25 октября 2022 25.10.22 15 88K

Victoria 3: Обзор

Возвращение самой сложной стратегии Paradox

Играл на PC

Paradox Interactive радует нас отличными глобальными стратегиями уже третий десяток лет. Масштабные битвы Второй мировой, хитросплетения средневековых интриг, исследование Нового Света, взлёт и падение Римской империи и даже строительство фантастических государств на просторах далёких галактик — всё это есть в проектах шведских разработчиков.

Серия Victoria в этом перечне стоит особняком: из всех она считается самой проработанной и самой сложной для освоения. С момента выхода второй части прошло более десяти лет. Всё это время игра оставалась одной из любимых среди поклонников студии, поэтому появление триквела оставалось лишь вопросом времени.

Незадолго до релиза  Victoria 3 нам предоставили доступ к пресс-версии, в которой я провёл более двух десятков часов. Пусть этого мало, чтобы освоить все тонкости, но достаточно, чтобы составить мнение об игре.

 

Ничего не понятно, но очень интересно

Перед нами очередная глобальная стратегия, события которой происходят в промежутке с 1836-го по 1936 год — аккурат между  Europa Universalis и  Hearts of Iron. Как и собратья по жанру, эта игра сосредоточена на симуляции нескольких столпов управления государством: если в HoI это война, а в EU — экспансия, то здесь сделан упор на экономике и политике.

Экономическая часть с ходу поражает своим размахом: десятки видов товаров, пошлины и налоги, динамически меняющийся рынок, внешняя и внутренняя торговля, развитие производства, конкуренция и торговые войны — всё это, по заверениям авторов, работает в связке друг с другом. Но любая экономика — ничто без её основной движущей силы: людей. Своим народом нужно умело управлять, ведь именно он трудится, торгует и сражается во имя величия страны.

Стратегии Paradox Interactive часто называют «контурными картами». И правда похоже — с той лишь разницей, что границы государств могут выглядеть совсем не так, как в учебнике истории.
Стратегии Paradox Interactive часто называют «контурными картами». И правда похоже — с той лишь разницей, что границы государств могут выглядеть совсем не так, как в учебнике истории.

Задача игрока в Victoria 3 на пути к процветанию своей империи — лавировать между потребностями населения и экономической целесообразностью. А ведь другие страны не дают конкурентам нагулять жирок — захватывают выгодные рынки, колонизируют земли с перспективными ресурсами или по старинке забавляются войнами ради расширения жизненного пространства.

Всем, кто собирается познакомиться с серией, советую запастись свободным временем — только на изучение основ придётся потратить немало. Я попытаюсь объяснить, как здесь всё устроено, но лишь в общих чертах, поскольку на полноценный анализ этого обзора точно не хватит.

Империя, над которой никогда не заходит солнце

В Victoria 3 игрок выступает не в роли правителя, а в качестве неосязаемого «духа страны» — привычный для шведских разработчиков приём, от которого они отошли разве что в  Crusader Kings. На старте можно выбрать любую страну, за исключением совсем уж неразвитых (такие государства здесь называются децентрализованными), а вот начальная дата одна — 1836 год.

Основной режим — песочница, что тоже стандартно для стратегий Paradox Interactive. Но есть и несколько вариантов с чётко поставленными целями: завоевать большую часть мира, обеспечить высочайший уровень жизни населения или контролировать большую часть мирового ВВП.

Есть режим обучения, в котором новичкам в жанре лучше провести с десяток часов, благо в нём можно играть за разные страны. Разобраться с ходу не получится, поэтому готовьтесь читать — как всплывающие подсказки, так и встроенную энциклопедию. Хорошей идеей будет ознакомиться с дневниками разработчиков, где они детально описывают механики. Занятие, кстати, тоже затратное по времени — дневников вышло более полусотни, каждый по объёму сравним с этой статьёй. Зато понять, как здесь всё работает, станет в разы проще.

Список всех сооружений в стране. Разноцветные значки справа от иконки здания — это производственные методы, которые определяют, как работают ваши заводы и фабрики. Новые производственные методы открываются с помощью исследований, но некоторые из них могут оказаться под запретом из-за политического строя и принятых законов.
Список всех сооружений в стране. Разноцветные значки справа от иконки здания — это производственные методы, которые определяют, как работают ваши заводы и фабрики. Новые производственные методы открываются с помощью исследований, но некоторые из них могут оказаться под запретом из-за политического строя и принятых законов.

