Буквально за последний месяц вышло сразу две игры по известным юмористическим настольным системам. Но если Munchkin: Quacked Quest получилась откровенно слабой, то Paranoia: Happiness is Mandatory удалась куда лучше. Хотя тут тоже не обошлось без изъянов (и нет, речь не про эксклюзивность в Epic Games Store).
Весёлые 84-е
Настольная система Paranoia имеет много общего с романом Джорджа Оруэлла (George Orwell) «1984». Это антиутопия про то, как в тоталитарном обществе Комплекса Альфа (единственное убежище человечества, окружённое мутантами и пустошами) всем управляет компьютер. При этом он запрещает гражданам быть несчастными, ибо это считается предательством. Задавать лишние вопросы, жить не по средствам и проникать туда, куда не позволяет ваш текущий уровень допуска, — тоже предательство. Не говоря уже об участии в деятельности подпольных обществ, замышляющих что-то против текущего строя. Не донести в такой ситуации на предателя — снова предательство. Поэтому в Paranoia царит атмосфера всеобщей подозрительности и стукачества.
Видимо, неслучайно эта настолка дебютировала как раз в 1984 году. Но на самом деле настроение здесь совершенно другое, нежели в романе Оруэлла или в схожих по тематике и атмосфере Beholder и Papers, Please, — это достаточно смешная пародия, где все пьют таблетки «Радостина», к компьютеру обращаются исключительно «Дорогой», а тот славит сам себя и просит персонажей после каждой миссии пройти «весёлый и сравнительно редко приводящий к летальному исходу дебрифинг». В конце которого обязательно спрашивает: «У вас есть что донести на коллег?»
Счастливой лоботомии, товарищ предатель!
Впрочем, даже если Дорогой Компьютер ликвидирует вас за предательство, то у персонажа будет ещё пять попыток доказать ему свою преданность — ну, или устроить-таки предательский саботаж и революцию. Дело в том, что у каждого жителя есть пять клонов — после смерти предыдущего сознание автоматически переносится в следующего. Хотя если Дорогой Компьютер докажет на 100 %, что вы — самый предательский предатель, работающий на подполье, то может уничтожить сразу и тело, и всех его клонов. Кроме того, частенько сомнительных личностей отправляют принудительно пропылесосить мозги — что-то сравнимое с весёлым, радостным походом на лоботомию.
Среди подпольщиков встречаются коммунисты, хакеры, хиппи, романтики и даже религиозные фанатики, готовые убивать друг друга, споря о том, кто больше возносит хвалу Дорогому Компьютеру. Бороться с тайными обществами, с инакомыслием и прочими предательскими проявлениями нерадостного настроения призваны решалы (Troubleshooters), за которых мы и играем в Paranoia. Причём борцы с мутантами и предателями сами являются мутантами и предателями — просто изначально они не знают об этом, как и о том, кто из коллег мутировал и стал предателем, а кто нет.
В этом то и заключается соль игры. Участники стараются не столько выполнять поручения Дорогого Компьютера, сколько вставлять друг другу палки в колёса, доносить, подозревать, предавать и работать на свои тайные общества. Поэтому персонажи тут быстро погибают, а сами правила подсказывают, что не нужно создавать слишком сложные личности и прикипать к ним душой — в Комплексе Альфа ценят безликость и соглашательство.
Рептилии против торговых автоматов
Всё это есть и в Happiness is Mandatory — компьютерной версии этой удивительной и весьма, как видите, оригинальной «настолки». С той лишь поправкой, что это всё-таки не партия с друзьями за столом в весёлой кампании, а одиночная видеоигра. Поэтому тут нет той живой атмосферы вечеринки, когда персонаж изначально принадлежит к какому-то тайному обществу или является мутантом, а другие об этом не знают и начинают собирать доказательства или же просто сдавать и валить ближнего своего.
