21 декабря 2022 21.12.22 34 68K

Potion Craft: Alchemist Simulator: Обзор

Ранний выход из раннего доступа

Играли на Microsoft Xbox Series X | S

Сразу скажу: я познакомился с  Potion Craft после выхода версии 1.0.1 — у нас не нашлось человека, который бы играл в раннюю версию и хотел написать обзор релизной. Однако, прочитав превью Катерины Краснопольской по раннему доступу, я обнаружил, что кардинально с тех пор ничего не изменилось.

Точнее, контента наверняка добавили немало… но недостаточно. Поэтому здесь я не буду много восторгаться необычной механикой зельеварения и заострю внимание на недостатках, ведь игра уже добралась до релиза, а значит, поблажек быть не должно. Надежда на светлое будущее тем не менее остаётся.

 

Не смотрите, что трейлер приурочен к релизу в раннем доступе, — сейчас Potion Craft выглядит точно так же.

Это база

Вы — начинающий алхимик, который, странствуя по миру, находит на окраине безымянного города заброшенный старый дом. Внутри прежний владелец заботливо оставил алхимическое оборудование, поэтому наш предприимчивый протагонист решает превратить здание в лавку зелий.

На этом повествование заканчивается, и начинаются будни алхимика-торговца. Общая цель — пройти 10 глав, в каждой из которых нужно выполнить все задания (как правило, связанные с варкой зелий), чтобы перейти к следующей.

С каждой пройденной главой появляются новые посетители, виды заказов, основы зелий, торговцы и покупаемые предметы. И всё это — без сюжета.

В игре есть обучение, а если вы что-то забудете, всегда можно открыть справочник.
В игре есть обучение, а если вы что-то забудете, всегда можно открыть справочник.

Жизнь на пяти экранах

Для ведения бизнеса придётся бегать по своему дому, переключаясь между пятью экранами. Где-то вы будете проводить почти всё время, а где-то — делать всего несколько кликов раз в 10–15 минут.

Разумеется, в основном вам предстоит варить зелья в лаборатории — размалывать ингредиенты в ступке, помешивать их ложкой в котле, подливать в него воду и раздувать огонь мехами. Это довольно залипательное занятие: пестик в лучших традициях АСМР постукивает о стенки каменной ступки, а компоненты поддаются измельчению в разной степени — травы и грибы быстро превращаются в кашицу, а кристаллы приятно похрустывают.

Реже вы будете наведываться к прилавку, чтобы обслужить клиентов, и нечасто — в подвал с алхимической машиной для создания реагентов (философский камень на месте) и солей, что помогают при варке зелий.

Меньше всего внимания уделено чердаку и саду. Первый — это просто визуализация кнопки «Лечь спать»; второй — что-то вроде «Весёлой фермы», где можно только собирать плоды. Создаётся впечатление, что эти локации должны быть функционально важнее, но авторы не успели раскрыть их потенциал.

По воле страха и мечты изобретаю эликсир

Инструменты выполняют разные функции на алхимической карте, где нужно проложить маршрут к определённому эффекту, который получит будущее снадобье. Давайте для ясности опишу этот процесс поэтапно:

  1. Вы выбираете ингредиенты, каждый из которых позволяет пройти разный путь (например, в виде змейки, зигзага или банана). Чтобы добраться до цели, надо комбинировать компоненты, однако они универсальны — можно изготовить простейшее зелье, обойдя при этом хоть всю карту.

  2. Измельчать ингредиенты в ступке необязательно, однако так склянка проходит дальше по намеченному пути. Большинство эффектов находятся достаточно далеко, поэтому работать пестиком придётся постоянно.

  3. Подливать воду из ковша тоже нужно не всегда — только когда надо подвинуться к стартовой точке, чтобы обойти препятствия на карте или точно вписать склянку в пиктограмму эффекта для повышения уровня зелья.

  4. По мере помешивания склянка продвигается по своему маршруту. Путь можно прокладывать на ходу, подкидывая ингредиенты в любой момент.

  5. Финал — раздувание огня мехами, чтобы зелье получило желанный эффект. Никто не запрещает продолжить путь и создать эликсир с несколькими эффектами — как вам ядовитое зелье лечения?

