Love, Money, Rock’n’Roll (LMR) — это находившаяся в разработке больше пяти лет визуальная новелла от той же студии, Soviet Games, которая ответственна за культовое «Бесконечное лето». Так вот, если взять за данность то, что визуальная новелла — это в первую очередь интересная книга, то у меня есть два варианта. Либо Love, Money, Rock’n’Roll — это просто амбициозная, но по факту безмерно затянутая, полная штампов, нелепостей, нелогичностей и студенческой графомании книга. Либо это точно такая же книга, которая ближе к финалу, особенно при повторных прохождениях на другие концовки, всё-таки начинает казаться лучше и вырастает в нечто большее. Давайте разбираться.
Аниме и КГБ
Почему это полная штампов книга? Судите сами. Действие разворачивается в японской школе, где много симпатичных девочек в коротких юбках, между которыми и разрывается наш главный герой — старшеклассник. Безответно влюблённая в нас, готовая на самопожертвование и даже, кажется, на самоубийство — есть? Есть — зовут Химицу, и она местами похожа на Саёри из Doki Doki Literature Club! Холодная и гордая бывшая, способная всё ещё сделать нам больно и в которую до сих пор влюблён герой? В наличии — её зовут Кетрин.
Скромница-ботаничка? А как же — встречайте Кагомэ. И, наконец, на сцену врывается яркая, разбитная девочка Эли, королева школы, представительница золотой молодёжи и по совместительству вокалистка рок-группы, готовая в случае чего и в морду дать. Она местами похожа на Алису Двачевскую из «Бесконечного лета».
Эли тут и отвечает за «рок-н-ролл».
Потом к аниме-штампам добавляются клише другого рода — из шпионского триллера с участием КГБ, ЦРУ, японской разведки, баллистических ракет четвёртого поколения и длинноногих белокурых разведчиц. Если в «Бесконечном лето» была ностальгия по советскому прошлому, то здесь по чему? По «клюкве» про СССР и пошлым шпионским романам? Других значимых примет синти-поповых 80-х я не заметил. В любом случае смесь из аниме, «кагэбе», графомании и экзистенциальных метаний главного героя выглядит довольно нелепо.
Да, о графомании и метаниях. Протагонист Love, Money, Rock’n’Roll вызывает откровенную неприязнь, если не сказать больше. В отличие от Семёна из «БЛ», который был в целом нейтрален и служил скорее маской (поэтому легко было себя ставить себя на его место), здесь мы видим более проработанный, наделённый своим характером образ, но ассоциировать себя с ним неудобно, да и не слишком хочется. Николай Анохин, сын советских инженеров-эмигрантов, с детства живёт в Японии, но так и не избавился от исконно русского самокопания, самобичевания, постоянной рефлексии, а также от пьянства и обломовщины, которые тут возведены в абсолют.
А нам-то как противно…
Развенчание героя
Николай живёт один, на деньги, оставшиеся от родителей, которые вроде как погибли в автокатастрофе. Нам постоянно показывают, как он спит, как ему на утро девушки готовят еду, как он потом лениво идёт в школу, где и учиться-то особо не хочет. А ещё он частенько заглядывает в бар и ночной клуб, где регулярно выпивает. Но принять какое-то важное решение, выбрать, кого он любит и кто ему по-настоящему дорог, — это слишком сложно для Николая. Вместо этого он постоянно пускается не в рассуждения даже, а в пустопорожние разглагольствования, полные умных цитат, имён и прочей показной эрудиции.
Гегель, Есенин, Хемингуэй, Хичкок; телефонные звонки «как будто идущие из чёрной дыры, вырваться за пределы горизонта событий которой не в силах ни единый звук»; фонари «приглушающие свой свет, чтобы не будить уставших жителей»; личные «экзистенциальные посудинки» Николая, пережившие очередную «бурю»; пошлейшие литературные штампы в духе «по ту сторону океана страданий», «израненная страданиями душа», «мутная дымка серых будней»… И рядом со всем этим — анекдоты про Ржевского и признания, что человек, мол, тупой, не читал «Братьев Карамазовых» (Химицу вот читала, и она крутая).
