нет, да и не все имеющиеся открыты: то от вас требуют раздобыть снаряжение для альпинизма, то необходим апгрейд средств связи. Герои еле плетутся по извилистым тропкам, постоянно куда-то возвращаются, проваливаются в галлюцинации, карабкаются по скалам, причём в моменты «важных переговоров» они замедляются ещё сильнее.

На старте вам дают карту с выбором точек, где можно разместить четыре вышки, — казалось бы, намёк на вариативность. Но посетить эти места в произвольном порядке нельзя — идём только туда, куда нас ведёт сюжет. Бэктрекинг и пустая болтовня мешают наслаждаться тем хорошим, что всё-таки есть в произведении Night School. И что же мы получили вместо прогресса, на который у сотрудников студии явно были силы и время? Первая Oxenfree впечатляла оригинальностью идей и оформлением — настолько, что именно с неё началась рубрика «Зря пропустили». Тогда как вторая, точно такая же по стилю, утратила эффект новизны и не предлагает ничего взамен.

Повторно в ту же реку

Как игра  Oxenfree II, конечно, безнадёжный отстой. Ни пара занятных головоломок, ни выбор фраз в разговорах, ни прямое управление героиней не делают это произведение интересной игрой. Впрочем, актёры здесь работают на совесть, имеется полный психологизма сюжет, а ещё, если вы вдруг незнакомы с событиями оригинала, мистическая история с петлями времени и призраками наверняка привлечёт ваше внимание.

Но чем дольше блуждаешь по окрестностям вымышленного городка, тем назойливее мысль: что если разработчики сделали это не ради искусства, а чтобы срубить деньжат на скорую руку? Ну, пока первую часть хоть кто-то помнит, а в творческое чутьё Netflix ещё верят. Вот так загадка — почище всякой чертовщины на радиоволнах.

Плюсы: история героини берёт за живое; актёры озвучивания стараются; есть простые, но интересные задачи на логику и интуицию.

Минусы: затянутое всеми известными способами прохождение; обилие пустой болтовни с не самым харизматичным напарником; на большой карте, по сути, нечего исследовать.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Oxenfree II: Lost Signals

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | NSW
Жанры
Дата выхода
12 июля 2023
200
4.0
22 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Я удивлен что игра доступна в Steam для ру региона. Я думал её сразу заблокируют (как остальные их игры).

Как же жаль, в своё время я в первую часть играл с интересом, думал будет достойное продолжение

не, продолжение так то достойно, просто если тебя в первой части наскучивал бэктрекинг, то эта часть тебе не очень зайдёт. А в плане сюжета всё более менее приходит к точке, притом авторы прям постарались сохранить дух оригинала, а в дневниках они рассказывали суть разработки

Отличный обзор, первая часть очень зашла, все жду скидки на вторую.

Да, это хорошо, хотя это все-таки инди сегмент, им нету смысла ограничивать и так не очень большую аудиторию.

Вполне сойдёт, так как первой части, при всей её затянутости и необходимости дважды проходить игру, мне оказалось мало, хочется ещё.

только вот перевода специально не завезли

Читай также