Как обычно, я пошёл в магазин в наушниках, а в них на этот раз зациклился «Фред» «Короля и Шута». Обычно под неё хочется выпить. Но я пришёл домой и решил всё-таки запустить «Лигу энтузиастов-неудачников». И теперь у меня в наушниках крутится другая любимая песня — «Прогулка» Кати Иуды. И под неё мне хочется не выпить, а позвонить человеку, которого давно не видел, чтобы просто встретиться с ней, погулять по осеннему парку, пообщаться. А там, глядишь, можно и… Впрочем, это уже совсем другая история. Но что же это за «Лига энтузиастов-неудачников», которая заставила меня так резко изменить свои планы?
Если с другом вышел в путь…
«Лига энтузиастов-неудачников» — это игра, сделанная практически в одиночку московским гейм-дизайнером Яном Башариным, который даже музыку написал сам (отдельная благодарность от меня). Главные герои — 40-летние неудачники Витя и Володя, которые живут вдвоём на съёмной квартире (нет, они не эти самые, а закадычные друзья с детства — такое тоже бывает!).
Один из них — детский писатель, книги которого не принимают издательства, второй — сантехник. У них нет семьи, денег и нормальной работы, на встрече одноклассников они слушают истории успеха своих сверстников. А уже дома выслушивают недовольные слова хозяина квартиры, который грозит их выселить за неуплату.
Но Витя и Володя не унывают, а с завидным энтузиазмом принимаются… искать клад. Да, вот так просто — а пошли, мол, искать клад, ещё и лишнее останется. Выменивают металлоискатель у старика-соседа, который с его помощью ищет в доме капиталистических шпионов с их прослушкой, и идут в парк, где в итоге находят значок, фигурку лошади и коробку печенья. Но Витя и Володя не унывают и устраиваются охранниками в музей, где надеются найти карту сокровищ…
Да, выглядит всё это максимально нелепо, но трогательно. Вместо того чтобы решать свои проблемы или попросить помощи у одноклассницы, которая сама её предлагает, они уверяют друг друга, что всё наладится, придумывают фантастические клады и вместе с соседской детворой запускают с крыши самолётики или играют под дождём в кораблики.
Естественно, дети их обожают — и в итоге уже полдвора ребятни, прознав о проблемах Вити и Володи, идут с ними искать клад. А потом герои вместе с их мамами будут сидеть на кухне, пить чай и есть вафли.
Просто жить
Геймплея при этом практически нет. Хотя формально это не «симулятор ходьбы», а квест. Мы перемещаем персонажей в пределах полутора-двух экранов и иногда решаем «загадки». Именно так, в кавычках. Снять собаку с дерева, починить самолётик или велосипед, сделать кораблик, расставить полки — это не пазлы даже, а намёки на них, потому что тут всё решается парой движений за несколько секунд. Даже место, куда надо поставить полку или прикрутить колёсико, автор заботливо нам подсказывает.
Понятно, что это сознательное решение создателя. «Лига энтузиастов-неудачников» — не про пазлы, а про атмосферу. И главное тут не процесс снятия собачки с дерева, а то, что у Вити и Володи появится пёс по кличке Орешек, которого можно гладить, а потом придётся ещё и мыть в ванной. Просто под приятную музыку меланхолично управлять самолётиком, летящим над крышами, здесь важнее, чем решать запутанные головоломки.
Мы перестали делать большие, хорошие глупости
Поначалу всё кажется нелепым — персонажи, диалоги, ситуации, «загадки». Проскользнула даже мысль: зачем я вообще в это играю? Но автор быстро (благо история тут очень короткая) добивается своего — погружает нас в уютную, ламповую атмосферу тепла, мягкой иронии и доброты, поднимающую из глубин души детские не воспоминания даже, а ощущения. Неслучайно и сам Ян, говоря о «Лиге», вспоминал, как он в детстве любил (и любит до сих пор) гулять по Москве.
Конечно, тут много инфантилизма и абсолютно нелепых ситуаций. Фактически Ян Башарин сделал игру про себя и про других таких же взрослых детей, которые ищут мифический клад и просто верят в то, что всё будет хорошо.
Но именно в таком разрезе и с такими героями можно напомнить нам о том, что за окном есть парк под синим небом, есть живые люди, которых мы, возможно, давно не видели и которые могут подарить нам частичку тепла; о том, что необязательно делать всё абсолютно правильно, чтобы быть счастливым, и можно совершать милые глупости — например, вместо Disciples: Liberation запустить «Лигу энтузиастов-неудачников»…
Вся «Лига энтузиастов-неудачников» — это такая же милая глупость, которая порой честнее и нужнее, чем очередная выверенная «правильность». И не игра это даже, а, скорее, очень тёплая зарисовка, идеально подходящая к песням Булата Окуджавы и Юрия Визбора про любимый город, прогулки с друзьями и про то, чего так не хватает холодной осенью. Поэтому и песня «Прогулка» выдержана в том же стиле. Просто послушайте её — это лучше моих слов скажет, о чём эта игра, чего она от вас хочет и о чём пытается напомнить. Просто поменяйте «Москву» на свой родной город и поставьте на повтор.
Плюсы: очень добрая, тёплая и нелепая история, которая от этой нелепости только выигрывает; запоминающиеся ситуации и персонажи; приятная картинка; душевная музыка.
Минусы: игра очень короткая; примитивные пазлы (впрочем, это скорее художественный приём).
Лучшие комментарии
Тот самый момент, когда всю жизнь ездишь на трамваях и можешь ответить только:
Рисовка интересная, но сюжет такие сопли под советскую лампочку.
Ну это очень легко, учитывая перенос её релиза на 18е ноября )
Наверное, потому что с дерева и сняли)
… Тут их принимают ПэПСы, на чём игра и заканчивается.
Если бы в игре было МНОГО текста, могло бы прокатить за визуальную новеллу. А так — ну, зарисовка зарисовкой, для особых ценителей. Кстати, в скриншотах (внизу страницы) два одинаковых — это намёк на минимализм и обилие копипаста?
вообще то игра вышла 21 октября. перенесли только русскую версию
Худшее, во что я играл последние лет 10, даже если бы бесплатно раздавалось. а тут ещё стоит зверски для поделки. более подробные претензии свои оставил в отзыве к игре.
В этой рецензии нарративной ценности больше, чем в самой «игре»
Игра стоит почти 300р, проходится за 40 минут, имеет на борту неплохой арт и музыку, явные следы повест_очки(двое взрослых мужчин не-родственников, живущих вместе длительное время; их друзья- две взрослые женщины не-родственники, тоже, как я понял, живущие вместе; прямым текстом ничего не продавливают, но все же временами в голову приходят мысли что «дружба»- не самое подходящее слово для описания отношений персонажей), очень много ванили. В то же врнемя игра не имеет ни крутого сюжета, ни ярких персонажей, ни технической стабильности(дерганные анимации, глючащие мини игры, проблемы с локализацией). Чисто фанфик для прогрессивных зумеров на тему «дружбы» и допустимости инфантильности(гг ничего не сделали толком для решения своей прорблемы, но у них «все сложилось» благодаря роялям в кустах; в реальности так проиходит редко). Сравнения с конкурентами из той же ценовой категории не выдерживает никак, зачем она нужна если есть, к примеру, to the moon, undertale или bastion? Слишком высокая оценка для такой пустой игры, ящитаю. Как будто из палаты мер и весов украли «проходняк» и притащили его на стопгейм.