16 июня 2022 16.06.22 33 85K

Starship Troopers: Terran Command: Обзор

Сатирическая стратегия

Играл на PC

Интерес к  Starship Troopers — Terran Command у меня (да и, пожалуй, у остальных) связан явно не с именем авторов этой стратегии — если издательство Slitherine ещё известно широкой публике, то непосредственные разработчики из студии The Artistocrats отметились только неплохим пошаговым варгеймом  Order of Battle: World War II и пачкой DLC для него же. А вот первоисточник, будь то книга Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein) или фильм Пола Верховена (Paul Verhoeven), — совсем другое дело: одного лишь узнаваемого образа солдата мобильной пехоты из кинокартины достаточно для того, чтобы привлечь внимание к проекту.

Признаюсь, несмотря на неравнодушное отношение как к роману, так и к фильму, я не ждал откровений. Ещё пару месяцев назад попробовал демоверсию, не впечатлился (хватило меня меньше чем на час), решил окончательно не портить впечатление и отложил полноценное знакомство с игрой на потом: мало ли, вдруг от релиза ощущения будут более положительные?

 

Хороший арахнид — мёртвый арахнид!

Для неискушённых читателей стоит сразу сделать пояснение: роман Хайнлайна и боевик Верховена — это, как говорится, две большие разницы. Книга написана офицером в отставке (будущий классик научной фантастики закончил Военно-морскую академию США и прослужил на флоте пять лет, пока не был уволен по состоянию здоровья) и представляет собой настоящую оду армии и военному образу жизни. Оригинальный взгляд на социально-политическое устройство утопического государства не остался незамеченным: за этот роман автор удостоился престижной премии «Хьюго» и одновременно обвинений в милитаризме и даже фашизме. Вместе с тем книга стала одним из знаковых произведений научно-фантастической литературы, обогатив жанр привычными сейчас идеями вроде силовой брони.

Фильм, снятый спустя почти полвека после выхода книги, — сатира на утопическое общество Хайнлайна. Режиссёр вступает в заочную полемику с автором первоисточника, причём делает это так тонко, что незнакомые с книгой зрители принимали голливудский «Звёздный десант» за крутой фантастический боевик, не замечая насмешек над обществом, в котором во главу угла поставлена армия.

Задания по обороне базы в игре есть, но их немного. Это стратегия, а не tower defense, как многие думали.

В плане сюжета и антуража Starship Troopers — Terran Command целиком и полностью сделана по лекалам фильма. И дело не только в узнаваемых обликах арахнидов или бойцов в лёгкой броне (она никак не похожа на огромные экзоскелеты из книги), но и в той самой сатире: подколки в сторону творения Хайнлайна продолжаются, пусть и поданы не так искусно, как у Верховена.

Между миссиями нам демонстрируют короткие ролики федерального новостного агентства FED NET (подобные были и в фильме): бравурные речи диктора с хорошо поставленным голосом рассказывают о нелёгкой судьбе жителей планеты Квалаша, за которую развернулась битва. Для людей это источник ценных ресурсов, которые нужны армии, а арахниды, как и положено злобным жукам, просто убивают всех подряд. Впрочем, почему-то именно насекомые постоянные оказываются хитрее и наносят армии поражение за поражением. Но диктор в новостях не унывает: «Несмотря на огромные потери, мобильная пехота всё равно одержит победу!» Наблюдать за подобными ухищрениями забавно — даже жаль, что ролики так коротки.

Видеовставки между миссиями — просто набор картинок. Тем не менее нарисованы они со вкусом, а закадровый голос диктора заслуживает отдельной похвалы.
Видеовставки между миссиями — просто набор картинок. Тем не менее нарисованы они со вкусом, а закадровый голос диктора заслуживает отдельной похвалы.

Доходит до абсурда — в одной из миссий нам необходимо найти сбежавшего преступника и спасти его от арахнидов. Для чего? Чтобы доставить его к месту казни, иначе прямая трансляция экзекуции (видимо, это привычное дело для местного телевидения) окажется под угрозой срыва, а этого никак нельзя допустить! Пока преступника под камерами приковывают к электрическому стулу, отважные десантники стойко обороняют тюрьму от арахнидов — не зря же они вытаскивали беглеца из пустыни, полной жуков.

Противник не нажмёт на кнопку, если вы лишите его руки

Сатира — это, конечно, здорово, но следование канонам книги, а не фильма, по-моему, куда лучше бы подошло игре в жанре стратегии. Высадки с орбиты в силовой броне, кастомизация экзоскелетов, не только арахниды в качестве противников — такой потенциальный набор фич мне импонирует куда больше, чем то, что мы видим в Terran Command. Здесь с оригинальными идеями совсем грустно — радует лишь то, что из имеющихся разработчики смогли выжать максимум для геймплея.

