В прошлом десятилетии в индустрии оформился новый жанр — симулятор рабочей профессии: строителя, грузчика, водителя автобуса, шахтёра. В отличие от всем знакомых авиа- и автосимуляторов, эти игры не ставят во главу угла соревнование или боевые действия, не стараются удивить реализмом или высоким уровнем графики — это довольно специфическое развлечение, сконцентрированное на показе особенностей профессии и отлично подходящее для тех, кто хочет попробовать себя в роли, например, лесоруба, не вставая с уютного кресла.
Закончилось всё совсем абсурдными примерами, высмеивающих однообразие и рутину, присущие подобным проектам, — вспомнить хотя бы симулятор камня Rock Simulator. Впрочем, почему закончилось? Жанр отлично себя чувствует и поныне, а выход новой Farming Simulator от Giants Software — лишнее тому подтверждение. Что же такого в симуляторе фермера, если в Steam у него игроков больше, чем у свежей Battlefield?
Хорошо в деревне летом
Чем вообще может заниматься отдельно взятый современный фермер? Всем, что имеет отношение к производству сельскохозяйственной продукции. Благодаря научно-техническому прогрессу работа на селе теперь может быть настолько хорошо автоматизирована, что справиться даже с хозяйством немалых размеров под силу небольшому коллективу — при должной компетенции, само собой.
FS22 даёт возможность попробовать все аспекты фермерской жизни — от вспашки полей до доставки продукции на продажу. Если брать классический режим, без мультиплеера и модификаций (с которыми серия давно и успешно дружит), то игрок волен заниматься чем угодно, из ограничений — лишь стартовый капитал. Впрочем, возможности аренды техники и кредитование помогут справиться и с этим неудобством: можно делать что душа пожелает даже на высокой сложности.
Покупаешь свой первый земельный участок, думаешь, чем выгоднее заняться, и глаза разбегаются — чего только здесь не выращивают, от пшеницы до хлопка. Но ситуация, на самом деле, двоякая: с одной стороны, да, множество видов посевов, некоторые требуют для обработки специальную технику (например, виноград), а с другой — сбор той же пшеницы почти не отличается от сбора подсолнечника, пусть жатки на комбайнах и будут совсем разные. Универсальные работы и подавно одинаковы — взять ту же вспашку. Не без исключений, конечно, но в целом восхищаться обилием посевных культур не стоит, лучше смотреть на виды техники и способы их применения — только это даёт понять истинный уровень разнообразия в игре.
В целом среди занятий можно выделить такие основные виды, как обработка посевов, выращивание животных и лесозаготовка. Стоит отметить ещё и перевозки — телепортов, перемещающих зерно из бункера комбайна прямиком на прилавок в виде хлеба, здесь нет, поэтому позаботьтесь и о логистике. Не «Дальнобойщики», конечно, и не Euro Truck Simulator — карты тут довольно маленькие. Но грузовиком или хотя бы телегой для трактора лучше обзавестись с самого начала.
С широтой модельного ряда техники в FS22 всё в полном порядке: её тут действительного много. Даже на меня, вообще не разбирающегося в марках сельскохозяйственной техники, произвело впечатление количество моделей — несколько сотен, причём это продукция реально существующих фирм, среди которых нашлось место и отечественному Rostselmash. Уверен, для людей сведущих, которые знают, что «вон тот зелёненький трактор» — это на самом деле 9R от John Deere, такое богатство — одно из главных достоинств игры.
Синий трактор едет к нам
А ведь все эти тракторы-комбайны-погрузчики — не просто красивая декорация. Каждой единицей техники можно управлять, выполняя массу сельскохозяйственных задач. Самый обычный трактор может выступать в нескольких ролях, в зависимости от того, с каким оборудованием его использовать: есть плуг, культиватор, сеялка, сенокосилка, вилы, ковш — всего и не перечислишь. Предусмотрен вид из кабины, а оборудование в большинстве случаев — это не просто прицепленная спереди или сзади железка: у неё есть свои функции. Например, плуг можно повернуть или сложить, у жатки меняются угол наклона и вынос, опрыскиватели складываются и раскладываются, а про работу погрузчиков, кранов и манипуляторов и говорить нечего — там вообще полный реализм.