Основных способов взаимодействия с миром два: экономические действия — постройка производственных зданий, а также управление рынком; и политические — внутренняя и внешняя политика во всех проявлениях.

С производством вроде бы всё просто: строим фермы, рудники и заводы, казармы, военно-морские базы, образовательные и правительственные учреждения. Но не стоит забывать об особенностях. Производство не будет приносить пользу просто потому, что оно появилось на карте, — каждой фабрике нужно обеспечение ресурсами и рабочей силой. К тому же в случае с работниками вступает в дело политика, тесно связанная с населением.

Если приблизить карту, то скучные контуры государств оживают — отображению мелочей, пусть и необязательных для подобных стратегий, Paradox Interactive уделяет много внимания.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

В Victoria 3 используется разделение населения страны на группы, каждая из которых отражает особенности популяции. Ваши граждане — не число, показывающее количество рабочей силы или состав армии, а люди, со своими особенностями, потребностями, желаниями и мотивацией. Учитывается множество параметров: благосостояние, квалификация, пол, возраст, образование, культура и религия, политические пристрастия и лояльность к существующему правительству. Такая глубокая симуляция сделана не просто так: это фундамент, на котором построен геймплей.

Например, чтобы трудиться на заводе, работники должны обладать нужной профессией и получать достойную зарплату, — иначе они уйдут искать лучшей жизни на другое предприятие, а то и вовсе покинут область или эмигрируют из страны.

Для получения прибыли нужно учитывать целесообразность постройки. Зачем вам электростанции, если у вас нет потребителей электричества? Такое производство не сможет выгодно продавать свои услуги, не наймёт квалифицированных сотрудников и не принесёт ни гроша в виде налогов. Не будет ли лучше вложиться в устаревшую, но стабильно востребованную угольную энергетику, которая не требует обученных кадров? И это лишь вершина айсберга: связь промышленности и населения очень глубока.

Подоходный налог составляет львиную долю бюджета страны. Для капиталистического государства всё просто: чем больше зарабатывают ваши граждане, тем выгоднее!
Подоходный налог составляет львиную долю бюджета страны. Для капиталистического государства всё просто: чем больше зарабатывают ваши граждане, тем выгоднее!

Не забывайте, что каждый житель обладает потребностями, причём не только физическими. Всем нужно есть и одеваться, но чем выше благосостояние, тем больше и запросов — приходится думать, как удовлетворить возрастающие требования, ведь, в отличие от бедняков, занятых лишь поиском куска хлеба, образованные и обеспеченные люди обладают и политическими интересами. Они объединяются в движения, голосуют на выборах, требуют принятия тех или иных законов.

С населением приходится считаться, даже если у вас в стране монархия с неограниченной властью правителя. Да, можно подавлять политическую сознательность граждан, запрещая им учёбу и ограничивая контакты с жителями других стран (дабы те не принесли с собой вредные идеи вроде социализма), но тогда не видать вам никакого технологического развития.

Да и другие игроки на мировой арене не дремлют — дешёвая рабочая сила, ценные ресурсы и удобные для торговли географические особенности вашей страны могут стать предметом совсем не мирного интереса со стороны соседей. Какая армия победит — вооружённая по последнему слову техники и использующая современную тактику или орда необученных ополченцев с древним оружием?

Меню населения. Красиво, но бесполезно — если залезть поглубже и раскрыть список отдельных групп населения, то игра вдобавок начинает сильно тормозить.
Меню населения. Красиво, но бесполезно — если залезть поглубже и раскрыть список отдельных групп населения, то игра вдобавок начинает сильно тормозить.

Поэтому необходимо ухаживать за своим населением, а иногда и пинками гнать его в светлое будущее — масштабные реформы здесь могут проходить очень болезненно и сопровождаться беспорядками и революциями. С другой стороны, ничто не мешает вам придумать себе испытание: например, завоевать всех страной с рабовладельческим строем и экономикой, построенной на использовании ручного труда.

Последний довод королей

Мировое господство в Victoria 3 может быть достигнуто и мирным путём — война здесь выглядит наименее проработанной по сравнению с другими проектами Paradox. Даже юнитов по карте водить нельзя — только нанимать полки в гарнизонах и призывных пунктах и отправлять их на «фронты» — районы боевых действий, автоматически создаваемые на границе с противником.