Поначалу возиться с оборудованием интересно, но через какое-то время елозить мышкой по столу или крутить стик геймпада надоедает. Не спасает даже книга рецептов, благодаря которой открытые зелья можно изготавливать нажатием одной кнопки, — сохранять позволено ограниченное число рецептов, а варить один и тот же эликсир часто приходится по-разному из-за нехватки некоторых ингредиентов, так что книга помогает далеко не всегда.

В книгу рецептов записывается даже то, сколько раз и в какой очерёдности вы мешали варево, подливали воду и раздували огонь. Практической пользы в этом нет.
В книгу рецептов записывается даже то, сколько раз и в какой очерёдности вы мешали варево, подливали воду и раздували огонь. Практической пользы в этом нет.

Свободная касса!

Неидеальна и торговля — второй по значимости элемент Potion Craft. Ежедневно в вашу лавку заходят посетители. Они не называют конкретное снадобье, но догадаться, что им нужно, труда не составляет. Надо расчистить проход в шахту? Поможет зелье взрыва. Урожай не поспевает в срок? Предложите зелье роста. Прострелили колено? Зелье лечения, очевидно.

Скоро просьбы начинают повторяться, да и посетители регулярно разными словами просят одинаковые эликсиры — как правило, самые простые. Работу за прилавком разбавляет мини-игра, где нужно вовремя нажимать кнопку, чтобы выгоднее продать товар, но и она приедается.

Кроме того, периодически к вам заглядывают торговцы. У них можно купить новые ингредиенты, дополнительные ячейки для рецептов, части алхимической машины и другие важные предметы, без которых пройти все 10 глав не выйдет.

Нигредо, альбедо, рубедо

Удержать у экрана пытается в том числе прокачка — опыт начисляется за создание зелий, выполнение заданий, сбор книжек на карте и прочие действия. Опять же, первые часы это работает, но чем дольше вы играете, тем больше требуется очков для прокачки, из-за чего приходится варить ещё больше одинаковых зелий, обслуживая ещё больше одинаковых клиентов.

Есть ещё пара параметров, которые можно улучшать:

  • Популярность растёт от торговли зельями — она позволяет дороже продавать и дешевле покупать, а также увеличивает число посетителей в день.

  • Репутация зависит от того, с кем вы торгуете. Продали ядовитое зелье крестьянину, который хочет отравить соседа? Минус репутация. Помогли больному? Репутация стремится вверх. Чем она лучше, тем чаще вас посещают клиенты с добрыми намерениями. И наоборот.

Прогресс ощущается слабо: цифры растут, а геймплей толком не меняется. Нет чувства, что главный герой превращается из мелкого торгаша в почитаемого алхимика: вы обслуживаете тех же людей (и не только людей!), варите те же зелья и ждёте неизвестно чего — конкретной цели-то нет.

Прокачка ограничена четырьмя показателями. Улучшения каждого из них носят количественный характер — больше золота, опыта и так далее.
Прокачка ограничена четырьмя показателями. Улучшения каждого из них носят количественный характер — больше золота, опыта и так далее.

Что в коробке?

Я играл в Potion Craft на Xbox Series S. Управление с геймпада реализовано сносно, но игра заточена под клавиатуру и мышь и вообще передаёт привет из мира ПК-гейминга — тут даже зачем-то есть счётчик fps.

Клавиатуру и мышь подключить можно, только вот настроек управления, кроме раскладки геймпада здесь нет. Игра спокойно управляется и с помощью одной мыши, но горячие клавиши придётся искать самому.

Вдобавок не обошлось без багов. Ничего критичного, но иногда окна наслаиваются друг на друга и не срабатывают кнопки, а кастомизация бутылок с зельями и вовсе представляет собой мешанину из иконок.

Так выглядит меню настройки склянок на Xbox. Вряд ли задумано в таком виде, но играть не мешает — кастомизация исключительно косметическая.
Так выглядит меню настройки склянок на Xbox. Вряд ли задумано в таком виде, но играть не мешает — кастомизация исключительно косметическая.

Первые несколько часов Potion Craft увлекает — пока вы знакомитесь с азами и изучаете новые механики. К сожалению, довольно скоро игра начинает скатываться в рутину.

Разработчики уже готовят обновления с возможностью ухаживать за садом, с новыми талантами, усовершенствованиями оборудования, кастомизацией лавки и прочими вещами, которые в теории сведут на нет мои претензии. Но это будет потом, а пока творение niceplay games — зелье, которому стоило дольше потомиться в чане раннего доступа, чтобы раскрыться.

