7 августа 2021 7.08.21 16 38K

The Great Ace Attorney Chronicles: Обзор

Два шедевра по цене одного

Играл на Sony PlayStation 4

Пути издателей неисповедимы — во всяком случае, такой вывод напрашивается после чтения новостей из года в год. Одни хладнокровно убивают, а потом воскрешают любимые в народе сериалы, вторые старательно делают хорошую мину при плохой игре, третьи так и вовсе начинают идти войной на собственных фанатов. Будни развлекательной индустрии порой напоминают остросюжетное шоу, по ходу которого героем или злодеем может оказаться кто угодно.

К счастью, без камбэков жизнь не обходится — спросите Capcom, у которой в последние годы творческий ренессанс. И Devil May Cry она со вкусом возродила, и Resident Evil в порядок привела, и даже некогда откровенно нишевую Monster Hunter умудрилась на Западе популяризовать — да уж, после таких достижений DLC-концовку Asura’s Wrath даже неудобно припоминать. Что дальше на повестке дня именитой корпорации? В общем-то, ничего сложного — лишь исправление одного из самых странных её упущений за минувшее десятилетие.

 

Во имя королевы

Юриспруденция — отнюдь не та тема, которая вот так просто ассоциируется с видеоиграми. И неудивительно: хотя в зале суда постоянно решаются вопросы первостепенной важности, правовые баталии по ряду причин нелегко адаптировать к интерактивному формату — слишком уж они затянуты и порой безжизненны. С другой стороны, «нелегко» отнюдь не синоним «невозможно»; главное — подойти к делу с выдумкой, как авторы  Phoenix Wright: Ace Attorney.

Сегодня про эту визуальную новеллу слышал каждый — сарафанное радио да вездесущие мемы тому виной. Однако за всеми этими Objection! и Hold it! легко забыть о том, насколько же прорывным в своё время был оригинал. Перекрёстные допросы, напряжённые перебранки с прокурором из-за улик и поиски убийц не отходя от кассы — с лёгкой руки талантливого режиссёра-сценариста Сю Такуми (Shu Takumi) в теории скучные заседания обрели невиданную по меркам разговорных драм динамику, когда от одного лишь чтения диалогов под музыку захватывало дух. Да, с реальностью драматичные протесты да внезапные обновления отчётов о вскрытии не имели ничего общего, но подобные мелочи никого не волновали — в художественных произведениях важно не только «что», но и «как».

Естественно, столь новаторское произведение просто не могло обойтись без сиквела, а потом ещё одного — и ещё. И пускай номинально Justice for All и Trials and Tribulations вместе с Apollo Justice: Ace Attorney не сильно потеряли в качестве по сравнению с первоисточником, со временем из цикла выветрилась его величайшая черта — непредсказуемость, покорившая публику на заре тысячелетия. Опять непобедимый прокурор, опять магия, опять перегруженные криминальные схемы… Ace Attorney погрязла в самоповторах.

А что же Такуми, «отец» Феникса Райта? По воле случая автор «отстал от жизни» — в 2012-м из-за затянувшейся производства Professor Layton vs. Phoenix Wright: Ace Attorney ему пришлось передать бразды правления номерными частями в руки другой команды. На первый взгляд печально, но рокировка пришлась очень кстати, ведь она развязала дизайнеру руки для смелых экспериментов с застойным форматом.

Вооружившись знаниями о прозе Мориса Леблана (Maurice Leblanc), Эллери Куина (Ellery Queen) и Артура Конан Дойла (Arthur Conan Doyle), разработчик задумал увезти судебную драму в незнакомое русло — сделать многосерийный спин-офф, посвящённый приключениям молодого японца в Англии на рубеже XIX–XX вв. Взять лучшее из предыдущих выпусков, убрать лишнее, изобретательно переработать знакомые идеи и добавить в ядрёный коктейль Шерлока Холмса — таков был план, и он, казалось, был обречён на успех.

История, увы, распорядилась иначе. Новоявленную The Great Ace Attorney в Стране восходящего солнца встретили на редкость прохладно, а за пределами островов по каким-то причинам её не выпустили вообще. Исход предсказуем и печален: слабые продажи чуть было не загнали многообещающее ответвление в гроб. Сиквелу повезло ещё меньше — даже с урезанными бюджетом и PR-кампанией The Great Ace Attorney 2: Resolve провалилась хлеще предшественницы. Некогда прибыльный цикл отправился на покой.

