28 мая 2020 28.05.20 16 12K

VirtuaVerse: Обзор

Кажется, чем ближе релиз Cyberpunk 2077, тем больше выходит игр про затерявшихся в киберпространстве хакеров и грустных андроидов. Не успели исчезнуть наши ностальгические слёзы в неоновом дожде Cloudpunk, как вышла VirtuaVerse – ещё одна яркая игра на заданную тему. Хотя отношение к ней у меня более сложное и неоднозначное.

 

Лучше бы пил и курил

С одной стороны, VirtuaVerse, конечно, сразу прибивает к креслу и влюбляет в себя – поистине киберпанковской электронной музыкой; божественно красивым пиксель-артом, который при этом ещё и удивительно богат на детали; тем, как точно передана атмосфера хрестоматийного мегаполиса будущего, где повсюду неоном светит реклама, постоянно идёт дождь, дроны разносят пиццу и сообщают прогнозы погоды, а из квартиры нельзя выйти без пароля и очков дополненной реальности.

С другой стороны, поначалу кажется, что здесь слишком много как раз этой хрестоматийности. В VirtuaVerse собраны все фетиши киберпанка: хакеры (герой и его подружка именно они); опасная виртуальная реальность, от которой становятся зависимы даже бомжи (сцена с нищим, требующим картридж покруче, чтобы «вштырило», вообще кажется цитатой); повальная продажа наркотиков и стимуляторов. И, естественно, вишенка на торте – очередной вышедший из-под контроля разумный ИИ, вроде бы представляющий опасность для всего человечества.

Да и сам главный герой какой-то пресный – не шутит, не циничен до обаятельного безобразия, не курит, не пьёт. Да и лица его практически не видно за капюшоном – этакая ходячая функция для запуска сюжетных триггеров и произнесения стандартных реплик в духе «Не видели ли вы здесь черноволосую девушку?».

Дайте им время

Однако постепенно ситуация выпрямляется и история набирает ход. Между тем, как наш герой по имени Нейтан узнаёт, что его подружка исчезла и вляпалась в неприятности, и тем, как они уже вдвоём пытаются остановить тот самый ИИ, происходит очень, ну очень много самых разных событий. И в них штампы киберпанка тонут, как тот нищий в виртуальной реальности.

От одного этого вида уже хочется пересмотреть «Бегущего по лезвию» и закурить под Вангелиса.
От одного этого вида уже хочется пересмотреть «Бегущего по лезвию» и закурить под Вангелиса.

Мы вступаем в самую крутую банду; чёрт знает чем занимаемся с «королевой инопланетян» (правда, виртуальной); заполучаем женские трусики; общаемся с техномансерами и культом «старого кода»; срываем рок-концерт и сами же спасаем от фанатов группу кибернетически улучшенных музыкантов; совершаем наркотический трип; попадаем на подводную ракетную базу и даже на космическую станцию.

Да и в образе главгероя появляется необходимая резкость и объём. Нет, он не начинает отпускать направо и налево циничные комментарии, зато постоянно делает так, что из-за него либо гибнут, либо попадают в неприятности, из которых сам Нейтан бедолаг и спасает – естественно, в своих целях и без разглашения собственной вины в произошедшем. То есть это такой благородный негодяй, готовый на всё ради спасения любимой девушки – и всего человечества заодно.

Ретроюмор

Ну а там, где недошутил Нейтан, шутят авторы. В VirtuaVerse много юмора – в основном чисто гиковского и геймерского. Тут повсюду стоят аркадные автоматы, секретный код спрятан в CD-ROM старенькой игровой приставки, в одном из диалогов упоминается хоррор-игра Walk Among Us. Встречаются фанаты комикса Lazerman 3000 V.

А те самые последователи «старого кода» веруют в старый Интернет и LAN. Заплатив им, можно получить «ограниченный доступ ко всей интернет-базе с 2010-го по 2020 год». А действие, напомню, происходит в будущем. На землях церкви вы встретите волосатых сисадминов, интернет-кафе и компьютеры, которые очень медленно обновляют систему.

Естественно, новости тут тоже очень киберпанковские.
Естественно, новости тут тоже очень киберпанковские.