Да, высокая литература…
Я понимаю, что «БЛ» тоже страдало графоманией и там можно было встретить описания в духе «Мимолётное видение, как отблеск на очках дождливым осенним вечером, который заставляет обернуться и долго всматриваться в темноту, выискивать там нечто мелькнувшее на краю поля зрения». Но в эпичной по размерам LMR вся эта словесная и интеллектуальная мешанина начинает откровенно утомлять уже через пару часов. А в «БЛ» не было 430 000 слов, которые только растягивают прохождение.
Даже оказавшись на грани голодной смерти, Николай вспоминает старые фильмы и цитаты оттуда. После важного звонка он задаётся вопросом: «Интересно, а есть ли им дело до того, что мы на самом деле пролетаем на куске камня сотни километров за секунду сквозь космическую пустоту?» А узнав о том, что любимую девушку, возможно, похитили или случилось ещё что-то серьёзное, он либо нажирается, либо идёт заниматься шопингом.
Японского духа в игре немного, но есть полезный справочник по местной терминологии.
«Бесконечная осень» рефлексии и словоблудия хорошо заметна и окружающим, которые прекрасно видят, что Николай ведёт себя как шизофреник. Поссорился с одной из-за того, что прямо признал: «Я люблю другую», но любимой заявил, что нет, ссора произошла не из-за неё. И тут же получил ёмкий ответ: «Эту псевдофилософскую хрень можешь вешать ей, а не мне!»
А неспособность сделать выбор начинает бесить не только нас, читателей, но и персонажей. Один из редких друзей уже орёт и нарывается на драку: «Ты можешь мне чётко сказать, ты с ней или нет?» Но вместо драки мы видим лишь истерику и невольные оскорбления в адрес всех, включая вроде бы любимую девушку. А лучше бы дал, наконец, по морде кому-нибудь, сделал что-то резкое, серьёзное, безвозвратное. Или переспал бы с одной из девиц. Ведь и от секса наш герой долгое время бежит как от огня, что выглядит совершенно нелогично. Как и всё его поведение — как минимум для человека его возраста.
Наконец-то он сделал это.
Школа жизни?
И вот тут есть очень важный момент. Вся эта «псевдофилософская хрень», рефлексия и слова про «мою экзистенциальную посудинку»; метания от невозможности сделать выбор; истеричное заламывание рук и следующее за этим опускание в пучину алкоголизма, достоевщины и самоотрицания мы видим в исполнении, напомню, 18-летнего старшеклассника.
Мало того что подростки так не говорят и на таком псевдоинтеллектуальном языке не думают, но они ведь так себя и не ведут. А что стоило просто сменить 18-летнего ученика на 25—30-летнего учителя (если так хочется остаться в пределах японской школы)? Это ведь сразу даёт другую краску и заставляет куда больше верить герою. Я могу понять самокомпание, нерешительность и связанное с этим пьянство — сам переживал подобное, мучаясь выбором между двумя. Но мне было далеко уже не 18 — другой опыт и груз, семь лет брака, дети, наконец. Да и в любом случае я не пытался найти ответы в бесконечных цитатах из Гегеля или размышлениях о космосе — просто было уже не до слов.
Николаю не откажешь в самоиронии.
То есть можно это принять за художественный приём — сценарист специально гиперболизирует всё это словоблудие и рефлексию, чтобы показать нам, до чего они могут довести. Но тогда он не угадал с обстоятельствами и самим главным героем –им не веришь.
