Представьте, что вы просматриваете какой-нибудь крутой комикс вроде «Хеллбоя» и вдруг герои на страницах словно оживают, начинают что-то говорить, а вам приходится самому выбирать реплики и даже решать загадки. Вот примерно такие ощущения у меня возникли при прохождении The Blind Prophet, дебютной игры лионской студии ARS GOETIA.
Заполонили, демоны!
Вот только главным героем The Blind Prophet является почти полная противоположность чертяки Хеллбоя — боевой апостол Варфоломей, который вот уже 2 000 лет занимается тем, что изгоняет демонов с Земли. На самом деле это такой киллер на службе Бога, напоминающий даже ведьмака Геральта, — блондин в стильной чёрной куртке, весь в татуировках, с мечом за спиной. Вот только хвостика нет, один глаз закрыт повязкой, а второй — белый.
Варфоломей вроде бы слепой пророк (отсюда и название), но на самом деле он отлично видит, особенно — демонов. Периодически по заданию божественной партии он спускается с небес, чтобы проредить ряды демонов там, где они особенно разбушевались. По мере прохождения пророк вспоминает то Сталинград, то Древний Рим, где он «травил патрициев».
Грех сопротивляться пророку
На этот раз ему предстоит очистить от демонов куда более современный город Роброк. Но это не значит, что нам придётся огнём и мечом уничтожать толпы монстров с рогами и копытами. В The Blind Prophet игроку противостоят высшие демоны, которые при этом скрываются за чужими личинами.
Например, Асмодей, отвечающий за разврат, влез в тело сексапильной барменши в ночном клубе, который также является борделем. Маммон, как и положено ненасытному до денег и яств демону, подчинил себе мэра города, который забоится лишь о преумножении своего богатства и власти. Преисполненный ненависти психопат Вельзевул, ставящий на насилие и манипуляцию, обернулся лидером новой секты, а по сути — местного бандитского клана, для вступления в который нужно убить человека.
В Роброке представлены все семь смертных грехов — сам город, как в известном комиксе и одноимённом фильме «Город грехов», погряз в них по самые крыши. Поэтому встретимся мы и с Баалом, и с Люцифером, и с Левиафаном, и с Сатаной.
Религиозный нуар
Вообще, в The Blind Prophet много почти церковной риторики, местами нравоучительной. Даже демоны, умирая от меча (не только нашего), говорят о том, что люди сами виноваты, что это они ненасытны, жадны до греха, денег и удовольствий.
И всё же авторы не переходят ту грань, где начинаются игры, про которые хочется сказать, что они сделаны на деньги какой-нибудь благотворительной христианской организации. Это действительно сильная история в стиле нуар — с кровавыми убийствами, коррумпированными копами, красивыми девушками, спасёнными от маньяка, сектами, призраками и расследованием загадочных самоубийств. Нам даже в телевизионных дебатах придётся поучаствовать в качестве ведущего. А главное, тут есть и драма, и лирика, и трагедия, и даже юмор. Чего стоит только жеманный тренер по фитнессу в секте бандитов, высчитывающий калорийность всего, что он видит и о чём говорит.
Пророки тоже смеются
Сам суровый Варфоломей лихо рассекает демонов на куски, отвёрткой вырезает им глаза, чтобы приложить к сканеру, а если придётся, то нехотя оглушит или убьёт и обычных людей, вставших на пути или попавших под демоническое влияние. Но при этом он не лишён грустной иронии («Видишь мешки под глазами? Мне 2 000 лет, не надо мне смотреться в это зеркало!») и искренне заботится о спасённой в самом начале девушке из тату-салона. Всю игру она коверкает его имя, называя то Буртулумус, то ещё хуже — пророк с мечом в ответ тяжело вздыхает, закрывает лицо руками, обещает ей набить тату со своим именем, а в итоге восклицает: «О боже, называй меня просто Барт!»
В какой-то момент боевой пророк вообще вынужден стать интерном и готовить кофе для начальства. В общем, персонаж не то чтобы сложный, но и не совсем уж плоский. А сюжет цепляет так, что четыре часа пролетают на одном дыхании.
Загадки — костыли истории!
Именно истории, её киношному ритму и динамике подчинена и квестовая часть. Поэтому не стоит пугаться, увидев огромную карту Роброка. Да, перемещать по нему придётся много, но здесь практически нет столь частых в этом жанре задачек в духе «Сбегай туда, возьми там нужный предмет, вернись сюда, потом беги туда…». Во-первых, тут всегда чётко в дневнике сказано, какова наша текущая задача. Во-вторых, все основные события текущего эпизода, как правило, сосредоточены в пределах пары локаций, где мы обследуем активные точки (осмотреть, использовать, взять, поговорить?), подбираем предметы, общаемся и решаем разные загадки. Чаще всего вас просто не выпустят никуда, пока не выполните все задачи.
При этом предметов всегда немного, их комбинации очевидны, а загадки по большей части достаточно просты. Нужно перебраться через зелёный поток в канализации? Естественно, на соседней локации найдётся верёвка, а рядом — сломанный руль, с которым её можно объединить, получив самопальное лассо.
В пазлах и мини-играх фантазии побольше, но и там явно не праздник души для поклонников Myst или, например, Deponia. Есть вариации «Водопроводчика», правильный подбор мелодии, расстановка статуэток в нужном порядке, упражнения в стиле QTE для победы в армрестлинге, стрельба в тире и так далее. Подсказки всегда рядом, хотя даже с ними логика не всегда очевидна. Как и в некоторых действиях героя, который, например, только со второго раза соизволит подобрать топор, хотя знает о наличии запертой двери в соседней комнате.
Темп всему голова
Впрочем, не стоит особенно ругать за всё это авторов. Очевидно, что и небольшое количество предметов, и невысокая сложность пазлов, и в целом лаконичность квестовых ситуаций — всё в The Blind Prophet подчинено ритму истории с её бешеной энергетикой, харизмой, мраком и напряжением.
Квестовые эпизоды в такой ситуации просто выполняют свою роль: особенно не отвлекают, более-менее развлекают (а загадок и мини-игр действительно много) — и на том спасибо.
Самое большое спасибо надо сказать художникам ARS GOETIA. Тут бесполезно что-то объяснять — посмотрите трейлеры, взгляните на скриншоты и почувствуйте, что вам уже хочется попробовать этот действительно шикарный комикс. С первых кадров The Blind Prophet если не влюбляет в себя, то уж точно заставляет пододвинуться к экрану, крепче сжать мышку и заинтересоваться стилем, породистым нуаром, харизмой главного героя и тем, как всё это звучит. Сражения буквально разрывает от энергетики и бьющейся в экстазе музыки, а сцены лирики, когда пророк, например, сжимает в объятиях труп девушки, которую не смог спасти, вызывают желание пустить скупую мужскую (предварительно обязательно щёлкнув ещё один скриншот — ну такая красотень в стиле Sin City!). В общем, это один из лучших квестов (хотя и неидеальный) за последнее время.
Плюсы: увлекательная и напряжённая история в стиле нуар с религиозным уклоном; харизматичный главный герой; множество интересных персонажей; масса загадок и мини-игр; игра выглядит как комикс, только интерактивный; мощное музыкальное сопровождение.
Минусы: квестовая часть получилась не слишком сложной и изобретательной.
Лучшие комментарии
Да и кстати, а когда это там был Сатана?
только не смотри сериал люцифер, ничего общего с комиксом.