Мне нужны их мозги!

Примерно такое же отношение – от печали до радости – вызывает и квестовая часть. Поначалу она может намертво отбить желание играть. Потому что для решения многих задач нужны не ум и логика, а интуиция и нечеловеческая догадливость – чтобы дойти до той цепочки решений, которую задумали авторы, а не до того, как это логично сделали бы нормальные люди.

Иначе как догадаться, что в игре про киберпанк нужный нам код (внимание, возможны спойлеры!) надо получить, применив… швабру на плакат? Или что для решения одного из квестов придётся обязательно обо всём расспросить девицу, голова которой (только голова!) периодически (но не всегда) мелькает где-то на фоне и выглядит лишь как элемент массовки. Или вот ситуация: нам необходимо получить одну вещь от несговорчивого продавца, а тот что-то делает в компьютере. И вот как догадаться, что нужно в расположенном за углом терминале зайти в раздел знакомств и найти там нашего продавца, который, будучи женатым, флиртует с девушками?

Обратите внимание, как много на картинке деталей.
Обратите внимание, как много на картинке деталей.

К тому же в VirtuaVerse много ситуаций, когда для решения какой-то простенькой задачи (отвлечь бомжа, согнать посетителя интернет-кафе) нужно запустить ну очень длинную цепочку событий. Понятно, что авторы хотели сделать всё максимально разнообразно и нетривиально. Но когда для того, чтобы залезть в мусорный бачок, вы в течение получаса игрового времени общаетесь с несколькими персонажами, занимаетесь вымогательством, устраиваете переполох в ресторане и толкаете дурь контрабандисту, – выглядит это откровенно натянуто. То есть переполох и вымогательство – это круто, но лучше бы они были применены в более логичных обстоятельствах.

Добро побеждает

Однако чем дальше, тем меньше таких ситуаций (хотя они и встречаются) и тем больше человеческой логики. Мы комбинируем и применяем предметы, апгрейдим дрона, чтобы поучаствовать в гонках роботов, вводим символы и отвечаем на вопросы.

Приходится даже управлять субмариной, разыскивая на карте нужное место, выступать в качестве спамера, раскрывать спойлеры о комиксе его фанату и решать загадки с помощью таблицы символов ASCII. Скучать в VirtuaVerse точно не приходится – особенно порадовала возможность использовать для решения пазлов очки виртуальной реальности и иногда играть не только за Нейтана, но и за его подружку.

Вот так дополненная реальность меняет картинку.

Если бы я, в отличие от главного героя, был прирождённым циником, то сказал бы, что трейлер VirtuaVerse оказался лучше самой игры. Но это не так. Да, прохождение бросает то в жар, то в холод, заставляет то восхищаться, то негодовать. История местами выглядит затянутой, а пазлы – перемудрёнными. И всё же если играть до конца, то положительных впечатлений будет больше, а история захватит с головой. Это действительно большой, увлекательный и очень олдскульный квест без подсказок и подсветки предметов, с подчёркнуто громоздким, старомодным интерфейсом и инвентарём. Здесь до всего нужно додумываться самому – многие от такого уже отвыкли. Но тем важнее появление таких работ сейчас. Тем более если они так выглядят и звучат. И там такой дождь…

Плюсы: в целом увлекательный сюжет; масса разнообразных событий и персонажей; множество пазлов и загадок почти на любой вкус; шикарно выдержанная атмосфера; крутая картинка и киберпанковская музыка.

Минусы: история местами кажется затянутой; логику некоторых пазлов трудно понять.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

