8 июля 2023 8.07.23 21 19K

Front Mission 1st: Remake: Обзор

Хороший ремейк, который мог бы быть лучше

О серии Front Mission слышали многие, и все знают, что в основе своей это серия тактических RPG про сражения на больших шагающих роботах (тут они называются ванзерами). Но далеко не все играли в первую часть, которая вышла ещё в 1995 году в Японии и только этим летом, в формате ремейка, добралась до международного релиза на ПК, а также на обоих последних поколениях PlayStation и Xbox. Так что же, это стоило ждать?

 

Чисто японские игры?

Первая часть  Front Mission стартовала только в Японии на Super Famicom. В 2003 году дополненный и расширенный ремастер от Square Enix под названием  Front Mission 1st посетил PlayStation в Стране восходящего солнца (сейчас мы получили ремейк именно этой версии). Лишь спустя четыре года игра впервые появилась в США — в версии для Nintendo DS.

Вообще, выпуски этой франшизы частенько не покидали Японию, хотя спрос на них был всегда, и фанатским группам приходилось выпускать собственные переводы.  Front Mission 2 так и не вышла за пределами исторической родины. Та же участь постигла  Front Mission 5: Scars of the War, посетившую PlayStation 2 в 2005-м, и мобильную серию  Front Mission 2089. Четвёртая часть появилась на первой PlayStation в США в 2004-м. И лишь  Front Mission 3 в 2000 году получила полноценный международный релиз (то есть в Европе тоже) на первой «плойке» — она до сих остаётся, пожалуй, самой популярной во франшизе.

Так выглядела первая часть серии.
Так выглядела первая часть серии.

Хотя с некоторых пор определение «популярный» едва ли применимо к играм серии. После пятой части начались странные метания, в том числе между жанрами.  Front Mission Online, обернувшаяся шутером от третьего лица, просуществовала лишь три года.  Front Mission Evolved в 2010-м выступила в том же жанре и стала откровенным середняком. А стелс-экшн  Left Alive (2019), действие которого разворачивается во вселенной Front Mission, и вовсе обернулся позором и мусором.

Что остаётся делать в такой ситуации? Конечно, переходить на ремейки собственной классики, первым из которых и стал  Front Mission 1st: Remake.

Модно, современно, удобно

Понятно, что игра выглядит куда лучше, чем оригинал. Графика, конечно, не самая современная, но вполне приятная и местами детальная — во время сражений даже видно, как мимо наших боевых роботов пролетают экзотические птицы. То же самое с саундтреком — его перезаписали: композиции те же, но звучат они более современно, естественно и без «чиптюновости».

Это уже  ремейк.
Это уже ремейк.

Авторы также переработали интерфейс, сделали более современными навигацию, управление и камеру, которую можно крутить, приближать и поднимать в небо, что для обзора поля боя очень даже удобно. Появилась и тактическая карта, которая даёт самый полный обзор ситуации и показывает местоположение всех участников сражения.

Впрочем, ценители старины и желающие оценить первую часть в оригинальном виде могут отказаться от всех этих современных удобств и играть в классическом режиме с фиксированной камерой. Точно так же можно слушать и оригинальный саундтрек. А вот возможность пропускать анимации, чтобы бойцы мгновенно ходили и атаковали, после десятка боёв понравится всем.

Классический режим.
Классический режим.

История по разные стороны баррикад

Сюжет и геймплей остались практически без изменений. История разворачивается в 2090 году на вымышленном острове Хаффман, который никак не могут поделить Соединённые Штаты Нового Континента (USN), включающие страны Северной и Южной Америки, и Кооперативный Союз Океании (OCU) — альянс стран Юго-Восточной Азии и Австралии. После серии пограничных инцидентов между ними началось полномасштабное противостояние.

Для сеттинга франшизы это основополагающий конфликт, хотя в других играх действуют и другие выдуманные государства, имеющие вполне реальные аналоги, — местные Европа, Африка и Китай. СНГ с Россией во главе здесь превратился в Республику Зафтра (Republic of Zaftra).

В этом мире постоянно кто-то атакует чужие города.
В этом мире постоянно кто-то атакует чужие города.

Я так подробно об этом рассказываю потому, что для этого сеттинга характерно сочетание вот таких подробно выписанных политических конфликтов и событий с личными драмами конкретных героев. И особенно это заметно как раз в первой и третьей частях. В ремейке Front Mission 1st, как и в оригинале, представлено две кампании. В первой мы играем за капитана OCU Ройда Клайва, который в первой же миссии в прямом эфире слышит, как гибнет попавшая в засаду коллега и любимая женщина по имени Карен.

После этого он уходит из регулярной армии и становится наёмником. Но спустя некоторое время начинает работать на группу солдат удачи, которые сотрудничают как раз с армией и помогают освобождать занятые врагом территории — а всё потому, что ему пообещали помочь найти виновных в гибели Карен. Потом к ним присоединяется девушка, сообщающая, что недавно общалась с Карен в госпитале. В свою очередь, девушка ищет родного брата.

