Не нужно думать, что заголовок, вынесенный на афишу этого материала, придуман лишь для красного словца и кликабельности (хотя и для этого тоже). Gamedec – это действительно польская RPG про киберпанк, и здесь нет боевой системы как таковой: всё построено исключительно на диалогах и принимаемых нами решениях. Так что сравнения с Disco Elysium и Cyberpunk 2077 вполне уместны. Неудивительно, что проект уже привлёк повышенное внимание и получил множество наград, в частности приз за лучшую инди-игру на ноябрьской конференции DevGAMM. Это при том, что релиза пока не было, а есть слова, обещания, записи небольших отрывков геймплея и демоверсия. Я как раз с демо ознакомился и, кажется, понял, какую RPG я теперь больше всего буду ждать в следующем году.
О сеттинге
Место действия Gamedec – футуристическая Варшава XXII века, которая разделена на нижний, средний и верхний город. Наш герой живёт в среднем и является «геймдеком», частным детективом, расследующим преступления в виртуальных мирах.
Дело в том, что по всем традициям киберпанка огромное количество людей подсели на игры и приложения, которые позволяют уйти от реальности и проводить время в цифровых вселенных, будь то типичные киберпанковские злачные места, фэнтези или даже Дикий Запад. Поэтому нашему герою придётся посетить самые разные локации.
Проблема в том, что в этих виртуальных мирах часто творятся всякие непотребства, совершаются преступления – и всё это отражается и на реальной жизни. Вплоть до того, что, погибнув в «виаре», человек может умереть и в «реале». А некоторые игры прямо продвигаются тем, что дают почувствовать настоящую боль.
Поэтому многие и прибегают к услугам геймдеков. Как говорят авторы, это особые специалисты, «чей опыт позволяет находить тайны игровых миров и изучать их скрытые механики за вознаграждение».
О механике диалогов
В демоверсии жирный и важный дядька, директор одной из корпораций, попросил нас выяснить, что случилось с его сыном по имени Фредо. Тот сел в специальное кресло для перехода в виртуальный мир и до сих пор не встаёт – дышит, но не приходит в себя, словно застряв в цифровой реальности. Начинается расследование, мы собираем информацию, ищем улики, общаемся с его лучшим другом Тимом, который тоже играл, но успел вернуться, а также с девушкой, которая, как и Фредо, вернуться не успела и застряла в «виртуале».
И тут важно сказать, что общаться можно по-разному, отыгрывая хорошего или плохого копа либо чередуя оба подхода. В беседе с Тимом нам важно было выудить из него ключевую информацию не только о том, что непосредственно случилось, в какую игру они попали и так далее, но и разные подробности о жизни Фредо – какой он человек, с кем общается, как к нему относятся и так далее.
Все эти данные складируются в меню «Дедукция», а потом на их основе возникают варианты нашей дальнейшей стратегии в расследовании. В этом смысле Gamedec вызывает ассоциации и с работами Frogwares про Шерлока Холмса, и с Detroit: Become Human. Например, во время первого прохождения «демки» я выяснил только то, где Фредо мог застрять – в виртуальной игре для взрослых, где много секса, алкоголя и насилия. И пришлось отправляться туда самому.
Во второй раз я применил другой подход и выяснил, что у сына складывались натянутые отношения с отцом – тот уделял ему мало внимания. То есть Фредо пытался что-то доказать отцу. Поэтому появился вариант предложить работодателю, чтобы папа сам отправился спасать Фредо – это, дескать, наладит их отношения. Судя по всему, это не то чтобы рабочий вариант – всё равно в виртуальное царство похоти и разврата нужно идти лично. Но радует сама возможность узнавать такие подробности и выбирать варианты – это придаёт происходящему глубины.
Чтобы получать именно ключевую, важную информацию, можно давить на собеседника, вести себя прямо, жёстко и порой грубо. В этом случае мы увидим, как специальная шкала будет смещаться влево, достигая новых точек. Каждая такая точка – новая порция данных. Если же отыгрывать «доброго копа», давать перевести дух, задавать участливые вопросы и так далее, то шкала поползёт вправо – на ней тоже есть свои ключевые точки.
И тут главное – понять, какие реплики продолжат движение шкалы, а какие остановят или начнут движение в противоположную сторону. Игра нам об этом не сообщает и ничего не подсказывает. Поэтому есть риск беседовать слишком нейтрально, когда шкала балансирует, и получать только базовые сведения. Но такой подход, делающий ставку на интуицию игрока, мне понравился. Он жизненный: и в реальном мире нам никто не выводит информацию, какую реакцию вызовет следующая реплика.
