Slay the Spire, представляющая собой смесь «рогалика» и коллекционной карточной игры, ещё на стадии раннего доступа пользовалась большой популярностью. А уж после выхода 23 января в Steam случилось и вовсе какое-то безумие — сейчас на Metacritic именно Slay the Spire занимает первое место среди новых PC-релизов по среднему баллу, опережая с рейтингом 92 и ремейк Resident Evil 2, и Kenshi, и Thronebreaker: The Witcher Tales, и RimWorld, и много что ещё. А если смотреть рейтинг за все времена, то Slay the Spire сейчас попадает в топ-50 лучших компьютерных игр. Среди инди-проектов такой рейтинг за все времена был, кажется, только у культовой Undertale. Что же там такого уникального? Давайте разбираться.
Простые движения
На самом деле, всё на первый взгляд достаточно просто. Сюжета здесь (впрочем, как и во многих «рогаликах»), считайте, нет. А есть задача покорить титульный Шпиль, добравшись до финального «босса» и одолев по пути других, чуть менее финальных, а также кучу обычных и элитных противников. Всё это разбито на несколько этапов, в конце каждого из которых нас ждёт сражение с очередным местным Цербером.
При этом никаких пробежек по трёх- или двухмерным катакомбам тут нет: мы перемещаемся исключительно по схематичной карте, нажимая на иконки, символизирующие драку с обычными или элитными противниками, сундук с сокровищами или случайное событие.
Сами же сражения проходят в формате пошаговых двухмерных дуэлей, чем-то напоминающих типичные JRPG-драки, только с картами. Мы и противники стоим друг напротив друга и в свой ход можем атаковать, защищаться или использовать зелья. Просто для атаки или защиты применяются соответствующие карты, перемещающиеся в руку из текущей колоды перед каждым новым ходом.
После победы мы зарабатываем не очки опыта, а возможность добавить в «деку» новую карту, выбрав одну из трёх предложенных, — именно так герой становится сильнее. Также новые варианты добываются во время случайных событий или покупаются у торговцев. Убрать нежелательные можно за деньги. А во время отдыха на привале или в случайных ивентах карты разрешают улучшать или преобразовывать.
За всё нужно платить
То есть вы в Slay the Spire не можете в любой момент редактировать колоду, что-то меняя, убирая или добавляя. Для этого всегда нужно что-то сделать — победить, добраться по карте до торговца или попасть на нужное «рандомное» событие. Например, вы угодили в ловушку, а три странные каменные рожи предлагают на выбор забыть, что знаешь (то есть убрать карту из колоды), увидеть всё по-новому и измениться (преобразовать) или развиться (улучшить).
Также мы получаем за победу над особо сильными противниками или покупаем за большие деньги реликвии. Они очень важны, так как дают пассивные бонусы — например, удваивают каждую 10-ю атаку, позволяют в начале хода брать на две карты больше, увеличивают урон вашего персонажа или снижают вражескую атаку и так далее. В отличие от зелий, которые дают примерно те же эффекты, бонусы от реликвий перманентны.
Так вот, во время случайных событий тоже можно получить такой артефакт — попытаться вытащить его из чего-то склизкого и страшного, встретить говорящего червя и согласиться на его заманчивое предложение и так далее. Но, как правило, за это просят деньги, накладывают проклятия или снижают очки здоровья.
Не забалуешь и не заскучаешь
Всё вроде бы звучит достаточно просто и понятно. Но это как раз случай из серии «легко в учении — тяжело в бою». Только первый акт, пожалуй, получится достаточно легко пройти с первой же попытки. А дальше начинаются проблемы.
Хотя слово «проблемы» в данном случае не совсем подходит. Slay the Spire никогда не напрягает, не заставляет штудировать тонны настольных правил и особенности какой-нибудь колоды за тёмных эльфов. Тут не надо заниматься утомительным «гриндом» или микроменеджментом, нет навороченных механик и зубодробительных драк в реальном времени. Вместо этого — простые правила и достаточно короткие сессии (они тут называются вылазками), которые никогда не успевают надоесть. Во многом ещё и потому, что всегда можно прерваться, сохраниться и выйти, чтобы потом начать с того же места, — этого очень не хватает многим «рогаликам».
Да, смерть тут тоже перманентна, но вам не придётся, как, например, в недавней Below, скучать, долго и нудно преодолевая заново те же уровни. Во-первых, повторю, вылазки достаточно короткие. Во-вторых, «рандом» меняет набор событий, торговцев, сундуков и врагов. И ты никогда точно не знаешь, что тебя ждёт — может попасться монстр с 999 очками здоровья или парочка с 46 единицами у каждого. То есть играть заново всегда так же интересно, как и в первый раз.
Более того, тропинок, по которым мы отправляемся в путь, всегда несколько, они различаются длиной и тем контентом, который попадается по пути. И выбор, куда на этот раз пойти, также увеличивает реиграбельность. Ну, и понятно, что смерть тут не бессмысленна: каждая вылазка приближает возможность открыть и ввести в игру более крутые карты.
Ты выбираешь и отвечаешь сам
Да, Slay the Spire не заставляет мучиться — она бросает адекватный вызов. И в этой её комфортности, близости к игроку — едва ли не главный секрет успеха. Точнее, в том, что при такой простоте правил и общем удобстве нам дают огромный простор для тактики.
