Asterigos: Curse of the Stars: Обзор
Неожиданно хорошая экшн-RPG
Перед выходом Asterigos: Curse of the Stars у меня были скептические ожидания. А если точнее, их почти и не было — ну, очередной соулслайк, только в яркой обёртке и с древнегреческими мотивами. Да и у нас на сайте реакция на новости о проекте была примерно такая же. А в итоге мы получили игру, которую, несмотря на проблемы в геймплее, можно назвать одним из лучших приключений этой осени.
Девочка с Севера
Во многом успех зиждется на персонажах, сеттинге и сюжете. При этом сама фабула довольно стандартная. Очередная магическая гадость, нехорошие эксперименты, попытки снять проклятие, поразившее целый город, — видели такое, и не раз. Разве что в Asterigos всё это сопровождается древнегреческими мотивами и отсылками — в том числе к легенде о проклятии короля Мидаса.
Харизматичная рыжая девушка с Севера — это мы тоже видели: достаточно вспомнить Элой из Horizon. Правда, Хильда из Asterigos совсем ещё ребёнок, который может смешно, по-детски вскидывать руками от радости прямо во время разговора, — и это только придаёт ей колорита.
Девочка отправилась на поиски своего отца, который возглавлял экспедицию северного воинства в проклятый город Афес — там надеялись найти способ облегчить страдания своего короля, ставшего жертвой проклятия. Но в итоге все куда-то пропали.
Многие, естественно, не верят, что эта рыжая конопатая девчушка способна одолеть мутировавших из-за магии тварей, заполонивших город, но именно ей в итоге начинают доверять Последователи — так себя называет группа горожан, которая вот уже тысячу лет пытается одолеть беду, поразившую Афес.
И уж тем более не сомневаются в способностях Хильды соратники-северяне, которых девочка встречает на своём пути. Среди них попадаются и «гоблины» — так на её родине кличут вороватых авантюристов, которые пришли в Афес в поисках наживы. Один из них сначала нападает на Хильду, а потом чуть ли не в любви признаётся — и они вместе вспоминают, при каких обстоятельствах познакомились два года назад.
Дьявол в деталях
Именно такие детали делают привычную историю более интересной и запоминающейся. Да и постепенно проявляются скрытые поначалу интриги — злодей через какое-то время окажется не таким однозначным, как можно было подумать на первых порах.
Но главное, что, бегая по заданиям Последователей, Хильда постоянно находит новые сведения, встречает интересных персонажей, подслушивает разговоры и видит фрагменты событий прошлого, что в сумме даёт куда более чёткую и проработанную картину. И это не очередные записи о ходе экспериментов, а интересные детали — о том, почему люди стали превращаться в гарпий; о том, как и почему поссорились две подруги — гениальная певица и не менее выдающаяся арфистка.
Вообще, в игре много колоритных персонажей. Помимо музицирующей гарпии в убежище Последователей можно встретить ушлого торговца и информатора, пытающегося манипулировать Хильдой, а также антропоморфную лисичку-кузнеца. И у каждого — своя история.
А в других локациях (тут и улицы города, и канализация, и предместья, и шахта, и огромная тюрьма) мы находим ещё больше персонажей, делающих этот мир убедительным и живым, — например, оборотня, на которого напали другие вервольфы. Есть вариант его спасти, но последствия всё равно будут не очень приятными.
А однажды я наткнулся на мужика, который просил передавать подарки местной проповеднице. На самом деле она только выдавала себя за проповедницу, и появлялся выбор — рассказать мужчине правду и окончательно повергнуть его в безумие или отвести к ней.
Инстинкт исследователя
Все эти побочные квесты и персонажи не обозначены вопросительными или восклицательными знаками на карте (её тут и нет) — игра стимулирует нас стучаться во все двери, изучать каждый закуток, чтобы, например, совершенно случайно свалиться в яму, найти там альтернативный проход, искомые по одному из квестов яйца пауков или сундук, из которого вдруг не золото посыплется, а вылезет зелёный слизень и сожрёт Хильду без единого шанса спастись. Но тем и интереснее!