Здесь Farming Simulator полностью оправдывает своё название. При желании можно покопаться в настройках и дойти до таких тонкостей, как ручное переключение передач и подача световых сигналов (например, включение «поворотников») — неплохое подспорье для любителей отыгрыша, тем более что FS дружит с рулём и педалями.
Тем не менее сам геймплей именно такой, каким он изображается в шутках о подобных играх, — это скорее работа, чем развлечение. Восхищаться тем, как раскладывается плуг или как комбайн высыпает зерно в грузовик, можно первые несколько раз, а потом начинается рутина: ведёшь медленно ползущий по полю трактор с культиватором, делаешь разворот у края — и по новой, пока не закончится поле.
Как я уже говорил, основные виды работ похожи друг на друга — точно так же, как вспашка, выглядит, к примеру, сбор урожая, разве что изредка приходится бункер комбайна опустошать. Чуть выбиваются из общего ряда такие занятия, как сенокос и лесозаготовка: траву мало скосить — её надо ворошить для просушки и собирать в тюки, для чего нужно совершенно разное оборудование; а заготовка леса требует умения обращаться с пилой и погрузчиком брёвен.
Разведение животных в целом попроще — достаточно подвозить корм и питьё да убирать навоз (его же можно использовать как удобрение на собственных полях), продавая избыток поголовья и продукцию (молоко, шерсть или яйца).
Закрома Родины
FS22 — это ещё и целая сельскохозяйственная стратегия. Не думайте, что игра подходит лишь для медитативной уборки бескрайних полей пшеницы под приятную музыку или видео на втором мониторе. Конечно, можно заниматься и этим: если зайти в раздел контрактов, то там всегда найдутся предложения от местных фермеров, которые ещё и всю необходимую для работы технику предоставят.
Но куда интереснее заниматься развитием собственной фермы, которая может вырасти в огромную аграрную империю. В этом плане нет практически никаких ограничений, за исключением полноты кошелька нашего персонажа. На купленных в магазине участках можно делать что угодно: вспахать поле, разместить загон для животных, построить хранилище для ресурсов или организовать производство продукции. В последнем случае можно выстраивать целые технологические цепочки, чтобы в итоге торговать не дешёвым сырьём, а уже готовыми продуктами.
Приходится планировать время: в FS22 появились сезоны, которые влияют не только на картинку, но и на логику игры. У каждой культуры свой срок созревания и наилучшие месяцы для посева, зимой же идёт снег, который можно убирать с помощью специального оборудования.
Про смену времени суток и погодные эффекты вроде дождей и говорить нечего — всё это на месте. Впрочем, именно они лишний раз подчёркивают устаревший уровень графики: картинку не назвать совсем уж убогой, но хочется большего. Если к отображению техники придраться сложно, то здания выглядят совсем неважно, а растениям и деревьям явно не помешает повышение уровня детализации и физика «почестнее» — тут даже посевы не всегда приминаются техникой.
Из трёх карт, представленных на релизе, мне понравилась, пожалуй, только одна, на тему американской глубинки. Две другие, европейские (Франция и Альпы), слишком тесны для техники и неудобны для логистики: расположение рек и дорог, а также большие перепады высот вынуждают тратить много времени на перемещение по карте.
В три смены
Вообще, словосочетание «тратить время» исчерпывающе характеризует геймплей. Да, тут есть довольно гибкие настройки ускорения времени (их можно менять на лету), благодаря которым игровой год можно завершить за несколько реальных часов, но это мало помогает — уж слишком много дел у фермера. В одиночку всерьёз увлекаться FS22 стоит с оглядкой на наличие свободного времени: уборка даже средних размеров поля затягивается надолго, а если пытаться извлечь серьёзную прибыль с прицелом на развитие и расширение своей фермы, то становится совсем грустно.
