7 сентября 2021 7.09.21 10 90K

Tormented Souls: Обзор

Современный survival horror родом из 90-х

Как известно, большие студии уже не делают классических хорроров. Alone in the Dark мертва, Silent Hill лежит в криокамере, а авторы Resident Evil выпускают современные ремейки и экспериментируют с форматом. На помощь, как всегда, приходят инди-разработчики. Вот уже больше недели хоррор-тусовка визжит от страха и восторга, играя в  Tormented Souls — это вещь, навеянная классикой родом из 90-х и созданная неизвестной чилийской студией Dual Effect исключительно по тем же лекалам. И эти восторги вполне оправданны.

 

Красавица и чудовище

Авторы Tormented Souls прекрасно знают, чего жаждут ветераны — поклонники классических выпусков Resident Evil. Мы играем за сексапильную девушку в коротком, игриво взмывающем при беге платьице, которую, как Джилл Валентайн в недавнем ремейке  RE3, тут же хочется раздеть. Минут через пять после начала она и впрямь оказывается обнажённой в ванной, в рот ей вставляют большой шланг и… Впрочем, оставьте фантазии. Всё на самом деле плохо — девушку лишили глаза и, кажется, готовят к ужасной операции.

Выбравшись, одевшись и нацепив повязку на то место, где раньше был правый глаз, Каролина Уокер полна решимости выяснить, что же творится в этом проклятом старом доме. Сюда, в особняк Уинтерлейк, она отправилась, чтобы узнать судьбу двух пропавших без вести девочек-близнецов, но, как видите, и сама оказалась в опасности.

С таким бантом в это ужасное место? Смело. Аниме пересмотрела, видимо…
С таким бантом в это ужасное место? Смело. Аниме пересмотрела, видимо…

Постепенно, в том числе из найденных записок и дневников, мы узнаём о том, как появились на свет девочки, об их родителях, о странных событиях, происходивших в этом не менее странном доме, оборудованном под больницу. Узнаём также о сектах, экспериментах и даже жертвоприношениях — в общем, полный набор.

Да, тут есть свои неожиданные открытия и интриги. Кто этот священник, который периодически нам встречается, даёт советы и спокойно ест суп в заброшенном особняке, полном монстров? И почему Каролина может войти в зеркало и переместиться в другое место?

Чёрное зеркало?
Чёрное зеркало?

Но в целом сценарий соответствует опять же традициям жанра, а многие ваши догадки, сделанные ещё в середине прохождения, окажутся правдой. Но это не мешает с интересом следить за происходящим, а потом и переигрывать финальный отрезок, чтобы получить хорошую концовку — всего их три.

Конечно, персонажи напоминают кукол и не слишком глубоко прописаны. А Каролина иногда похожа на дурочку. Даже оставшись без глаза, столкнувшись с монстрами, она в разговоре с тем же священником будет переспрашивать: а ему не кажется, мол, что тут творятся странные вещи? Сценаристы ремейков RE от Capcom как раз старались выдать более живых персонажей. Но Tormented Souls всё-таки больше не про героев, а про атмосферу, геймплей и загадки.

Подозрительный он какой-то.
Подозрительный он какой-то.

Как раньше и как надо

Игровой процесс тоже соответствует ГОСТу. Управляем мы Каролиной с видом от третьего лица с фиксированной камерой. Да, саму схему управления можно назвать более современной, а камера чуть более динамичная, но в целом ощущения всё те же. И даже свойственные такой схеме неудобства здесь вызывают резонанс в душе.

Когда входишь в новое помещение и только слышишь, но не видишь приближающегося врага, сразу становится не по себе и хочется вернуться обратно. Наводишь оружие на звуки и начинаешь нервно стрелять в ту сторону, вслушиваясь, попал или нет. Это вызывает массу эмоций. Во-первых, ностальгию: сразу вспоминаешь бессонные ночи за первыми Silent Hill и Resident Evil. Во-вторых, действительно нервно и страшно. Тем более что сами монстры своим уродливым (в хорошем смысле слова) дизайном сразу заставляют вспомнить про Silent Hill.