Начнём с того, что доступна только одиночная игра, причём без редактора сценариев или случайных битв, — лишь кампания, состоящая из линейной цепочки миссий. Зато эти миссии отличаются разнообразием задач: надо то оборонять базу от постоянных набегов арахнидов, то, наоборот, самому зачищать местность от ульев, в которых постоянно плодятся новые жуки, а иногда приходится действовать небольшим отрядом без надежды на подкрепление.

Качество графики не впечатляет: эффекты выглядят дёшево, а убитые арахниды моментально испаряются, в отличие от фильма, где жуки заваливали оборону трупами.
Качество графики не впечатляет: эффекты выглядят дёшево, а убитые арахниды моментально испаряются, в отличие от фильма, где жуки заваливали оборону трупами.

Про подкрепления стоит сказать отдельно: перед нами не стандартная RTS с постройкой казарм, в которых можно заказывать новых бойцов на добытые «крестьянами» или «харвестерами» ресурсы. Основная тактическая единица в Terran Command — это взвод, состоящий из нескольких бойцов. Каждый такой взвод имеет свою специализацию и особые навыки, которые можно разблокировать по мере получения опыта за убийство врагов. Например, обычные пехотинцы кидаются гранатами и проводят зачистку ульев, снайперы дают подсветку целей в «тумане войны», а офицеры могут увеличивать урон союзников по конкретной области карты. Специализациями обладают и арахниды — к примеру, обычные жуки-воины карабкаются по стенам, а огромные танкеры бьют по площадям и почти невосприимчивы к огню из стрелкового оружия.

Новые отряды мобильной пехоты прибывают прямиком с орбиты, на десантных катерах. Чтобы их вызвать, необходимы припасы. Небольшое их количество нам дают сразу на старте миссии, а дополнительные приходится добывать самостоятельно, захватывая ящики, разбросанные по карте или выполняя задания. Второй вид ресурсов — очки военной поддержки: они нужны для создания турелей и постройки зданий, дающих доступ к новым видам бойцов.

Придётся повоевать и против людей. Впрочем, какая разница — приказ есть приказ.
Придётся повоевать и против людей. Впрочем, какая разница — приказ есть приказ.

Вперёд, обезьяны! Вы что, собираетесь жить вечно?

Общее ощущение — перед нами скорее варгейм, чем стратегия. Потеря отряда приводит к тому, что припасы возвращаются в общий пул, благодаря чему с орбиты всегда можно вызвать подкрепление (правда, это будут зелёные новобранцы без прокачанных способностей). Впрочем, затраты времени на восполнение потерь могут оказаться фатальными, поэтому заваливать врага пушечным мясом — не вариант. В конце концов, кто здесь тупые насекомые?

Брать числом, а не умением не получится и по ещё одной причине, которая является единственной отличительной чертой игры: во время боя необходимо учитывать построение отрядов и использовать особенности ландшафта для наилучшей эффективности оружия своих бойцов. Просто собрать всех в кучу и задавить арахнидов градом пуль и гранат не выйдет: если на линии огня окажется союзник, то отряд стрелять не будет, чтобы не задеть своих. Поэтому приходится изощряться, занимая высоты, используя спецспособности и обходя врага с флангов.

Красный значок над отрядом сигнализирует о том, что бойцы видят противника, но стрелять по нему не могут — мешает союзный взвод.

Как ни странно, даже такой скудный набор фич позволяет игре быть интересной именно как тактика. Здесь действительно приходится ломать голову над тем, как одолеть противника в каждом бою, а кампания, несмотря на линейную структуру, постоянно подкидывает новые тактические задачи, решение которых порой оказывается нетривиальным, особенно если подкрутить настройки сложности в пользу арахнидов.

Пример грамотно подобранной позиции: инженеры с помощью огнемётов могут остановить арахнидов сразу с двух направлений, а обычная пехота прикроет их с флангов.
Пример грамотно подобранной позиции: инженеры с помощью огнемётов могут остановить арахнидов сразу с двух направлений, а обычная пехота прикроет их с флангов.

К сожалению, Terran Command вряд ли сможет спастись от забвения. Перед нами в буквальном смысле игра на одно прохождение: после завершения кампании здесь заняться нечем — мультиплеера нет, а отсутствие даже минимальной кастомизации и вариативности (некоторые миссии кампании созданы так, что пройти их можно лишь одним-единственным образом) ставит крест на желании вернуться на Квалашу и ещё раз зачистить её от арахнидов. Про устаревшее техническое исполнение я даже не говорю — на скриншотах всё прекрасно видно.