Плюсы: необычная механика, в которой интересно разбираться; тактильное взаимодействие с алхимическими инструментами; картинка в стиле средневековых манускриптов и медицинских книг.

Минусы: малое разнообразие многих элементов; гринд во второй половине игры; почти полное отсутствие сюжета; надоедающая музыка.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Potion Craft: Alchemist Simulator

Платформы
PC | PS4 | PS5 | NSW
Жанр
Дата выхода
21 сентября 2021
402
3.7
218 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

На самом деле, в сравнении с ранним доступом, игра стала в разы интереснее:

Из крупного: появилась вторая основа — масло, имеет свою отдельную карту, которую отдельно можно исследовать) также у карты с маслом есть своя особенность — это большое колво пятен масла на карте, попадая на которые зелье вместе с маршрутом начинает мотать. Основная карта вода практически полностью поменялась, кроме зелий огонь, яд и лечение все остальные в других местах, карта совсем другая. Появилось много новых зелий, убрали зелье прыжков. Например, много зелий защиты появилось: от холода, огня, антимагическое и пр.

Из лаборатории: закончили механику всех минералов и солей, рецепты солей можно купить. Также соли тесно взаимосвязаны с минералами, в зависимости от главы появляется возможность купить рецепт новой соли, которая делается в том числе из минерала, который в этой главе уже у тебя должен быть (или его рецепт есть).

Из интересного: теперь на карте метка зелья, в которую нужно попасть, чтобы сварить, может быть повернутая (не все) в какую-то сторону, и если хочешь зелье сильнее 1го уровня нужно свое зелье крутить с помощью лунной соли)

Из небольшого: репутация стала влиять на частоту посещения всех торговцев, если негативная, то очень редко приходят, если положительная — каждый день. Также теперь все торговцы кроме архимага будут просить себе какое-то бесплатное зелье (каждый приход, пока не дашь), это повлияет на размер ассортимента и колво товара на хорошей скидке, рекомендую давать им.

Хорошего дня, рекомендую поиграть 😉

Да я бы не сказал, что мало что добавили. Карту масла, новые растение, квесты и событие.

Как по мне, сейчас очень хорошо играется.

Хм… думал вернутся, но теперь пожалуй подожду ещё)
Спасибо за обзор)

Радикально не согласен с обзором.

и ждёте неизвестно чего — конкретной цели-то нет.

Цель всей игры — создать философский камень, для этого тебе нужно много денег (на соли и машину), известных зелий и ингридиентов. Ты получаешь этого всё больше и в конце концов создаешь свой опус.

сохранять позволено ограниченное число рецептов, а варить один и тот же эликсир часто приходится по-разному из-за нехватки некоторых ингредиентов, так что книга помогает далеко не всегда.

Это может сказать только человек, сохраняющий очень неоптимальные рецепты, поскольку новые страницы дешёвые, а если готовить из базовых ингридиентов (либо докупать конкретно необходимые у торговцев), проблем с этим не будет и нехватка ингридиентов будет редким Челленджем по оптимизации маршрута под твои нужды.

— зелье, которому стоило дольше потомиться в чане раннего доступа, чтобы раскрыться.

я играл в неё ещё в раннем доступе, и как по мне пару лет им хватило, учитывая то, что они продолжают разрабатывать игру так же усердно, как и до релиза. с такой риторикой от времени выхода игры зависела бы оценка, хотя это никак не ноуменс скай например.

Я заметил тенденцию, что обзоры на игры теперь появляются по мере их добавления в Game Pass.

Поиграл по game pass. Поначалу интересно, но быстро надоела и судя по статье дальше сильно лучше не станет. Но если хочется неторопясь посидеть, поварить зелья можно поиграть, главное небольшими порциями по 1-2 дня, тогда это не так сильно надоедает.

Обзор отличный.

С оценкой согласен. Меня хватило на 20 минут, не любитель подобного.

На подкасте КДИ был выпуск с разрабочиками этой игры, рекомендую послушать, было интересно.

Главная фишка в этой мини-игре (в торговле) — это азартно, ты выбираешь сложность и действуешь на свой страх и риск. Особенно в случае с торговцами ты можешь по-настоящему обанкротить их или не рисковать (на уровнях выше среднего торговля реально очень рискованная).Да и про кастомизацию не было сказано ни слова (по понятным конечно причинам, но это важная часть игры, можно было посмотреть например с пк и хоть что-то упомянуть, ведь очень приятно продавать не «большое зелье лечения» в скучной упаковке, а фирменную настойку «красный хмырь» или любое другое название, на которое способна твоя фантазия (Теперь доступна в формате фляги, одеколона или огромного чана!)

