13 февраля 2021 13.02.21 21 48K

Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy: Обзор

Atelier Ryza: Ever Darkness & The Secret Hideout мы назвали лучшей для знакомства с этой древней серией алхимических JRPG, которая существует уже более 20 лет. Почему же сиквел, Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy, подходит для этого ещё лучше (во всяком случае, для знакомства на персональных компьютерах) и чем в принципе хороша новая игра? Отвечаем.

 

Ещё длиннее ноги Райзы, ещё ярче костюмы

В обзоре первой части мы незаслуженно обошли вниманием ноги и попу главной героини, Райзалин Стаут (можно просто – Райза). А между тем именно в них, точнее в откровенно фансервисном дизайне и наряде героини, заключается одна из главных причин того, что новая игра впервые вышла за пределы нишевого продукта и продавалась куда лучше, чем прошлые выпуски.

На Райзу приятно смотреть и во время сражений:

От чего защищают такие бронешорты, не очень понятно.
От чего защищают такие бронешорты, не очень понятно.

И когда мы исследуем мир:

Вид из глаз тут совершенно противопоказан.
Вид из глаз тут совершенно противопоказан.

И в диалогах:

Это не попа Миранды, поэтому такие ракурсы вырезать не будут.
Это не попа Миранды, поэтому такие ракурсы вырезать не будут.

Чего греха таить, и меня, похотливого деда, ещё до знакомства с самой игрой привлекли именно броский, сексапильный вид героини и в целом арт-дизайн, сама картинка. Последние две игры – это яркие и самые красивые части серии (да и вообще в этой категории с дилогией Atelier Ryza сейчас может сравниться разве что Genshin Impact). А все персонажи тут одеты как участники главного анимешного косплей-фестиваля. Хотя, по идее, это сложные для косплея костюмы.

Оцените количество деталей.
Оцените количество деталей.

Но главную героиню уже вовсю косплеят (на AliExpress даже продают костюмы для этого), с ней выпускают фигурки. В новой игре количество вариантов, как её одеть, естественно, увеличилось – в любое время в алхимическом «ателье» (это наша база) можно сменить костюмчик для любого члена партии. Да и мебель, всю обстановку там же разрешают покупать и менять по своему вкусу.

 

При этом, как вы заметили, тут есть фансервис, но нет ничего вульгарного. Atelier Ryza – это воплощённая суть лампового, почти лубочного аниме, полного красоты, света, милоты и няшности, а не хентая и пошлости. И в Lost Legends & the Secret Fairy этой милоты стало ещё больше. Например, по всем аниме-традициям над плечом главной героини теперь висит милое существо непонятной наружности, пола и происхождения – титульная «секретная фея», которая и становится движущей силой новой истории.

Зовут существо Fi – и только этим «фи» в разных тональностях оно и разговаривает.
Зовут существо Fi – и только этим «фи» в разных тональностях оно и разговаривает.

Новый увлекательный сюжет

Несмотря на всю эту яркую, бьющую в глаза и вроде бы беззаботную няшность, в Atelier Ryza вполне увлекательный сюжет со своими интригами. Причём для знакомства с серией вы можете выбрать именно сиквел – история тут новая и разворачивается в новом столичном регионе (хотя при желании разрешают вернуться и на остров Кюркен).

Да, на первых ролях тут всё та же Райза, но после событий первой части прошло три года, персонажи выросли, а когда мы встречаем старых знакомых (например, очкарика Тао или алхимика Ампеля) нам в разговорах и воспоминаниях так или иначе рассказывают, как они познакомились.

Все любят и помнят Райзу.
Все любят и помнят Райзу.

Могли бы рассказывать и подробнее – знакомство с оригиналом желательно. Но не критически необходимо. К тому же в игре масса новых персонажей.

Ярче знакомство сложно представить.
Ярче знакомство сложно представить.

Новая история закручена вокруг исследования древних руин, поиска артефактов, выяснения их происхождения и того, как со всем этим связана вышеупомянутая Fi. Райза, уже известная как успешный алхимик, получает задание разобраться в этом и переезжает в столицу, где встречает старых и новых друзей.

Как и раньше, история достаточно медленно запрягает и раскачивается, знакомя нас с городом и персонажами, но потом события становятся всё более и более интересными. При этом авторы всё равно избегают спешки, потчуя нас роликами, подробностями и милыми разговорами по душам за чашечкой чая в кафе. И в данном случае это не раздражает – сама атмосфера располагает именно к такому ритму, и ты погружаешься в неё с головой, понимая, что только так и можно получить от игры полное удовольствие.

