Студия Saber Interactive, известная фантастическим боевиком от первого лица TimeShift, решила попробовать свои силы в вечно живом жанре игр о зомби-апокалипсисе. World War Z является адаптацией одноимённого фильма (который, в свою очередь, снят по книге) с Брэдом Питтом (Brad Pitt) в главной роли. Картина, вышедшая в 2013 году, получилась весьма бодрой и сумела собрать внушительную кассу — по сей день это самый крупнобюджетный (как по затратам, так и по сборам) фильм о зомби.
У Saber Interactive, само собой, таких денег на создание своей версии «Войны миров Z» не было, но, как мы знаем, скромные бюджеты не всегда означают скромные амбиции разработчиков.
Книга, фильм, игра
Завязки историй о зомби-апокалипсисе, как правило, особой оригинальностью не блещут: в большинстве случаев виновниками массовой эпидемии становятся либо военные, потерявшие контроль над патогеном, используемым как биологическое оружие, либо учёные, создавшие смертоносный вирус. Порой об истоках эпидемии авторы и вовсе умалчивают, ограничиваясь косвенными намёками и предлагая зрителям, читателям или игрокам строить собственные теории о причинах болезни.
WWZ — не исключение. Смотрели фильм или читали книгу — замечательно; нет — ничего страшного. Игра следует той истории, что была рассказана в оригинале, — зомби-вирус стремительно распространяется по планете, цивилизация оказывается на грани уничтожения, а горстки уцелевших в различных уголках Земли пытаются выжить и сохранить надежду на спасение рода человеческого.
Главные герои — случайные люди, по воле случая оказавшиеся среди тех, кто сумел избежать заражения. Всего их 16 — по четыре на каждую из четырёх локаций: Нью-Йорк, Иерусалим, Москва и Токио. Персонажи получились довольно оригинальными, и у каждого есть своя история: например, инженер Арнетта пытается отыскать близких, пропавших в самом начале эпидемии, для бывшего офицера SAS Итана зомби — всего лишь ещё один, пусть и очень опасный, враг, а священник Сергей защищает свою паству, пользуясь навыками, полученными в прежней жизни (он был преступником).
Характеры и мотивацию героев можно понять как по их внешнему виду, так и благодаря поведению непосредственно во время игры — если у вас, конечно, найдётся время слушать их разговоры во время прохождения. Ко всему прочему, закончив любой уровень одним из выживших, можно посмотреть небольшой ролик (точнее, набор анимаций в лучших традициях низкобюджетного инди), в котором дёшево, но с душой рассказывается биография этого персонажа.
Подобное внимание к подаче сюжета — это замечательно, но в жанре «мясного» зомби-шутера на первом месте должен быть геймплей, не так ли?
Вокруг света за 11 уровней
Сложно удержаться от сравнения WWZ с Left 4 Dead — вот и я скажу: с точки зрения игрового процесса перед нами нечто очень сильно напоминающее шутер от Valve. Четвёрка главных героев путешествует по заполненной зомби стране, отстреливает любителей полакомиться чужими мозгами и пытается добраться до безопасного места, которое позволит ещё немного приблизиться к спасению.
География происходящего, правда, существенно шире — напомню, придётся посетить четыре разных государства. Локации получились узнаваемыми и уникальными: каждый уровень обладает собственным стилем, будь то заснеженная Москва, где в кои-то веки обошлось без корявых надписей как бы на русском языке, или узкие улочки ночного Иерусалима.
Другое заметное отличие от L4D — наличие модных ныне RPG-элементов: каждый игрок может выбрать один из шести классов (обратите внимание, что этот выбор не зависит от внешнего вида героя): стрелок, подрывник, палач, медик, технарь и истребитель. После прохождения каждого уровня подсчитывается полученный опыт, позволяющий изучать пассивные навыки, уникальные для каждого класса. Собственно, этот набор навыков, вспомогательное оружие и стартовый набор снаряжения и будут главными различиями между разными классами — автоматы, дробовики, винтовки и даже бензопилы с гранатомётами, щедро разбросанные по уровням, может подбирать и использовать каждый. Оружие, само собой, можно прокачать, но особого разнообразия в улучшении стволов нет.
Прохождение не сводится к простой беготне от одной ключевой точки к другой. Очень часто приходится взаимодействовать с окружением: вскрывать или запирать двери, включать различные устройства, сопровождать и охранять неигровых персонажей — не забывая, конечно, отстреливать многочисленных врагов.
Человек человеку волк, а зомби зомби зомби
Основная масса противников — рядовые зомби, которые погибают от одного-двух попаданий практически из любого оружия. Но есть и особые враги, противостоять которым не так-то просто. Громила Таран в снаряжении спецназовца чрезвычайно силён — умеет сбивать с ног и трепать попавшую под удар жертву, а чтобы его убить, придётся потратить немало боеприпасов. Ловец, согласно своему прозвищу, любит нападать из-за угла стремительным прыжком, причём на его атаку сложно отреагировать — остаётся надеяться на помощь друзей. Токсика, облачённого в костюм биологической защиты, надо убивать метким выстрелом в голову, иначе возле свежего трупа распространится наносящее урон здоровью зловоние. Наконец, Крикун с мегафоном на поясе сам по себе не опасен, но его истошный визг привлекает всё больше и больше зомби, поэтому от него стоит избавляться как можно раньше.
