История серии Assassin’s Creed наглядно показывает, что разработчики никогда не уделяли исторической правдоподобности достаточного внимания, а с Origins у франшизы и вовсе случился перезапуск, после которого игры наводнили сражения с древними богами и монстрами из легенд. Плохо это или хорошо – вопрос открытый, ведь видеоигры в большинстве своём предназначены для нашего развлечения, а из концепции первого, наиболее исторически достоверного «Кредо ассасина» Ubisoft, похоже, выжала все соки.
Главными героями Valhalla стали неукротимые викинги – овеянные боевой славой бесстрашные воины, своими набегами наводившие ужас на средневековую Европу больше трёх сотен лет. Но когда все монастыри разграблены, а все чужаки изрублены в капусту, даже самым отчаянным головорезам нужно было возвращаться домой, откладывать меч в сторону и заниматься повседневными делами. Их мы сегодня и рассмотрим.
Имя любимое моё
Несмотря на всё больший уход Assassin’s Creed в фантастическую плоскость, приятно осознавать, что классический до недавних пор архетип викинга в виде кровожадного берсерка облачённого в рогатый шлем и ищущего лишь крови и насилия, сегодня уже потерял свою актуальность. Хотя бы внешне эти суровые вояки в художественных произведениях стали немного более приближены к реальности. Заметили этот тренд и в Ubisoft – в Valhalla пока не удалось найти ни одного шлема с рогами, да и сама компания ранее заявляла о попытке отойти от устоявшегося взгляда на норманнских завоевателей. Образ викинга начал романтизироваться ещё в XIX веке и успел обрасти таким количеством мифов, что найти в них истину стало чертовски сложно.
Когда речь заходит о временах настолько далёких – а сюжет в Valhalla, напомню, развивается в IX веке, – утверждать что-то с абсолютной уверенностью практически невозможно. Для историков наиболее достоверными свидетельствами о жизни и быте служат два источника: археологические раскопки и письменные свидетельства современников. И если с первыми всё более-менее понятно, то вот со вторыми уже не так просто.
Вполне логично, что если викинги почти четыре сотни лет терроризировали средневековую Европу, то в архивах местных летописцев должны были остаться записи о набегах северян. Они и остались, вот только описание гостей с севера было довольно однобоким и чести захватчикам не делало. Но это и понятно – вряд ли хронисты желали вникать в нюансы жизни скандинавов после разрушительных последствий их походов, вроде разорения процветающих городов с попутным вырезанием местного населения. Разумеется, в глазах тогдашних историков викинги были сплошь варварами да разбойниками, что и отражено в документах той эпохи.
С другой стороны, сохранились скандинавские письменные источники VIII–XI веков, дошедшие до нас в большинстве своём в форме эддической и скальдической поэзии, а также в виде рунической вязи. Ровно противоположные европейским летописям, саги и песни северян рассказывали сплошь о доблестных героях. И это тоже нормально – подобные произведения были нужны для вдохновения, даже если к реальной жизни отношения имели мало. Истинная картина, полагаю, была где-то посередине этих двух максим.
Что касается археологии, то некоторые раскопки как раз и позволяют утверждать о несколько неверном представлении викингов как грязных варваров. Хотя сейчас представление о «чумазой Европе» и подвергается сомнению – по мнению некоторых учёных, с гигиеной в Средневековье всё было не так плохо, как принято считать, – северяне, похоже, были гораздо чистоплотней европейцев. Такой вывод позволяют сделать многочисленные находки зубочисток, гребней для волос и палочек для чистки ногтей, а также некоторые английские хроники, описывающие встречи с торговыми кораблями норманнов.
О происхождении самого термина «викинг» споры ведутся до сих пор, и единой точки зрения, пожалуй, не существует. Да и значений у слова было сразу несколько. По одной из версий, словом vikingr обозначались морские разбойники, жившие за счёт награбленной за морем добычи. Шведский лингвист Фриц Аскеберг (Fritz Askeberg) считает, что этот термин и вовсе произошёл от глагола vikja – «поворачивать», «отклоняться» и обозначал человека, отправившегося в поход за добычей. В viking можно было и пойти – так могли называть сам завоевательный поход. Словом, викинг – это не нация и не национальность, а, скорее, профессия или род деятельности.