Работа со звуком в Tormented Souls шикарная. Только в безопасных комнатах включается спокойная и очень приятная музыка. Тут, как правило, можно сохраняться на кассетных магнитофонах (только так, никаких чекпоинтов!), но сначала нужно найти и поставить бобину — всё по законам классики.

По тем же законам приходится экономить боеприпасы и аптечки, постоянно проверяя инвентарь и радуясь каждой новой находке. Тем более что крафтить патроны нельзя. Всего в игре четыре вида оружия — сначала доступны только гвоздомёт и ломик, которым лучше всего добивать врагов, экономя боеприпасы, потом появляются дробовик (сначала нужно найти и собрать его части) и этакий шокер. Да, негусто, но и не пусто.

Инвентарь тоже устроен классическим образом.
Инвентарь тоже устроен классическим образом.

Сделайте нам неудобно!

Наконец, Каролина боится темноты. Если остаться в ней на несколько секунд, то тьма поглотит девушку и игра закончится. Поэтому часто приходится бегать с зажигалкой и зажигать канделябры, чтобы осветить участок и выманить на него монстра. А взять в одну руку зажигалку, в другую — гвоздомёт или ломик девушка не может или не хочет — нужно каждый раз переключаться между экипировкой через инвентарь. И только во второй половине кампании нам выдадут фонарик, который можно прикрепить к куртке, освободив руки.

А вот тут и светло, и монстра видно.
А вот тут и светло, и монстра видно.

Из-за этого в некоторые места сразу не попадёшь: если, например, там не только темно, но и враг преграждает путь. Включил зажигалку — остался безоружным, достал гвоздомёт — поглотила тьма. Да, по всем современным правилам это неудобно и вообще минус. Но в данном случае понятно, что авторы сделали так намеренно, чтобы вызвать ещё больше ностальгии и одновременно напряжения. И это работает — ругать не хочется, а хочется найти решение, как же попасть в эту зону.

Думай, чтобы выжить!

Естественно, в Tormented Souls полно классических головоломок. Большинство из них связаны с тем, как попасть за очередную закрытую дверь и открыть очередной замок. К одной двери нужно подобрать или даже собрать предмет нужной формы, к другой — прикрепить ручку и простучать ею правильный ритм, к остальным и подходить до поры до времени бесполезно, пока не поймёшь, как решить закрученный пазл. Также мы чиним электрощитки, меняем предохранители, устанавливаем давление в системах, крутим вентили, развлекаемся в классической мини-игре «Водопроводчик» и подбираем цифры к кодовым замкам.

Подсказки порой находятся на самом видном месте.
Подсказки порой находятся на самом видном месте.

Плюс упражнения с предметами, которые нужно комбинировать в инвентаре. Какие-то головоломки легче, другие сложнее. Есть и классические, опять же родом из 90-х, условности: можно долго искать, как срезать верёвку на люке, хотя где-то рядом находится кухня, где лежат ножи — естественно, никто не разрешит нам их взять.

В любом случае скучно не будет. Где-то раздражает не очень понятная логика — хотя потом выясняется, что и подсказки были, и логика, если разобраться, присутствует. Где-то поражаешься фантазии авторов: в одной ситуации нужно смерить сердечный ритм у статуи, в другой — вставить пластмассовое сердце в куклу или пришить руку к манекену, действуя по принципу магии вуду.

Игра переведена на русский.
Игра переведена на русский.

Всё это обрамляется не самой современной, но достойной картинкой, в которой прежде всего хочется отметить шикарный дизайн и детализацию окружения на уровне больших AAA-игр. Даже не верится, что всё это сделала небольшая чилийская студия. Вот разве что лицевая анимация (точнее, её отсутствие) в роликах и кат-сценах слегка режет глаз, да иногда встречаются небольшие технические огрехи.

Кроме того, не помешали бы режим «Новая игра +» и возможность разблокировать какие-нибудь плюшки вроде нового костюма для Каролины, чтобы стимулировать нас к повторному прохождению. Хотя не слишком ли много и сразу я хочу от команды, которая и без того уже подарила нам очень неожиданный и потому ещё более приятный маленький шедевр?