Исследовать локации важно ещё и потому, что так мы находим редкие ресурсы, необходимые для того, чтобы лисичка-кузнец прокачивала оружие Хильды, создавала защитные амулеты и улучшала её магические силы.
Для этого также нужна звёздная пыль (местная валюта), но с ней особых проблем нет. После каждой гибели Хильды возрождается не только она, но и враги — это же происходит, если просто отдохнуть у контрольной точки. Поэтому при желании можно нагриндить приличную сумму. А вот все эти кристаллы, обломки руды и прочие ценные ингредиенты не «респаунятся». Собирать же их важно, потому что и на высшем, и даже на среднем уровнях сложности враги, особенно боссы, способны оказать серьёзное сопротивление.
Адекватная сложность
Это при том, что поначалу может показаться, будто авторы промахнулись с балансом. Из всех видов оружия, каждый из которых даёт уникальную способность (меч и щит, например, позволяют ставить блок, копьё — парировать и контратаковать, а молот пробивает защиту) главным супероружием выглядит магический посох.
Меняя виды магии (огненную, ледяную или астральную) в зависимости от типа врагов, можно беспрепятственно расстреливать многих из них издали. Поэтому кажется, что достаточно прокачивать именно ветку посоха, делая его всё более эффективным оружием, изучать заклинания и повышать параметры, связанные именно с магией, чтобы легко преодолевать все опасности ещё до того, как они до вас добегут. Тем более что использование посоха не расходует ману, а, наоборот, постепенно её восстанавливает — тратится она на мощные чары.
Но чем дальше, тем чаще случаются ситуации, когда враги резко сокращают дистанцию, зажимают, ограничивают пространство для манёвра — в общем, делают всё, чтобы использование посоха и магии не казалось панацеей. Особенно в этом смысле мне понравились боссы — каждый из них запоминается и отличается своей тактикой, а некоторые атакуют вдвоём или предлагают сначала пройти сквозь ряды элитных воинов, устраивающих нам своеобразные испытания.
Поэтому приходится думать о прокачке как минимум одного оружия ближнего боя и связанных с ним талантов, о более общих параметрах и способностях, которые увеличивают очки выносливости и здоровья или делают более эффективными зелья и уклонения. Благо древо навыков тут ветвистое. А выученные особенности можно в любой момент отключить в специальном меню.
И в то же время это не чистый соулслайк, а приключенческая экшн/RPG, которая не мучает нас садомазохистской сложностью, а поддерживает комфортный баланс для широкой аудитории.
Скучно в любом случае не будет - игра часто меняет антураж и события. В одной локации мы бегаем по улицам условно-древнегреческого города, сражаемся с колоссами и гарпиями, прячемся от снарядов баллист и ищем способ отключить их, в другой лазаем по скалам, преодолеваем бомбы-ловушки в шахте и прыгаем по уступам. А через 10 минут общаемся с городской знатью на приёме.
Что действительно вызывает вопросы, так это поведение вражеского ИИ. Бывает, что противники, погнавшись за нами, добегают до определённой точки, разворачиваются и спокойно идут обратно, позволяя спокойно расстреливать их в спину - они никак на это не реагируют.
Asterigos: Curse of the Stars хороша тем, что дарит удовольствие и от непростых (даже с учётом периодических сбоев ИИ) сражений, и от исследования мира, изучения его лора, выполнения квестов. В общем, это одно из тех ярких сюжетных приключений, которых нам сейчас так не хватает.
Плюсы: проработанные мир и лор; интересный сюжет; яркие персонажи; разнообразные локации, которые интересно и полезно исследовать; непростые и захватывающие сражения; довольно подробная ролевая система; игра отлично выглядит и звучит; хорошая русская локализация.
Минусы: местами всё-таки чувствуется дисбаланс, а вражеский ИИ ведёт себя слишком глупо.