В этом смысле всё реализовано более традиционно для классических RPG. С другой стороны, авторы постарались пусть и с помощью скриптов, но всё-таки добавить и механику паранойи, и работу на тайные общества. После создания своего персонажа мы бежим выполнять поручения Дорогого Компьютера, а для этого набираем в отряд ещё максимум трёх решал. И вскоре, как водится, сталкиваемся с предательскими подпольщиками. Главные из них по сюжету — это Армия спасения и освобождения торговых автоматов, возглавляет которую великий Продаватор, то есть огромный и хорошо вооружённый автомат с таблетками «Радостина» и прочей жратвой.
Но кроме того, периодически к нам обращаются представители и других тайных обществ. Одно из них, например, борется со скрытыми мутантами в рядах жителей комплекса Альфа и просит уничтожить того или иного гражданина, мотивируя это тем, что он — коварная рептилия. Параноики, на которых нужно тут же донести, или стоит всё же на них поработать, ведь вот тот гражданин подозрительно шипит? Это вы уже решаете сами.
Предавай весело и радостно!
Все наши решения: то, стучим ли мы на коллег или нет (а они — на нас), как выполняем задания и какие реплики выбираем в диалогах с Дорогим Компьютером, — всё это влияет на уровень предательства. Любое неосторожное слово в разговоре с пристально следящей за нами машиной, любая попытка проявить сомнение и узнать то, что вам не положено (хотя далеко не всегда очевидно, какая именно реплика не понравится компьютеру), — и напротив нашего досье появляются грустные смайлики. А значит, растёт уровень предательства, и мы переходим из категории «Сомнительная личность» в «Подозрительную», а то и в «Вероятного предателя».
Заработать грустные смайлики можно, даже если вы случайно забежали в зону не того цвета, к которой у вас ещё нет доступа, — например, в жёлтую, хотя допуск у вас красный. Или если честно пытаетесь выполнить задание Дорогого Компьютера, а для этого по совету напарника вынуждены взломать охранную систему, чтобы открыть дверь. Как и в оригинальной «настолке», как правило, выполнение официальных поручений предполагает использование неавторизированных методов (что не отменяет наказания за нарушения!). В общем, сюр и абсурд в духе «Уловки 22», «Замка» Кафки и прочих антибюрократических произведений.
И тот самый коллега, что предложил взломать дверь, первым же на нас и настучит. Поэтому игра частенько разыгрывает сцены ссор между напарниками в отряде. Однажды пришлось даже пристрелить коллегу, у которой были свои цели во время миссии. Ну и вообще атмосфера чёрного юмора и в то же время тотальной паранойи передана отлично. На загрузочных экранах попадаются надписи из серии «Как у вас настроение? Помни: радоваться обязательно!» Герой тут может обвинить кого-нибудь в предательстве и выдать, например, такое: «Вы притворяетесь, что не знаете того, что вы знаете, потому что знаете, что если я узнаю, что вы знаете то, что вы знаете, то больше уже ничего не узнаете. Когда вам в последний раз пылесосили мозг?»
Чтение таких диалогов (а их много) и нам самим пылесосит мозги, но это реально смешно — играя в Paranoia: Happiness is Mandatory, я часто искренне улыбался, хотя никакого «Радостина» не принимал (видимо, предатель?).
Моя попытка номер пять
Если же уровень предательства достигнет 100 %, то героя быстро и почти безболезненно ликвидирует Дорогой Компьютер — хотя иногда нас самих просят самоликвидироваться, чтобы побыстрее войти в радостную жизнь обновлённым, законопослушным гражданином-клоном. Также придётся пройти процедуру клонирования, если ваш герой погиб в бою.
Всего, как я уже сказал, есть пять клонов, но на чёрном рынке за особую валюту (биткоины) можно покупать новых. Клон тут же побежит выполнять задание с того места, где мы вынужденно остановились. Другой вариант — не использовать новое тело, а просто перезапустить миссию с момента брифинга.