«В книгу рецептов записывается даже то, сколько раз и в какой очерёдности вы мешали варево, подливали воду и раздували огонь. Практической пользы в этом нет.»
Есть: делиться лучшими рецептами в интернете, страницы на форумах с идеальными рецептами пользуются популярностью и эти записи — красивый гайд по варке.

Прострелили колено? Зелье лечения, очевидно.

А ещё можно пойти Вайтран охранять.

Создание философского камня (и философской соли) — это только одно из заданий в последней главе, а не конкретная цель, о которой известно с самого начала.

Что касается книги, до рецептов на все случаи жизни ещё нужно дорасти — поначалу не хватает ни ингредиентов, ни денег на них. И не хватает достаточно долго, чтобы игра начала надоедать однотипными действиями.

И да, от времени выхода зависела бы оценка, поскольку я вижу, что игра может быть значительно разнообразнее, и разработчики, судя по их планам, тоже видят. Поэтому в будущем, вероятно, оценкой будет «‎Похвально».

Трагедия игры в том, что этого тактильного процесса — 3(!) действия, которые так и не изменятся до конца игры. Я когда через час игры осознал, что всю игру так и буду гонять эту склянку по полю, у меня руки опустились.

Кто играл в бету, изменения на самом деле большие, можете почитать детальнее в моем комментарии ниже

В этой игре сильный сюжет и не нужен, игра прекрасна такой, какая есть) меня она успокаивает и расслабляет со своей незамысловатой мелодией после рабочего дня) ни разу ни в бэте ни в полной версии не лагала, играю на пк, очень удобно, горячие клавиши здесь и не нужны, не так тут и много кликов делаешь

Держит игра релаксом и желанием всё тут исследовать, всё интересно что будет как изобретешь философский камень, ибо всё тут с какой-то целью, у каждой соли своя функция полезная, и это тоже интересно)

Со временем имеешь возможность накупить волшебных листов и ингридиентов различных, и можно даже сохранять рецепт зелий, которые делаешь для создания минералов, что упрощает работу и в итоге просто наслаждаешься процессом. Мини игра с торгом несет не развлекательный характер самого процесса, а дает тебе влиять на цену, либо выгодную, либо нет, и цена также влияет на колво полученного после сделки опыта, либо больше зп либо больше опыт)

«В книгу рецептов записывается даже то, сколько раз и в какой очерёдности вы мешали варево, подливали воду и раздували огонь. Практической пользы в этом нет.» — а вот и неправда :)

Пример из опыта. Варил, значится, я зелье галлюцинаций. Прошёл весь путь, но вспомнил, что нужно его ещё и повернуть, а соли нет (ещё не открыл на тот момент). С ДУРУ раскочегарил кастрюльку, да сохранил рецепт, не обратив на это внимания. Спустя пару дней, когда появилась реальная необходимость сварить то же зелье, понимаю, что у меня есть только рецепт ГОТОВОГО зелья, а не того маршрута, который привёл бы меня к состоянию «а теперь покачай меха». Ирония в том, что я нашёл оптимальный путь к этому зелью, и оптимизировать его по-новой смысла не имеет, да и лень, к том же. Что мы делаем — чётко следуем указаниям по приготовлению из книги. Как верно было отмечено — отображается там ВСЁ и даже степень помола любого компонента (но восстановить эту степень из «на четверть заполненного кружочка» в реальный помол — задача непростая, конечно). Следовательно, практическая польза, всё же, есть, просто очень уж редки эти ситуации, но здорово, на мой взгляд, что разработчики предусмотрели некое подобие «системы компенсации человеческого фактора» (в моём случае — невнимательности — сохранил готовое зелье, а не просто путь к нему).

" Они не называют конкретное снадобье, но догадаться, что им нужно, труда не составляет." — ой, спорное заявление :) Я до сих пор не понял, что такое «хочу чувствовать себя увереннее» — ни сила, ни каменная кожа, ни полёт, ни ускорение, ни защита от всякого, ни какая-либо комбинация свойств не дала положительного эффекта. Не пробовал я лишь вдохновение, но это неточно (возможно, пробовал и тоже нет). Отмечу также, что это не редкость — иногда сложно догадаться, шо иму нада, собаке.