И проявляется это прежде всего в постоянном выборе. Какие карты покупать и забирать в награду, какие удалять или преобразовывать? Стоит ли на привале улучшать колоду или лучше поспать и восстановить энное число очков здоровья? Направиться на встречу с элитным монстром или через вот ту клетку с сундуком добраться до привала? Стоит ли во время случайного события рисковать и с шансом 25 % пытаться вытащить артефакт, получая при неудаче урон? Наверняка не знаешь.
Колода для героя
И, конечно, в Slay the Spire нужно грамотно формировать колоду, обязательно учитывая особенности каждого героя. Всего их трое, хотя изначально доступен только, условно, воин. Потом ещё откроются местный аналог мага и даже робот-автоматон. Каждый из них отличается своей тактикой, особенностями колоды, стартовыми реликвиями.
Так, «воин» благодаря своему огненному артефакту после каждого боя восстанавливает шесть очков здоровья, «маг» делает ставку на яд и ослабление противников, а робот заряжает разные сферы, которые или наносят урон противникам или, например, поднимают ему защиту в начале каждого хода.
Соответственно, карты, которые выпадают вам при прохождении за «воина», будут во многом (хотя и не во всём) отличаться от тех, которые предлагаются при игре за ту же «железяку» — у неё ведь чуть ли не всё рассчитано на взаимодействие со сферами. Но в любом случае у вас всегда есть выбор, какие карты получать, а также возможность корректировать содержание «деки» — делать, например, упор на защиту или на яд и отравление.
Ведь не факт, что в нужный момент, когда враг приготовится нанести мощный удар, коварный «рандом» выдаст вам столь желанную карту брони. С другой стороны, грамотно комбинируя и дополняя, складывая в связки карты атаки, яда и ослабления, попробуйте сделать так (если получится), чтобы монстр просто не дожил до этого самого мощного удара.
Вот из такого сочетания, с одной стороны, комфорта, удобства, простых и понятных правил, а с другой — богатых тактических возможностей и свободы выбора рождается очень увлекательная и просто классная игра. Это не значит, что вы будете сутками напролёт засиживаться в ней без сна и еды. Повторю, Slay the Spire не насилует ваш мозг сложносочинёнными концепциями, не хочет забрать всё ваше здоровье, время и деньги — тут нет микротранзакций и бустеров, это не условно-бесплатная лотерея. Вам просто позволяют комфортно играть и получать от этого искреннее удовольствие, а не желание сломать клавиатуру или задушить разработчиков.
Плюсы: понятные правила и интересный тактический геймплей; огромная реиграбельность; симпатичная картинка; приятная музыка.
Минусы: колоду нельзя редактировать в любой момент по своему усмотрению; «рандом» порой подкидывает очень неприятные сюрпризы; отсутствие полноценной сюжетной кампании.
Лучшие комментарии
И таких ситуаций хватает, чтобы личный рейтинг игры у меня спустился до «похвально».
P.S. Ну какой из Silent маг? Она ж явный ассасин. А маг как раз робот.
Да, тут есть элемент рандома, который может загубить любую колоду (привет змейке со 2 этажа), но всё таки обычно он адекватен.
Насчёт того, чтобы сломать клавиатуру и задушить разработчиков — а вы пробовали пройти Возвышение? В игре есть элементы хардкора. Точнее, нет, не так — игра будет становиться хардкорней по ходу кампании. Ведь Возвышение — это тоже часть кампании, не зря же при прохождении трёх этажей всеми тремя персонажами в иконке прохождения значится печальное 20%.
Кстати, автор обзора не упомянул Мастерскую — Slay the Spire имеет поддержку модов, большинство довольно качественные.
Минус про невозможность редактировать колоду — это точно не минус. Слей зе Спаер про то, как из слабой базовой колоды сделать монстра, этакий лвл ап своего перса. Слабые первые карты — это как персонаж первого уровня ничего не умеющий.
Вроде игра только вышла, да, тут влияет, что игра была почти год в ёрли аксесе, а контента там было как на полноценный релиз, но очень хочется ещё, любительские моды, которые подвезли вот только, помогают, но хотелось бы продолжение кампании. Этакий акт 2 с ещё 3мя этажами
в любом случае, почти 100% шанс на поражение это проблема.
Ну так знай что можешь получить засёр колоды статусами и проклятиями. (правда на это тоже есть чем ответить, аптечкой, например, и ещё кое чем), Играешь на десяти картах в один ход? Ну так будь в курсе что есть противник который изнасилует тебя за это. Играешь на сбалансированной колоде? Есть шанс что тебе не хватит дамага или защиты. Играешь на талантах? Играешь на скилах? ну вы поняли… А ещё куча не очевидных вещей и механик, которые в корне могут перевернуть весь ход битвы. Каждая реликвия, каждая карта, способна как убить забег так и выиграть его. Давно я так не кайфовала от осознания что на каждый твой поступок в игре может найтись противодействие, и наоборот. Пару цифр я бы поменяла (например змеебабу с ножами, это пипец иди бешеный доширак), но на то это и третий этаж так то.
Это давняя претензия к игре и возникает не только у меня. Когда всю игру собираешь за Латоносца колоду на основании талантов а на третьем этаже тебя встречает Пробуждённый ничего кроме мата уже и не скажешь.
«Потерять N золота» (на соответствующем скриншоте) при оплате за услуги это так себе пример перевода. ;)
игра, которая настроена на дикую реиграбельность не должна мешать разнообразию