Здесь можно посмотреть на картины Караваджо.
Здесь можно посмотреть на картины Караваджо.

Tormented Souls показательно олдскульная и во многом не слишком удобная. Но при этом вызывает бурю восторга. Хотя удивляться тут нечему. Во-первых, управление и поведение камеры всё-таки модернизированы, и потому к ним быстро привыкаешь, а уж на геймпаде — тем более. Во-вторых, все мы соскучились по классике — это сегодня как глоток свежего воздуха (пусть и с привкусом нафталина). И главное, авторы всё сделали грамотно и с душой — в  Tormented Souls по-настоящему страшно, атмосферно, интересно и почти нет типичных для инди проблем. Быть может, лучшим хоррором года многие выберут именно эту игру, а не  Resident Evil Village.

Плюсы: сюжет в целом традиционен для жанра, но следить за ним всё равно интересно; более чем увлекательный классический геймплей; множество загадок; отличные дизайн и детализация окружения; по законам классики выстроенная атмосфера напряжения, которая в том числе создаётся великолепной работой со звуком.

Минусы: персонажи слабо прописаны; мало видов оружия; встречаются технические проблемы; мало стимулов для повторного прохождения.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Tormented Souls

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
27 августа 2021
196
3.7
85 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

В первую очередь за техническое исполнение. А второе — это был пятый по счету Layers of fear. Ребята не растут и абсолютно никак не развиваются. Такое впечатление, что Observer был вершиной их творения, потом все пошло на спад. А еще много ходьбы и мало задач, мало интерактива.

В целом согласен с обзором. Мне как фанату серии RE было приятно поиграть во что то новое, но в то же время с классическим геймплеем. Хорошо, что такие игры выходят время от времени.

Как указано в видеообзоре, эта сделанная в подвале игра из Латинской Америки получила «похвально» только для олдфагов, угорающих по подобной псевдоклассике. Остальные вообще это запускать не будут. Медиум же типа «некстген» с «уникальными техническими решениями», к озвучке которого даже пригласили Троя Бейкера, и который на 90 состоял из бэктрекинга, чтения записок и фризов.

Для малоизвестной чилийской студии — неплохо.

А так — вторично, неудобно, предсказуемо, бредово (в плохом смсле бредово — логика происходящих событий едва-едва просматривается).

Я вот не знаю как описать свои эмоции от данной игры. С одной стороны, выйди подобное на закате тех самых сурвайвл хорроров( на пс2), эту игру вряд ли кто заметил бы вообще, на фоне тогдашних аутбрейков, РЕ римейков, сайлент хилов и проджект зиро. Сейчас же, когда мои знакомые говорят, что например тот же remothered — это прямо возвращение к корням, а здесь в комментариях спрашивают, почему что-то в духе Медиум получило проходняк, то лично для меня эта игра выглядит как глоток свежего воздуха. Но я понимаю, что это для узкого круга людей обстоят дела именно подобным образом. Так было и  во времена Алана Вейка и Даунпура, сурвайвл хоррор деградировал, но не все могут это заметить. Кому-то таки лучше сигареты единичка, чем современный айкос который им отдает навозом, уже не то что раньше, но лучше чем современные безыдейные заменители.

 Потому что Медиум УГ, даже проходняк слишком завышенная оценка

«так исторически сложилось», «так сказали», «так модно». выбери любой из вариантов)

А почему медиум — проходняк?

Согласен с обзором. Отличная игра со своим набором минусов. И загадки по большей части нормальные, хотя с парочкой и уперся, как в стену.

Единственное — по-моему, немного затянуто в конце — когда начались хождения по канализации/бункерам, меня не покидала мысль — «Игра, а ты не должна была бы уже закончиться?»

Вкусовщина же. Это и по статье видно. Многие любят старое, как навоз мамонта, только чтоб свежевышедшее, (типа под  винтаж, «показательно олдскульное»).
Ну или чемоданы. Хотя, какие в Чили чемоданы...(ответ — колумбийские ;)))
Читай также