Неподалёку от этой статьи располагается обзор Travis Strikes Again: No More Heroes, нового проекта безумного японца Гоити Суды (Goichi Suda). Так вот, YIIK: A Postmodern RPG — тоже очень гиковская, необычная вещь, в которой много сюра, постмодернизма и шуточек про видеоигры. И её авторы, в отличие от человека под ником Suda51, сумели привлечь к работе над проектом звёзд инди-сцены: в записи саундтрека поучаствовали Тоби Фокс (Toby Fox), автор культовой Undertale, Хироки Кикута (Hiroki Kikuta), работавший над Secret of Mana, и Garoad, создатель VA-11 HALL-A, главного симулятора вайфу-барменши 2016 года. Но, к сожалению, сходства на этом не заканчиваются — в YIIK: A Postmodern RPG, как и в Travis Strikes Again: No More Heroes, тоже много затянутых, однообразных боёв.
Алекс в стране чудес
YIIK: A Postmodern RPG — это игра, сделанная гиками для гиков. Действие разворачивается в 90-е годы. Главный герой, Алекс, похож на бородатого 30-летнего очкарика и по сюжету является инфантильным выпускником колледжа — живёт с мамой, любит видеоигры, музыку (особенно джаз) и Интернет.
Когда он пошёл в магазин за продуктами для мамы, сжимая в руках записку с перечнем того, что надо купить, он встретил странного кота с лицом и усиками Сальвадора Дали. Тот выхватил у него записку и убежал, а Алекс, преследуя его, словно Алиса — кролика, попал в страну чудес.
На заброшенной фабрике, где много пирамид с глазами, он начинает сражаться с огромными смайликами, общается с какой-то странной голой женщиной, похожей на суккуба, и встречает не менее странную, но обаятельную девушку Сэмми, хозяйку того самого кота по кличке Дали (кто бы сомневался!). И эту девушку у Алекса на глазах прямо из лифта похищают какие-то похожие на инопланетян гиганты…
Необъяснимо, но факт
И пошло-поехало. Видео с похищением Сэмми всплывает на сайте, где собираются любители поговорить про теории заговора, НЛО и прочую мистику. Тут же появляется куча свидетелей, видевших странную девушку, выдвигаются разные теории и версии произошедшего — прямо как в знаменитом случае загадочного убийства «девушки из лифта» Элизы Лэм (Elisa Lam), произошедшего в 2013 году. Авторы не скрывают, что сюжет отсылает именно к той ситуации. Алекс собирает друзей, в том числе из Интернета, и отправляется на поиски Сэмми.
Чем дальше в местный лес, тем больше в сюжете безумия, мистики и сюра, а финал, как и обещали авторы, получился действительно одним из самых необычных и эпичных из тех, что мы видели в играх.
В сценарии YIIK: A Postmodern RPG всё закручено вокруг понятия человеческой души, разделения на физический и нематериальный миры и тому подобной околофилософской риторики. Среди участников истории — инопланетяне, какие-то товарищи в синих балахонах, создающие искусственную девушку для симуляции жизни, похожие на циклопов огромные Сущности, которые суть проекция души живого человека. Одна из напарниц Алекса — девушка, создающая дыры в реальности и периодически выходящая в «космос», чтобы «познать вселенную». А среди врагов встречаются трёхголовые золотые единороги.
Угадай пародию
YIIK: A Postmodern RPG — это, как говорят сами авторы, «японская ролевая игра, сделанная американцами». Со всеми вытекающими — разработчики явно вдохновлялись не только трагической и загадочной историей Элизы Лэм, но и такими проектами, как EarthBound и Persona. А потому намеренно выкручивали в сценарии градус безумия и сюра, без которых японские RPG — как русские квесты без мата.
Вообще, ироничная EarthBound в США давно считается культовой. Она стала источником вдохновения для многих разработчиков, включая авторов не менее культовой Undertale. Вот и создатели YIIK вступили в эту секту последователей, и участие Тоби Фокса в записи саундтрека лучшее тому подтверждение.
Музыкальный ринг
Мы сражаемся, бегаем по глобальной карте, натыкаясь на монстров или обходя их, повышаем уровни, периодически решаем загадки, выполняем сюжетные и побочные квесты, исследуем локации в поисках сундуков, покупаем оружие в магазинах и еду в пиццерии. Всё стандартно?
Да, только вот оружие мы приобретаем в музыкальном магазине родом из 90-х (там ещё продают компакт-диски) или в местной фотолавке. А всё потому, что в сражениях под звуки джаза Алекс кидается во врагов виниловыми пластинками, его знакомая девушка играет на клавишных, травмируя врагов звуком, другой сопартиец бьёт противников фотоаппаратом или быстро фоткает их. Ещё один бледный товарищ по Интернету, будучи пацифистом, с криками «Спасём Землю!» активирует способность «Протест» — если повезёт (параметр удачи никто не отменял!), то враги заслушаются и получат штраф к характеристикам.