Ну и главное: судя по источникам, в Европе VIII–XII веков никто не знал ни о каких викингах. Специалист по фольклору Жаклин Симпсон (Jacqueline Simpson) в книге «Викинги. Быт, религия, культура» утверждает, что «англосаксы именовали их данами – по стране, откуда те пришли, франки звали Normanni – люди Севера, германцы – людьми ясеня, возможно имея в виду их корабли, хотя корабли делали из дуба, ирландцы же употребляли или слово Gaill, что означает „иностранцы“, или Lochlannaigh – „северяне“».
Среди остальных дошедших до нас источников – рунические валуны, служившие, судя по всему, летописными камнями. Здесь писцу уже не было нужды что-то приукрашивать и возводить в абсолют, поэтому и объективности в этой информации могло быть больше. К примеру, на рунических камнях ярла Хакона встречается упоминание о его сыне Асуре, который был «стражем [или часовым] против викингов». Это позволяет сделать вывод, что викинги совершали набеги и на своих соотечественников, а не только на просвещённую Европу.
Шашлычок под коньячок
Было бы логично предположить, что в Средневековье завоевательные походы были одним из самых простых и быстрых способов обогащения для искателей удачи. Однако не только жажда славы и наживы толкала викингов на берега современной Европы – зачастую причины были более бытовыми.
Протагонист Valhalla Эйвор родом из Норвегии – одного из самых суровых для жизни регионов Скандинавии (не считая Исландии, конечно). И если более «везучие» соседи на территории современных Дании и Швеции могли активно заниматься земледелием, то у норвежцев, кроме охоты, рыбной ловли и животноводства, источников пропитания практически не было. Даже сейчас 75 % территории Норвегии занимают горы и ледники, 22% захватили леса, и лишь 3% земли пригодны для возделывания.
Причём разведение скота не было панацеей – животным также нужно было чем-то питаться, а заготовить нужное количество фуража получалось не всегда, поэтому массовый забой скота по осени был обычным делом для северян.
Среди добычи охотников чаще всего встречались лоси, кабаны, северные олени и медведи, а воды местных озёр и рек могли принести на обеденный стол тушки форели, лосося, сельди и трески. Большой удачей было забить кита – огромная туша долгое время могла кормить целое поселение.
Те участки земли, что всё же удавалось засеять, использовались в основном для зерновых культур, среди которых преобладали ячмень и овёс, да и те зачастую использовали для приготовления пива и мёда. Привычная нам пшеница, судя по сохранившимся письменным источникам, для северных регионов Скандинавии была редкостью.
Меню скандинавов особым разнообразием не отличалось: главным блюдом трапезы почти всегда были мясо или рыба. Из злаков варили каши и похлёбки, важную роль играло молоко – из него делали масло, мягкий сыр, скиру, да и просто пили вместо воды, хотя и редко. Но, опять же, многое зависело от места проживания: где-то в большем почёте были кисломолочные напитки, где-то – молочная сыворотка или же пахта. А вот с овощами было туго – их северяне практически не выращивали, лишь где-то в X веке популярность начала набирать капуста. До этого обходились водорослями.
Способов приготовления пищи было несколько, самым популярным из них была жарка мяса на вертеле. Для запекания использовалась яма с горящими углями, засыпанными землёй, либо классическая каменную печь. Трапезничали обычно два раза в день – в полдень и вечером, но и небольшие перекусы вполне допускались. Судя по текстам саг, алкоголь на столах был частым гостем даже в обеденный перерыв, хотя вечером пили больше. Вожди и ярлы, не принимавшие участия в сельскохозяйственных работах, ничего зазорного не видели в том, чтобы после обильных возлияний во время обеда уснуть прямо за столом.
