Все поклонники странных японских игр (а разве бывают другие?) в лице Kingdom Hearts получили настоящий подарок: только в этой серии можно увидеть, как типичный маг в колпаке пафосным голосом вещает команде аниме-героев, сбежавших из Final Fantasy, про спасение мира, а потом ему писклявым голосом отвечает Микки-Маус — мол, вас понял, мир будет спасён.
Впрочем, кроссоверы, смешивающие персонажей из самых разных вселенных, — это, конечно, не ноу-хау Square Enix и лично господина Тэцуи Номуры (Tetsuya Nomura), дизайнера персонажей в большинстве выпусков «Последней фантазии» и руководителя всех номерных Kingdom Hearts. Рассказываем подробнее об этом специфическом жанре.
Жабы, терминаторы и робокопы
Один из первых кроссоверов, как ни странно, сделали совсем не японцы, а британцы из Rare. Речь о beat ’em up Battletoads & Double Dragon: The Ultimate Team, который вышел в 1993 году на NES, SNES, Mega Drive/Genesis и Game Boy. Здесь, как нетрудно догадаться, объединились персонажи двух игровых серий. Battletoads, считающаяся одной из самых сложных игр в истории, делегировала своих боевых жаб Раша, Зитца и Пимпла, а из Double Dragon прилетели два «дракона», точнее уличных бойца — Билли и Джимми Ли.
Battletoads & Double Dragon: The Ultimate Team запомнилась не только смешением разных персонажей, но и удивительно разнообразным геймплеем: бодрый beat ’em up там разбавлялся космическим скролл-шутером в духе Asteroid и полётами на ховерциклах.
В том же 1993-м на SNES и приставках SEGA мы увидели двухмерный платформер RoboCop versus The Terminator, который, как вы понимаете, объединял уже персонажей не разных игр, но разных фильмов. Что интересно, в зависимости от платформы менялся сюжет. На SEGA Робокоп сражается с терминаторами, которых слетевший с катушек суперкомпьютер «Скайнет» послал в прошлое, чтобы убить робота-полицейского. А на SNES Робокопу противостояла ещё и собственная копия, также отправившаяся в прошлое по его душу.
Не свой среди Чужих
В 1994-м вышло сразу две игры под названием Aliens vs. Predator, где снова столкнулись герои культовых фильмов. Capcom разработала одноимённый beat ’em up для аркадных автоматов, а британская Rebellion выпустила на Atari Jaguar свой первый шутер по медиафраншизе «Чужой против Хищника». И тут уже при игре за трёх разных персонажей и сюжет кардинально менялся, и геймлей.
Выступая за Чужого, мы не могли лечиться, бегали по вентиляции и ловили морпехов, чтобы после гибели те продолжали наше дело, в роли Хищника носили с собой аптечки и использовали продвинутые технологии, имея возможность убивать врагов в открытом бою или незаметно. И только прохождение за морпеха походило на привычный экшн. Игра позиционировалась как главный эксклюзив Atari Jaguar и в целом оправдала ожидания.
В 1999-м эту концепцию (естественно, дополненную и улучшенную) Rebellion перенесла на полностью трёхмерный движок в шутере Aliens vs. Predator — там чуть ли не впервые мы могли в полной темноте определять местоположение врагов по звуку, использовать кардинально разные режимы зрения и бегать по стенам и потолку (в роли ксеноморфа, понятно).
А в 2001-м ещё более успешный и действительно страшный сиквел сошёл со стапелей студии Monolith — Aliens vs. Predator 2 для PC многим особенно запомнилась ни на что не похожими и крайне увлекательными сетевыми сражениями между Чужими, Хищниками и морпехами. Мультиплеер (как и фанатские модификации к нему) из этой игры был настолько популярен, что даже после отключения официальных серверов в 2008 году фанаты сделали сторонний мастер-сервер, внесли исправление в программу-клиент и продолжили рубиться.
В 2010-м к франшизе снова вернулись SEGA и Rebellion, но новая Aliens vs. Predator (неофициально её называли третьей частью), которая использовала всё те же идеи, получилась самой слабой в серии.
