9 апреля 2023 9.04.23 58 81K

Обзор фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров»

Лучшая экранизация D&D?

Задуманный ещё в 2013 году и в итоге снятый за пять месяцев фильм «Подземелья и драконы: Честь среди воров» за первый уик-энд в США собрал $38,5 миллиона и стал лидером проката, обогнав даже четвёртую часть «Джона Уика». И теперь картину режиссёров Джона Фрэнсиса Дейли (John Francis Daley) и Джонатана Голдштейна (Jonathan Goldstein) многие называют лучшей экранизацией культовой настольной системы Dungeons & Dragons. Она действительно такая крутая?

 

Категория Б для фильмов по D&D?

Ну, на самом деле все знают, что лучшее кино по D&D — это сериал «Очень странные дела», где помимо лысой паранормальной девочки главные роли исполняют типичные ботаны и заядлые фанаты настольной Dungeons & Dragons, столкнувшиеся в реальной жизни с монстрами максимального уровня. Здесь много отсылок к настолке, а в четвёртом сезоне показано, как в 80-х многие относились к её поклонникам — считали их сатанистами и сектантами.

Про лучшую экранизацию это, конечно, отчасти шутка — сериал всё-таки совсем про другое. Но он действительно передаёт мальчишеский азарт типичного гика, когда игра объединяет единомышленников, становится частью тебя, а потом ты и в реальной жизни готов сражаться со злом даже с помощью электрогитары, жаря на ней Master of Puppets.

 

Пожалуй, лучшая сцена во всём сериале.

А вот фильмы по официальной лицензии Dungeons & Dragons уже не про саму настолку и игру в неё, а про события, творящиеся в этих мирах. Вышедшая в 2000 году картина «Подземелье и драконы» режиссёра Кортни Соломона (Courtney Solomon) была смесью комедии и эпичного мрачного фэнтези, где за юмор в основном отвечал Марлон Уэйанс (Marlon Wayans), звезда «Очень страшного кино», а за мрак и пафос — драконы и харизматичные злодеи в исполнении Джереми Айронса (Jeremy Irons) и неподражаемого Брюса Пэйна (Bruce Payne), одного из лучших киношных плохишей в индустрии («Горец: Конец игры», «Чернокнижник 3: Последняя битва», «Книга мёртвых»).

 

Олдовые фанаты D&D ворчали на фильм из-за расхождений с каноном (роль Марлона Уэйанса, конечно, выбивалась из него), но лента собрала неплохую кассу и в целом смотрелась бодренько. А вот более «трушный» сиквел, Dungeons & Dragons: Wrath of the Dragon God («Подземелье драконов 2: Источник могущества») в 2005 году громко провалился и был бы совсем уныл, если бы не всё тот же Брюс Пэйн и проклятая его героем волшебница Мелора в исполнении прекрасной Клеменси Бёртон-Хилл (Clemency Burton-Hill).

Лучшее, что есть в этой картине.
Лучшее, что есть в этой картине.

Через семь лет вышла третья часть, Dungeons & Dragons: The Book of Vile Darkness («Подземелье драконов 3: Книга заклинаний»). Юмора, как и в предыдущем фильме, там не было, зато были концентрированное тёмное фэнтези и такой знакомый для всех, кто играл в классические партийные RPG, зачин: кинувшийся искать похищенного отца герой у первой встречной проститутки получает нужную зацепку, покупает в лавке авантюриста броню, зелья и мощный меч Порочности, а потом идёт в таверну общаться с группой хаотично-злых наёмников-убийц. Получилась лаконичное кино с парой эпичных сцен, выразительными напарниками и небанальной историей любви.

 

AAA тоже есть в лексиконе!

«Подземелье и драконы: Честь среди воров» стала перезапуском кинофраншизы. Картина рождалась тяжело — были судебные споры по поводу прав, несколько раз переписывался сценарий, и всё в итоге затянулось аж на 10 лет. Но сам фильм получился не вымученным и натужным, а на удивление лёгким, искрящимся юмором и позитивом.

Он, конечно, на голову выше, качественнее и эпичнее всех предыдущих лент (лучшей из них я считаю самую первую), что совершенно неудивительно — бюджет перезапуска составил $150 млн, а это в 2 раза больше, чем деньги, потраченные на производство всей оригинальной трилогии.

Но при этом «Подземелье и драконы: Честь среди воров» аккумулирует лучшие стороны предшественников. Тут вам и комедия, и эпичность, и мрачное тёмное фэнтези, за которое отвечают Красные волшебники Тэя. Только всё это сделано ожидаемо мощнее.

Есть, конечно, и сражения с драконами (точнее, с одним). Эта уморительная сцена с толстым, катящимся по земле ящером, похожим на перекормленного котика, одна из лучших в фильме — давно я так не смеялся при просмотре кино. А уж эпизод с мертвецами, которых поднимают из могил ради сеанса вопросов и ответов, и вовсе шедевр.