VirtuaVerse

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
12 мая 2020
73
3.6
20 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Добавил в список желаемого. Жду добавления русского языка летом. Приятно, когда разрабы, так или иначе, но добавляют локализацию и для других языков, после релиза.
Как же сделано красиво, неоновый свет, дождь капает по улицам города. Игра меня удивила, думал будет не так хорошо, но резко меня игра удивила. Думаю стоящая игра для прохождения фанатам данного сеттинга. Автор молодец, чувствуется как ему нравится вся эта тематика, да и мне тоже.
Вообще, киберпанк-сообщество довольно ретроградское. Даже на CD Project говнят после трейлеров, типа «какая нахрен пустыня с реднеками в киберпанке?» Все хотят ночной дождливый неоновый мегаполис, а когда получают его, оказывается, что «слишком много штампов и клише». Это проблема не только киберпанка, а многих устоявшихся жанров. И только ААА-проекты, как тот же Cyberpunk 2077 или Deus Ex могут позволить себе относительно без последствий делать «свой» киберпанк. Мелкие же инди-студии стараются же выстрелить прямиком в целевую аудиторию довольно прямолинейными способами. Их трудно в этом обвинять. У них нет того «запаса прочности», как у крупных студий, чтобы экспериментировать в жанре.
Курьеры — тоже очень типично для киберпанка. Да и во всём остальном игра — сборник киберпанковских клише.
Буквально незадолго до Клаудпанка вышла Неокаб. Ну и тема курьеров действительно довольно распространена в киберпанке — вспомните Джонни Мнемоника. Да и Gemini Rue я бы не стала причислять к киберпанку — авторы неиллюзорно намекали, что в первую очередь вдохновлялись Ковбоем Бибопом, а тот все-таки фантастка, смешанная с нуаром.
Джонни мнемоник — курьер особый, фактически тот же хакер.
Ну хакером он не являлся. Там загрузкой и выгрузкой данных занимались другие специалисты, а Джонни, по сути, был просто ходячей флешкой. Причем без доступа к хранящемуся содержимому.
ну что вы мне фильм то пересказываете, я в курсе, я его смотрел
А я не смотрел (точнее не помню даже видел ли я его вообще). Только рассказ оригинальный читал. Что в фильме наворотили честно не знаю. Но слышал что фильм известен тем что с оригиналом имеет крайне посредственную связь (да и с творчеством Гибсона и его стилем вообще). Где то на уровне схожих имен и очень базовой завязки. В отличии от рассказа который таки является культовым в киберпанк-фанбойской среде. О существовании фильма я если честно даже сам забыл в момент написания предыдущего комментария.
эта ходячая флешка очень шустро копалась в компах, имела своего дилера
Вот в рассказе как раз он ни в каких компах вообще не копался. Там даже специально акцент делался на том что он не технический специалист. Ему приходилось искать нужных компьтерщиков для всех этих технических дел. Он просто ловкий парень который знает обстановку на улицах (к кому идти с определенными проблемами и в каких кварталах лучше не светиться). То есть обычный курьер, который занимается нелегальной перевозкой. Со всеми киберпанк-вытекающими. Собственно про этот нюанс и был коммент.
ну вот авторы Cloudpunk придумали же девушку-курьера (а не хакера) и ее цифровую собачку. А в Gemini Rue в свое время был не только типичный коп по типу Рика Декара, но и второй главный герой — пациент психиатрической лечебницы.
Слушайте, ну что вы мне фильм то пересказываете, я в курсе, я его смотрел. Только эта ходячая флешка очень шустро копалась в компах, имела своего дилера, снабжавшего его заказами и вообще была очень подготовлена и вовлечена в хакерские схемы.и сравнивать этого героя и девушку, реального курьера, которая развозит заказы по городу, нельзя. ну что вы ей богу…
Собрали все штампы к месту и не к месту. Почему в Deu Ex 2077-ого выдержали стиль? Безвкусица.
ну я не помню ни одной киберпанк-игры с курьером в главной роли, где от нас не требуется сразу же бороться с корпорациями, а нужно просто развозить заказы и общаться. напомните?
чтобы это был такой симулятор курьера. Да и мотивация разумного ИИ, ее линия там не совсем уж и типична
Нео Каб схожа да, но там она таксистка все-таки, а не курьер. И тоже в любом случае нетривиальная игра — вот вам пример для авторов виртуаверс. Джонни мнемоник — курьер особый, фактически тот же хакер. А тут простая девушка, пытающаяся приспособиться и выжить в новом для себя месте. А с автором Gemini Rue я общался лично и брал у него интервью для Игромании в свое время. Да, это как раз нетипичный киберпанк, но им он там тоже вдохновлялся,. Ну точнее, его протовариантом в духе Филипа К. Дика и Бегущего по лезвию — то есть смесь нуара да и киберпанка
Читай также