" а кастомизация бутылок с зельями и вовсе представляет собой мешанину из иконок" — ну, а это просто неправда.

В обзоре не отмечено, почему-то, создание некоторого челленджа игрой после 8й главы. Начинают всё чаще приходить клиенты с такими просьбами, что хочется просто нажать «закончить диалог» и пойти спать. Пример (абстрактный): «сделайте мне зелье защиты от огня и мороза, но только из трёх видов компонентов. Я доплачу, если одним из них будет ТАКОЕ_ТО». Звучит как что-то выполнимое, однако холод и огонь находятся на, очевидно, противоположных сторонах карты, а защиты от них — не только ещё больше разнесены, но и перегорожены «мёртвой зоной» (через которую нельзя просто так проложить маршрут травками и грибочками — зелье разрушится). Пока что это выполнимо — просто нужно ОЧЕНЬ много компонентов. И тут мы вспоминаем, что ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ условием было наличие лишь трёх компонентов в зелье. И это трындец. Такое нельзя выполнить. Чисто физически. Таким образом, задание провалено априори. Уменьшим уровень абстракции и увеличим допустимое число компонентов до 5 — задание, худо-бедно, но стало выполнимым. Но у нас же было ещё и пожелание — добавить компонент, который не в зуб ногой в этой схеме из пяти ингредиентов. Последняя ситуация уже совсем не абстракция — иногда выполнить обязательное и дополнительное условие действительно невозможно. Или я проявил недостаточную изобретательность за один час. Час. На одно зелье. папыба, меня можно увозить. В любом случае, по ингредиентам поиздержался я знатно.

Anyway. «проходняк» — это не та оценка, которой игра действительно заслуживает. Разработчики действительно проделали хорошую работу за эти полтора года, и то, что было проходняком тогда, уж точно является похвальным сейчас. Невероятно сильно меня порадовало добавление масла — целый новый мир — а ведь скоро обещают добавить и ещё одну основу, и наверняка там тоже будут новые механики.

Аргументы про книгу рецептов и (не)простые просьбы принимаю, но сам почти или вообще не сталкивался — случаи явно не настолько частые, чтобы избавить от общей рутины. Строчку про мешанину из иконок я даже скриншотом подкрепил — напоминаю, играл на Xbox, на ПК с этим всё нормально.

Если бы у нас была оценка «Похвальняк», поставил бы её, но для «Похвально» игра в текущем виде мне показалось слишком скучной — и челлендж под конец прохождения не спасает, так как до него нужно продраться через гринд.

Я не понимаю, почему игру выпустили в таком состоянии. Любому человеку видно, что последние главы просто недоделаны по контенту, достаточно открыть книгу с заданиями.

Я уже не говорю о том, что к последним главам тебе уже нечего делать: карта исследована, рецепты записаны, ингредиентов куча, как и денег.

Да, есть супер-соли, но они стоят настолько много, что их жалко тратить, да и особо некуда (кроме лунной для поворота).

Вообще жаль, что рецепты философского камня вообще никак не связаны с реальностью и сделаны лишь для того, чтобы игрок максимально заколебался проводить колбочку на противоположный край карты.

Согласен с оценкой. Я бы даже сказал, что игра граничит с категорией «Мусор».

«Прошёл» её полностью, когда она была в РД. Мало того, что геймплей начинает надоедать через час, так еще и примерно на середине игры начинается ТАКОЕЕЕ дикое гриндилище, что аж зубы сводит. Похлеще всяких ММО. Либо кто-то не умеет в баланс, либо игра искусственно растянута. Книга вообще не спасает, ингридиентов постоянно не хватает, всё дорогое, одинаковые клиенты с одинаковыми запросами…

Зато у нас в стиме девелоперы постоянно выкладывали процесс разработки. Там они подробно показывали как нарисовали 40 моделей котелков и 20 ложек. А, ну и что меха «как по технологии» на 15 градусов сгибаются.

Potion Craft — детище усердной любви, да только любви не в ту сторону.

Отдельное спасибо автору за отсылку к Агате Кристы ^^

Спасибо за материал. Игру ждал, и надеялся на большее. Расстраивает, не оказалось даже простого сюжета, хотя методичный и тактильный процесс меня заинтересовал.

Претензии к оценке не имею. Я даже не увидел ее. Только из комментариев узнал

Читай также