7 января 2021 7.01.21 18 27K

OMORI: Обзор

Если бы в Steam раздавали награды за самый быстрый рост популярности в 2020 году, то Omori точно была бы среди основных претендентов. Игра вышла в самом конце декабря и уже через несколько дней приобрела практически культовый статус, набрав более тысячи крайне положительных отзывов. Впрочем, это неудивительно: Omori анонсировали ещё в 2014 году, и за шесть лет вокруг неё сложилось преданное сообщество. Почему же культовый статус? Вот названия игр, с которыми её сейчас сравнивают, – Undertale, Earthbound, Yume Nikki и End Roll.Те, кто «в теме», уже побежали покупать Omori. Остальным сейчас всё объясню.

Одиночество – сволочь!

Как и в вышеназванных играх, главные герои в Omori – это дети, которые живут, играют и сражаются в выдуманных мирах или даже в своём подсознании. Играем мы за мальчика по имени Омори, который замкнулся в себе, практически не выходит из дома и не общается с реальными друзьями (во всяком случае, поначалу).

У девочки из Yume Nikki, живущей взаперти в своей квартире, были только дневник, телевизор и игровая приставка. У мальчика из End Roll – только кровать, предзаписанное видео и шприц. У Омори – кот, ноутбук, альбом для рисования и салфетки для слёз. Он живёт в так называемом белом пространстве, где помимо вышеперечисленного есть ещё дверь – она ведёт в мир фантазий Омори, где его всегда ждут верные и лучшие друзья.

Белое пространство – это переход между реальным и вымышленным мирами.
Белое пространство – это переход между реальным и вымышленным мирами.


Они играют в прятки (здесь много детских игровых площадок), смотрят фотоальбом, где вместе дурачатся, обнимаются, учатся делать короны из цветов и так далее. Выполняют поручения других детишек или забавных существ (найди цветочный пазл, убей 25 кроликов), сражаются со зверушками и растениями, попадают в необычные локации. Могут даже забраться по лестнице в космос, где подерутся с одной планетой, а другую (Плутон) спасут от космических пиратов и настолько с ней подружатся, что она станет их личным телепортом для быстрого перемещения.

Они мечтали стать космонавтами?
Они мечтали стать космонавтами?

Один дома

Omori – вещь очень большая: один пролог тут занимает часов 5-6 и насыщен событиями, которых хватило бы на полноценную игру. И далеко не всё происходит в сюрреалистичных мирах. Периодически Омори выходит оттуда и оказывается уже в мире реальном, где его зовут Санни, мама почти всегда на работе, а он почти всегда один в большом доме.

Санни скоро должен переехать в другой город, но перед этим мама просит его встретиться со старыми друзьями – это те же мальчишки и девчонки, которых мы видим в выдуманном мире, но тут они реальны и не все так дружелюбны. Здесь мы тоже исследуем локации, выполняем поручения (принести лекарства из аптеки для старой тётеньки, собрать мусор, разбросанный по району, найти пропавший садовый инвентарь) и дерёмся – только не со зверушками и планетами, а с детьми и даже друзьями.

В реальности тоже можно найти альбом с фотографиями всё тех же друзей.
В реальности тоже можно найти альбом с фотографиями всё тех же друзей.

Грустная сказка

Да, может показаться, что Omori – это исключительно игра про фантазии, приключения и детскую дружбу. Этот посыл очевиден – дескать, надо быть вместе, нельзя становиться эгоистом и так далее. Но на самом деле всё куда серьёзнее, взрослее и страшнее, чем вождение хоровода под призывы «Ребята, давайте жить дружно!».

Достаточно быстро становится понятно, что главного героя терзают кошмары, что он всё время чего-то боится – то пауков, то лестницы. Его преследует (или ему видится) пугающий то ли призрак, то ли демон. И многие ключевые моменты сюжета, доступ к новым важным локациям связаны с преодолением этих страхов. Хотя иногда единственным выходом становится… самоубийство. Да-да, нужно выбрать в инвентаре нож, которым Омори сделает себе харакири.

