4 ноября 2019 4.11.19 23 51K

Atelier Ryza: Ever Darkness & the Secret Hideout: Обзор

Играл на Nintendo Switch

Для всех нишевых игровых серий когда-то наступает момент, когда очередной релиз не просто оказывается отличной точкой входа для новичков, но и едва ли связан с прошлыми проектами — как, к примеру, Yakuza 0. Для серии Atelier этот момент наступил с появлением Atelier Ryza — как минимум в Японии игра стартовала в несколько раз лучше предшественниц. Вот я и подумал, что сейчас лучшее время для знакомства с серией, ведь если Ryza и окажется частью очередной трилогии, как обычно случается с Atelier, то это будет её началом.

 

Ученье — свет

Одной из главных особенностей серии, существующей уже более 20 лет, является большой упор на создании предметов и алхимии. В новой игре мы управляем девушкой по имени Райза, скучающей от унылой жизни в деревне, и поначалу она вообще ничего не умеет мастерить. Зато ей хочется приключений — не помогать отцу вскапывать грядки и собирать картошку, а отправиться в захватывающее путешествие. Вместе с двумя друзьями детства она садится на лодку, уплывает к соседнему острову, но быстро встречается с непобедимым монстром и волею судеб оказывается спасена двумя незнакомцами.

Именно благодаря им героиня узнает об искусстве синтеза и с головой погружается в алхимию. Она начинает смотреть на всё иначе и видит во многих предметах потенциальные ингредиенты. Большой куст — листья пригодятся. Огромный булыжник — наверняка он содержит немного руды. Грибы, коряги и песок — всё лучше взять с собой, сундук в доме практически бездонный, как и карманы. Разве что рецепты нужны — не будешь же просто так смешивать всё подряд. По сюжету их список будет расти.

Алхимия (или крафт, что наверняка для многих привычнее) в Atelier Ryza — не просто запуск меню, нажатие на две кнопки и создание аптечки из трёх травок. Такая опция «для ленивых» есть, но даже при её использовании видно, насколько в игре продуманная и интересная система. К примеру, вы хотите приготовить бисквит для лечения. Ключевой ингредиент — мука, без которой создать его невозможно. Ставите муку в нужную ячейку, но у этой ячейки может быть две или три выемки, означающие, что при желании муку позволяют использовать не в единственном экземпляре.

Создавать собственные рецепты нельзя — только находить их в уже существующих схемах.
Создавать собственные рецепты нельзя — только находить их в уже существующих схемах.

Рецепт успеха

У всех создаваемых предметов есть целое древо опций — от центрального ингредиента в разные стороны отходят несколько линий. В случае с бисквитом одна линия ведёт к соседней ячейке, для которой достаточно одной порции муки, а остальные требуют две или три и лишь тогда разблокируются. Тут начинаешь замечать, что всё здесь одновременно сложно и просто: в ячейки разных цветов вставляются лишь определённые ингредиенты, разные дорожки либо ведут к улучшению получаемого предмета путём добавления особых характеристик, либо вообще разблокируют новый рецепт. Вскоре после старта недостаточно лишь собирать травы и камни — нужно создавать вещи, которые потом пригодятся для создания ещё большего числа вещей, как разного рода слитки для ковки оружия.

Поначалу глаза разбегаются и кажется, что куда проще поручить всю эту мороку компьютеру, отдав ему приказ использовать как можно более качественные ингредиенты, но со временем в процесс начинаешь вливаться. Первым делом желательно создать инструменты, с помощью которых Райза будет собирать лут, причём с одних и тех же кустов и деревьев падают совершенно разные вещи, если ударить по ним серпом или топором. Потом закупаешься всеми книжками с рецептами в магазинах, проходишь сюжет, завершаешь побочные задания — список в меню алхимии не перестаёт расти. Изучаешь схемы, подбираешь составляющие, создаёшь новые рецепты на основе старых, улучшаешь предметы — основная механика в Atelier Ryza не наскучивает и даже увлекает.

Из синтеза жизнь Райзы и состоит, вот только деревенщина то считает её бездельницей, то никак не может понять, как из двух палок ей удаётся создать что-то полезное. Из-за этого начало игры получилось затянутым — хоть здесь и объясняются основные механики, что для новой аудитории, безусловно, полезно, на протяжении нескольких часов Райзе приходится доказывать кому-то, что она может всем помочь, всегда защитит нуждающихся и вообще способна постоять за себя. А это приводит к занудным квестам на территории одних и тех же локаций. Зато потом быстро становится веселее.