Лучшие комментарии
Прошёл её вчера и в целом остался доволен. Даже слайд-шоу про дальнейшую судьбу персонажей в конце показывают, в зависимости от того, какие ты решения принимал и выполнял ли вообще их задания. Так что реиграбельность тоже присутствует.
Визуал приятный, и о боже, в игре нет повестки от слова совсем. Объясню, почему я вообще об этом заикнулся. Дело в том, что я думал, что это европейская игра, поэтому меня так удивляло, что у нас тут симпатичные женские и мужские персонажи, а так же важность семейных уз прослеживается почти во всех заданиях. Только в титрах я увидел китайские имена, и всё встало на свои места. Скажете, ну и что такого? И будете правы, но для меня это оказалось приятным бонусом.
Игра простая. Это не плюс или минус, просто данность. Я хоть и проходил все Соулсы, но никогда не был там хорошим игроком прям, а тут с сопротивлением я фактически не столкнулся. Рядовые противники весьма пассивны, большую их часть можно убить сразу, а они даже не успеют огрызнуться. Есть пара исключений, например, те же привратники в Стиксе или непонятные нёх в Затопленном районе, но в остальном… Боссы поагрессивней, конечно, но тоже легко читаются, так что если я и умирал на ком-то один/два раза, то только потому что жадничал.
Оружие не столь разнообразно. Скорость атаки копьём, молотом или мечом одинакова, как и количество ударов для убийства противника. Разница лишь в особом ударе (щит с мечом похожи на копьё, ибо щитом тоже можно проводить контр. атаку). Действительно уникальным можно считать посох с наручами и кинжалы.
В игре есть навыки, что классно, но большая их часть бесполезна, а оставшиеся слишком сильны и делают простую игру ещё проще. Нужно балансить.
В целом весьма неплохо в общем, любителям поперекатываться советую. Жду DLC.
Рыжие, зеленоглазые и конопатые ни на год не выходят из моды
Играл в неё на фестивале демоверсий. Очень рад что она держит планку интереса и далее. А вот -10% скидки в день релиза, это конечно плевок всем тем кто её предзаказал.
Игра, конечно же, удивила свои размером и количеством текста/диалогов, хоть с первого трейлера и следил за новостями по игре. Запускал её как заглушку, чтобы быстренько за недельку пройти перед отпуском, а уж по возвращении с чистой совестью начать долгожданную Plague Tale проходить. В итоге, наиграв 35 часов, я ещё даже не все локации открыл. Диалоги может и надо бы проскипать, но почему-то хочется прочитать все, послушать всех, ведь написаны они зачастую неплохо. Да и далеко не всё так банально, как, например, в Kingdoms of Amalur: Reckoning, где было тоже огромное количество строк текста почти у всех встречных и поперечных. Плюс на время прохождения повлияла сложность. Так как по арту игра напомнила Immortals: Fenyx Rising, я решил что она, возможно, тоже на среднем уровне будет лёгкой прогулкой. Наверное, зря я так сделал. Ведь одного босса я одолел только с попытки 25-ой, и это при том, что прокачан я был к тому времени уже солидно. Да и самый мелкий моб ближе к концу игры сносит 30% здоровья при учёте, что уровень у героини выше необходимого, ведь я стараюсь исследовать всё и вся, выполняя все побочки (благо мир здесь компактненький). В общем, я перестал торопиться, стал просто исследовать этот мир, слушать всех, читать всё, вникать в происходящее. Потому пройти до отпуска так и не получилось( Боюсь, как бы не сдулся весь интерес за 3 недели «простоя»
Позволь спросить, а ты сам то играл или хоть немного близко ознакомился с объектом обсуждения, прежде чем озвучить столь категоричную оценку?
Просто из схожего с Immortals у игры разве что визуальный стиль и античный антураж.
Эта игра — в целом коридорная ARPG с многочисленными соулслайк элементами, а Immortals — опенворлд ARPG, которая явно вдохновлялась последней Зельдой.
Простая? Если проходить на низкой сложности, то думаю да. На высокой, где враги убивают с 1-2 ударов, игра может дать вполне себе неплохой вызов для игрока не слишком знакомого с жанром. Но при этом не душить, как иногда делает её духовный прародитель.