Справа – Патриция, новый персонаж, с которым связана своя интрига.
Справа – Патриция, новый персонаж, с которым связана своя интрига.

Тут некогда скучать

Такой подход позволяет лучше раскрывать героев и насыщать игру массой событий. Вне сюжетных миссий и рутинных квестов с доски объявлений (принести пять грибов/убить трёх горных овечек) тут постоянно что-то происходит.

То Райза встретит старую знакомую, помешанную на пудингах, то увидит, как один из её друзей идёт уставший, и задумается, как ему помочь, то разговорится с владелицей кафе. Или, например, случайно подслушает разговор местных бандитов, после чего стартует отдельная цепочка квестов – они даже попросят поработать на них и против воли нашей героини примут её в свои ряды.

Игравшие в первую часть сразу узнают этого козла.
Игравшие в первую часть сразу узнают этого козла.

С каждым более-менее важным персонажем (и уж тем более членом партии) связаны свои встречи и разговоры. Поэтому чуть ли не каждое второе возвращение в город или выход на локацию сопровождается очередным роликом и новым событием.

Большие локации – больше возможностей для исследования

Игровой процесс в Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy всё тот же, и он достаточно подробно описан в обзоре первой части: бегаем, сражаемся, собираем массу всевозможных цветочков, ягод, грибочков, разных видов руды, досок, мёда и чёрт знает чего ещё, чтобы в своей лаборатории синтезировать новые предметы и рецепты. Общаемся, выполняем квесты и исследуем всё вокруг.

При этом столица – большой, очень большой город, поделённый на несколько кварталов. Настолько большой, что даже между районами разрешают быстро перемещаться через карту. А вокруг ещё масса всевозможных локаций и руин. Для исследования всего этого нам выдали новые инструменты.

В городе даже заблудиться легко.
В городе даже заблудиться легко.

Например, Райза теперь умеет использовать верёвку как крюк-кошку, чтобы преодолевать пропасти. Так можно и до сюжетных мест добраться, и до нычек с сундуками.

Места, где это позволяют сделать, видны заранее.
Места, где это позволяют сделать, видны заранее.

Кроме того, Райза научилась плавать и задерживать дыхание под водой, собирая со дна кучу новых ингредиентов. Также она умеет взбираться по плющу и пролезать в труднопроходимые места.

Ну а какой ещё скриншот вы тут ожидали увидеть?
Ну а какой ещё скриншот вы тут ожидали увидеть?

Наконец, она может призывать особую (тоже очень красивую) зверюгу, чтобы оседлать её и скакать по локациям, как персонаж типичной MMORPG. Животина способна рыть землю в особых местах и доставать оттуда опять же новые материалы для алхимических упражнений.

Добыть этого «маунта» ох как непросто.
Добыть этого «маунта» ох как непросто.

В руинах тоже есть своя интересная механика – там нужно искать по особому компасу всякие фрагменты воспоминаний и важные предметы, а потом в меню всё это правильно соединять по ключевым словам или обрывкам фраз. Соединили – увеличился процент того, насколько мы исследовали локацию. Это и опыт даёт, и сюжет двигает. Причём далеко не все фрагменты находятся сразу, поэтому в руинах остаются ещё не пройденные зоны – это только подстёгивает любопытство.

Можно просто перебирать наугад варианты, но лучше всё-таки вчитываться.
Можно просто перебирать наугад варианты, но лучше всё-таки вчитываться.

То же самое с новыми инструментами для исследования. Они открываются не сразу, а постепенно, по законам типичной метроидвании: бегали, глазели на недоступные сундуки, терпели, теперь вот можете наконец вернуться с верёвкой и проверить, что же там было.

Алхимия стала более удобной, сохранив глубину

На алхимии в Atelier Ryza 2, как и раньше, строится всё. С её помощью мы изготавливаем расходники, улучшаем оружие, выполняем как побочные, так и сюжетные квесты, когда нас просят изучить рецепт и что-то изготовить, прежде чем история двинется дальше.

Вот оно, рабочее место симпатичного алхимика.
Вот оно, рабочее место симпатичного алхимика.

В своей основе алхимия не изменилась, и она достаточно подробно была описана опять же в рецензии на первую часть. Но добавились новые механики: одна, например, позволяет удобно размещать предметы в ячейках, а другая поможет объединять созданные вещи и делать из них новые предметы. Есть и разбор ингредиентов на особые камни, и преобразование (морфинг) рецептов, и пересборка (rebuild) снаряжения, когда нам разрешают добавлять новые материалы для получения более продвинутых эффектов.