Во время эпизодов с исследованием уровней и решением загадок нужно использовать не менее забавные способности: так, говорящую панду (это, естественно, лучший друг Алекса) мы ставим на нажимные плиты, а уже знакомого усатого кота Дали буквально кидаем в удалённые сундуки, чтобы он их открывал, или в рычаги, чтобы он на них нажимал. Если путь преграждают зелёные насаждения, то их нужно срезать взмахом волос Алекса, а каменные преграды он уничтожает с помощью музыкальных колонок — ставит их рядом, а потом резко бьёт по электрогитаре, чтобы колонки буквально взорвались.
Смех сквозь философию
«Ментальное подземелье», где нужно за очки опыта повышать уровни персонажей, находится в голове протагониста. А когда этого опыта не хватает и от нас прямо требуют достичь определённого уровня, чтобы продвинуться дальше, Алекс со вздохом говорит: «Ну что ж, время заняться гриндом!» Драться придётся не только с золотыми единорогами и метафизическими сущностями, но и с алкашами, озлобленными домохозяйками и эмо-школьницами.
Всё это, естественно, сопровождается гиковскими шуточками про интернет-порнографию, Backstreet Boys и видеоигры — с упоминанием Doom, RollerCoaster Tycoon и перечислением любимых JRPG (среди них, естественно, и Secret of Mana). Есть даже пародия на Kickstarter — в 90-е его ещё, понятно, не было, но тут же у нас постмодернизм как-никак!
А прямо в зале игровых автоматов, войдя в который Алекс чуть не сошёл с ума от восторга, можно услышать пространные рассуждения о том, что метафизика — это часть философии, которая включает принципы космологии и онтологии и глубоко коррелирует с эпистемологией. Да, как серьёзные выпускники колледжа, наши герои не только шутят, но и рассуждают о жизни, о своём будущем, философствуют и признаются, что песня Losing My Religion группы R.E.M. — хит всех времён и народов. Хотя тут куда чаще звучат шикарный джаз, забавный ремикс Yesterday и чиптюн-музыка родом из 90-х.
Мини-игры в макси-битвах
Действительно раздражают в такой ситуации не аляповатая картинка и не трудности «танкового» управления (особенно когда нас буквально заставляют бегать по потолку) — к этому и привыкнуть можно, и вообще такие вещи воспринимаются даже как часть образа этой пародийной игры.
А вот сражения в YIIK и правда затянуты. Все атаки, даже рядовые (не говоря уже об использовании умений), обыгрываются как QTE: чем быстрее и правильнее нажимаем указанные кнопки, тем больше урона нанесём — или же не нанесём вовсе. Так же приходится и защищаться, пытаясь снизить урон или совсем избежать его.
Поначалу это радует и освежает привычный пошаговый геймплей японских RPG. Тем более что помимо QTE в некоторых ситуациях активация умений превращается в настоящие мини-игры родом из всё тех же 90-х. Так, чтобы применить способность «Изгнать врага» и удалить на какое-то время его с поля боя, нужно сначала победить в аркаде. В другой ситуации мы расстреливаем противников, как в стареньких вертикальных шутерах.
Однако чем больше становится таких драк и чем сильнее враги, тем меньше мы улыбаемся. Все атаки, блоки и анимации к ним повторяются из раза в раз, пропустить или ускорить те же анимации нельзя, здоровье у недругов стачивается очень медленно — получается затянуто и однообразно. Впрочем, такие ощущения в JRPG испытываешь частенько — быть может, это тоже часть гипертрофированной пародии на жанровые клише?
В любом случае мы получили достаточно интересную и забавную пародийную игру. YIIK: A Postmodern RPG, может, и не сравнится с той же Undertale по уровню юмора (да и персонажи тут не такие запоминающиеся), но как минимум берёт своё по-хорошему безумным сюжетом и общей атмосферой, мешающей юмор, пародию, сюр, метафизику и размышления о жизни. Ради того, чтобы узнать, чем же всё закончится, можно перетерпеть и откровенно затянутые драки. Вопрос в том, нужно ли это делать тем, кто не знает, что такое группа R.E.M.
Плюсы: неплохо воссозданная атмосфера 90-х; по-хорошему безумный сюжет с неожиданными поворотами и колоритными персонажами; много уместных шуток и пародий; шикарная музыка.
Минусы: однообразные и затянутые сражения; местами слишком аляповатая и угловатая картинка; есть проблемы с управлением на некоторых уровнях.
Лучшие комментарии
Проходил на сыче, очень хорошо.