Все против всех
Однако большинство кроссоверов отнюдь не шутеры или платформеры, а, как многие уже догадались, файтинги. Особенно тут отличились как раз японцы, прежде всего Capcom. Ещё в 1996 году сначала на аркадных автоматах, а через год и на Sega Saturn (а также в 1998-м на PlayStation) вышел двухмерный файтинг X-Men vs. Street Fighter, где друг друга в командах по два персонажа смачно избивали герои сами-понимаете-каких комиксов и сами-понимаете-какой игры. Причём супермутантов здесь озвучили актёры из мультсериала «Люди Икс». Жаль, версия для PlayStation в силу технологических ограничений была урезана и упрощена.
В 1998 году в Marvel vs. Capcom: Clash of Super Heroes на стороне Capcom появились также персонажи из Mega Man и Strider. В 2000-м в Marvel vs. Capcom 2: New Age of Heroes впервые в этой франшизе использовалась псевдотрёхмерная графика, команды персонажей расширились до трёх бойцов, да и в целом игра получила отличные отзывы.
Тем не менее Capcom утратила лицензию от Marvel Comics, и следующий кроссовер-файтинг в этой серии, Marvel vs. Capcom 3: Fate of Two Worlds, вышел лишь в 2011-м на PlayStation 3 и Xbox 360. Особенно популярной получилась обновлённая версия, Ultimate Marvel vs. Capcom 3, которая добавила много новых персонажей, включая Реактивного Енота, Доктора Стрэнджа, Нову и Немезиса, а кроме того, уместила на одном диске все обновления и дополнительный контент для оригинала.
В 2016-м игру портировали на PlayStation 4, через год — на PC и Xbox One. А в сентябре 2017 года на трёх главных платформах вышла Marvel vs. Capcom: Infinite, вернувшаяся к боям два на два и добавившая таких новичков, как Капитан Марвел, Гамора и Охотница на чудовищ.
Впрочем, этой серией эксперименты Capcom в жанре кроссоверов не ограничились. В 1999 году стартовала серия SNK vs. Capcom, сталкивающая в файтингах или даже коллекционных карточных играх героев из The King of Fighters и Street Fighter. В 2005-м на PlayStation 2 (правда, только в Японии) вышла тактическая RPG Namco? Capcom, в которой соседствовали персонажи из Xenosaga Episode I, Tales of Destiny 2, Ghosts ’n’ Goblins, Tekken, Super Street Fighter II и Resident Evil: Dead Aim.
В 2008-м на аркадных автоматах и Wii появился командный файтинг Tatsunoko vs. Capcom: Ultimate All-Stars, объединивший персонажей Street Fighter, Mega Man и Viewtiful Joe с героями аниме от Tatsunoko Production. А через четыре года в Street Fighter X Tekken на всех основных платформах впервые столкнулись бойцы из этих двух культовых мордобоев. Именно там дебютировала система камней, дающих разные тактические преимущества, которая потом использовалась в Marvel vs. Capcom: Infinite.
Бей первым, Марио
Не стояли в стороне и авторы других файтингов, которым явно пришлись по душе идеи Capcom. Ещё в 1999-м на Nintendo 64 вышла первая игра в серии Super Smash Bros., где друг друга мутузили персонажи различных игровых серий Nintendo — среди них, естественно, были все звёзды, включая Марио, Пикачу, Линка, Луиджи, Кирби и Донки Конга. Причём им недостаточно было избить оппонента до полной потери очков здоровья — нужно ещё, как в сумо, выкинуть врага за пределы арены, которая, как правило, представляла собой висящие в воздухе платформы.
Эта серия популярна до сих пор. Super Smash Bros. Ultimate совсем недавно, в декабре прошлого года, вышла на Nintendo Switch, и там есть гости и из игр не от Nintendo — например, Солид Снейк, Соник, Мегамен и Байонетта.
В гостях хорошо
Обожают приглашать гостей и в другие файтинги. Особенно тут отметились авторы культовой серии SoulCalibur. Первая игра вышла на игровых автоматах в 1998 году, а через год появилась на Dreamcast. Правда, приглашения начали «рассылать» только со второй части, которую разрабатывали в сотрудничестве с командой Кацухиро Харады (Katsuhiro Harada), автора Tekken. Неудивительно, что в сиквеле (он вышел в 2002-м на аркадных автоматах, а через год появился на GameCube, PlayStation 2 и Xbox) засветился Хэйхати Мисима. Кроме него друг друга избивать могли Линк и Спаун. С тех пор присутствие приглашённых звёзд стало фирменной чертой серии — в самой свежей, шестой части, как известно, появился даже Геральт из Ривии.