Для первой части спин-оффа Capcom потратилась на аниме-кат-сцены. Ради второй компания уже не заморачивалась.
Для первой части спин-оффа Capcom потратилась на аниме-кат-сцены. Ради второй компания уже не заморачивалась.

Все эти годы фанатам оставалось только гадать, чем же две новеллы так не угодили восточной публике: неужели они настолько ужасны? Что ж, теперь, благодаря смелому продюсеру, дымка наконец-то рассеялась: обе игры наконец-то доехали до широкой публики в форме шикарного сборника с подзаголовком Chronicles. И вот что занятно — на поверку дилогия оказалась отнюдь не бездарной, а одной из ярчайших глав затухающей серии.

На заре правосудия

Итак, «новинка» повествует о Рюноскэ Наруходо, далёком предке Феникса Райта. Недотёпа и рохля Рюноскэ едва ли рассчитывал на полную интересных событий жизнь, вот только у судьбы были другие планы на скромного паренька. Цепочка удивительных совпадений привела обычного студента на юридическую практику в викторианский Лондон — культурную столицу Европы, а то и всего мира. Однако жизнь в Англии не так безоблачна, как можно подумать: величественные фасады Туманного Альбиона скрывают немало тайн, а заговоры и всепоглощающая коррупция давно стали обычным явлением в аристократических кругах. Сумеет ли молодой адвокат выжить в каменных джунглях и сохранить при этом веру в правосудие?

Поиски ответов на этот и многие другие вопросы оформлены по знакомому ещё с нулевых сценарию. Что The Great Ace Attorney: Adventures, что The Great Ace Attorney 2: Resolve разбиты на пять глав, каждая из которых (за вычетом двух заключительных во второй части) посвящена отдельному преступлению. От зрителя требуется относительно немногое: внимательно читать текст, усердно исследовать локации в поисках улик, а потом, когда дело неминуемо дойдёт до суда, использовать смекалку и собранные доказательства для поисков противоречий в чужих показаниях. Сюжет абсолютно линеен — морального выбора (а следовательно, и альтернативных концовок) не предусмотрено, и даже срочные заседания не начнутся, пока юрист не соберёт всё необходимое для успешного спасения своего клиента. Проиграть можно, лишь если постоянно ошибаться с аргументацией и обвинять людей во лжи там, где её нет. Вроде всё привычно — но не обошлось без пары-тройки нюансов.

Например, на сей раз в перекрёстном допросе могут (и будут!) участвовать несколько свидетелей разом, как в кроссовере  Professor Layton vs. Phoenix Wright: Ace Attorney. Это мало того что заметно оживляет прения, так ещё и хорошо дополняет классическую механику: даже если один персонаж на стенде не врёт, реакция его соседа может намекнуть на важную деталь, способную помочь вывернуться из очередного тупика.

Ещё одна любопытная, если не сказать долгожданная новинка — коллегия присяжных, которая присутствует практически на каждом заседании в Великобритании. Помощи да сострадания, правда, лучше не ждать: она, как правило, служит ещё одним препятствием на пути к оправдательному вердикту. Само собой, совет не всегда единогласен: у каждого члена жюри своё мнение по поводу ситуации в зале, поэтому Наруходо не единожды придётся стравливать исполняющих долг граждан между собой.

И наконец, последняя большая новинка касается Шерлока Холмса, де-факто главной звезды викторианских приквелов. Великий сыщик вечно себе на уме и во время исследования мест преступления любит разбрасываться смелыми размышлениями, зачастую откровенно бестолковыми. Но в его замечаниях можно найти зёрна истины. Пока детектив смело упрекает небогатого старика, скажем, в содержании охочего до ковров тигра, Рюноскэ (и игроку) надо самую малость поправлять его выводы — а там и до важной улики недалеко.

Идея вышеописанного «танца дедукции» пришла в голову Такуми в далёком 2000 году, ещё во время разработки первого выпуска визуальной новеллы.
Идея вышеописанного «танца дедукции» пришла в голову Такуми в далёком 2000 году, ещё во время разработки первого выпуска визуальной новеллы.