Заметно, что по разнообразию особых врагов WWZ уступает L4D. Да и по качеству, если честно, тоже: какого-то особого вызова сами по себе эти мертвяки бросить не могут даже на высоких уровнях сложности. Зато обычные зомби берут количеством в буквальном смысле — порой они нападают целыми сотнями.
Такие орды мертвецов — визитная карточка игры. Самое первое нападение подобной живой (как бы странно это ни звучало) волны производит неизгладимое впечатление. Зомби всё прибывают и прибывают, им не помеха высокие препятствия или стены — они запросто могут выстроить «лестницу» из собственных тел, чтобы добраться до человеческого мяса. В таких случаях редко удаётся обойтись собственным оружием — приходится применять подручные средства: электрические заграждения, колючую проволоку, пулемёты, турели и даже миномёты. Счёт убитых врагов идёт на сотни, вроде бы вот оно — веселье, но, как ни странно, огромное количество зомби вовсе не гарантирует интересный геймплей.
Бац-бац — и мимо!
Каким-то образом разработчики сумели прошляпить один из ключевых элементов подобных игр — ощущения от стрельбы и удовольствие от удачных попаданий. Вполне возможно, что виной тому как раз большое количество зомби и их слабое здоровье. Даже с самым обычным пистолетом-пулемётом можно не заботиться о прицеливании — патронов всегда в достатке, только зажимай спусковой крючок и удерживай прицел на толпе. Полуавтоматические (а уж тем более снайперские) винтовки практически бесполезны — несмотря на высокий урон, темп стрельбы слишком низок для такого количества целей. Конечно, подобное оружие удобно применять против особых врагов, но встречаются эти ребята не так часто, чтобы был смысл постоянно таскать с собой малоэффективный в обычном бою ствол.
С интерфейсом и управлением не всё гладко — вид от третьего лица больше мешает (модель персонажа загораживает часть экрана), а перекрестие прицела почему-то сдвинуто заметно выше центра монитора. Реакция на попадания получилась так себе: не успевающий за моментом убийства «рэгдолл» оставляет желать лучшего, к тому же за большое количество противников приходится расплачиваться неказистой анимацией и исчезающими прямо на глазах телами убитых. Зато не придерёшься к оптимизации — количество кадров не проседает даже в самых массовых сценах. Собственно, тот самый «фан» чувствуется только во время таких масштабных набегов, когда под рукой взрывчатка, гранаты и пулемёты — стрельба из ручного оружия впечатляет куда меньше.
Понятно, что кооператив, на который и рассчитан проект, позволяет многое простить — с друзьями всегда веселее. Хотя бы одного совместного прохождения WWZ точно заслуживает. Однако сюжет здесь весьма непродолжительный, в отличие от прокачки — чтобы изучить все навыки даже для одного персонажа, придётся раз за разом перепроходить те же самые локации, выполняя уже осточертевшие задания. Повышение уровня сложности помогает мало — погибнуть проще, но поведение врагов, как и триггеры событий, остаются неизменными. К тому же зависимость получается обратной: наоборот, нужно сначала прокачать персонажа и оружие, чтобы был смысл играть на более сложных настройках, не умирая каждые пять минут.
Если успех Left 4 Dead — это во многом следствие системы AI Director и асимметричного мультиплеера, то в WWZ с этим всё печально. Если здесь и есть какое-то подобие «Режиссёра», то его влияние на прохождение минимально, а сетевая игра обходится безо всякой асимметрии. Да, разработчики лукавят, называя режим противостояния с другими игроками PvPvZ (Player versus Player versus Zombie), — на деле перед нами обычный Team Deathmatch в различных вариациях (например, с захватом точек), к тому же на совсем микроскопических локациях. Орды зомби время от времени появляются на карте, но не могут оказать особого влияния на вялые перестрелки между двумя командами по четыре человека.
Несмотря на все недоработки, World War Z выглядит как неплохой выбор для мимолётного развлечения в весёлой компании — купить за 400 рублей, найти троих товарищей, пройти сюжет и забыть. Проблема в том, что на деле покупка обойдётся втрое дороже, а на PC шутер стал очередным эксклюзивом Epic Games Store, тогда как все друзья остались в другом игровом сервисе.
Плюсы: истории главных героев; дизайн локаций; впечатляющее количество зомби на экране.
Минусы: короткая кампания; однообразие прохождения; плохо переданные ощущения от стрельбы и попаданий; нудная прокачка; примитивный PvP-режим.
Лучшие комментарии
Ждём Back 4 Blood и надеемся на лучшее. Верю в Turtle Rock, хоть Evolve и не взлетел.
А не проходилась бы она за один вечер, так и «похвально» можно было бы влепить.
Ждём теперь dying light 2.