В особо неурожайные годы обычным делом был массовый голод, иногда продолжавшийся несколько лет. Тогда особо ярко проявлялись суровые нравы людей севера: ради спасения работоспособного населения из поселений выгоняли стариков, а новорождённых и вовсе могли утопить, особенно если те были больными или уродливыми.
Районы-кварталы
Несмотря на сложившийся стереотип о викингах как о профессиональных воинах, очевидно, что в «викинг» ходила лишь небольшая часть скандинавов, пока остальные жили мирно. Хотя сценарии могли и различаться: к примеру, молодой человек мог несколько лет провести в набегах, а потом, поднакопив богатств, вернуться на родину (или осесть на захваченной территории) и существовать, занимаясь повседневными делами.
Суровые климатические условия определяли и жизненный уклад: одиноким хуторам – гардам, выживать было всё тяжелее, поэтому со временем норманны предпочитали объединяться в bygder – общину, зачастую семейную.
Географическое расположение напрямую влияло на мировоззрение обитателей региона – некоторые жители никогда не выбирались за пределы своих поселений, которые и являлись для них всем окружающим миром, а всё находившееся за пределами дома казалось враждебным и пугающим: «Сами же скандинавы считали себя обитателями какого-то определённого места – „людьми из Вестфольда“, „людьми из Хордаланда“, „людьми с возвышенностей“ и так далее. Однако постепенно у них зародилось чувство национального единства; появились названия национальностей. Они также использовали слово Nordmenn – „северяне“, иногда в ограниченном значении „норвежцы“, но чаще в общем смысле „скандинавы“; второе значение привело к появлению в современном английском языке общих терминов Northmen, Norsemen и Norse», – пишет Симпсон.
Самую тяжёлую и грязную работу на фермах выполняли трэлли – рабы, в изобилии привозимые норманнами из набегов и жившие в одном поселении с северянами; по некоторым данным, в рабстве могло находиться до 10 % населения Скандинавии. Есть сведения, что физической работы не чурались сами воины, хотя это и зависело от социального статуса и региона проживания. К примеру, по одной из версий, правитель норвежского королевства Рингерике Сигурд Свинья получил своё прозвище именно за то, что наравне с рабами трудился в поле. А вот исландские поселенцы, из-за гораздо более тяжёлых условий, ничего зазорного в такой работе не видели, поэтому даже местные короли брались за орудия труда.
Сами трэлли людьми не считались, поэтому всю ответственность за совершённые ими деяния нёс хозяин раба. Кроме рабов существовал и рынок наёмных работников – батраков. Обычно их приглашали на определённый временной период для выполнения конкретных задач: выпаса скота или прочих сельскохозяйственных работ. Батраки выполняли те же функции, что и трэлли, за тем исключением, что работали добровольно за еду или кров. А вот более узкие специалисты, вроде плотников или кузнецов, ценились куда выше и получали за свою работу фиксированную плату.
К слову, попадание в рабство ещё не означало конец всей жизни – карлы вполне могли отпустить трэлля на свободу за упорную многолетнюю работу или за хороший выкуп.
Традиционным местом для жилья в Скандинавии эпохи викингов считался длинный дом – сооружение довольно мрачное, долго находиться в нём вы вряд ли бы захотели. Позднее в домашних постройках применялось привычное нам разделение помещения на условные секции вроде спальни, кухни и кладовки, а вот в IX веке, особенно в небогатых поселениях, дом зачастую состоял из одной комнаты длиной от 10 до 30 метров.
В Норвегии часто встречались избы-стюги, в которых пространство разделялось на кухню, где готовили и принимали пищу, и жилую площадь. Нужду зачастую справляли в отдельном уголке прямо в доме, хотя встречались и отдельные сооружения. Примечательно, что в наиболее богатых усадьбах отхожие места строились в расчёте сразу на нескольких людей – их количество могло доходить до двух десятков.