Всего вышесказанного, конечно, мало для того, чтобы назвать The Great Ace Attorney революцией: привычные элементы на местах, а нововведения, даром что они интересны и хорошо чередуются между собой, картины не меняют. Тем не менее язык не поворачивается окрестить дилогию проходной или совершенно вторичной — и это целиком и полностью заслуга необычного по меркам судебной драмы повествования.

В прочих Ace Attorney далеко не каждый эпизод представляет серьёзную ценность для общей картины. Несмотря на присутствие условно-центральной сюжетной нити, практически в любом выпуске сериала найдутся филлерные диалоги, совершенно бесполезные заседания и целые главы, которые можно убрать куда подальше, — вроде затянутого безобразия в Цирке, одним своим существованием позорящего  Justice for All.

В Adventures и Resolve всё несколько иначе. Взявшись за спин-оффы, Сю Такуми решил поведать одну большую, цельную историю — без откровенной «воды» и преступлений ради преступлений, зато с множеством загадок и продуманной до мелочей центральной интригой. Шутка ли, вместо самодостаточного обучения приключение Наруходо начинается с лихо закрученного убийства, мотив которого прояснится даже не в конце первой части, а в финале второй. Это смело, непривычно и классно.

Словно устав от предсказуемости всего и вся, авторы регулярно нарушают негласные правила серии, проверяя на прочность сам её формат. А так ли нужны судебные заседания для поимки убийцы? А что если разбирательство закончится в самый разгар прений ввиду отсутствия неопровержимых доказательств? И почему вообще каждое дело обязано начинаться с чьей-то смерти? Уже один такой подход вызывает восхищение, но по-настоящему поражает другое — авторы ни разу не перегибают палку. Они берут знакомые концепции, обыгрывают их на грани деконструкции, однако, что бы ни творилось в жизни Рюноскэ Наруходо, происходящее на экране всё равно остаётся именно тем, что хотели увидеть фанаты, — яркой криминальной новеллой с прекрасной музыкой, подчас феноменальной постановкой и дотошно воссозданной атмосферой Лондона старины.

На The Great Ace Attorney: Adventures издатель не пожалел денег, и это чувствуется: изображения персонажей (да и фоны) просто роскошные. С первого взгляда даже и не скажешь, что когда-то это был 3DS-эксклюзив.
На The Great Ace Attorney: Adventures издатель не пожалел денег, и это чувствуется: изображения персонажей (да и фоны) просто роскошные. С первого взгляда даже и не скажешь, что когда-то это был 3DS-эксклюзив.

Экзотические декорации, к слову, — отличная находка, и не только благодаря шансу ввести в повествование как реальных людей, так и литературных героев. Викторианская эпоха подарила Такуми уникальную возможность обыграть привычные ситуации по-новому, соорудить перед героями препятствия, которым просто нет места в современности. И пускай художники порой откровенно срезают углы, облачая персонажей в бесстыдно стимпанковские наряды, разработчики редко используют техническую (да и обычную) магию в качестве палочки-выручалочки. В этом плане Chronicles действительно напоминает приземлённую детективную прозу старины, а это, как ни крути, хорошее соседство.

Роднит обе «новинки» с литературой того периода и впечатляющая по меркам жанра аутентичность. Тут и грамотный русский язык (правда, без твёрдых знаковъ), и хорошо вплетённые в повествование особенности быта, и обыгрывание британских законов для создания завесы тайны… а также ксенофобия, без которой в Лондоне просто никуда. Да-да, Capcom столь ревностно воспроизвела реалии конца XIX века, что особое внимание уделила, скажем так, расовой неприязни между англичанами и японцами. Не сказать, конечно, что авторы глубоко копают на эту скользкую тему (гости с Востока вежливые и добрые, а западные аристократы все как один грубияны), но надо отдать им должное за смелость — сегодня такие вещи принято вымарывать или в лучшем случае заметно смягчать. Стоит оговориться, что это не мелочь, проскальзывающая пару раз за 40 часов, — натянутые отношения между государствами и связанные с этим политические распри с первого же дела ставят во главу угла. Вот чего-чего, а такого от визуальной новеллы про смешного адвоката уж точно не ждёшь.