О ролевой системе
Важнейшим инструментом и в диалогах, и во время исследования мира, решения задач играет выбор профессии, то есть класса персонажа. В Gamedec они, конечно, называются как-то хитро и по-своему, но базовые архетипы угадываются – условные технарь, сочувствующий всем медик, переговорщик с прокачанной харизмой и умением устраивать шоу, а также вояка, наделённый крепким здоровьем и не стесняющийся применять силу.
На самом деле, тут не всё так прямолинейно – у каждого класса есть свои нюансы. Тот же условный вояка далеко не всегда применяет силу. Более того, люди испытывают к нему уважение за «налёт задумчивости». Но в целом понятно, чьи умения и в каких ситуациях помогают. Если играете за технаря, то сможете сами подобрать пароль от компьютера, а остальным придётся искать подсказки. Медик же спасёт человека там, где другие просто снимут шляпу и уронят взгляд в пол. Практически в каждом диалоге и в каждой ситуации мы видим реплики и варианты, доступные только одной профессии.
Но это не значит, что развитие персонажа строго ограничено выбранным классом. Как и в Disco Elysium, в Gamedec используется достаточно редкий подход к прокачке – до пьяных бесед с собственной логикой и эмпатией дело не доходит, но механика тоже по-своему интересная.
Принимая решения, выбирая реплики, мы демонстрируем те или иные качества – внимательность, нетерпеливость или, наоборот, спокойствие, логику и так далее. И в зависимости от этого получаем те или иные очки «аспектов». Последние различаются цветом и позволяют прокачивать свои профильные профессии. А точнее, открывать в них новые специализации.
То есть, например, технарь может развиваться до специалиста по робототехнике, оператора машин или программиста. А дальше тот выбирает, вложиться в хакера или в некоего «кракера» – правда, я так и не понял, в чём разница (демо короткое).
Так вот, чтобы улучшать «медика», нужно проявлять пацифизм, способность слушать и говорить честно, сопереживать и так далее. Тогда получите больше синих аспектов – каждые три таких очка позволяют выучить новую специализацию из синей же ветки. А если будете больше проявлять нетерпение, безразличие и эгоизм, то быстрее накопите красные аспекты для развития профессий вояки.
При этом опять же в диалогах нет цветовой «дифференциации штанов», то есть никто не подсказывает, какие чувства вы тут продемонстрируете и какого цвета аспекты получите. Всё – на интуиции, вашей совести и личном опыте в понимании того, что такое хорошо в данном случае, а что такое плохо. В итоге, выбрав на старте одну профессию, вы потом в диалогах сможете вести себя так, что при желании будете прокачивать и другие классы. Или даже приобретёте новые положительные/отрицательные черты.
О моральном выборе
В конечном итоге главное, на что ставят авторы Gamedec, – это именно отыгрыш роли. Здесь нет хороших или плохих решений и ролей. Нет, как я уже сказал, подсказок и какой-либо системы кармы. «Игра постоянно адаптируется к вашим решениям, не осуждая их. Вас определяют ваши решения», – говорят разработчики, и это похоже на правду.
А вот персонажи, понятно, будут испытывать вполне конкретные чувства по поводу наших действий. Они, как уверяют авторы, могут быть настроены и дружелюбно, и враждебно в зависимости от того, какие решения мы приняли.
О силе слов
Даже выбрав агрессивный подход, вы не увидите в Gamedec привычных пошаговых или «рилтаймовых» сражений. Исход боевых ситуаций решается или скриптами, или в ходе опять же диалогов, когда мы выбираем, атаковать, блокировать или делать что-то ещё (например, просто уйти).
Так, оказавшись в моём любимом виртуальном мире, где много выпивки, секса и страждущих с различными просьбами, наш детектив попытался выяснить данные о Фредо у одной сексапильной дамочки. Та в ответ предложила пройти в подворотню. Определённую информацию герой выудил, но в ходе беседы девушка всё равно напала, и пришлось её, пусть и виртуально, убить. Вот как это выглядело:
Потом ещё машина какая-то вылетела с дороги и загорелась, перегородив проход, – пришлось искать обходной путь. А в другой ситуации на помощь вовремя пришёл помощник детектива, который всё это время следил за происходящим из реального мира, – он что-то там взломал и запустил программу, которая позволила сделать с нашим обидчиком вот такое:
Это я к тому, что, несмотря на обилие диалогов, в Gamedec много динамики и напряжённых моментов. Например, прямо во время разговора с девушкой, которая оказалась заперта вместе с Фредо в порнушном виртуальном мире, появились помехи и кто-то попытался отключить связь с ней. Надо было срочно её реанимировать прямо в виртуальном пространстве – я пытался так сделать. Это тоже, судя по всему, будет отдельная механика, где успех (а значит, и жизнь персонажа) зависит от правильных действий и реплик. И от профессии тоже.