При этом глубокая симуляция сражения, традиционная для стратегий студии, никуда не делась — в расчёт идут как особенности местности, так и параметры полководцев, вооружение и моральные качества войск. Поэтому как никогда важно задуматься об исходе боя задолго до того, как прозвучит первый выстрел.

Американская гражданская война в самом разгаре. Если играть за США, то её вряд ли получится избежать, но вообще стоит помнить, что воевать в Victoria 3 надо лишь тогда, когда других способов добиться желаемого не осталось, — экономические последствия не заставят себя ждать.
Американская гражданская война в самом разгаре. Если играть за США, то её вряд ли получится избежать, но вообще стоит помнить, что воевать в Victoria 3 надо лишь тогда, когда других способов добиться желаемого не осталось, — экономические последствия не заставят себя ждать.

Скажу больше: всё способствует тому, чтобы соперники решали свои разногласия за столом переговоров. Для этого используется механика «дипломатических игр»: когда сталкиваются интересы двух государств, одно из них может выдвинуть свои требования другому. Ответчик волен либо уступить, либо сопротивляться, выдвигая свои аргументы, главным из которых будет военная сила, готовая вступить в бой в случае начала конфликта. Тут-то и пригодятся союзники или страны, имеющие стратегический интерес в регионе противостояния, — можно попробовать призвать их на свою сторону в расчёте, что противник испугается и отзовёт претензии. Впрочем, у него могут найтись свои друзья и появиться новые требования, если он будет уверен в победе. Получается замысловатый клубок противостояния, а из-за небольшого пограничного спора где-нибудь на задворках третьего мира может разгореться мировая война.

Если в одиночном прохождении дипломатические игры не так увлекательны (ИИ ведёт себя предсказуемо), то в мультиплеере открывается большой простор для интриг, неожиданных союзов и предательств: ничто не мешает, например, обещать помощь, а потом отозвать поддержку в последний момент, чтобы ослабить конкурента чужими руками.

Дипломатическая игра на этапе развития эскалации. На данный момент противник не собирается отступать — у него больше готовых к бою войск, а возможные союзники пока не сделали окончательный выбор.
Дипломатическая игра на этапе развития эскалации. На данный момент противник не собирается отступать — у него больше готовых к бою войск, а возможные союзники пока не сделали окончательный выбор.

Можно расширять своё влияние на мировой арене и сугубо мирными методами — например, с помощью международной торговли, не аннексируя другие страны, а захватывая их рынки. Зачем воевать с Китаем из-за редких чайных плантаций, теряя людей и подрывая экономику, если можно принудить его торговать чаем по выгодным нам ценам?

В Victoria 3 война едва ли не на последнем месте — куда интереснее взаимодействовать с миром игры с помощью других средств, которые, впрочем, бывают не менее грозными и разрушительными.

Следить за рынком приходится постоянно — дефицит и излишки товаров оказывают сильное влияние на экономику.
Следить за рынком приходится постоянно — дефицит и излишки товаров оказывают сильное влияние на экономику.

Гладко было на бумаге

Можно подумать, будто перед нами идеальная игра для любителей «позалипать в графики», сравнивая показатели эффективности рынка и производства, а также для тех, кто хочет набить руку, перед тем как ворваться в настоящую политическую карьеру.

Скажу сразу: до идеала ещё далеко. Не буду останавливаться на технических проблемах — в конце концов, у меня на руках была пресс-версия, которая по определению не обладает релизными патчами. Конечно, баги встречались, но, надеюсь, их исправят, если ещё не исправили.

Чуть больше раздражает поведение ИИ. Неочевидные действия других государств и в целом их пассивная внешняя политика делают соперничество слишком пресным. Вряд ли вас кто-то тронет, если не искать себе приключений. Впрочем, в первые несколько партий не до этого — с внутренними делами бы разобраться.

События с выбором из нескольких вариантов очень похожи на то, что мы видели в Crusader Kings III. Есть и персонажи, пусть и не так подробно проработанные.
События с выбором из нескольких вариантов очень похожи на то, что мы видели в Crusader Kings III. Есть и персонажи, пусть и не так подробно проработанные.