И это, пожалуй, самое интересное качество Adventures и Resolve: дилогия свежа благодаря отлично воссозданному сеттингу, но в то же время стопроцентно узнаваема, без откровенной вторичности и пошлости. Однако, каким бы прекрасным ни было творение Capcom, безупречным его не назвать.

Судебный переворот

Парадоксально, но, пожалуй, единственная проблема The Great Ace Attorney Chronicles — прямое следствие её главного достоинства. Как уже говорилось выше, Такуми замышлял не просто спин-офф, а мини-сериал с неспешно развивающимися персонажами, общей сюжетной канвой и множеством загадок, ответов на которые придётся ждать по нескольку лет. У такого подхода есть как очевидные преимущества (можно неспешно рассказать грандиозную историю, не стесняться ограничений хронометража и вносить в план небольшие правки по заявкам публики), так и недостатки — в частности, ощущение незаконченности отдельно взятых релизов вкупе с обманутыми ожиданиями фанатов. Что, собственно, и потопило викторианский спин-офф в 2015 году.

Adventures, по факту невероятно красивая, остроумная и захватывающая юридическая драма, совершенно не работает как самостоятельное произведение: это лишь гигантский 20-часовой пролог. Эдакий пилотный эпизод, который долго и обстоятельно представляет героев, сеттинг и сеет зёрна центральных интриг. Это, с одной стороны, прекрасно: зрителю дают шанс понаблюдать за медленным превращением стеснительного паренька в отважного защитника обездоленных. Но в то же время из пяти дел первые три уходят просто на переселение Наруходо из Японии в Великобританию, а последние два, даже учитывая накал страстей, скорее тизерят сиквел, чем ставят точку в истории приезжего адвоката. Именно поэтому восточные геймеры так ругали оригинал и называли его недоделанным — их-то о многозначительном «Продолжение следует…» никто не предупредил.

Сиквел же в этом плане абсолютная противоположность: из-за срезанного бюджета авторам пришлось срочно сворачивать удочки и кое-как завязывать все повисшие в воздухе сюжетные нити. Учитывая ситуацию, с задачей разработчики справились блестяще, однако без потерь не обошлось. Из-за смены курса пострадали второстепенные, но важные персонажи — бедняг вводят практически без предупреждения, дают им с десяток реплик, а потом провожают на нары. Иногда создаётся впечатление, будто читаешь не эпический роман, а его изложение: смысл тот же, но всё как-то скомканно, словно события двух игр сплющили в одной.

Chronicles кое-как сглаживает эти шероховатости. Да, Adventures всё ещё излишне нетороплива, а Resolve страдает от очевидного недостатка средств, зато вместе они образуют законченную историю, которую можно пройти от начала до конца за недельку-другую. Лучшего варианта ознакомиться с The Great Ace Attorney не будет: Такуми — не Кодзима (Hideo Kojima), ему права «Режиссёрскую версию» никто не даст.

Прочие недостатки в целом традиционны для сериала. Некоторые сегменты, например, откровенно затянуты обсуждением несущественных в контексте преступления деталей и повторением изученного пару-тройку раз. Что символично, этим больше всего грешит первая часть, тогда как вторая куда быстрее берёт быка за рога.

Никуда не делся и «триггер-хантинг» — если не тыкать в каждого собеседника уликами во время расследований (или курсором в неприметные книги и детали окружения), велик шанс внезапно застрять на этапе расследования без права явиться в зал суда. Разработчики переиздания хотели ввести функцию подсказок, но ограниченные ресурсы и сроки поставили на задумке крест. Впрочем, это мелочи, они не сильно портят впечатление.

Chronicles просто ломится от бонусного контента: музыка, звуки, скетчи, дополнительные сцены, костюмы, комментарии авторов — просто находка для фаната. Жаль только, что небольшую часть любопытных материалов скрыли в предзаказном DLC.
Chronicles просто ломится от бонусного контента: музыка, звуки, скетчи, дополнительные сцены, костюмы, комментарии авторов — просто находка для фаната. Жаль только, что небольшую часть любопытных материалов скрыли в предзаказном DLC.