В такие моменты становится как-то не по себе.
В такие моменты становится как-то не по себе.

Скелеты в шкафу

Но игра не про депрессию ради депрессии и не про пропаганду суицида, а про принятие и преодоление. Наш герой пережил личную трагедию, замкнулся в себе и, как оказалось, очень долгое время не выходил из дома и не виделся с друзьями. Что же произошло, почему его и мальчика по имени Базил преследуют кошмары, как они связаны между собой и с тем, что случилось с сестрой Санни? Почему их вчерашняя подруга стала озлобленной и бросается на ребят с кулаками?

Маленькая картинка дарит большие эмоции.
Маленькая картинка дарит большие эмоции.


История интригует, напрягает и зачастую пугает, становясь по-настоящему жуткой. А игроки уже обсуждают разные версии, что же там произошло. В философском смысле главному герою приходится сражаться со своими страхами и внутренними демонами, с эгоизмом и последствиями своих поступков.

Но от всего этого можно получить и вполне светлые, положительные эмоции – зависит от концовки, которую заработаете. К тому же помимо слёз и очень трогательных ситуаций тут есть и юмор, и забавные отсылки, и чисто гиковские, обязательные для таких проектов вещи вроде олдскульных мини-игр.

Реактивный дракон в качестве домика? Здесь это обыденность.
Реактивный дракон в качестве домика? Здесь это обыденность.

Депрессия на прокачку

На фоне истории игровой процесс выглядит если не лишним (некоторые комментируют в духе «Хочется скипнуть геймплей ради сюжета»), то, во всяком случае, вспомогательным. Он призван помогать истории, скреплять это грустное приключение.

По факту перед нами, как и в случае с Undertale и Earthbound, не совсем традиционная, полуироничная японская RPG, где можно сражаться не только с планетами, но и с магнитофонами, например. Выполняем квесты, исследуем локации, собираем или покупаем расходники, прокачиваемся, автоматом разучиваем новые умения, участвуем в пошаговых сражениях (ближайший ориентир для них –серия Wizardry).

Тут можно выбирать и экипировку, и активные умения, которые будут использовать персонажи.
Тут можно выбирать и экипировку, и активные умения, которые будут использовать персонажи.


При этом в драках есть уникальная система эмоций. Персонажи – и наши, и вражеские – прямо в бою становятся грустными, счастливыми, злыми, испуганными. Это работает по принципу игры «Камень, ножницы, бумага»: счастливые сильнее озлобленных, те сильнее грустных, а грустные – счастливых. Напуганные же лишаются возможности применять умения.

Тут даже приходится сражаться с компьютерными программами.
Тут даже приходится сражаться с компьютерными программами.


Соответственно, нужно использовать умения, которые «вешают» на бойца одну из эмоций или, наоборот, снимают её. Если враг, например, озлоблен, то можно сделать кого-то из подопечных счастливым, и тот будет наносить злому больше повреждений.

Далеко не всегда, правда, это используется – многие битвы выигрываешь и без упражнений с эмоциями. Но в ключевых сражениях с боссами эта механика поможет справиться с трудностями.

В реальном мире врагами становятся сверстники Санни.
В реальном мире врагами становятся сверстники Санни.

Авторы предупреждают: «Эта игра содержит изображения депрессии, тревоги и самоубийства и может подходить не для всех зрителей». Omori рассказывает действительно непростую в эмоциональном плане историю, но и очень насыщенную, интригующую, поучительную, трогательную, способную вызвать разные чувства. А обилие квестов, необычных миров и локаций, юмора, интересных персонажей и ситуаций делает игру по-настоящему увлекательным и разнообразным приключением, а не слезливой эмо-сказочкой.

Плюсы: история; персонажи; сеттинг; геймплей; масштабность; стиль; музыка.

