Пока мы играем в многочисленные симуляторы выживания, на улицах ежедневно пытаются выжить вполне реальные люди – бездомные. Идея выпустить этакий симулятор бомжа, казалось бы, лежит на поверхности, но лично я впервые познакомился с подобной игрой именно в лице CHANGE: A Homeless Survival Experience.
Если ты кинешь мне хоть что-нибудь, я, наверное, проживу ещё один день
Итак, в CHANGE мы оказываемся в роли, если так можно сказать, начинающего бомжа – ещё недавно он жил как обычный человек среднего класса, но просрочил платёж, сделал ещё пару ошибок и вот впервые оказался в ситуации, когда не знает, где ему спать. Теперь он грустно бродит слева направо (и, наоборот) по улицам города и пытается протянуть ещё один день…
Варианты известны. Естественно, мы постоянно собираем весь мусор, который попадается на пути, – потом его нужно сдавать в центры переработки, чтобы получать деньги. Также можно просить милостыню у любого встречного.
Главное, чтобы вас не застал за этим занятием полицейский, который постоянно ходит где-то рядом, – каждый такой случай увеличивает уровень «Внимания» со стороны полиции, а когда тот достигнет определённого рубежа, нашего героя загребут в каталажку и принудительно выкинут в другом районе города. Это снизит уровень его «Счастья» (как бы иронично такое слово ни звучало в отношении бомжа) – именно он тут заменяет «Здоровье». Когда показатель упадёт до нуля, игра закончится.
Всё здесь против меня – люди, погода, дома. Это у кошки девять жизней, у меня – одна!
Так вот, шансы получить деньги или даже еду, когда просишь у прохожих, во многом зависят от степени чистоты, гигиеничности героя. Попросту – воняет от него или нет. Это второй важнейший параметр для нашего бездомного. Постепенно он снижается, а когда одежда становится грязной, падает и максимальный уровень «Гигиены» – со 100 до 50. Можно просто ополоснуться водой из фонтанчиков на улице или даже из общественного туалета (!), но чтобы восстановить «левелкап» своей чистоты, придётся заплатить за стирку одежды в прачечной.
Периодически начинает идти дождь – одежда промокает и сильнее портится. Особенно это неприятно во время зимы. В Change так чётко прописан только один сезон, и понятно, почему нас предупреждают: «Наступила зима», а потом – «Зима прошла». Именно времена холода и снега самые тяжёлые для бездомных. Если вы мёрзнете, то быстрее становитесь «несчастным».
Поэтому зимними ночами очень важно вовремя дойти до убежища (ночлежки или хосписа) и там поспать в тепле. Или есть вариант специально зайти в полицейский участок и провести ночь в «обезьяннике» – неприятно, зато опять же тепло. Правда, для того чтобы копы вас приняли, вы должны быть у них на «хорошем» счету, то есть нужно именно достаточно высокий уровень криминальности, пусть даже под криминалом и подразумевается попрошайничество.
Внутри меня та же самая кровь, что и во всех вас
Ну и, конечно, ещё один важнейший показатель – «Сытость», уровень которой также постепенно снижается, что влияет и на «Счастье». Можно выпрашивать еду, покупать сэндвичи в кафе, торговых автоматах или на улице. В магазинах также продаются сигареты, поднимающие уровень «Счастья», и другие полезные, но дорогие предметы (в том числе экипировка и одежда) со своими бонусами. И любой с определённым шансом можно попытаться украсть. Или есть вариант взломать какую-нибудь машину – главное, чтобы никто не заметил.
Отдых в ночлежке частично восстановит «Сытость». Кстати, в определённые дни там действуют акции-бонусы – отдохнёшь в этом хосписе, и тебя, например, накормят до отвала, да и «Счастья» прибавят. Можно попытаться есть из мусорных бачков (если найдёте там что-то), но в этом случае велик риск подцепить какую-нибудь болячку.
Поэтому вызов в игре связан в первую очередь с тем, чтобы успеть до наступления ночи попасть именно в ночлежку. В противном случае придётся голодать. Разрешается заночевать на скамейке – это также может принести нам немного деньжат, которые подкинут сердобольные граждане, опечаленные видом спящего на улице человека. Шанс заработать таким образом увеличится, если выучить соответствующий перк – по мере прохождения игра то и дело предлагает на выбор несколько полезных навыков со своими бонусами.
Гопники, холод, менты – запросто смогут они сделать короче мой и так собачий век
Застав ночь на улице, на скамейке или в убежище, вы завершите день, и начнётся новый. Перед этим, как правило, происходит случайное событие. Например, вы станете свидетелем нападения или попытки кражи в той же ночлежке – можете проигнорировать или вмешаться, понадеявшись, что не получите по зубам (на героя повесят статус какой-нибудь травмы) или что сотрудники хосписа на этот раз не отмахнутся – мол, здесь такое в порядке вещей.