В 2015-м в Dead or Alive 5 тоже отметились гости из другой вселенной, а именно из Virtua Fighter. В Mortal Kombat X заглянул Чужой. Но особенно, конечно, хочется сказать про Mortal Kombat vs. DC Universe.
Игра, вышедшая в 2008-м на PlayStation 3 и Xbox 360, не просто предлагала насладиться мордобоем между, например, Бэтменом и Саб-Зиро или Скорпионом и Джокером. Там ещё на старте нужно было выбрать одну из двух сторон и сюжет предлагал взглянуть на события с разных точек зрения. Интересно, что авторам пришлось специально «перебалансировать» способности некоторых персонажей (в первую очередь из вселенной DC), сделав, например, Супермена уязвимым к магии.
Всеобщая мода
Идея кроссоверов пришлась по душе не только Nintendo, но и SEGA. Можно, например, вспомнить серию спортивных симуляторов Mario & Sonic, первая часть которой вышла в 2007 году на Wii и была приурочена к Олимпиаде 2008-го в Пекине. Там в разных спортивных состязаниях по лицензии МОК соревнуются персонажи вселенных Mario и Sonic the Hedgehog. В 2012-м в Японии, а через год — и в остальном мире на Nintendo 3DS появилась тактическая RPG Project X Zone, ставшая первым кроссовером между играми от Namco Bandai, Capcom и SEGA.
В 2004 году для камеры PlayStation 2 EyeToy вышла SEGA Superstars — там были представлены мини-игры в духе The House of the Dead, Sonic the Hedgehog, Crazy Taxi, Virtua Fighter и музыкальной Space Channel 5. В 2008 году на Xbox 360, PlayStation 3, Wii, PlayStation 2, DS появилась SEGA Superstars Tennis, где на одном корте эйсами обменивались персонажи Sonic the Hedgehog и, например, Golden Axe. А спустя два года герои уже гонялись в Sonic & SEGA All-Stars Racing.
Sony включилась в эту гонку в 2011-м, с релизом на PS3 экшен-адвенчуры PlayStationы Move Heroes, которая была кроссовером между сериями Jak and Daxter, Ratchet & Clank и Sly Cooper. Игру, правда, раскритиковали за скучный сюжет и такого же качества мини-игры. Чуть лучше, но тоже достаточно средне оценили и вышедший через год файтинг PlayStation All-Stars: Battle Royale. Там друг друга избивали герои Dead Space, BioShock, Devil May Cry, Uncharted, God of War и других хитов. Прежде всего ругали игру за то, что это был не слишком изобретательный клон Super Smash Bros. Ну а PlayStation All-Stars Island, сборник из четырёх мини-игр с навязчивой рекламой от Coca-Cola, и вовсе провалился.
Покер объединяет
Вообще, кроссоверы частенько ругают. Например, не слишком удачными получились Crash Bandicoot Purple: Ripto’s Rampage и Spyro Orange: The Cortex Conspiracy — платформеры для Game Boy Advance, представляющие собой гибрид сами-понимаете-каких серий.
А вот у недавно скончавшейся Telltale Games с кроссоверами всё получалось. Ещё в 2010 студия выпустила замечательный юмористический симулятор покера Poker Night at the Inventory, где за одним столом играли Тихо из Penny Arcade, верзила пулемётчик из Team Fortress 2, Стронг из веб-сериала Homestar Runner и гиперактивный кролик из Sam & Max.
Эпизодический сериал The Wolf Among Us, выходивший в 2013-м и 2014-м, тоже был своеобразным кроссовером — здесь встречались самые разные сказочные герои, включая Белоснежку, Красавицу и, конечно, Большого Серого Волка. Пожалуй, именно скоропостижная кончина этой серии больше всего печалит тех, кто неравнодушен к наследию Telltale Games.