Так как Скандинавия – регион северный и холода приходили довольно рано, норманны много внимания уделяли сохранению тепла. Хотя в домах встречались и традиционные печи, в основном жилища отапливались открытым огнём от очага, располагавшегося в центре здания. Топили по-чёрному: дымоход если и был, то совсем уж крошечный, неспособный обеспечить полноценный выход чада. С окнами тоже была проблема: зачастую их просто не было – тепло на севере было слишком ценным ресурсом, чтобы тратить его на проветривание помещения. Из этих же соображений строились сами дома – брёвна, из которых делали стены, зарывались в почву, а крыши, покрытые дёрном или торфом, практически соприкасались с землёй, благодаря чему по ним спокойно могли гулять дети и домашние животные.
Для перемещения между поселениями использовались лошади, хотя и бытует мнение, что коней викинги недолюбливали. Конечно, перевезти табун через Северное море проблематично, поэтому в походы этих животных воины старались не брать. Когда же выпадал снег, для транспортировки применялись классические сани, лыжи и даже коньки с «лезвием» из лошадиной кости. Но в большинстве саг упоминается, что при возможности северянин предпочитал водный путь любому другому, даже перемещаясь в пределах самой Скандинавии.
Отдыхаем хорошо
Вариантов досуга в IX веке было не то чтобы много, и главным из них были многочисленные торжества. Чаще всего их устраивали осенью, во время забоя скота, и зимой, когда доступная на земле работа резко сокращалась. На празднества обычно приглашали общины дружественных бондов, а продолжаться увеселения могли несколько дней подряд.
Помимо пирушек были популярны спортивные соревнования, причём физическое устранение соперника с дистанции ценилось гораздо выше, чем банальная победа. К примеру, в состязаниях пловцов предпочтение отдавалось не сумевшему первым добраться до финиша, а тому, кто затащит соперника под воду, вынудив последнего бороться за жизнь. Культ насилия был широко распространён среди викингов – даже словесные поединки нередко заканчивались жестокими драками с многочисленными увечьями.
Из командных соревнований стоит упомянуть knattleikr – игру с мячом и битой. Точные правила до нас не дошли, но, судя по всему, она была похожа на хёрлинг или нашу лапту. Для развлечений использовали и животных – имеются сведения о лошадиных боях, в которых коней били длинными палками и натравливали друг на друга.
Среди интеллектуальных развлечений можно отметить кости и тавлеи. Правда, конкретного определения для тавлеи нет – обычно так называли любую игру, действие которой происходило на размеченной доске с фишками, а правила могли меняться от вариации к вариации.
Конечно, разрозненность источников не позволяет утверждать, что всё было именно так, как мы написали, а давность событий лишь усугубляет ситуацию. Но одно можно утверждать с уверенностью: наводившие ужас на Европу викинги не были плохими или хорошими – они были просто людьми, которые жили как умели. Людьми Севера. А какими получились викинги в Valhalla, вы можете узнать из нашего обзора.
Лучшие комментарии
Да ты чего?! Очень качественный материал, который достаточно подробно и популярно объясняет кто такие викинги. Спасибо, СГ, продолжайте в том же духе — качественный оригинальный материал очень полезно и интересно читать!
Хорошая статья, уважение от детей истфака
Так человек и не говорил, что материал плохой или неинтересный. Он сказал, что по тематике не особо подходит.
Источники раскиданы по тексту в виде ссылок, но можно перечислить и тут:
А. А. Сванидзе. Викинги. – М.: «Новое литературное обозрение», 2014.
Ж. Симпсон. Викинги. Быт, религия, культура. – М.: «Центрполиграф», 2005
Д. Хейвуд. Люди Севера: История викингов. 793-1241. — М.: «Альпина нон-фикшн», 2019
Благодарю. Если что, то с моей стороны это была больше придирка. Просто привык видеть источники в конце текста.
Было бы ещё большее уважение, если бы в конце статьи указали источники. А так да, интересный материал.
Вообще конечно материал интересный, но вот тематике ресурса не особо соответствует.
Что забавно, пока читал эту статью, забыл что нахожусь преимущественно на игровом портале.