На самом деле, понять Николая в какой-то степени всё же можно. Зачастую он так нелогично ведёт себя просто потому, что нелогично складываются обстоятельства этой истории, нелогично ведут себя девушки, которые точно так же занимаются словесным и моральным онанизмом — вчера ещё лежали в постели и улыбались, а наутро оставляют странные прощальные записки; сами признаются, что предали, а потом удивляются, что на них обижаются, и так далее. Всё это складывается в растянутый часов на 10—12 хоровод из всеобщего словоблудия, нелепых поступков и самокопания, выдержать который способны далеко не все.
Всё не так плохо
Впрочем, повод выдержать есть. И в таких анимешных визуальных новеллах он хорошо известен — это возможность прочитать не одну, а несколько историй, определить своими решениями развитие событий и получить разные, хорошие или плохие, концовки со всеми девушками. Правда, нельзя сказать, что в Love, Money, Rock’n’Roll с этим всё идеально.
Последствия некоторых решений совсем не очевидны — меняется пара фраз/локаций. Некоторые концовки, как мне показалось, не очень логично связаны с нашим выбором. Иногда удивляет то, что нам предлагают выбирать, куда пойти с девушкой — в бар или в парк, в кино или погулять, а вот возможности решить, согласиться работать на КГБ или нет, простить персонажа или не прощать, не дают.
Лучше не читайте, а насладитесь пейзажем.
Но всё же в других «рутах», то есть в ответвлениях истории, которые ведут к другим концовкам с другими девушками, такой выбор может появиться. И в целом авторы придумали действительно разные по сценарию истории и концовки, которые могут и удивить, и даже шокировать.
К тому же некоторые из «рутов» интереснее других написаны — там пустопорожние размышления пусть и не полностью, но отступают, обнажая нетривиальные мысли и настоящие чувства. А ещё нельзя не отметить хорошо прописанных персонажей. Да, какие-то получились лучше, какие-то — хуже, но то, что проделана большая работа, — это факт.
Если уж в Love, Money, Rock’n’Roll так любят умные цитаты, то и я себе позволю процитировать философа Александра Секацкого, который на «Закрытом показе» сказал про фильм Андрея Звягинцева«Изгнание» следующее:
Этот фильм излишне красивый, подчёркнуто умный, содержащий целый букет претензий, большинство из которых не оправдываются… И потенциальный лозунг, под которым он снят, звучит так: «Сделайте мне экзистенциально». И вам таки сделают. Нам сказали: «Вот, посмотрите, вы увидите умное кино». И в нём действительно намешано всё, но в итоге ничего не предъявлено и не подтверждено.
Вот примерно то же и с Love, Money, Rock’n’Roll. Это красивая (графика и музыка тому подтверждение), большая игра с претензиями, которая хочет сделать нам умно и экзистенциально, — и она, безусловно, стала событием в жанре русской визуальной новеллы. Но её сценарист, на мой взгляд, допустил ряд ошибок. Во-первых, так и не определился с аудиторией: для школьников и близких к ним тут слишком много умных слов и мало фансервиса, секса, для более взрослых же людей, знакомых с хорошей литературой, все эти псевдоинтеллектуальные экзерсисы кажутся наивными и неубедительными. Во-вторых, не справился с собственными амбициями, мыслями и желаниями, которых за столько лет разработки, конечно, накопилось немало, — игра получилась очень неровной. И в-третьих, он начал всё это компенсировать огромным количеством слов, намешал всё, что можно и нельзя. Хотя все мы прекрасно помним — главное не количество, а качество. Можно было бы сделать всё более ёмко, точно и нетривиально.
Плюсы: есть интересные ответвления, истории, решения и концовки; хорошо прописанные персонажи; качественная картинка и атмосферная музыка.
Минусы: много графомании и самокопания по поводу и без; образ главного героя вызывает раздражение; поступки, ситуации и мотивы частенько кажутся нелогичными; обилие штампов в сценарии; отсутствие возможностей выбора там, где они были бы уместны.
Проходняк — это очень значительная похвала для этой игры. Брюзжащие восторженной жидкостью Рита фаны меня конечно заклюют но.