Можно, конечно, пожурить отдельные специфические особенности дилогии (например, необычное поведение Шерлока Холмса или в целом вольное обращение с литературным каноном Конан Дойла), но по большому счёту незачем. The Great Ace Attorney — в первую очередь ни к чему не обязывающий фанфик. Причём фанфик изобретательный и вдохновенный, написанный с большим уважением к книгам и их автору. Да, Холмс был несколько серьёзнее, а его Ватсоном была не розоволосая девчушка, но какая, в сущности, разница, если дух произведений передали блестяще? Поклонники Великого сыщика наверняка оценят старания Capcom по достоинству — не одной же Frogwares делать лучшие адвенчуры про квартирантов с Бейкер-стрит.

Вот и всё, после стольких лет размышлений и мечтаний гештальт наконец-то закрыт.  The Great Ace Attorney Chronicles — великолепная, вне всяких сомнений заслуживающая внимания новелла в двух частях, которая живо напоминает, за что же мы все полюбили  Ace Attorney много лет назад. Остроумная, захватывающая, трогательная, полная неожиданностей — если о ней и писать, то в исключительно положительных тонах.

Да, без пары промахов дело не обошлось, но, признаться, сути это не меняет: даже в слегка незаконченном виде обе игры вызывают почти детский восторг. Превосходный сборник юридических триллеров, написанных, пожалуй, одним из талантливейших сценаристов всея индустрии.

Плюсы: замечательная детективная история; впечатляющая постановка; не теряющий своей привлекательности геймплей; неплохие новые механики; добротная музыка; Шерлок Холмс и тысячи уместных отсылок к прозе Артура Конан Дойла; отличная локализация на английский язык; обилие дополнительного контента для фанатов.

Минусы: затянутость отдельных глав, лёгкая скомканность финала, отсутствие DLC-сценок из Resolve; часть бонусов спрятали в предзаказе.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

The Great Ace Attorney Chronicles

Платформы
PC | PS4 | PS5 | NSW
Жанр
Дата выхода
27 июля 2021
95
4.3
22 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ну-с, это нам ещё предстоит разобрать откуда она родом. =D
Пока вот ломаем голову над именами из первой.

Я так рад, что её наконец официально портировали. Единственная часть из серии Ace Attorney, которую я пропустил. Время это исправить.

Советую ещё почитать пост того продюсера в официальном блоге. Там очень душевная история человека, который пришёл в Capcom из-за Ace Attorney и своей настойчивостью фактически породил этот сборник.

Да, я на секунду забыл, что пишу именно про Adventures и взял скриншот со своей любимой моделью из обеих игр (которая из Resolve). В первой части всё шикарно, но в душу запала именно мадам Тюсспелс (надеюсь, я правильно написал, учитывая, что семья родом из Франции), даже в HD она выглядит как ожившая иллюстрация.

Его тоже читал. Просто вспомнилась запись, где тот говорил о доп. контенте и выглядело оно как:
-Нужно сделать это!
-У нас есть деньги?
-Нет!

Не, я про The Resolve of the Producer, где Масаюки Макино рассказывает, как пришёл в Capcom из-за любви к Ace Attorney, помогал с PR-кампанией The Great Ace Attorney и лоббировал переиздание. Очень мило.

Да, очень жизненно (и оформление диалога очень изобретательное).

Обидно, что денег на систему подсказок не хватило, как мне кажется, она была бы несколько полезнее простого автомода (который имеет право на жизнь, но читерский уж больно).

Это где запись про дополнительный контент в переиздании напоминала анекдот про «заказчика»? =)

Много переводят это к Бандай, у них почти каждая игра переведена на русский, а учитывая количество текста в Tales of, Ni no Kuni и куче других игр под их издательством это просто титаническая работа, на фоне которой переводы Resident Evilов, DMC 5 и Monster Hunter это ничто (особенно смешно это смотрится на фоне того что Capcom как издатель куда крупнее и богаче Бандаев). 

Ну и да, как оно станет популярным у нас если ты это не переводишь, а следовательно не расширяешь фанбазу и количество игравших в серию игр игроков?