 

Это я к тому, насколько здесь всё лучше и мощнее. Не хватает разве что Брюса Пэйна и какой-то сексуальности, что ли, неизменно сквозившей во всех прошлых фильмах. Нет, Мишель Родригес (Michelle Rodriguez) и София Лиллис (Sophia Lillis), известная по дилогии «Оно», тоже, конечно, красотки, но в полном соответствии с текущей повесткой одеты они максимально практично и не сверкают бронелифчиками — в новом фильме по D&D нет сексуальной объективации женщин. А хотелось бы хоть чуточку…

Неканоничный канон

При этом картина «Подземелье и драконы: Честь среди воров» далека от канона в плане сюжета и некоторых других моментов. Естественно, авторы старались соответствовать лору. Действие разворачивается в городе-государстве Невервинтер, одном из трёх ключевых на Побережье Мечей. Главный герой, бард Эджин в исполнении Криса Пайна (Chris Pine), принадлежит к арфистам. На стороне зла привычно выступают Красные волшебники Тэя. Печать на сокровищницу Невервинтера наложил знаменитый колдун Морденкайнен, и снять её можно только с помощью шлема Размыкания.

 

Творческая группа даже играла в настолку.

Среди ключевых персонажей присутствует симпатичная представительница расы тифлинг (хотя Дорик скорее похожа на типичную рыжую эльфийку, только с рожками). Есть даже до боли знакомые одноглазые бехолдеры и злобные сундуки с длинными языками.

В этом смысле фильм очень каноничный и верный лору. Но сама история о том, как вор и его подельница, вместе воспитывавшие девочку, пытаются вернуть ребёнка, которого их бывший соратник теперь считает своим, совершенно нетипична для классических историй в мире D&D и подходит больше для голливудской экшн-комедии, коей фильм, по сути, и является.

Для тифлинга не хватает демонического блеска в глазах.
Для тифлинга не хватает демонического блеска в глазах.

Огромные праздничные воздушные шары с изображением Хью Гранта (Hugh Grant) над городом и переговаривающиеся по рации герои тоже смотрятся диковато. А использование телепортирующей палочки больше напоминает магические упражнения из «Гарри Поттера».

Но это всё равно забавно, потому что перед нами и есть яркий голливудский фильм. Причём с шикарными актёрами — Дэйзи Хэд (Daisy Head), сыгравшая Красную волшебницу Софину, и Хью Грант особенно хороши, а когнитивный диссонанс от того, что персонаж Гранта прилично старше остальных, но всё равно метит в ту же лигу бодрых авантюристов, если и возникает, то ненадолго.

Примерно то же и с Крисом Пайном — исполнителю роли капитана Джеймса Кирка из трилогии Star Trek уже 42, и это заметно. Но в роли седеющего барда, переживающего за дочурку, он вполне убедителен. Резво драться и прыгать уже не пытается, зато смотрит в глаза со значением и толкает мотивационные речи.

150-миллионный бюджет пошёл не только на гонорары звёздам (не забывайте ещё про Мишель Родригес!), но и на технологии и в целом постановку. Спецэффекты и эпические сцены тут выглядят дорого, а эпизод, где тифлинг-оборотень убегает от Красной волшебницы, сделан круто не только технологически, но и в плане постановки.

А на фоне того, как реализованы здесь сражения, драки из предыдущих фильмов по Dungeons & Dragons кажутся неуклюжей вознёй толкинистов, вооружённых деревянными мечами. Та же Мишель Родригес избивает врагов так, что и Джон Уик мог бы взять у неё пару уроков.

И при всей этой гипертрофированной комедийности и почти цирковой зрелищности, в фильме нашлось место для берущей за душу (пусть и тоже голливудской) драмы. Думаю, многие всплакнули, когда герою Криса Пайна в финале пришлось делать непростой выбор.

 

Авторы креативно продвигают фильм.

Так это действительно лучший фильм по Dungeons & Dragons? С одной стороны, культовый сеттинг тут используется лишь как костыль, фон для совершенно неканоничной голливудской экшн-комедии. И даже несмотря на обилие отсылок к лору, люди едва ли толпами побегут знакомиться с настолкой — скорее, будут ждать новых экранных приключений барда Эджина и компании, на которые уже намекали авторы.

С другой стороны, это действительно самое комплексное и качественное киновысказывание по D&D, где мы видим и комедию, и драму, и яркие сражения, и специфические фетиши сеттинга вроде языкастых сундуков. Это кино вполне может и должно оживить интерес к франшизе — а там, глядишь, и что-то более каноничное появится. Пока же ждём обещанный сериал и скачиваем листы персонажей для настолки.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Фильм — огонь! Давно так не смеялся в кино, а экшен так вообще великолепен! Авторы по полной используют то, что это магический мир с множествами возможностей и от этого я, прям, кайфанул. Ходили, как раз, кампанией, которой вместе играем в настольное днд и все остались очень довольны после фильма.