Вторая сюжетная кампания рассказывает об офицере USN Кевине Гринфилде, возглавляющем одно из подразделений спецназа. Кампания более сложная, о чём сразу предупреждают авторы, и в первой же миссии мы сталкиваемся с боссом, которого я с трудом одолел на нормальном уровне сложности (первую кампанию за OCU проходил на «харде»).

Если наёмники могли в городах посещать бары и зарабатывать деньги в боях на арене, то во втором сценарии у нас поначалу суровые армейские будни — казармы, обсуждение следующей миссии и приказ выдвигаться наутро. Но и здесь, конечно, нашлось место для весьма неожиданных поворотов и для лирики — после первой миссии Кевин говорит о любви к девушке, возглавляющей второе подразделение спецназа. 

Обе кампании показывают события с разных сторон, но при этом связаны — и для полного понимания происходящего, конечно, нужно пройти оба сценария. Тем более что здесь хватает интересных событий и харизматичных бойцов — в этом смысле игра мне напомнила  Jagged Alliance 2.

Мой ванзер — моя крепость!

А вот непосредственно геймплей покажется вам знакомым, если вы играли в  BattleTech, — в пошаговых сражениях участвуют большие роботы, которых за заработанные в боях деньги можно всячески модифицировать. Каждому ванзеру мы приобретаем и устанавливаем разные части механического тела — основную броню, левые и правые руки-ноги, центральный процессор. Кроме того, отдельно настраивается оружие на каждую руку и каждое плечо.

Мы также вольны менять цвет и имя каждого меха.
Мы также вольны менять цвет и имя каждого меха.

Можно совершенно свободно экспериментировать — вариантов масса. Главное, уложиться в общий бюджет (ведь в нашем распоряжении много бойцов — доходит до 10 с лишним) и не превысить вес — как и в BattleTech, перегруз не позволит роботу покинуть гараж. У каждой части есть свои характеристики, и это не только вес. Некоторые части не позволяют устанавливать на них никакое другое оружие, так как изначально идут, например, с предустановленной винтовкой.

Но самое важное — защита и число хитпоинтов. Потому что уничтоженная в бою центральная броня сразу выводит ванзера из строя, а отстреленные руки не позволят использовать оружие. Последнее делится на ближнее, среднее, дальнее и многоцелевое, и каждое также отличается множеством параметров. Бойцов можно специализировать на разном оружии и в принципе разной тактике. Главное, учитывать, что изначально у всех солдат характеристики ближнего, среднего и дальнего боя равны, но по мере использования той или иной пушки эти показатели получают разное количество опыта и медленно, но верно растут.

Вот тут у врага вообще все показатели по нулям, и сейчас он взорвётся.
Вот тут у врага вообще все показатели по нулям, и сейчас он взорвётся.

Для понимания ситуации важно также знать, что ноги дают разное количество очков передвижения, гранатомёты и ракетницы имеют ограниченный боезапас, а центральный процессор помимо прочих характеристик влияет на уклонение ванзера. Учитывая всё это, в магазине и гараже можно надолго зависнуть, кастомизируя машину отдельно для каждого бойца. А ведь есть ещё и расходники, которые включают не только аптечки, но и мины, разные гранаты…

И тут же, в городе, можно опробовать конфигурацию каждого ванзера в боях на арене. Это очень удобно — можно и денег подзаработать, и персонажа подкачать, и сразу определить, насколько жизнеспособной получилась машина.

 Бои на арене проще по геймплею, но более эффектны.
 Бои на арене проще по геймплею, но более эффектны.

Тактика Save — load

Сами пошаговые сражения получились вполне интересными и с разными задачами — то конвой надо защитить или журналиста, то за 10 ходов уничтожить все батареи ПВО. Практически всегда врагов больше, и они атакуют с разных сторон — нам важно грамотно распределить свои силы, разбив их на несколько тактических групп или же действуя единым кулаком.

Однако некоторые моменты показывают, что перед нами всё-таки морально устаревшая тактика, которой не хватает ряда инструментов. Слабо используются высоты, атаки с флангов и в тыл не наносят особых критических повреждений (понятия «критический урон» я вообще не нашёл). У оружия нет перегрева, как в той же BattleTech. Нет разрушений на уровнях — мехи взрываются довольно эффектно, но без последствий для окружения.

А самое главное, возможность прицельной стрельбы по разным частям вражеского тела открывается где-то по достижении персонажем 14-го уровня, когда можно выбрать соответствующее умение. В моём случае долгое время таким счастливчиком оставался только главный герой первой кампании, а все остальные по-прежнему наносили повреждения рандомно.

И почему опытные наёмники не могут изначально хотя бы просто прицеливаться в разные части вражеского робота? Выглядит нелогично. Приходится частенько пользоваться магией Save — load, чтобы твой подопечный всё-таки попал в почти сгоревшую центральную броню, а не палил по целым рукам/ногам.

Рандомно определяется и вероятность уклонения. Так, во всяком случае, это выглядит. Понятно, что на ситуацию влияет соответствующий показатель врагов и союзников, а также их мастерство во владении оружием, которым атакуют. Кроме того, некоторые противники явно лучше уклоняются от выстрелов из определённых пушек.