Игра по-настоящему отвратительна. Обзор со спойлерами.
Ведь её треть — это совершенно невыносимая удушающая графоманская пытка. Три основных героя — это невыносимо омерзительные личности со сверх ординарными отклонениями в поведении — все как на подбор
Причем развилка рутов — через выбор «Искать ответы» совершенно исключает то что с первого раза ты можешь попасть куда-то кроме рута Химицу/ Кэтрин
А значит в первое же прохождение ты «насладишься» 2 часами рассуждений паянного жирного алкоголика о природе чикистов разных стран и государств.
В первых двух рутах личности девушек не раскрываются от слова совсем — это излишне увлеченные главным героям куклы, которых главный герой не перестает подвергать эмоциональному насилию и абьзу.
Сам герой, как многие замечали — набор самых отвратительных и отталкивающих качеств, подобно своему автору. Это совершенно эгоистичное существо живущее исходя из чувства комфорта и собственных хотелок не считаясь с обстоятельствами.
Линя КГБ и Шпионов — мало того что не в одной концовке не раскрыта — так ещё существует для того что бы после похищений двух гг девушек — они внезапно полюбили друг друга, ведь в самой игре сцен с постепенным развитием отношений нет.
Концовки первых двух рутов лишены смысла и даже в хорошей версии — скорее оставляют чувство глубокого разочарования ведь в них герои просто сбегают от проблем их живут до конца жизни в страхе.
Вторые два рута — уже гораздо лучше, благодаря наличию там Эллизабет (Эли)
Эли — единственный прописанный персонаж, никак не связанный с главным героем, не имеющий явных отклонений в поведении (её главный порок вообще в реальной жизни повседневность, а не табу)
Главное то что в Руте Эли — она не действует как одержимая ГГ — у неё свой характер, набор своих увлечений, слабостей и недостатков — она единственный не картонный персонаж в игре
На момент её появления, у неё есть друзья, увлечения, она имеет предысторию и контекст (единственная героиня которая существует в школе не ради ГГ)
По ходу сюжета из за НиКАляна — она выясняет правду о своем окружении и в конце так же так же побеждает свою зависимость и решает выйти против влиятельного деда — дабы отбить право жить своей жизнью
Герой определенно имеет достаточно глубокую проработку и жизненность.
Все бы ничего но в Руте Эли есть Кагомэ.
Кагомэ — это поистине уникальный персонаж — никогда до этого я не видел такое чудовище как Кагомэ
Кагомэ во всех рутах и у Эли и у себя — проявляет себя как максимально холодное, расчетливое и жестокое существо — которое не считается не с кем
В хорошей концовке Эли — где совместными действиями Николяна и Эли удается высвободить отца Кагомэ из заточения — Кагомэ решает отплатить им отчаенными попытками разрушить их отношения — а так же довести Эли до самоубийства
В случае успеха приходя к НиКАЛяну и злорадствуя — чествуя свой успех и радуясь такому исходу
Наличие Кагомэ портит единственный хороший и интересный рут — где НиКАЛян — не только получает развитие — но и в конце рута — предстает совершенно не похожим на себя в других рутах
В хорошей концовке рута Эли главный герой растет над собой, исправляет свои ошибки и живёт вместе с ней своей мечтой — долго и счастливо.
В сухом остатке — игра отвратительна, чтение её сюжета — эмоционально болезненное испытание.
Даже в руте, который мог бы быть действительно хорошим и эмоциональным — Ритан впихнул насильно(Даже если не выбирать Кагомэ) присутствие Кагомэ
Которая каждую минуту пытается причинить игроку максимальный эмоциональный вред.
А финальный вердикт — Игра в отрыве от арта и музыки — приносит лишь негативные эмоции и это определенно «Мусор»
В Ходе сюжета — все герои истории, за исключением одной, проявляют исключительную враждебность и токсичность на протяжении большей части своей хронологии. Ты в основном читаешь преисполненные токсичности и жестокости диалоги, которые в конце вдруг перерастают в любовь.