Детская? В игре так или иначе поднимаются явно не детские темы. Например суицида, каннибализма, экспериментов над людьми, а так же размышления насчёт природы власти, рабства и иных социальных тем.
Греки с их богами? В игре свой сеттинг. Который во-первых напоминает скорее Рим, чем Грецию, а во-вторых никаких богов в сюжете игры нет. Только в лоре, да и те не Земные.
Сразу уточню, что комментарий написан не для того, чтобы вступить в дискуссию, а лишь за тем, чтобы у читающего человека, который заинтересовался игрой, не сложилось ложного впечатления на основе твоего комментария.
играл на ПК без геймпада и особых проблем с управлением не испытывал, потому и не написал ничего про это.
Разработчики в последнем обращении написали, что добавят функцию переназначения клавиш, так что можете подождать.
Спасибо за коммент! Куплю только из-за этого, чтобы на выходных одной рукой играть, другой что нибудь есть) А то «Кольцо Е», за последнюю неделю, все силы из меня высосало????
Скажу вам больше, там даже можно уровень сложности выбрать. Так что учитывая, что на самом высоком уровне сложности легко, то на сюжетной, полагаю, враги при виде героини сами умирают от страха.
Поставлю на «лёгкий», чтобы убедиться лично????
Клавиши, и правда, пока нельзя переназначить. А выбор стихий назначен по умолчанию на F1-F4, что не очень удобно. Но если есть игровая мышь, то можно выкрутиться без болезненных последствий. Мне моя мышь позволила переназначить 7 операций, так что играть стало удобно
Да я просто книги читаю постоянно, с ними и сравниваю. Мне не обязательно искать игры с большим количеством диалогов. Да и здешние диалоги выдающимися не называю. Однако какие-никакие зачатки грамотной литературы в сочетании с какой-то «живостью» что ли уже заставляют периодически зацепиться глазом, а это уже не может не радовать. По крайней мере, в этом году понравились: Cyberpunk 2077, God of War, Catmaze, Syberia 4, Neon White, Стражи Галактики. Наверняка, есть игры с огромным количеством текста более высокого качества, но, видимо, они не соответствуют моим жанровым предпочтениям.
В обзорах в Стиме жалуются что на ПК ужасное управление, плюс даже нет возможности переназначить клавиши.
Тут об управлении ни слова.
Кому верить?
Даже слитно. «Даже в сравнении с книгами плохие»?) Серьезно??
Критику одобряю. Говорила мне мама: «никогда не вылазить со своим мнением в интернет.» Особенно на Stopgame и ДТФ.
У тебя настолько скучная жизнь, что ты вынужден лазить по пабликам и искать ошибки в комментариях. Сочувствую.
Гля и ведь никто ни разу не вспомнил Immortals: Fenyx Rising. Ни один «игрожур». Все сравнивают с каким-то там соулзлайком, рыжая — значит обязательно Элой.
Нет, эта игра — калька с I:FR, такая же простая, облегчённая, детская, те же греки с их богами, только графика не такая мультяшная.
«Неплохие диалоги»? Вы в игры с диалогами вообще играли до этого? Диалоги здесь самый жирный минус игры. Тонны текста ни о чём. В попытках рассказать историю города и прочие события, в игре срывает платину и просто льётся вода. Когда можно объяснить всё одной фразой, приходиться скипать 10 фраз. Плюс побочные диалоги не озвучены, что тоже идёт в минус восприятию. Глухонемые общаются как провели вечер, а подаётся это как серьёзный сюжетный диалог.
Какая разница? Я тоже читаю книги и? Да же в сравнении с книгами, здесь плохие диалоги. Тем более это игра, а не книга. И делать огромное количество немых диалогов, это как минимум отвратительная работа геймдизайнера. Много повторений уже известных фактов, затрагивание излишних тем в рамках одного «разговора». Вам понравилось, ок. Но приводить в пример книги это глупо. Если конечно вы не читаете плохие книги.