Так я думаю есть примеры, вот сделали одну из самых популярных у нас jrpg финалку 15ю с переводом и даже озвучкой, увидели продажи и решили скворечники, что лучше не переводить. Так и тут, наверняка у них есть информация об интересе к таким играм у нашей аудитории. 

ну так они много и переводят, а что у нас не очень популярно, то не переводят 

вот сделали одну из самых популярных у нас jrpg финалку 15ю с переводом и даже озвучкой, 

Ты хотел сказать сделали дорогущую озвучку которая не окупилась бы т.к. серия для массового игрока в РФ не особо. При том FF 15 это еще и одна из самых слабых и провальных частей в целом (хуже нее пожалуй только FF 14 в релизной версии и FF 13).

увидели продажи и решили скворечники, что лучше не переводить.

 Т.е. тебя не смущает что у Бандая в их jRPG (которые более нишевые чем Финалки) перевод текста отбивается по деньгам? Просто не делайте озвучку если она дорогая лол, тем более безумие делать озвучку к jRPG где этой озвучки до жопы.

Так и тут, наверняка у них есть информация об интересе к таким играм у нашей аудитории.

Я еще раз повторюсь, аудитория сама, из ниоткуда не возьмется, это прекрасно поняли те же Банадай которые я уверен тоже в начале с переводов особо не зарабатывали, а сейчас хвастаются что фанбаза их игр расширилась и переводы не просто окупаются, а приносят прибыль еще. И это Бандай, который в 3-4 раза беднее чем Капком и Скверы, если они умудряются зарабатывать в РФ и СНГ с перевода серии Tales of (которая никогда особо высокие продажи не имела), а Скверы с куда более известным именем FF нет (хотя я более чем уверен что перевод FF 15 не окупился чисто из-за озвучки в которую пришлось серьезно вложиться), то значит что у Скверов руки из жопы растут при продвижении своих проектов.

Жалко, что САРСОМ продолжает игнорировать перевод на русский :(

Но некоторые ощущения мне все же дают понять, что даже с озвучкой, формат детективной комедиии, это не то, что у нас зайдет.

Да нафиг там озвучка не нужна, достаточно ру текста, народ визуалки у нас читает (а по факту AA как серия это и есть визуалки с вкраплениями простого геймплея) и про Ace Attorney многие слышали (в частности из-за мемовс Objection и  т.д.),  просто Капкому наплевать на русский в переизданиях (ага его даже у переизданий Онимуши, DMC 4 и RE 4 не было, хотя готовые локализации у этих игр были). Капком просто слабо смотрит в перспективу на рынок и расширение каких либо серий кроме основных.

Игра супер, я вокруг нее хожу давно и хочу на свич за 4500 купить обе, всмысле там 5 игр как я понял будет, но не суть, но у меня с английский средненько и как я понимаю тут этого может не хватить, тут вся соль в словах, игре слов и прочем, так что не знаю, брать или нет, может по скидке если только дождусь.

Если есть ПК можешь в Стиме взять Ace Attorney Trilogy, она и стоит тут дешевле (и скидки чаще бывают), а так же на ПК фанаты сделали русик первой части, у второй и третей части сейчас идет вычитка и вылавливание ошибок (у второй части уже можно демку поставить, в которой переведен текст, но вычитка еще не закончена). Эти же ребята взялись TGA Chronicles  сейчас переводить т.к. переводчики освободились от перевода AAT.

согласен, с финалкой неудачный пример и да, пожалуй там пропасть в цене озвучки или же просто сабов, рокстар давно это поняли), ну а насчет аудитории, звучит логично, что они из ниоткуда не появится, но так было и остается с многими проектами, казалось бы капитализм процветает, но не для японцев, при всей их жадности, они зачастую не хотят идти на некоторые рынки, да что там, они и на английский не все и не всегда переводили, только по просьбам многим или спустя годы. Но некоторые ощущения мне все же дают понять, что даже с озвучкой, формат детективной комедиии, это не то, что у нас зайдет. Игра супер, я вокруг нее хожу давно и хочу на свич за 4500 купить обе, всмысле там 5 игр как я понял будет, но не суть, но у меня с английский средненько и как я понимаю тут этого может не хватить, тут вся соль в словах, игре слов и прочем, так что не знаю, брать или нет, может по скидке если только дождусь. 

Читай также