Есть один рут — рут Эли который мог бы в отрыве от персонажа Кагомэ быть реально хорошим — но и туда вам пихают весь негатив и токсичность через Кагомэ
По этому игра в ЛДПР это скорее моральное испытание которое разрушит ваше настроение и оставить неприятные воспоминания.
А теперь дополнение и комментарии к обзору: (Со спойлерами которые вас не удивят и не изменят опыт игры так как, игра объективно и так плоха.)
Я не увидел проработанных персонажей, такой там был только один — и я упомянул в обзоре — Эли — но это не похвала.
Эли имеет базовый набор хорошего персонажа — увлечения, слабости, друзей, предысторию и моральную дилемму (не спойлер так как в начале) это заранее спланированная жизнь которая её душит и не дает право выбора.
Во всей новелле это единственный персонаж который начинает свой сюжет с условного нуля (Герой ничего о ней не знает), проходит этап знакомства, далее определение и решение проблем.
Все остальные персонажи — как основные, так и эпизодические — крутятся вокруг шпионской темы.
Все их личностное общение и все их мысли погружены шпионскими кошмарными играми и страхом. Все заполнено рефлексией и ссорами.
Так что всех трёх рутах мы не узнаем персонажей ибо все что делаем читаем муторные рассказы аля НТВ менты.
При этом Катя и Химицу живут ради Николая и их прошлое описывается — двумя словам: Бывшая Николая и Влюбленная в Николая.
Дальше этого описания вплоть до концовок — сюжет не раскроет их и не придаст глубины — Катя перетекает из бывшей в нынешнюю не решив никаких конфликтов и проблем в свой хорошей концовке
Химицу — так и не добьется ничего — ведь в её концовки чувства Каляна не изменятся — она остается для него прислугой — но уже в статусе девушки — а в её хорошей концовке также витает в облаках и видит в ней предмет мебели.
Кагомэ — опять же сделать откровенно плохого персонажа — это один из способов сделать оригинально — но она так же не получает никакого развития. С самого начала сюжета все её появления во всех рутов — связаны с её желанием кому то навредить и сделать плохо — она женская версия Коляна но даже тут она его лучше
Потому что она реально ходит и делает вещи — и будь персонаж Колян таким как Кагомэ — игра бы работала
Но имеем что имеем — 4 основных болванчика (3 Героини и ГГ) — набор гнусности и мелочности глубиною в 1 листок тончайшей рисовой бумаги.
И история уровня квинтэссенции 1405 серии «Про советских ментов» по НТВ
Глубины не в сюжете не в героях не будет — только огромный уровень токсичных, агрессивных и муторных размышлений.
Спасибо, Кирилл, за то, что пережил это все ради нас и передал суть вещей. Игру буду обходить стороной, так как она содержит слишком много того, что мне неинтересно, а именно — псевдоинтеллектуальная словесная мастурбация и непоследовательность действий героев.
В день выхода глянул отзывы в стиме, чтобы оценить как оно — не было ни одного, где не отметили бы, что главный герой редкостный мудак и г-но. После прочтения рецензии убеждаюсь в мысли, что сценарист рисовал с себя персонажа, но пытаясь приукрасить унылую реальность малость профукал ± все.
Я могу понять самокомпание, нерешительность и связанное с этим пьянство — сам переживал подобное, мучаясь выбором между двумя. Но мне было далеко уже не 18 — другой опыт и груз, семь лет брака, дети, наконец.
Я гляжу, у рецензента жизнь-то побогаче на истории любых ВНок :)
Мне нравится как низок потолок у Рита-фанов, это не просто низкий потолок — это тот уровень — где разочаровывающая игра — это хорошая игра.