Даже при автоматическом размещении материалов мы сами в конце решаем, какой эффект предмету присвоить.
Даже при автоматическом размещении материалов мы сами в конце решаем, какой эффект предмету присвоить.

Механики опять же открываются постепенно, но тут всё зависит не только от того, как мы продвинулись по сюжету, но и от того, какие умения выучили. Синтезируя предметы и выполняя квесты, мы получаем специальные очки (SP), за которые изучаем новые перки. Они как раз открывают новые рецепты и целые алхимические механики, позволяют делать более качественные вещи, улучшать инструменты для сбора (например, косу) и так далее.

Дерево умений получилось весьма обширным.
Дерево умений получилось весьма обширным.

То есть уже не надо бегать, искать, покупать и читать книги для изучения новых рецептов. «Старички», конечно, поморщатся, зато теперь всё динамичнее и удобнее. И при этом никто не запрещает отменить автоматическое размещение более или менее качественных ингредиентов и раскладывать всё по ячейкам ручками – творческий подход к алхимии в целом сохранился.

Можно увеличивать количество собираемых предметов с одной условной грядки и даже прокачивать магазины, где также продаётся уйма ресурсов.
Можно увеличивать количество собираемых предметов с одной условной грядки и даже прокачивать магазины, где также продаётся уйма ресурсов.

Более динамичные сражения

Примерно то же самое нужно сказать и про обновлённую боевую систему. В первой части сражения были более классическими (хотя тоже вполне бодрыми). А сейчас они смотрятся быстрее – как за счёт более динамичной экшн-камеры, так и благодаря самой механике.

Мы чаще перемещаемся по ратному полю, переключаясь между персонажами и целями. И чаще, активнее жмём на кнопки, чтобы вовремя поставить блок или (когда накопится достаточно очков действий) провести особый приём, а также инициировать комбо из способностей разных персонажей.

Такие атаки наносят намного больше урона.

Кроме того, теперь не нужно каждый раз возвращаться в лабораторию, чтобы восстановить силу расходуемых предметов (так называемые Core Items). Есть ещё механика Core Charge, позволяющая при полной зарядке использовать сразу несколько расходников.

Это, конечно, дискуссионные моменты – не всем понравится отход от пошаговых традиций (хотя в своей основе механика всё та же, и каждый в бою ждёт своей очереди), но драки теперь действительно быстрее. Это не значит, что они стали проще, – как и раньше, помимо пушечного мяса всегда найдутся особо крепкие противники (не говоря уже о боссах), с которым и будет непросто справиться даже на нормальном уровне сложности.

Увеличивать шанс критического урона мы вольны сами, добавляя эффекты предметам.
Увеличивать шанс критического урона мы вольны сами, добавляя эффекты предметам.

И тут важно правильно действовать, чтобы, например, успеть прервать подготовку спецатаки босса. Плюс многое зависит от того, насколько нужные и мощные предметы (бомбы, например) мы накрафтили. Тем и хорош местный алхимический уклон – можно страдать и заниматься гриндом, участвуя в проходных драках, чтобы поднять уровень персонажам, а можно создать такие эффективные расходники, которые позволят быстро справиться с боссом. Да, в обоих случаях придётся заморочиться, но второй вариант, согласитесь, интереснее.

Даже такой ходячий смайлик способен доставить проблем – если это элитный смайлик.
Даже такой ходячий смайлик способен доставить проблем – если это элитный смайлик.

Отличное качество PC-версии

Наконец, Atelier Ryza 2, в отличие от первой части, отлично играется на PC. В оригинале были убитая оптимизация, неудобное управление, проблемы с навигацией. А сейчас в этом смысле всё выше всяких похвал – особенно порадовала органичная поддержка мыши, которая в этой чужеродной, казалось бы, для персональных компьютеров JRPG чувствует себя как дома (ну почти).

Есть тут и фоторежим.
Есть тут и фоторежим.

Конечно, Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy всё равно остаётся достаточно специфической и непростой игрой, которую трудно рекомендовать для первого знакомства с жанром JRPG. Система алхимии, как бы она ни упростилась, и необходимость постоянно гриндить ресурсы (пусть это и воспринимается очень органично) могут отпугнуть. С другой стороны, некоторым давним поклонникам серии не понравилось как раз это упрощение. Но в целом надо признать, что это Atelier нормального, современного человека – желание авторов всё больше продвигать игру в массы нужно только приветствовать. В любом случае фанаты франшизы обязательно зависнут в новинке, как бы там некоторые ни хмурились. Да и новых поклонников у милашки Райзы явно прибавится.