И одного мультфильма мало
Но, безусловно, одним из лучших кроссоверов всех времён и народов стала как раз франшиза Kingdom Hearts. Здесь главные герои Сора, Рику, Гуфи, Микки, Дональд и Каири сражаются с Урсулой, Малифисентой, Питом из разных диснеевских мультиков или, например, с Сефиротом из Final Fantasy VII.
Идея совместить на одном видеоигровом поле героев Final Fantasy и знакомых всем персонажей диснеевских мультиков принадлежала Тэцуе Номуре, которому каким-то чудом, не зная английского, удалось донести её до первых лиц Disney. Интересно, что офисы Squaresoft и Disney находились в одном здании и первые переговоры прошли при случайной встрече в лифте.
Поначалу планировалось, что это будет очередная диснеевская игра исключительно для детей, но потом концепция изменилась — решено было делать полноценную экшн/RPG на уровне Final Fantasy (правда, с боями в реальном времени, без паузы). Первая Kingdom Hearts вышла в 2002 году, получила массу положительных отзывов и даже вошла в список Sony Greatest Hits как одна из самых продаваемых игр на PlayStation 2 по всему миру.
В 2004 году на Game Boy Advance стала доступна Kingdom Hearts: Chain of Memories, призванная проложить мостик к номерной второй части. Через год появилась собственно Kingdom Hearts II, которая уже за первую неделю продаж в Японии разошлась тиражом миллион экземпляров. Потом ещё были мобильные и портативные ответвления, а также несколько HD-сборников. Плюс «браузерка», манга и тонны сопутствующих товаров — от игрушек до ювелирной продукции. Другое дело, что с 2006-го не появлялось полноценной третьей части.
Ожидания были так велики, а продажи так хороши (они превысили 17 миллионов копий ещё в 2011 году), что Тэцуя Номура вынужден был сделать анонс Kingdom Hearts III сильно заранее, чтобы избежать слухов, — произошло это на выставке Е3 еще в 2013-м. С тех пор проект регулярно попадал в списки самых ожидаемых RPG.
Вполне вероятно, что после выхода Kingdom Hearts III желающих делать кроссоверы только прибавится. И вот тут интересно, насколько богатой окажется фантазия у разработчиков — смогут ли они придумать что-нибудь более неожиданное, чем снова соединить в каком-нибудь файтинге супергероев из комиксов. Может быть, подкинем им пару идей?
Лучшие комментарии
Я недавно в ролике от Кати слышал, что черты как раз сохраняют. Сказать нечего -вселенную не знаю, но если персонажи при первом появлении полностью отличаются от прообраза, включая внешность, то сомнительно называть это кроссовером. ;)
Для наглядности —
По вашему это действительно один и тот же персонаж?
И опять обижайте фаната. Вселенная Fables вдохновлена различными сказками, но полностью самодостаточна.
Насколько я помню, то супермен и так, вроде, уязвим к магии в комиксах.
Про Хоттабыча я уже не помню, давно смотрел и отрывками. Если там были разные герои из разных сказок, то это по сути кроссовер. Если они просто Алладина поместили в СССР, то это постмодернизм)
Трагизм в том, что все указанные в комиксе персонажи имеют свои черты и характеры. Многие из которых очень сильно разнятся с их сказочными аналогами.
Игра же в свои очередь использует характеры и мир персонажей вселенной комикса.
А кроссоверы как написано во втором абзаце это — смешивание персонажей из самых разных вселенных.
Это мелочь, но неприятная. =)
Bigby, же персонаж вселенной Фейблс.
Просто Fables не место среди тонн фансервиса или хотя бы заслуживает отдельного разговора.
Пожалуйста расскажи мне сказку о Бигби или лучше давай не будет привязываться только к именам. =)
Но по мне так вдохновиться и взят готовых это несколько разные понятия, но если ты скажешь, что «Старик Хоттабыч» — кроссовер «Алладина» с СССР, «Золотой ключик» это кроссовер Пиноккио с миром выдуманным Толстым, я отступлю.
Почти. =)
Тут уже принцип пошел. Что-то блин в голове болталось и только сейчас вспомнил. Если для тебя как я описал выше Хоттабыч — кроссовер, я не против у нас просто разные понимания этого слова.
Но сюда же я отнесу Warcraft это же чистейший кроссовер Warhammer'а. Я правильно понял. Почему его нет?