Да — ужасные муторные душные ссоры которые происходят из пальца не смотря на любой твой выбор — ЭТА ВЫ ВСЕ НЫТИКИ АНИЖЕ МИРЯТСЯ
Отвратительный сюжет — буквально 2 из 4 рута — полностью повторяются сюжетно — девушку похищают — одна из организаций пытает/допрашивает ГГ — потом им помогает вторая и они сбегают внезапно полюбив друг друга
В Руте Кагомэе вообще творится ахинея — линия жизни в деревушке это вообще пустая трата времени — в которой ничего не происходит кроме унылого фестиваля в котором никакие диалоги не о чем.
И вот прибегают одержимые культисты — большинство из которых даже не играло в игру — потому что Риточка решил не выдавать ПК ключи заказанные на сайте — и заменил их на Андройд ключи которые тоже не выдает потому что сайт в жопе
И они отчаянно защищают игру. Хотя очевидно что это поселдняя игра Риточки.
После такого разочарования даже самые преданные культисты не будут ждать ничего
Твое сравнение с высоким показывает твою предвзятость и то что с Ритой вас роднит излишняя неместная сложность и претенциозность социально не адаптированных людей.
Да, истории классиков будут актуальны в любое время и сеттинге, только ещё более актуальны они были в свое время не дать ни взять срез.
ЛМР — не актуальна не для своего сеттинга, не для сетинга русского духа и дипрессии, ни для чего бы что там затрагивала.
Почему БЛ выстрелило? Простая банальная история попала в аудиторию миллениалов. Миллениалы родились в 90-95 года — в разной степени начали жизнь как обычные дети, догонялы, прятки, костры — детские приключения. Застали появление интернета — медленного, простых текстовых чатов и общения.
Рожденные в 90 ты года уже в 2005 начали испытывать маргинальные субкультурные времена, немного позже на заре субкультур в 10-12 к ним присоединились рожденные 95 году. Отрезок от 2000 — до 2010 был пиком выпадания маргиналов из социального общества и изоляции их вместе с кончиной субкультур как явления — по этому они пересели на форумы вроде западного форчана — и нашего аналога двача — где субкультуры цифро лизировались.
2000-2010 — Все ещё эра Dial-up интернет ещё не развит так что бы все 100% социальной жизни там происходило — но достаточно что бы многие маргиналы могли изолироваться, но при этом имели потребность выходить встречаться и мало майски дружить и тусоваться в реале но редко. На рубеже 2014- года когда более скоростной интернет начал появляться даже в отдаленных городах. Концепция тотального одиночества пессимизма и однообразия была на пике, тогда игра вышла и попало в то самое время — пик одиночества в интернете.
Игра вернула игроков переживших этот опыт во времена когда интернета и субкультур не было а во главе было общение и личностный рост — на том и стала такой полюбившейся и культовой для нашего поколения.
Это причина актуальности истории БЛ только для нашего поколения миллениалов — никто кроме тех кто перешел эру появления интернета, расцвета и заката субкультур БЛ уже не поймет.
Только вот ЛМР не актуальна даже в своем сеттинге. Для японского сетинга она не реализует простой жизни японцев и их особенностей в поведении, в обществе, шарм японской повседневности. Времена СССР — и русский характер персонажа — возможно склонность к депрессивности и размышлениям — через Николая запорота так как очевидно она не соответствует сеттингу мира, герой находится не в изоляции в свой хате, он не одинок — и все ещё у него много в жизни положительных вещей что бы испытывать такой уровень депрессии как Семён в БЛ.
Ну и поведение. Если бы мудацукое поведение было бы фишкой только Николая или кого то другого — а все были действительно разными — то это работало, на противоречиях, на исправлении и превозмогании.
Но во первых — все персонажи мерзкие, во вторых никто по настоящему не растет над собой кроме Эли — которая отказывается от привилегий и спускается на землю.