А с этим обязательно возникнут сложности, даже когда вы начнёте понимать, как здесь всё работает. Причина проста: интерфейс оставляет желать лучшего. И это будет главной претензией к разработчикам — допускаю, что у них получилось создать рабочую симуляцию политико-экономической системы, но управлять и наблюдать за ней с помощью тех средств, что предлагает игра, неудобно.

Например, не хватает подробной статистики с временной перспективой. Графики есть, но они не масштабируются и показывают лишь общий тренд, а иногда нужны точные значения. Управление развитием промышленности — отдельная головная боль, особенно если пытаться быстро построить что-то на основе рыночных данных. Пока доберёшься до нужного меню, забудешь, что именно хотел сделать.

Монструозным и совершенно бесполезным вышло меню населения — да, оно лишний раз подчёркивает, что симулируется каждый житель, но текущий вид никак не помогает применять эти знания в игровом процессе. Да и вообще интерфейсу не хватает лаконичности — в паре мест можно включить «сжатый» вид, но в целом складывается ощущение, что разработчики переборщили с художественным оформлением. Выглядит-то стратегия очень симпатично, но я бы променял все красоты на удобство.

Не сочтите мои претензии придирками — в подобных проектах куда чаще взаимодействуешь с элементами управления, а не любуешься картинкой. Умножьте подобные неурядицы на размах игры и пропорциональный размерам государства микроконтроль — и получите опыт, который не лучшим образом сказывается на впечатлениях от игры.

До шедевра  Victoria 3 далеко — мешают в первую очередь неудобный интерфейс и перегруженное управление. К тому же чем больше разбираешься в механике, тем чаще ловишь себя на мысли «А вот это добавят в DLC» — всем известно, как шведские разработчики любят доделывать свои проекты с помощью дополнений.

Тем не менее, несмотря на высокий порог вхождения, стратегия явно стоит того, чтобы провести в ней хотя бы несколько партий с ИИ и опробовать мультиплеер. У вас же есть в запасе 10–15 часов, чтобы изучить основы?

Плюсы: обширная симуляция политики и экономики; дипломатические игры.

Минусы: перегруженный графикой и неудобный в управлении интерфейс.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Victoria 3

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанры
Дата выхода
25 октября 2022
235
3.5
122 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Даже очень не удобный интерфейс можно пережить, ради такой игры...

Всё таки обширная симуляция политики и дипломатические игры — это то что я люблю в хороших стратегиях...

Кресты пока единственная игра которая перешла на такую модель, даже Европа еще денег стоит, так что долго ждать придётся то

Только нужно подождать 1000 dlc от paradox и только потом трогать всё по традиции.

Такие игры редкость. Словно праздник.

Ну хз обычно у них вот как сейчас victoria 3 это скорее скелет и набор механик не доведёных до конца и вот когда выйдут все dlc то только тогда можно сказать что victoria 3 станет игрой.

Ох уж этот праздник со слезами на глазах...

Лучше не надо, потому что а) Пароходы могут выпустить за пару лет полтора ДЛЦ подтягивающие игру до 70% функционала приквела (см третьи Кресты) б) параходы могут решить что игру купило недостаточно -лохов- игроков и забить на неё оставив тебя с бета-версией за фуллпрайс (см Император)

Игра очень сырая, механика войны просто отвратительная. Не смотря на выход двух патчей не пофиксили даже такую очевидную проблему, как почти бессмертие персонажей (естественная смерть наступает в районе сотни лет).

Игра очень сырая. Надеюсь все поправят за год-два.

Так-то император стоил 700р, а виктория — 2500. Так что там еще был не фуллпрайс

Ну так сколько времени с тех пор прошло? Щас они поняли что это так работает и точно будут клепать длс до талого. Оно почуяло кровь и больше не отпустит свою добычу пока она будет приносить деньги.

Трогать может сразу и не надо, но купить и поддержать, чтобы эти самые длс вышли нужно

Ну не факт. Виктория и стоит в 3 раза больше других игр от парадоксов, а на вторую вику всего 2 дополнения нормальных вышло. Остальные это наборы юнитов. Так что может и не придется много ждать

Я бы скорее на вторую Викторию смотрел)

Зачем если в какой-то момент переведут в free to play как в своё время с crusaders kings 2.

Читай также