При этом в демоверсии никаких сохранений не было – пришлось действовать фактически наугад и потом жить с последствиями. Или переигрывать с самого начала и с новой профессией. Надеюсь, в полной версии сохранения всё же появятся.
И в то же время тут вас никто особенно не торопит – вокруг масса поводов для общения, изучения информации и окружения. В самом начале необязательно сразу идти на встречу с заказчиком: можно смотреть в окно, рассуждать, нравится ли нашему герою город или нет, имеет ли право на существование цифровая любовь и что лучше – реальная или виртуальная реальность.
Ещё минут на 30 вы зависнете, если начнёте настраивать Bliss – программу виртуальной ИИ-помощницы в квартире героя. Можно даже выбирать её характер – будет она представительной, сочувствующей (развитая эмпатия), интеллектуальной или конфликтной. Это отразится на том, как она с нами будет общаться и как шутить – а тем для общения полно.
Можно читать письма на компьютере и даже играть в некое подобие космической MMO – ну, то есть не играть напрямую, а решать, стоит ли, например, купить дорогущий новый звездолёт. А в виртуальном мире, где заперт сын нашего работодателя, есть даже вариант пообщаться с говорящим… единорогом. Правда, это может плохо кончиться.
Сами тексты и персонажи хорошо прописаны. До уровня Disco Elysium они недотягивают в плане актуальной иронии, юмора и многообразия тем, но поляки явно очень стараются.
Очень хочется, чтобы у разработчиков всё получилось. По «демке» и другой доступной информации окончательные выводы делать не стоит, но понятно, что у Gamedec колоссальные потенциал и перспективы. И дело не только в шуме вокруг Cyberpunk 2077 и интересе к подобной тематике. Игра сама по себе вырисовывается уникальной и поистине ролевой.
Жаль, нет чёткой даты релиза – пока указывается просто 2021 год. Надеюсь, поляки сдюжат, пусть даже выход придётся переносить для доведения игры до ума – мы к таким сюрпризам из Польши привыкли. Хотя и получить очередной киберпанковский долгострой не хотелось бы…
Лучшие комментарии
Disco Elysium официально переводится, перевод готов на 90 процентов.
поляки и киберпанк — братья навек?
у меня баг сайта, файрфокс, статья обрывается, и до скриншотов просто белое ничего
1) Со всеми багами — сюда (ссылка) ниже.
2) Картинки все еще нельзя вставлять в спойлеры
3) Не у тебя одного.
У меня та же лабуда, но с яндексом, и не только в этой статье. Значит нужно просто написать в блог «новый комментарий об ошибке» и ждать пока исправят?
Буквально только что хотел сделать скриншот, чтобы не быть голословным и всё поправилось. Но спасибо, что ответили. Если столкнусь ещё раз, буду знать, что делать.
Спасибо за подробное превью. Ждём игру, будет в статусе «к обязательному изучению» сразу после Диско.
Чёт я не вижу в Стиме демо. Где её взять теперь?
Выглядит очень интересно. Надеюсь на русский язык, ведь сыграть очень хочется.
Выглядит очень многообещающе, надеюсь, что в отличие от Disco Elysium планируется официальный перевод. Потому что даже неофициального перевода, на данный момент по Disco Elysium я не видел, а сложный, литературный текст с моим базовым английским я не осилил.
Я тоже на это надеюсь, потому что как человек, который хочет пройти игру на 100% или на «лучшую концовку,» я невероятно расстраивался, когда в Vampyr, выбирая ответы наугад и руководствуясь своей скромной интуицией я терял подсказки о горожанах, а в случаях с решением судеб «столпов общества» вообще трудно предугадать последствия своих решений, из-за чего мне пришлось начинать игру заново вместе с прохождением из интернета. Да, то, что в игре присутствуют лишь автосохранения это фича игры, заставляющая ответственно относится к своим решениям и репликам в диалогах.
Но как мне быть, если интуиция у меня хромает, да и в принципе какие повороты сюжета, зависящие от моих действий, может придумать сценарист предугадать сложно? Вы можете ответить: «Ты слишком серьезно относишься к игре, весь смыл в том, чтобы показать неоднозначность ситуаций и то, что правильных и не правильных решений нет.» Вы будете правы, но не так-то легко избавиться от собственных бзыков, хоть я и понимаю, что они мешают мне наслаждаться играми.
А вот, если в игре можно будет самому сохраняться, то я смогу засунуть свои жалобы-сопли-слюни себе в… куда подальше засунуть и спокойно играть без всякого нытья.
Да.
Мир по описанию напоминает «Снежную Лавину» Нила Стивенсона
О, не знал. Спасибо за информацию!