Но здесь нет такого параметра, как шанс попадания, — он, во всяком случае, не выводится на экран. И в итоге зачастую сражения с особо сильными оппонентами на высоком уровне сложности сводятся к тому, что мы методом проб и ошибок, используя всё ту же перезагрузку сохранений, пытаемся выяснить, в каком положении и из какого оружия подопечный будет регулярно мазать, а в каком всё-таки соизволит попасть.

Да, есть ещё разные типы поверхностей, которые дают разный процент укрытия машины (чисто математически, а визуально это никак не показывается), но там небольшая разница, и это не слишком серьёзный инструмент. То есть чисто теоретически рычаги влияния на уклонения/меткость есть, но на практике всё сводится к частым промахам, мату (давно я так не ругался на косых подопечных!) и остервенелым попыткам с помощью перезагрузок добиться лучшего результата.

Интересно, что загрузка быстрого сохранения тут ещё является фактически читом и багом — после этого предыдущий ходивший юнит снова может делать ход. И вообще с технической точки зрения ремейк совсем не идеален — пару раз игра намертво зависала, а однажды я словил критический баг, мешающий прохождению второй кампании.

Front Mission 1st: Remake вызывает вопросы, но даже в таком виде и с устаревшей тактикой проект оставляет положительные впечатления и чувство тёплой ностальгии по играм детства и юности. Тем более что в сражениях есть место для тактики и далеко не всё сводится к «кастованию» загрузки. Однако в запланированных ремейках второй и третьей частей хотелось бы увидеть и более осязаемые корректировки в геймплее.

Плюсы: две интересные сюжетные кампании, показывающие события с разных точек зрения; яркие персонажи и личные драмы; большие возможности по кастомизации боевых роботов; интересные тактические миссии; игра стала более современной в плане графики, музыки, интерфейса, управления и камеры.

Минусы: тактика выглядит несколько устаревшей, а местами и душной; есть технические проблемы.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Front Mission 1st: Remake

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
30 ноября 2022
79
4.1
24 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Это значит что игра добралась до ПК и последних Плойках и Боксах. На свиче она вышла ещё в ноябре 2022

«Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW»

И зачем это в тексте, если есть этот раздел?

Очень затягивает, в ангаре и на арене можно пропадать часами.

Да и гринд тут очень простой, пару часов на арене и по итогу 20 лвл у наемников + 300к на балансе😅

Зачем писать, что проходил на «харде», если при этом активно пользовался save-load? Для экспериментов — ок, но абьюзить механику ради попаданий имхо не то, что стоит упоминания в обзоре..

А, все, разобрался, нет именно в турецком сторе

Странно, не нахожу игру в псстор. Хотя в иксбоксе она есть… кстати, всего 89 лир-почти даром

Сложно представить, сколько сотен часов я в детстве потратил на третью часть на PSP, это было волшебно.

Отдельно помню, что какой-то сюжетный момент давался мне с большим трудом и я заседал на арене, чтобы нафармить голды для улучшения ванзеров, возвращался в сюжет после улучшения, меня снова раскатывали и так я где-то полтора месяца возился. Не помню, я вроде этот момент так и не прошло

Спасибо за превью!

Я играл на первой Playstation, и игра подарила часов 300 радости.

Я помню, что там был один момент, когда в тренировке можно было фармить больше денег, чем позволяли позже.

И самым сложным моментом была миссия, где Риого надо было вылезти из ванзера. В итоге всегда сажал девушку, которая по сюжету присоединялась, в его ванзер, а потом менял их местами 😁

Ещё всегда вспоминаю о сейвах игры, где давали пощупать ванзер с лазерным оружием, и тот факт, что в «локализованной» версии эта и некоторые другие фишки игры были практически недоступны (на одном из сайтов, если не путаю, паролем было название ванзера, на котором проходишь обучение), так как локализация такие моменты не учитывала.

Есть у меня на диске.Начал играть но где то на середине игры игру заглючило и на том край.

Спасибо добрый человек, я не знал)

Точно! Миссия с пешими героями, вот дальше неë я тогда и не продвинулся, спасибо за напоминание!

Там есть классический режим, в котором с отдаленной камерой все выглядит вполне себе неплохо)

так или иначе это все лучше, чем версии на ps1 или snes (nds)

Когда пошло перечисление разных игр франшизы, я уж понадеялся, что Front Mission Alternative будет упомянута. Но нет. Как же давно это было, а ведь я её тогда прошёл, хоть она вся на японском. Даже не верится...

ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ.что нельзя было что ли сделать полноценный ремейк и осовременить хотя бы как это было в пятой части, потому что что я вижу это вазюкание игрушками в песочнице, вид Ванзеров вообще удручает как я уже говорил они похожи на пластиковые игрушки, даже в третий части они выглядели гораздо лучше

в формате ремейка, добралась до международного релиза на ПК, а также на обоих последних поколениях PlayStation и Xbox. Так что же, это стоило ждать?

В тексте пропущена инфа, что игра также на свиче вышла

Игра, состоящая из боёв на 95%, у которой эти самые бои являются лютым говном заслуживает «похвально»?!

Читай также