Тем не менее, если вы любите стратегии в реальном времени и не прочь лишний раз вспомнить карикатурные образы идеального солдата и гражданина из фильма Верховена,  Terran Command заслуживает вашего внимания.

Плюсы: влияние ландшафта и построения юнитов на бои; разнообразные миссии; сатирический антураж под стать фильму Пола Верховена.

Минусы: устаревшая графика и в целом бедное техническое состояние игры; слишком примитивный геймплей; нехватка современных фич вроде прокачки юнитов между миссиями или глобальной карты.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Starship Troopers: Terran Command

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
16 июня 2022
83
3.5
41 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Книга Хайнлайна хорошая, но несколько стремная. Он просто взял и присобачил к армии и космофлоту будщего общественное устройство древней Спарты.

Получилось странно, но про Хайнлайна надо понимать одно — он не пропаг***н (да простится мне мой французский :-), а наоборот — враг всякой пропаганды и промывания мозгов («Кукловоды» тому примером). Он своими книгами пытался заставить людей думать: а так можно вообще? А что из этого получится?

Но людям, зачастую, проще навешивать ярлыки, чем думать.
Забавно, что буквально черз года-два после «Десанта» Хайнлан написал «Чужака в чужой стране» — очень смелую для той поры книгу о свободной любви с марсианами — и стал идолом хиппи. (Причем настолько, что был вынужден огородить свой дом забором от поклонников).
С желающими служить в космосдеснате и истреблять арахнидов такого почему-то не наблюдалось. :-)

Могу, кстати, посоветовать про Хайнлана и «Звездный десант» в частности отличные статьи переводчика его книг под ником swgold на самиздате. Он рассматривает там и связь «ЗД» и вахи.

И если уж на то пошло, на Хайнлайновский «Десант» была таки одна отличная пародия — «Билл, герой Галактики» Г. Гаррисона напсиан именно в пику этой книге. (Там даже космодесант в конце появлется).

Согласитесь, властям США выгодные такие писатели, как Хайнлайн.

Он скорее радикально-правая оппозиция. Его взгляды сильно отличались даже от того, что пропагандировали политики холодной войны.

Сатира в гипермилитаризованности, всеобщем культе армии и войны. Например, гражданство есть только у тех, кто в армии отслужил (читай, повоевал). Вся цветовая гамма, форма и символика недвусмысленно намекает на нацистскую Германию. Ну и множесто тонких подколок, вроде офицера-бюрократа на призывном пункте, гордо заявляющего «Мобильная пехота сделала меня таким, какой я есть» (далее он откатывается на стуле и мы видим, что у него протез вместо руки и нет ног. Отличный повод для гордости, да).

Даже сама завязка войны с бомбардировкой Земли астероидом вызывает вопросы… как могли какие-то тараканы так метко уронить летающий на орбите камень? А не было ли это подстроено искусственно, чтобы начать (очередную) войну?

Третья часть Звёздного десанта развивает мысль первого фильма, но смотртся немного кринжово. «Война как шоу».

Есть, кстати, ещё дилогия Перумова «Империя превыше всего», явно содранная… пардон, вдохновлённая Хайнлайном.

> А вот первоисточник, будь то книга Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein) или фильм Пола Верховена (Paul Verhoeven)

Ох и начнете же вы холивар этими словами...

С желающими служить в космосдеснате и истреблять арахнидов такого почему-то не наблюдалось. :-)

Зато книга долгое время (вроде до 2020 года) была в «списке профессионального чтения» (эдакий список литературы на лето — не обязательный, но очень и очень рекомендуемый для каждого солдата и офицера) Корпуса морской пехоты США, который составляет командующий USMC. Так что степень влияния на умы армии вполне наглядный.

Есть Боевой Молот! В сочетании с керамоадамантиевой убербронёй — великолепное оружие, ещё и боеприпасов не требующее. Но когда тебя осаждает орда тиранид… то есть, космических жуков — отмахаться от них тяжеловато. Они буквально _заваливают_ трупами. Да и мускулатура нужна огого.

Ты забыл написать «дешёвое». Нет ничего дешевле, чем топор, механическая конструкция с подвижными частями заметно дороже, а вот всякая уберэлектроника, соответствующая армейским требованиям по надёжности, вообще влетит в копеечку… Керамоадамантиевая броня, кстати, тоже дороговата. В условиях массовой армии, когда надо вооружить и оснастить миллионы солдат, приходится искать баланс — и огнестрел таки тащит.