Минусы: побочные квесты по большей части простоваты.
Скриншоты игры
Оценка игры

Кирилл Волошин

Материал по игре

8.2
Рейтинг пользователей
OMORI
Дата выхода 25 декабря 2020 г.
Платформы
Жанр

Лучшие комментарии

Бювет Липецкий 8 января 2021, 11:05

Много лет смотрю на игры такого плана (творческие, авторские и т.д.), иногда покупаю их в Стиме, но никогда не играю. Сами посудите: год начал с РДР2 (прошёл на 96%), потом Дум Е (собрал всё что можно в игре), Хорайзен, Пустоши 3, Выход Смерти и под конец года Киберпанк 2077! Как выкроить время?! И тут мне пришла в голову идея: в своей стимовской коллекции создать папку «СтопГейм» и там копить все эти замечательные, изюм- игры, может быть даже, к пенсии!) И разработчикам копеечкой помогу, и будет чем в старости заняться) Не, ну правда, это будет, пожалуй, самое разумное вложение в «Личный Пенсионный Фонд»!) Всех с прошедшими и наступающими! Добра и позитива!

swadow 8 января 2021, 15:56

думаю отличным способом будет перестать выдрачивать игры на 100%.
дело конечно твоё, но подумай про такой вариант

alevser 8 января 2021, 14:11

Ожидая комментарии «а за что изумительно?», я попытаюсь оставить чуть более личный отзыв. Омори отличный образец того самого «инди», которое мы все представляем. Специфичное, глубокое и дающее пищу для размышлений. Написать более подробный обзор = усеять весь текст спойлерами, которые всё равно не дадут понять в чём же прелесть этой игры. И автор с самого первого абзаца, по сути, дал точную характеристику проекту: если вы не без удовольствия проводили время в Undertale, если Mother вам небезразлична и вы просто любите личные истории, то эту игру пропускать вам точно не стоит. Она уникальна, необычна и обязательно поиграет с вашими нервами, если вы готовы пустить её к себе. Если же подобные проекты не вызывают в вас неподдельного интереса, то Омори вряд ли станет исключением и первым шагом в своеобразный жанр. 
Лично я ждал Омори давно и потихоньку играю в свободное время. Крайне увлекательный проект, который уже за первые пять часов игры смог захватить внимание и немного шокировать.

DerHargel 9 января 2021, 6:11

Вот только в данном случае никто не сравнивает, а просто ссылаются на близость проектов. И Undertale никак не может быть «новым предметом» — ей, на секунду, пять лет уже :D

Hlebes 8 января 2021, 14:25

Отличный обзор. Если честно, заслуживает целого видео. Ждал эту игру 4 года и ни разу не разочаровался

Бювет Липецкий 8 января 2021, 17:36

А что тут думать? Перфекционизм — неотъемлемая часть моего характера и личности, как и всё остальное. Выкинуть его, значит лишиться части своего «Я», с которым живу уже долгие годы. Да и невозможно это без помощи людей в белых халатах)

DerHargel 8 января 2021, 23:20

Кто уже поиграл, подскажите: Насколько игра является трешем (в хорошем смысле) и пытается выводить игрока на негатив? Очень нравятся Undertale / Earthbound, но в то же время терпеть не могу OFF и Lisa. Стоит ли в этом случае попробовать?

Holy_Pie 21 февраля, 13:22

Мне на самом деле жалко, что больше никто из редакции не заценил эту игру и она прошла мимо огромного количества людей, хотя эмоций дарит столько, что прошёл уже год, а меня всё ещё не отпустило.

swadow 9 января 2021, 2:00

ну от этого хуже только тебе, так что или справляйся или будь боженькой в тайм менеджменте

Lemonov 9 января 2021, 1:36

Раньше все всё сравнивали с соулсом, теперь дыртейл — новый предмет обсасывания игрожура. Вот уж действительно, чего никто не уважает журналюг, а?

Читайте также