Не соглашусь, что DnD в фильме лишь фон и костыль. Все два с чем-то часа ловил себя на мысли, что это буквально чей-то кампейн перенесенный на экран. Сам сюжет с постоянно возникающими второстепенными квестами (выведать информацию с помощью навыков друида, найти информацию о предмете, персонаже, найти артефакт в Подземье и т.д), схожие ситуации, во время которых я вскликивал:«О! Да мы точно так же с мертвыми общались и пытались заболтать стражу/судей, на ходу придумывая историю и план побега», то, как в повествование встроено раскрытие предыстории сопартийцев, когда вы буквально по дороге куда-то заходите и ждете пока один поболтает с нпс из своего прошлого, момент, когда кто-то буквально случайно вспоминает про завалявшийся артефакт в заднем кармане левой пятки, который всё это время был абсолютно бесполезен, но сейчас превратился в deus ex machine, спасающий ваши жизни. Всё это создает дух самой игры в ДнД, а не просто перенесенный ЛОР.
Всегда возможно, что это просто фанбойские слюни и всё перечисленное просто удобные сценарные шаблонные ходы, но удивительным образом сам фильм отлично лег на мой игровой опыт

Разве порталы не были ссылкой но Portal? По крайней мере мне так показалось

Кирилл, позвольте офтоп вопрос. Будет ли обзор на третью часть Atelier Rysa?

Фильм очень понравился. Во многом из-за того что в кино я последний раз был уже не помню когда, а уж на хорошем фентези тем более.

Я не шарю за днд и знаком с ней только по мемам и по видосам 1 for All, поэтому каких то претензий по лору к фильму не имею и для меня всё смотрелось лаконично, даже палочка портал и магические рации (магия же, почему бы и нет).

Сюжет достаточно прикольный, эдакие друзья Оушена, но про фентези. Лишних персонажей нет, у каждого своя роль, каждый делает для сюжета что то важное и замечательно.

Актёры шикарные все. Хью Грант по жизни красавчик и тут тоже традиционно крут. Крис Пайн тоже самое. София Лиллис няшка и вообще лучший персонаж. Мишель Родригез не люблю по жизни, но вынужден признать что играть варвара ей самое то, поэтому тут зашла как влитая. Грамотный кастинг! Даже Джастис Смит, которого я видел только в Quarry и игравший там самого деревянного и унылого персонажа, здесь играет вполне живо и весело, грамотная режиссура, видимо.

В общем давно я так с кино не кайфовал. Хочу сходить ещё раз даже. Жду и надеюсь на сиквел. Хочется верить что получится качественная и весёлая франшиза.

Пару уточнений:

Я не видел ни одного бехолдера за весь фильм. Подскажите, где его нашли. Зато в финале были желекуб и уйма ускользающих тварей. Или это была только одна тварь?

И печать наложил не лично сам Морденкайнен, а кто-то другой, вероятно красная волшебница Софина. Просто защита называется «Печать Морденкайнена». Это ка метро строил не сам Ленин, но назван в его честь.

А вот то что из Подземья не показали ни одну расу, это конечно булыжник в их огород.

Сегодня сходил на Подземелья. Отличное кино, легкое, веселое и даже всякую повестку не сказать, чтобы пихают. Благо и вселенная DnD позволяют отлично обыграть и черных рыцарей, и глупых баб-воительниц (серьезно, лучшая роль Родригес за последние лет 10, ей отлично идет таких играть).

Куча отсылок для знающих (сам не большой спец по DnD, но Врата Балдура и Невевинтер не мог не навеять старые воспоминания). Все основные актеры хорошо играют, особенно похвалю Криса Пайна и красавицу Софи Лиллис.

Графика тоже отличная, явно не экономили на ней и все отлично отрисовали при том, что локаций действительно много.

Давненько в кино не было такого легкого и веселого кино (если не считать Главного героя и Быстрее пули), особенно в жанре фентези. Так что однозначно рекомендую.

Ну, хотя бы они живы в полном составе. И вроде как остались таковыми к финалу фильма)

Полностью согласен, примерно так и проходит большинство кампаний в днд. Последний бой был сделан так подробно, что сразу понял какие заклинания использовались, где сбивалась концентрация.

Имеются ввиду Забытые Королевства. Его считают дефолтным сеттингом для ДнД. Почему? Традиция, которая сложилась из-за многих факторов, в том числе из-за популярности Сальваторе.

Хотя конечно в Книге Мастера и Книге Игрока для ДнД5е упоминаются и Торил(Забытые королевства) и Эберрон и другие миры, каждый со своим лором и географией.

Она друид, и для друида-тифлинга выглядеть так, как выглядит она — весьма аутентично, имхо. Было бы странно, будь полудемоница с алой кожей, как из «1 for all», любительницей деревьев и животных.
А ты в который раз душнишь. Сочувствую твоим игрокам.

Я так порадовалась их появлению в фильме)

А потом подумала, что они так и не выбрались обратно в свой мир за эти годы и как-то грустно стало х)

Фильм клевый, пусть и сюжет предсказуемый. Очень понравилась магия в фильме, разнообразная и зрелищная.

ну это же лишь один из видов тифлингов, они могут быть и с яркой красной кожей и темнокожими и белыми, как люди. Поэтому не вижу проблем. Вон кожа эльфов может быть медной, бронзовой и с голубовато-белым отливом, но никто же не против обычным блондинов с длиными ушами, хотя это по сути тоже «дёшево» в отличии от перечисленым мною выше...

Читай также