Для клона лучше оставлять в заначке у себя в комнате какие-то полезные предметы — расходники (в основном это разные виды газировки) или оружие. А вот свои способности передать новому телу не получится. Набор уникальных умений определяется случайно — сейчас это может быть пирокинез, а потом, например, телекинез или что-то ещё. Кроме того, при создании нового клона придётся заново распределить очки навыков по трём веткам: одна, условно, отвечает за общение, другая — за механику, взлом и крафт, третья — за телосложение и боевое мастерство. Лучше вкладываться во что-то одно, а пробелы закрывать с помощью правильно подобранных напарников, которые, как правило, специализируются на чём-то своём — есть переговорщики, техники, вояки и другие. Только тут они называются специалистами по радости, по гаджетам или ликвидации соответственно.
Позже улучшить навыки будет сложно. Прогресс персонажа в Paranoia: Happiness is Mandatory в основном выражен в получении экипировки и новых (красного, оранжевого, жёлтого и так далее) уровней допуска — чем он выше, тем более крутое снаряжение соответствующего цвета нам выдают для прохождения очередной миссии.
Кончились патроны? Стреляй деньгами!
Всю дорогу в Paranoia идёт проверка уровня тех или иных навыков — например, прокачанная бюрократия или психология может открыть особые реплики в диалогах и варианты решения тех или иных задач. Особенно когда местные бюрократы начинают вас отфутболивать друг к другу за новыми бланками для запросов. Если же преодолеть бюрократическую рутину не получится (даже с помощью напарников и их умений), можно пойти другим путём и согласиться сразиться за техников на арене, чтобы те, наконец, починили «супернадёждую и никогда не ломающуюся» дверь.
Во время создания или разборки предметов требуются прокачанные «очумелые ручки», а о том, какие умения полезны в бою, думаю, вы и сами догадываетесь. К слову, в сражениях можно включать паузу, использовать особые атаки, «кастовать» полезные ауры, кидать гранаты и менять оружие, беря вместо автомата ракетницу или вообще экспериментальную пушку, которая стреляет вашими деньгами. При этом всегда нужно носить с собой дополнительные боеприпасы, а персонажей лучше расставлять за бочками, столами и прочими укрытиями — они тут ломаются и вообще не прикрывают полностью, но всё равно снижают шансы попадания по вашими подопечным.
Конечно, многих возможностей в духе XCOM тут не хватает, но это всё же и не чистокровная тактика.
Paranoia: Happiness is Mandatory — игра, конечно, специфическая, далёкая от шаблонов современных RPG в открытом мире. Порог вхождения высок — нужно привыкнуть и к местным механикам, и к специфическому юмору, и к тотальному предательству вокруг. Но если привыкнуть и обжиться, то можно втянуться и действительно весело провести время. Хотя мультиплеера реально не хватает. Что? Нет, ничего, Дорогой Компьютер, меня всё в твоей игре радостно устраивает.
Плюсы: достаточно близкая к настольному оригиналу, нетривиальная и интересная механика, построенная на тотальной бюрократии, стукачестве, паранойе и весёлом клонировании; много смешных ситуаций и диалогов; неплохой в целом сюжет, выдержанный в традициях оригинала; есть нелинейность в выборе партии, в диалогах и при решении задач; симпатичная в целом картинка; удачно подобранная музыка.
Минусы: мало тактики в сражениях; встречаются технические проблемы вроде сломанных скриптов и квестов.
Лучшие комментарии
К слову, сколько примерно занимает прохождение игры? Судя по количеству расписанного контента застрять здесь можно надолго.
Ну и да, Matthew Mercer в кресле рассказчика — это мгновенные 10/10, эмоции на кончиках пальцев)
Судя по предоставленным скринам, в игре охрененная локализация, я даже специально перепроворил, что игра не русская. ВАльфакте, Карл!
Так в чём цель игры? Подставить всех сопартийцев? Свергнуть железного тирана? Или просто выжить как можно дольше?
И главный вопрос, можно ли убедить Дорогой Компьютер — что он — предатель и должен быть выпилен?