Чуть выручают наёмные работники — боты могут помочь с простейшими работами вроде вспашки поля, но часто «лагают», умеют далеко не всё, и толку от них не так много, как хочется. Хорошо ещё, что труд их относительно дёшев, в вот соотношение прибыли от реализации продукции и цен в магазине техники навевает тоску. Экономику надо настраивать отдельно — пока она служит фактором, замедляющим развитие фермы.
Другое дело — кооперативный мультиплеер: тут, если найти достаточно товарищей, можно целый колхоз «Путь Ильича» устроить, с распределением ролей и обязанностей. Можно и выделенный сервер арендовать прямо из главного меню (с количеством слотов до 16 человек), но удовольствие это не бесплатное, как вы понимаете.
У FS22 ценовая политика серьёзная — шутки про симуляторы работы остаются шутками, а игру продают за сравнимую с AAA сумму. Хотя чему тут удивляться: если продажи бьют рекорды, а солидный ценник никого не отпугивает, то почему бы и не признать за серией право называться полноценным AAA-проектом?
Пробовать ли Farming Simulator 22 тем, кто, как и я, проходил мимо подобных развлечений? Скорее да, чем нет, — мне, например, понравилось. Однако это в любом случае нишевый продукт. Он отлично подойдёт фанатам сельскохозяйственной техники или людям, склонным к подобному размеренному времяпрепровождению, но и у тех, и у других должен быть солидный запас свободного времени — у нас же тут симулятор работы, да и стратегическая составляющая геймплея раскрывается далеко не сразу.
Плюсы: множество моделей реальной техники и оборудования; свобода действий; стратегический элемент.
Минусы: устаревшая графика; несбалансированная экономика; большие затраты времени на развитие в одиночном режиме.
Лучшие комментарии
Ну в игру как минимум добавили сезоны.
Да и довольно трудно симулятор колхозника увести «в какую-то сторону»… Приделать что-ли к нему зомби-мод, баттл-рояль или, там, возможность разбирать/собирать трактора по винтику?
ПРЯМ КАК В ЖИЗНИ!!!11
Олды тут? Ну ка все быстро в трактор!
Траактооор
:D
Не баг, а фича и реализм))
Нужен срочно человек, который забежит сюда и начнет жаловаться, что на СГ засилье материалов о играх-симуляторах фермера, которых свыше 60% всех материалов на сайте.
А за обзор спасибо)
Ну то есть, как Гран Туризмо, Форза, Арма, ATV, Colin Mcrae, Флайт Сим от майкрософт, бессчисленные симуляторы бомжа и выживания, и список идёт дальше и дальше
Странная это вещь, симуляторы, в предыдущем делал тоже самое, что и в новейшем, как же это работает?
Новость об успехе FS в Стим: Почти 150 комментариев.
Текстовый обзор:
Мне понравилось как на стриме был момент, когда начинали играть с пустыми карманами, был только пикап. И чувак просто взял бензопилу и начал пилить деревья, потом избавлял стволы от сучков, затем покромсал на поленья и отвёз в ближайшую лесопилку. То есть можно начинать буквально голым и как-то выкарабкиваться. Вот этого я не ожидал от симулятора фермера.
На СГ засилье материалов о играх-симуляторах фермера, которых свыше 60% всех материалов на сайте: З
И да, вопрос редколлегии: когда стрим по игре?: З А то по 17-у был, по 19-у был… И по этому выпуску надо запилить!
Я играл только в FS17, но производственные цепочки FS22 меня немало интригуют
Жаль, обзор не от Гальперова хотя бы: он бы смог, наверное, подробнее рассказать про отличия и особенности именно этой части — с его-то опытом. Тем же производственным цепочкам тут всего одна строчка уделена, хотя в теории это довольно крутое нововведение. Да и про сезоны бы хотелось узнать подробнее
То что должны было быть крупным обновлением для FS19 и дополнительным DLC в итоге стало отдельной игрой. Думаю все как и я в том числе купили игру ради пчёл)))))) Разочарование года.
А я бы выше «проходняка» не поставил. Если вы запустите предпоследний FS то получите ровно те же самые ощущения. Игра не движется ни в какую сторону, и в связи с этим непонятно, зачем они брали перерыв в 3 года.