Однако, даже когда героиня и её товарищи начинают отдаляться от родного региона, история в Atelier Ryza остаётся приземлённой и далеко не такой грандиозной, как во многих JRPG. На персонажей и их развитие и взросление сделан куда больший упор, чем на спасение мира от какого-нибудь аниме-злодея. Райза становится раскрепощённее, всё реже находясь в пределах своей деревни. Её друг Лент старается стать сильнее и тренируется, параллельно пытаясь наладить отношения с пьющим отцом. А другой приятель, нерешительный и пугливый Тао, посвящает своё время изучению незнакомого языка. Да и за некоторыми другими второстепенными персонажами наблюдать интересно — если местами банальная история не захватит, то герои уж точно полюбятся.

Список материалов растёт с каждой новой локацией, особенно если есть разные инструменты.
Список материалов растёт с каждой новой локацией, особенно если есть разные инструменты.

Ни секунды покоя

Отдельного объяснения заслуживает боевая система, представляющая собой смесь пошаговых боёв и сражений в реальном времени. Шкала, указывающая, кто, в каком порядке и когда может совершить действие, размещена в углу экрана, но она постоянно находится в движении. Как только наступает чья-то очередь, действовать желательно сразу же. То есть, с одной стороны, сохраняется порядок, и если монстр планирует напасть на кого-то лишь после совершения хода всеми остальными, то это никак не изменить, но с другой — времени на размышления практически не остаётся. Управляем мы при этом лишь одним героем, хотя при желании позволяют переключаться на кого угодно.

Тут тоже на первых порах кажется, что возможностей много, а времени мало, но на деле паниковать из-за «таймингов» не приходится. Самый ценный показатель здесь — очки действия, которые весь отряд зарабатывает, нанося увечья монстру. Один удар — одно очко, если накопите достаточно, можете переходить на следующий уровень (в рамках конкретного боя, конечно) и будете не единожды ранить врага за один подход, а дважды (а потом и трижды). Плюс можно применять магию, потребляющую эти же очки, использовать предметы и даже совершать действия, когда ваша очередь ещё не наступила. Пригодится в сражениях с боссами, которые иногда заряжают мощнейшие атаки и дают вам несколько секунд на то, чтобы их прервать.

Именно с боссами такая нестандартная боевая система может иногда казаться проблемой. Рядовые монстры не так уж опасны, даже если ваш уровень ниже рекомендуемого. А вот опасные крупные противники потребуют особого подхода как минимум потому, что обычными средствами победить их почти невозможно. Даже если потратить несколько часов на гринд и повысить показатели силы, скорости и здоровья, это никак не поможет — необходимо отыскать слабость и бить по больному месту. Первый босс, к примеру, непобедим, если нет бомбы, благодаря которой можно лишить его немалой части здоровья одним движением.

Райза старается использовать свой талант на благо всех, кто ей встречается.
Райза старается использовать свой талант на благо всех, кто ей встречается.

Неудачный рецепт

В этом один из недостатков Atelier Ryza — она не всегда внятно объясняет, что надо делать дальше. В одном из эпизодов меня попросили смастерить приманки для рыболовов, которые, судя по описанию, создаются на основе рецепта муки. Где искать этот рецепт — чёрт знает. Пытался изучать свой список в меню алхимии, рассматривал каждую цепочку, выполнял побочные задания… Ответ оказался прост — необходимо просто купить книгу с рецептами у торговца, там узнать, какие ингредиенты нужны для муки, и лишь после этого заниматься приманками.

Такие моменты возникают очень редко, зато куда чаще попадаешь в ситуации, когда очередной ролик заканчивается, но ни Райза, ни остальные не говорят, каков их следующий шаг. Приходится открывать меню квестов и читать там текст, в котором написано, что Райза решила отправиться в такую-то локацию, хотя сама она об этом не сообщала. Вроде бы мелочь, но тупо бежать к указателю на мини-карте бессмысленно — локации большие. А сразу открыть общую карту и телепортироваться не получится, потому что на ней ваша следующая цель не указывается.

Есть и другие недочёты, не позволяющие Atelier Ryza заслужить «изюм», хоть это и очень хорошая игра. Побочные задания, к примеру, слишком примитивные — и истории в них так себе, и задачи не лучше. Коза чего-то требует — создаём в «лаборатории» бумажку и приносим ей. Бабуля больше не может покупать лекарство — придумываем собственное. Могут попросить пообщаться с тремя людьми в разных районах, но с какими именно — догадывайтесь сами (в итоге ничего интересного они не скажут). Иногда можно отвлечься на эти рутинные поручения, но целенаправленно подходить к каждому «вопросику» не хочется.

Если персонаж просит использовать предмет или магию, после этого он совершит особую атаку.

