Не нужно быть великим детективом, чтобы заметить, что авторы визуальной новеллы Coffee Talk в своей работе ориентировались на VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action. Но если игра от Sukeban Games предлагала нам примерить на себя униформу бармена, то в новинке от индонезийской студии Toge Productions нам придётся готовить лишь безалкогольные напитки. В роли бариста мы будем выслушивать чужие истории и слегка влиять на происходящее, подавая клиентам всевозможные вариации чая, кофе и горячего шоколада. На первый взгляд кажется, будто Coffee Talk — это та же самая VA-11 Hall-A, просто меню для посетителей немного другое. Однако на деле различий между играми гораздо больше. Можно даже сказать, что разработчики из Toge Productions учли кое-какие шероховатости «Вальгаллы» и в своей новелле постарались от них избавиться. Давайте разбираться, получилось у них это или нет.
Мои черничные ночи
Из вступительного ролика мы узнаём, что действие игры происходит в Сиэтле. Что, впрочем, неудивительно: где ещё, как не на родине «Старбакса», устраивать симулятор бариста. Не факт, правда, что в мире игры тоже существует знаменитая сеть кофеен. Несмотря на то что на фоне городского пейзажа узнаваемо высится Спейс-Нидл, а персонажи то и дело упоминают знакомые нам вещи (например, песню Стинга Englishman In New York), Сиэтл из Coffee Talk отличается от нашего хотя бы тем, что бок о бок с обычными людьми там живут вампиры, оборотни, суккубы, русалки и прочие фэнтезийные существа.
Когда-то давно между расами была война, но теперь на дворе 2020 год и, вместо того чтобы воевать, эльфы основывают стартапы, дворфы создают автомобильные империи, а орки сосредоточенно сидят за компьютерами. Ну и временами захаживают в небольшую кофейню под названием Coffee Talk. Заведение имеет свою специфику — оно открывается только ночью. Возможно, это дань тому, что когда-то оно было баром.
При написании рецензии на Coffee Talk очень сложно удержаться от оборота «как и в VA-11 Hall-A». Так, в обеих играх повествование разделено на дни, но, в отличие от новеллы Sukeban Games, в Coffee Talk есть удобный календарь, из которого можно вернуться в любую пройденную смену. Перед началом нового рабочего дня нам показывают первую полосу местной газеты, из заголовков которой мы примерно понимаем, что происходит за стенами кофейни. Однако основную часть информации о мире мы по-прежнему получаем, наблюдая за посетителями.
Кофе и сигареты
Бариста в Coffee Talk — это прежде всего слушатель, который изредка вмешивается в чужие диалоги. Мы даже не знаем, как он выглядит, и вольны дать ему любое имя. Время от времени посетители кофейни делают заказы, которые мы должны точно исполнять. Впрочем, если игрок допустит ошибку, ничего страшного не произойдёт: история всё равно продолжится, просто клиент немного повозмущается. Ради интереса во втором прохождении я пыталась строить из себя бестолкового бариста, но в финале всё равно получила те же самые слайды.
Почти все заказы довольно простые и конкретные, но иногда посетители кофейни просят чего-то необычного и побуждают экспериментировать. Большинство напитков в Coffee Talk основано на реально существующих, и тут игроку пригодится жизненный опыт: ведь чем больше вы знаете о чае, кофе и горячем шоколаде, тем проще вам будет угодить визитёрам.
Напитки состоят всего из трёх ингредиентов, каждый из которых влияет на вкус. Мёд делает питьё слаще, имбирь добавит горечь и тепло, а мята освежит. Важно, однако, не только то, что вы смешиваете, но и то, в каком порядке вы это делаете. Например, чтобы приготовить напиток под названием Lemony Snippet, нужно к молоку добавить мёд и лимон. Но если поменять местами два последних ингредиента, то получится просто лимонно-медовое молоко, которого даже в списке рецептов не будет.
Все необычные рецепты сохраняются в смартфоне (там же можно переключать ненавязчивую лоу-фай-музыку, читать короткие рассказы Фрейи и просматривать анкеты завсегдатаев) и открываются постепенно, путём проб и ошибок — это именно то, чего мне так не хватало в VA-11 Hall-A. К вопросу об ошибках: если вы видите, что кофейная импровизация зашла не в то русло, то напиток можно выбросить и приготовить заново, и так до пяти раз за смену.