Плюсы: сюжет; персонажи; костюмы; геймплей; разнообразие механик, многие из которых делают игру более динамичной, современной и удобной; отличное качество PC-версии; изумительный арт-дизайн; сочная картинка; умилительная японская озвучка; приятная музыка.

Минусы: не всем фанатам понравятся упрощения, а новичков могут отпугнуть система алхимии и постоянный гринд ресурсов.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy

Платформы
PC | PS4 | PS5 | NSW
Жанр
Дата выхода
3 декабря 2020
93
3.9
21 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

[s]А чё, у геншина нормальная платная версия появилась? Где купить можно?[/s]

Кхм:

1. слаймы и спутники в jrpg существуют испокон веков;
2. ты сравниваешь фритуплей [s]для бедных[/s] с платной игрой.

Не надо так. :(

Никаких проблем. Сплошное одобрение

Очень порадовала отдельная глава обзора, посвященная фансервису. Truly a Man of culture так сказать

Если хочешь, могу дать совет: если идешь по Arland, то сразу после этого обязательно чекни серию Dusk. Айша, Эска и Лоджи, а также обе Шалли (Шаллистера и Шаллотта) жутко понравились и осели в пантеоне любимых Atelier наряду с Райзой. Мне она полюбилась гораздо сильнее Арланда и в ней не такой лютый таймлимит. Mysterious тоже очень хороша, но она более лайтовая. 

У Mysterious самая прикольная, после Райзы, система крафта. У Atelier Lulua — самая динамичная боевка. У Dusk — серьезный настрой и крутой бэк-лор. 

Приятно видеть, что у серии всё хорошо. Сам начал с ней знакомится и сейчас прохожу трилогию Arland. Надеюсь скоро добраться и до сочной, во всех смыслах, Ryze.

Прохожу ее на PS5. 

Пока очень, очень нравится, добрался уже до

Mirage Land, дочистил Ancient Mana Workshop. 

Во всех отношениях — великолепный сиквел, который очень приятно проходить. А какая здесь музыка!
Кстати, Кирилл, Вы выбрали тот же наряд для Райзы, что и я.

Ну и всячески поддерживаю оценку: игра действительно великолепна. 

P.S.: обзор YS IX: Monstrum Nox можно ждать на SG?

P.P.S.: еще раз спасибо за ревью первой Райзы, благодаря которому почти полтора года назад открыл для себя серию. 

P.P.P.S.: эх, марафоны бы по годным JRPG бы еще были на сайте) Радует что хотя бы Genshin Impact, невзирая на китайское происхождение, таки попал в стримы. 

Большое спасибо! Я был поражён, что в этой серии больше 20-и игр и твой совет будет весьма кстати.

Спасибо за ответ! Правда, долговато ждать. 

На Свиче кто-нибудь играл? Как оптимизация?

Только что прошел. ИМХО, оценка даже близко не завышена. Игра действительно настолько хороша. 

Ограниченность инвентаря идёт игре во вред. По крайней мере для меня. Приходится постоянно возвращаться на базу, из-за чего страдает целостность приключения.

Меня больше огорчало ограничение контейнера на 5000 единиц. Приходилось регулярно распылять реагенты на гемы.

Какие-то проблемы с восприятием абзацев про фансерис в обзоре игры, содержащей фансервис?

Вроде народ не жаловался. На PS5 есть проблемы с фреймпейсингом и плавающим фреймрейтом. Ребята из GUST не озаботились динамическим разрешением для этой версии. Но выглядит сочно и вылизанно)

С этим проблем не было, поскольку ингредиенты там буквально для всего нужны. Просто отдавал низкокачественные торговцу или тратил на побочные задания.

Вот из-за необходимости возвращаться домой чуть ли не после каждой локации я взял перерыв от игры.

Оценка сильно завышена. Сюжета так такого нет, он простой и приторный.  Игру продает кол-во жирка на попке героини, это даже все отмечают в обзорах, задница всему голова. Картинка приятная, анимация тоже, озвучка такая же как и обычно. Это просто хорошая игра, а не изумительно елки-палки. Такие дела.

Я наверное из того немногочисленного числа, который не доволен, что серия ушла от канонов, построенных на PS2. Я в свое время познакомился с серией по Atelier Iris, Atelier Iris 2 и Mana Khemia 1,2. Тогда главные герои были мужчинами (ок, во второй Айрис было 2гг), сюжет был может и наивный, но интересный, фан сервиса не было.

А сейчас серия стала слишком ути пути(

Кому как, я ничего не увидел изумительного, хоть и знаю серию с PS2. Просто небольшая игра с сочной попкой в кадре.

Читай также