В итоге эти промахи не портят впечатление, и я рад тому, что наконец-то ознакомился с серией. Судя по отзывам фанатов Atelier, часть из них оказались недовольны нововведениями по сравнению с прошлыми играми, а другие не увидели в этом проблем. Но почти все сходятся во мнении, что Ryza — идеальная возможность влиться в круг почитателей этих JRPG. И сюжет тут славный, и персонажи приятные, и внешний вид отличный что на Switch, что на других платформах. Конечно, бюджетность местами не скрыть — и невидимые стены есть, и английское озвучивание отсутствует. Но хуже игра от этого не становится, и потратить на неё несколько десятков часов можно не без удовольствия.

Плюсы: милая история с очаровательными персонажами; уютная атмосфера; приятный визуальный стиль; увлекательный процесс создания предметов со множеством тонкостей; интересная боевая система.

Минусы: затянутое начало; примитивные побочные задания; о следующей цели часто не узнать, пока не прочитаешь дневник.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Atelier Ryza: Ever Darkness & the Secret Hideout

Платформы
PC | PS4 | PS5 | NSW
Жанр
Дата выхода
26 сентября 2019
74
3.5
16 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Посмотрел на Ютубе сравнение, разницы почти никакой. В любом случае я в таких ситуациях выбираю свич, потому что удобнее, но тут дело каждого.
Если ты ожидаешь от Ателье чего-то уровня XC и Tales of, то проходи мимо этой серии. В лучшем случае это Atelier Iris 1 и 2 с огромной, просто нереальной ультра мега натяжкой. Остальное, это чисто гринд и крафт тянками всех мастей.
Не рилтайм, но Persona (особенно пятая) очень походит на то, что ты описал.
Я бы советовал Сыч если часто играешь в портативе. Такие игры лично мне на ура заходят именно в портативе.
Atelier Ryza — превосходная игра))

На PS4 Pro играю)
Вот догрызу YS VIII: Lacrimosa of Dana и посмотрю, что за зверь. Хочется чего-то уровня Xenoblade Chronicles 2 или Tales of Berseria — я от них в восторге, а от XC2 и вовсе без ума.
Если реалтайм, то Ателье вообще не твой выбор. Лучше тогда все части Tales of пройди, если конечно консоль есть. А так на поверку могу вспомнить только 12-ю Финалку, Grandia 2, сюжет там отменный, но она визуально давно не эстетична. Ну и серия Star Ocean, однако она на любителя.
Да качество картинки очень хорошие уже наиграл 30 часов+ но игра и в прям радует.

у меня разрешение 3840х2160
Не удержался и попробовал. Пока заходит
Серия tales of не останавливается на одной лишь берсерии. Vesperia недавно вышла на современные платформы, например. Серию Yakuza попробуй, если еще нет.
Только что прошел ее на PS4 PRO, купил таки себе.
Годнейшая вещь, на самом деле. Русских субтитров нет, но язык не такой уж сложный.
Зестирия, увы, меня утомила на 20 часу. На мой взгляд, она сильно слабее Берсерии и страдает от ряда странных геймплейных решений, которые лично для меня убивают весь интерес ((
Весперия?.. Хм
Якудза не совсем то, чего бы я хотел.
Окей. Снижу ожидания и попробую взглянуть менее замутненным взглядом) Пасибо)
А за подсказку похожего на тему XC2 и Tales of Berseria буду отдельно благодарен. Должно же быть что-то! (реалтайм-боевка, с мощным упором на историю и персонажей, эстетически красивое)
К сожалению больше твоего не знаю. Мой игровой опыт пока что ограничивается XC2, Tales of Zesteria/Berseria, ну и всё вроде. В финалках вроде, что то похожее, не?
Недавно увидел эту игру на просторах интернета и вот её обзор и видимо игра хорошая.
У меня только один вопрос: могу взять игру или на PS4 или на Nintendo, куда лучше?
Я бы взял на свич если в портативе текст читается хорошо
конечно консоль есть.
К счастью, вся линейка Playstation и Xbox на руках.
12-ю Финалку, Grandia 2, сюжет там отменный, но она визуально давно не эстетична. Ну и серия Star Ocean, однако она на любителя.
Понял, запишу, пасибо!)
В финалках, которые я щупал, сплошь пошаговщина. Увы. Устаю я от нее именно в JRPG очень быстро. А точнее даже не от самой пошаговой механики, а от игры в меню.
Но спасибо за намерение помочь)
Игра выглядит очень мило. Обзор вполне хороший, но начало как-то затянуто :) :) С самого начала такое долгое описание Крафта, что я даже подумал, что игра не РПГ и что в ней нет боёв.
Как я понял, русские субтитры не завезли…
Читай также