Однажды я захотел помочь ребёнку, который плакал один на улице. Но не успел сказать ему и пары слов, как тут же прибежали его родители и, увидев моего немытого бомжа, чуть не избили его и не сдали в полицию. Такая жизнь…
Зато если поможете кому-нибудь, то не только получите денег или еды, но и увеличите свою репутацию среди товарищей по несчастью – она влияет и на случайные события, и на исход встреч с другими бомжами.
«Быть сильнее их всех», – сквозь зубы твержу я себе, бездомный, голодный, но тоже человек
В итоге ваша цель – накопить достаточно денег, чтобы снять жильё (как вариант – получив ссуду в банке) и начать новую жизнь. В первую очередь для этого нужно, конечно, найти работу. Можно периодически отправляться на самую дешёвую подработку в качестве чернорабочего, но это тратит много времени, а денег даёт мало – впрочем, всё равно лучше, чем побираться. Правда, и встречается такая возможность не так уж часто.
Куда лучше найти что-то постоянное в центре занятости. Но для того, чтобы увеличить свои шансы в качестве соискателя даже на должность уборщика, нужно копить знания в библиотеке. Хотя и там есть ограничения – чтобы читать больше и эффективнее, придётся получить статус резидента (то же самое и для получения услуг в банке). А для этого, в свою очередь, требуется хотя бы пять раз переночевать в одной и той же ночлежке – дескать, у героя появится постоянный адрес.
Сделать всё это, конечно, непросто. Но даже если проиграете, то откроете новые предметы, которые станут доступны в следующем прохождении. Или даже при определённых условиях разблокируете нового, изначально более сильного персонажа, за которого будете играть в следующей попытке, – всего бомжей пять, а изначально доступен только один.
CHANGE: A Homeless Survival Experience дарит очень свежие и сильные эмоции – особенно когда ты, голодный, грязный и замёрзший, кликаешь по всем прохожим, надеясь протянуть ещё один день. Это один из самых честных и реалистичных симуляторов выживания на моей памяти. Потому что он про реальных людей, которые выживают не после очередного зомби-апокалипсиса, а прямо сейчас, пока вы это читаете, где-то за вашими окнами, надеясь, что им кинут хоть что-нибудь и в них разглядят ту же самую кровь, что и во всех нас.
Плюсы: уникальная концепция выживания в качестве бездомного; достаточно солидная механика, охватывающая многие стороны жизни современного бомжа; бросающая вызов сложность; эмоциональная музыка.
Минусы: даже по меркам «пиксельного» инди картинка не выдающаяся (хотя она вполне соответствует духу и тематике игры); есть монотонность, свойственная, впрочем, многим представителям жанра; хотелось бы больше вариантов случайных событий.
Лучшие комментарии
Можно себя успокаивать тем что не всё так плохо, но разве можно успокоится тем что где-то в Африке есть огромная свалка компьютеров, в которой живут люди, в то время как у тебя диффицит работы на бирже труда, и подарожание цен на продукты питания. Тяжело это всё понять, ой как тяжело.
p.s. Вы абсолютно имеете право на свое мнение, и я вижу, что по конкретной Virgo Versus the Zodiac оно более чем обоснованно. Для вас. но не для меня и кучи других людей и игрожуров, поставивших ей очень высокие оценки. Просто несколько покоробил тон, когда вы на основе небережно брошенной неправды про «изюм через раз» и наши расхождения в мнениях про одну конкретную игру, говорите, что нельзя верить всем рецензиям. Ну, дайте остальным то шанс
Что же касается Virgo Versus the Zodiac, то в стиме оценка у игры 9/10, на метакритике — 80. первые же два обзора от юзеров в стиме начинаются так — «Лучшая jrpg в которую я играл. единственная, которая не заставляла играть в себя овер 100 часов, чтобы увидеть концовку.» И — «Это одна из немногих игр, поразивших меня до глубины сердца и даже не смотря на то, что я особо то и не играл в jRPG, мне в ней понравилось буквально всё.» Ваше дело и им тоже не доверять, но и я, и многие другие люди имеют право восхищаться этой игрой так же, как вы — не любить ее. Так что не надо мне этим постоянно тыкать с видом истины в последней инстанции. мы на нее здесь тоже не претендуем
В моем первом ответе вам, который полностью стерся я уже объяснял ситуацию, и поскольку забыл повторюсь: Я перепутал вас с другим рецензентом другой «Изумительной» игры и посчитал вас одним автором. Извиняюсь. Хотя я все еще не понимаю за какие заслуги игра получила практически высшую оценку, при отсутствии качественных отличий от других инди-игр.