А сюжет во всех трёх остальных рутах не раскрывает развитие персонажей или их отношений — а лишь оправдывает концовку — побегом от чекистов — событие которое якобы ультимативно дает обоснование и внезапно в последние 10 минут появившейся любви ровно для одного арта с обниманиями. (любви которая в эпилоге исчезает )
Либо для какого то необоснованного вывода.
Та же БЛ какой бы плоской не была — задает на каждый рут свое уникальное приключение, процессе которого ты от каждой девушки испытываешь некоторый опыт.
Славя плоская, но она просто добрая и душевная, от неё идет позитив — в её концовке герой умудренный её историей начинает видеть позитив в своей жизни.
Ульяна — ребёнок и символ правильного беззаботного и не травмированного детства — символ светлого будущего которое ещё впереди и наступит нескоро. В её концовке Семён начинает видить будущее и идёт к нему.
Алиса — персонаж увлечений и страсти — прививает герою страсть и в её концовке он решается рискнуть и жить искренней страстью к музыке и мечтой, творчеством.
Чему учит Кагомэ? Тупым необдуманным жесткоим действиям — в концовке их жизнь по по описанию лишена чувств и тепла — а лишь является партнерством без какой либо близости? Для героя неудачника Кагомэ — способ не умереть от голода.Это пей оф?
Статус Химицу остается тот же. даже в своей хорошей концовке уехав в СССР она остается такой же домашней прислугой и преданной собачкой — Герой так же видит в ней мебель — как и обычно.
Отношения с Кэтрин и их концовка ещё тупее, к концовке они едва возвращаются к условному уровню начала отношений нейтрального статуса. А в будущем вообще хрен знает что — в этом плане их концовка полностью никакая.
То есть игра — начинается с токсичности и враждебности по отношению с Химицу, токсичности и агрессии со стороны Кэтрин — и заканчивается условно почти тем же
45 000 текста ничего не изменяют не эмоционально не с точки зрения опыта — зато описывают кучу бессмысленных аллюзий и аналогий.
Это социальная инженерия — Фанаты Ритана ведомые — они могут выражать мнение только если их большинство. Прошлый раз я комменты делал под блогом лояльного Рита фана — который с удовольствием смаковал ужаснейший рут ужасной игры
Под таким блогом Рита-фаны чувствуют себя уверенно — но когда они сталкиваются с суровой реальность и понимают что Ритан в очередной раз их накормил
Они в панике бегут в сейфспейс — по Пабликам храмам в честь девушки конкретной и там уже поклоняются находясь в безопасной зоне вернуов, которые так же убеждают друг друга что игра шедевр
Только забыли добавить, что БЛ это бесплатный проект, поэтому с него и спрос другой.
А уж по СССР у меня никакой ностальгии нет.
Ну тогда в игре про возвращение в советский лагерь вам явно нечего ловить.
Я еще поспорю по поводу «мемасиков» и «двачевания» — играя без знания всех этих вещей в 2014м я получил неровную по отдельным рутам, но весьма любопытную историю. Из общего ряда там только Мику выбивается по понятным причинам, ну может у Ульяны имя слишком подозрительно-похожее. И это мы не вспоминаем, что графомания там была в очень ограниченных количествах, история развивалась более-менее складно.
Нет скорее в таком говне — хоть мизерно хорошее чувствуется лучше — и мне хотелось в первую очередь создать контраст что бы люди понимали как много негатива в игре и как мало реально хорошего — которое испакано говном
Ничего культового в игре нет, посредственный проект собранный для двачеров двачерами, полный штампов и мемасиков для «своих».
так культовость не определяется качеством. культовость определяется аудиторией которая боготворит то или иное произведение. и вокруг БЛ чуть ли не секта собралась, которая организовывала сходки и фесты, пыталась создать свой пинорерский лагерь, подражали героям игры в повседневной жизни вне косплея, и т.д
так что БЛ вполне является культовым. а вот насколько оно качественное — это уже другой вопрос(мне не нравится сеттинг, я это не читал, поэтому тут дискутировать и судить не буду)