Тренироваться и разблокировать рецепты можно и в специальном бесконечном режиме. Именно в нём начинаешь осознавать, что процесс угадывания нужного порядка ингредиентов утомителен, особенно когда до открытия всего списка остается совсем мало напитков. С другой стороны, игра не заставляет этим заниматься: полное собрание рецептов нужно лишь в Challenge Mode, ещё одном дополнительном режиме, где нужно готовить заказы с ограничением по времени.
Любопытно, что в игровом процессе никак не задействованы деньги. Проговаривается, что цена на все напитки одинаковая, при этом за ошибки не штрафуют, бариста не нужно платить за квартиру и покупать радующие душу мелочи, которые повышали бы концентрацию. Последняя по большому счёту и не нужна: на экране приготовления напитков и так прописывается желание посетителя.
О чём говорят эльфы
Хоть персонажи игры и являются фантастическими существами всех мастей, проблемы, которыми они делятся за чашечкой кофе, очень даже обыденные и приземлённые. Например, у нас есть отец, сильно переживающий из-за того, что его дочь становится самостоятельной и популярной; межрасовая парочка, чьи родители против брака; талантливая писательница, которая любит прокрастинировать.
Все истории довольно просты: Coffee Talk не копает вглубь, а просто обозначает, с какими проблемами сталкиваются герои. Так, местная разработчица игр страдает трудоголизмом и не понимает, что иногда стоит всё-таки брать отпуск, а у бывшего ветерана войны были сложности с дальнейшим трудоустройством. В фэнтезийном мире тоже есть незаконная иммиграция, вирусные эпидемии и неадекватные фанаты звёзд шоу-бизнеса. Но упоминается всё это вскользь, без навязчивого тыканья и постоянного обмусоливания.
В Coffee Talk вмешательство игрока в диалоги персонажей и ход истории минимально, ещё меньше, чем в VA-11 Hall-A. Мне опять-таки хотелось бы больше контролировать то, как бариста реагирует на те или иные высказывания клиентов, но в Toge Productions посчитали куда более важным просто показать нам срез жизни маленькой кофейни. И это у авторов вполне себе получилось. Все разговоры кажутся живыми и ненатужными, персонажи то и дело шутят и подкалывают друг друга, так что, читая их диалоги, сложно сдержать улыбку. К сожалению, локализации на русский язык у игры пока что нет, но, как я понимаю, это вопрос времени — разработчики планируют её добавить.
Что касается визуального оформления игры, то оно, без сомнения, приведёт в восторг всех, кто питает слабость к пиксель-арту. Интерьер кофейни, посетители и интерфейс выглядят очаровательно. В игре не так много анимаций, но те, что есть, сделаны отлично (особенно мне нравится, как показан процесс создания напитков). Плюс все клиенты красноречиво выражают эмоции своими лицами.
Coffee Talk с натяжкой можно назвать симулятором бариста — всё-таки выслушивать чужие откровения в игре приходится куда чаще, чем готовить кофе. Акцент полностью смещён с главного героя на NPC, и, пускай истории посетителей не поражают своей глубиной, персонажи всё равно получились яркими и запоминающимися, а следить за тем, как у них всё разрешится, занимательно.
В новелле от Toge Productions, с одной стороны, совсем немного чистого геймплея, с другой — есть дополнительные режимы, в которых можно вдоволь поэкспериментировать с напитками. В Coffee Talk ценят время игрока — тут можно сохраняться когда угодно, загружать любой из дней календаря, а в отдельной вкладке разрешают прочитать все разговоры за смену, если случайно проглядел какую-нибудь реплику.
Плюсы: колоритные персонажи; приятное визуальное и звуковое оформление; возможность самому открывать новые напитки и сохраняться в любой момент.
Минусы: небольшая интерактивность и минимальная вовлечённость игрока в ход истории, которая сама по себе не отличается проработанностью.
Лучшие комментарии
С 8-9 классом вам там, скорее всего, делать нечего. Но предположу, что вы прибедняетесь, поэтому просто посмотрите на скриншоты, если с ними проблем нет, то думаю и с остальной игрой не будет.
Я пиксели не люблю, но в Coffee Talk действительно очень красивая, детализированная графика. Напоминает не совсем уже старые биты, а скорее игры 90-х вроде Кирандии. И анимация приятная))
Надеюсь, оценка продолжения (Coffee Talk Episode 2: Hibiscus & Butterfly) не заставит себя ждать)