В русском фольклоре зайцы считаются самыми трусливыми животными: сколько сказок и басен на эту тему было сложено! Однако в визуальной хоррор-новелле под названием «Зайчик» бояться придётся уже не лопоухому зверю, а игроку. Пока что вышел лишь первый эпизод (в него, кстати, можно сыграть бесплатно), но и этого вполне достаточно, чтобы рассказать вам о том, что собой представляет проект и стоит ли вообще ждать продолжения.
Раз, два, три, четыре, пять…
Хорошие российские новеллы – явление редкое и уникальное. Особенно, если у них есть приписка «хоррор». С первых минут «Зайчик» производит впечатление именно такой игры, качественной и необычной. И раз Tiny Bunny (англоязычное название проекта) делают наши соотечественники, то совсем неудивительно, что её действие разворачивается в России, а персонажей окружает множество отсылок к хорошо знакомым нам вещам, начиная детективами серии «Чёрный котёнок» и заканчивая бегемотиками из «Киндер-сюрприза». Но лично меня игра сразу покорила упоминанием Конана-варвара: книгу о его приключениях читал протагонист.
Пик популярности рассказов Говарда (Robert Howard) и его последователей пришёлся в России на 90-е годы, поэтому нетрудно догадаться, что Tiny Bunny – это как раз таки новелла про эту самую эпоху. Главный герой, 12-летний Антон, вместе с родителями и младшей сестрой недавно переехал в деревню, в дом к недавно умершей бабушке. На новом месте мальчик чувствует себя максимально неуютно, а сестрёнка только подливает масла в огонь: она говорит, что по ночам на неё таращится страшная сова. В это же время в посёлке исчезает сверстник Антона, и наш герой загорается идеей отправиться на поиски пропавшего.
По словам создателей «Зайчика», слабый и беззащитный Антон – идеальный персонаж для хоррора. Управляя им, игрок мало что может противопоставить неведомому злу и чувствует себя предельно беспомощным. При этом у мальчика на редкость складные и витиеватые внутренние монологи – не всякий взрослый так элегантно изъясняется. Литературный слог Антона, с одной стороны, очень приятно воспринимать (будто повесть какую-нибудь читаешь), но с другой – он немного диссонирует с образом школьника. Это можно списать на то, что герой много времени проводит за книгами и журналами. Плюс сами авторы говорят, что внутренние монологи героя – это не столько его мысли, сколько художественное переложение переживаний. Тем более что прямая речь Антона вычурностью не отличается.
За основу «Зайчика» был взят одноимённый рассказ Дмитрия Мордаса, но многое в новелле будет отличаться от первоисточника – появятся новые герои, а старые получат больше экранного времени. При этом разработчики всё-таки советуют ознакомиться с рассказом уже после прохождения игры, чтобы не проспойлерить себе лишнего.
Вышел зайчик погулять…
В Tiny Bunny много текста (важно уточнить – очень хорошо написанного текста), но игроку придётся не только читать реплики героев, но и порой взаимодействовать с миром: осматривать и подбирать предметы и иногда выбирать, как поступить дальше. В следующих эпизодах должны появиться и другие механики, но подробностей о них пока нет.
Всего планируется выпуск пяти эпизодов, а в финале Антона будет ожидать одна из нескольких концовок. Какая именно – зависит от поступков игрока. Опять же, не могу не похвалить такой подход – вариативность прохождения добавляет проекту глубины и реиграбельности. Первый эпизод по сути своей просто завязка: он не перенасыщен событиями и больше знакомит нас с главным героем и его окружением. Ну, и оставляет несколько интригующих крючков.
Но самое главное, новелла не ленится пугать. Авторы умело нагнетают тревогу, а затем то стискивают, то, наоборот, разжимают кулак, в котором находятся эмоции игрока. Несколько раз «Зайчик» заставляет если не вскрикнуть от внезапного ужаса, то вздрогнуть уж точно. Музыкальное сопровождение только обостряет волнение, а всевозможные шумы, скрипы и шорохи отлично подчёркивают происходящее.
Первый эпизод Tiny Bunny должен был выйти ещё в конце 2016 года, но разработка игр – штука сложная и хлопотная: уж сколько про это было сказано и написано! Конкретных сроков выхода второго (уже платного) эпизода авторы не называют, ограничиваясь лаконичным «скоро». Сейчас, по их словам, все основные ресурсы брошены на озвучку, к которой привлекают профессионалов. Остаётся надеяться, что коллективу хватит творческих сил довести дело до конца и финала истории не придётся ждать ещё несколько лет. По крайней мере, после прохождения первого эпизода хочется поскорее увидеть, какие ужасы поджидают Антона дальше.
Лучшие комментарии
P.S.: Старый лагерь
Смысл выборов состоит для меня не в том, что бы еще раз пять игру перепройти игру. Это как бы тест тебя как человека и важен не конечный финал, а твой поступок в конкретной ситуации: кого выберешь, поможешь/не поможешь и т.д. И это характеризует тебя как личность если ты выбираешь как думаешь, а не кека для.
© высокохудожественная кинолента «Кролик, убивающий членом»
А так, проект вроде интересный. Может ознакомлюсь.
Подход типичной японской визуальной новеллы и тех, кто ей подражает, состоит в следующем: ты должен избегать сценарий вдоль и поперёк, сначала получить плохие концовки, чтобы открыть хорошие, и только после этого ты увидишь полную историю. Вместо или в добавок к этому вместо использования вручную собранных логических последовательностей развитие сюжета может зависеть от очков, начисляемых за те или иные выборы в известной одному лишь автору закономерности: если ты набрал достаточно, сюжет идёт в эту сторону, иначе ты огребаешь и получаешь гейм овер или мусорную концовку, над которой никто не старался, потому что она же плохая, так не может быть. Или же начисление идёт в разные варианты и выигрывает вариант с большим количеством очков.
И это проблема. Это стереотип, чума, из-за которой авторы суют такую систему и никакую другую, превращая идею о разветвлённости в форменный цирк, потерявший из виду мотив, ради которого всё создавалось.
Подход, который описал ты, свойственен западным играм, если речь не о теллтейловской иллюзии выбора. Можно вспомнить РПГ, навроде Фаллаута, или эталонную в этом плане Pyre от Supergiant Games.