Есть ещё псионика, но такие персонажи редки и очень высоко ценятся, низзя отправлять их на передовую, только в уберразведку (в Звёздном десанте друг ГГ как раз попал туда, и получил стильный ч0рный плащ, напоминающий гестаповский).

На Пандоре, кстати, тоже пользовались огнестрелом — потому что небронированный противник, словив 10мм на скорости 800м/сек, уже не особо боеспособен, из-за гидродинамического удара по тканям (иногда пуля способна даже сломать кость, НЕ ЗАЦЕПИВ её). И в Старкрафте тоже, дааа, Джим Рейнор всю дорогу гонял с винтовкой и стильным револьвером.

нехватка современных фич вроде прокачки юнитов между миссиями

Не слишком то и современных. Прогрессия была даже в старой Terran Ascendancy

Не соглашаюсь с графическим отставанием(не картошка и полигоны, но конечно не RTX с 666х сглаживанием), то, что игра на 1 раз — верно, что примитивный геймплей — нет. Эта стратегия напирает на тактику(что делает успешно), а также гладкое взаимодействие отрядов. Что-то похожее можно испытать если в zeus arma 3 управлять отрядами как в стратегии(разумеется с поправкой на полоски ХП и статы)

Пфффф… Это уже обсуждалось по Вархаммеру. Лазерное оружие ненадёжно, особенно в разных погодных условиях. Плазмомёты небезопасны, гауссы хрупкие, оба чувстительны к магнитным полям. Позитронные излучатели сложны и дороги в производстве. Ко всему этому добавь сложности с обеспечением стабильного энергопитания.

В то время как штурмовая винтовка обладает стабильной дальностью поражения цели, высоким останавливающим и бронебойным действием, неприхотлива и может клепаться на любой хоть сколько-то технически развитой планете (типа нашей). Если надо снабдить вооружением миллионы солдат, это самое эффективное решение. А, ну ещё можно им топоры раздать, но против жуков плохо поможет.

Уже не первый раз встречаю мнение, что фильм Верховена, это якобы сатира на книгу Хайнлайна (читал и смотрел не раз), кто -нибудь может пояснить, в чем она?

P.S. А игра прикольная, стиль фильма выдержан, графика, может и не топ, но приятная, сюжет в наличии, ну а для мультиплеера есть куча других игр. И кстати, это тактика, а не стратегия.

StarShip Troopers и Quake IV очень сильно схожи между собой в плане сюжета и происходящего. А высадка в начале кваки позаимствована из фильма.

А кому выгодно то что прилепин, проханов и лимонов (земля ему бетоном) пропагандировали? Хайнлайн в отличии от этих ****** классик фантастической литературы.

Демка так сказать оправдала ожидания. После игры в демо понял, что игра как стратегия полное барахло. и наличие зачатков тактики ее не спасают от унылости и попросту скуки. первые раз 5 смотреть, как пули рвут в клочья арахнидов интересно, а потом — нет. Да и отсутствие между миссиями и внутри миссий логики, абсурд выполняемых заданий сводит интерес к игре на нет.

Так по крайней мере говорил Верховен. Хотя по его же словам книгу он не дочитал, и это видно учитывая что связи с ней видны только в начале. Сделать человечество кучкой идиотов и нарядить военных в форму СС это конечно верх сатиры.

Особенной антиутопии там не для кого нет, там всем хорошо. В остальном, для кого как. Для меня описанный Хайнлайном строй если и выглядит критикой, то критикой современного подхода выбрасывания ветеранов на помойку. И не только военных. Особенно когда встречаешься во дворе с бывшим олимпийцем, который теперь только местным алкашам и нужен. Как то всё таки оно должно быть по другому.

У Гаррисона вообще часто проглядывается сильный антивоенный подтекст. Не только в «Билле», но и в той же «Стальной крысе», например.

Странный обзор, ложный даже вернее сказать, я понимаю, что это субъективное мнение, меня этот обзор даже отбил желание порубить в неё, но это была ошибка, игра интересная, и весёлая и ни разу не проходняк

В Steam 85% положительных, надо самому пробывать.

По поводу воздействия на умы, книга окажет большее влияние на человека, который придерживается схожих взглядов на устройство мира и то как должны взаимодействовать между собой люди внутри определённых институтов/групп, а человек придерживающийся других взглядов или диаметрально противоположных увидит в этой книге безсмысленность военных утопий, в которых права есть у отставных военных, а обычные гражданские живут, как в классике антиутопичного жанра и он задумается, а к чему же приведёт текущее человечество регулярные армии и борьба режимов

А еще весь фильм словно «документальная агитка».

Читай также