Все вы отлично знаете, что есть такие игры, которые липнут к тебе, словно муха к липкой ленте, — хотя пользы от них не больше, чем от той же мухи. Они достаточно однообразны, рутинны, ты прекрасно сам понимаешь, что зря тратишь на них время, но снова и снова его тратишь, потому что очень сложно оторваться. Вот примерно это можно сказать и про Niffelheim.
Мёртвый викинг хочет в Асгард
Эта игра, созданная российской студией Ellada Games, несколько лет находилась в раннем доступе. И понятно, почему она сразу привлекла к себе повышенное внимание. Авторы эксплуатируют сразу две популярные темы — викингов и выживания. Да ещё и в формате двухмерной RPG. В Niffelheim мы играем за одного из славных северных воинов (викинг, берсерк, шаман плюс бой-баба валькирия), которые после смерти на ратном поле отправились было в Вальхаллу, но из-за коварства демонов застряли в мире тьмы, то есть в титульном Нифльхейме. Это там, где находится и Хельхейм, обитель мёртвых, которой правит некрасивая женщина Хель.
Какими бы мёртвыми и тёмными эти земли ни были, тут есть деревья, камни, растут грибы, ягоды и травы, бегают зайчики, кабанчики и овцы. Да, здесь нам придётся рубить деревья, собирать камни и прочие ресурсы, охотиться на дичь, возводить разные полезные постройки и всячески выживать. А всё для того, чтобы постепенно собрать фрагменты портала, ведущего в Асгард, а оттуда — в Вальхаллу.
На дракона надейся, а сам не плошай
Мы строим кузницу, кухню, лесопилку, алхимическую лабораторию, теплицу, овчарню, курятник. Там можно производить более продвинутые строительные материалы, доски, разные слитки, смолу, предметы экипировки, двери, зелья, еду и так далее и тому подобное. И все эти постройки нужно улучшать.
Но главное, придётся укреплять своё убежище, отстраивая его до состояния цитадели со стрелковыми башнями. Ведь с наступлением ночи на него очень любят толпами нападать местные скелеты. И если после обычной смерти в бою ваш герой возродится, потеряв часть здоровья, денег и получив некоторые другие штрафы, то в случае разрушения и разграбления замка последствия будут куда печальнее.
Скелеты, пауки, зомби-волки и прочая гадость также встречаются в подземельях. Там же обитают «боссы», с которых мы в основном и собираем фрагменты портала в Асгард. В некоторых катакомбах нужно спускаться через заранее приготовленные двери всё ниже и ниже навстречу какому-нибудь крупнокалиберному троллю с дубиной, в других мы сами прорубаем проходы киркой, попутно собирая строительный камень, глину и другие полезные материалы.
В подземельях, помимо всего прочего, мы находим сундуки с полезными шмотками и ресурсами. Кроме того, вещи можно купить в Храмовом городе. Там же в храме есть вариант призвать себе на помощь настоящего дракона, но для этого нужно много денег, две пойманные в ловушку овцы и ещё одна редкая вещь. Так что в основном придётся полагаться на свои силы.
Однообразные мелькают всё с той же болью дни мои
Все четыре героя Niffelheim различаются уровнем здоровья, защиты, наносимого урона, бонусами стойкости к тем или иным воздействиям и метаболизмом. Последний отвечает за то, насколько часто персонаж будет испытывать чувство голода. На самом же деле все они, пусть и мёртвые, постоянно хотят жрать — сытость расходуется на каждый чих, на каждое активное действие и в бою, и в охоте, и в строительных работах.
И если здоровье можно восстановить, присев на трон в специально отведённых для этого местах, то чувство голода снимет только приготовленное или купленное блюдо. Поэтому тут постоянно приходится убивать зайчиков и прочую дичь, собирать капусту, бобы, грибы и ягоды. И постоянно же крафтить экипировку — оружие и броня очень быстро приходят в негодность.
Всё это достаточно быстро превращается в рутину. Тем более что сражения реализованы примитивно (нужно просто кликать одну кнопку да иногда использовать щит), задания, которые раздают местные владыки и духи, ещё примитивнее (собрать 10 грибов, принести 5 жвал пауков и так далее), а каждый из четырёх миров Нифльхейма, куда мы решаем отправиться на старте новой игры, мало отличается от других.
Да и прокачка героя идёт автоматически. Машем киркой в шахте — увеличивается уровень шахтёрского мастерства, активно рубим врагов — становимся сильнее как воин, печём пирожки и блюда на кухне — повышаем навыки повара.
Единственное, что действительно может взбодрить в такой ситуации, — это если добавить в качестве противников трёх ботов, которые будут выступать за других героев и периодически нападать на вас. Ещё лучше, если ими будут живые игроки. Да, в Niffelheim можно играть по Сети, создав сервер или присоединившись к чужой сессии. Разрешают выживать и в кооперативе — и это, понятно, интереснее, чем в гордом одиночестве. Другой вопрос, что и там рутина тоже рано или поздно ощущается. Да и ошибок чисто технического свойства в мультиплеере больше, хотя проект вроде как вышел из раннего доступа.
Тем не менее, как я и сказал в самом начале, в Niffelheim хочется играть, несмотря на её однообразие. Тем более что тут всё красиво нарисовано, ощущается мрачная северная атмосфера, которая подчёркивается соответствующими пейзажами и хорошо подобранной музыкой. Просто играть нужно с перерывами — в этом случае тяжесть рутины не так давит и процесс кормления мёртвого викинга не успевает надоесть. Ну а в компании с друзьями вас точно затянет в мрачный мир Нифльхейма минимум на пару суток.
Плюсы: богатая и проработанная система выживания; наличие мультиплеера; симпатичная картинка; атмосферная музыка.
Минусы: примитивные сражения; много однообразия; встречаются технические ошибки.
Лучшие комментарии
Тем не менее, что есть — то есть.
Более менее внятное описание о местоположении Хельхейма в первоисточниках встречается только в Младшей Эдде (Видение Гюльви):
4. О Нифльхейме и Муспелле
… И сказал Равновысокий: «За многие века до создания земли уже был сделан Нифльхейм. В середине его есть поток, что зовется Кипящий Котел, и вытекают из него реки: Свёль, Гуннтра, Фьёрм, Фимбультуль, Слид и Хрид, Сюльг и Ульг, Вид, Лейфт. А река Гьёлль течет у самых врат Хель»… (Из этого — вывод: Хельхейм и Нифльхейм — смежные миры).
3. О Всеотце, высочайшем из богов
… И все люди, достойные и праведные, будут жить с ним в месте, что зовется Гимле или Вингольв. А дурные люди пойдут в Хель, а оттуда в Нифльхель. Это внизу, в девятом мире… (Тут надобно заметить. что у древних скандинавов не было, конечно же, понятия о бесконечности вселенной, поэтому ВНИЗУ следует понимать как САМЫЙ НИЗ, дальше которого ничего нету. Запомните также название локации — НИФЛЬХЕЛЬ (не НИФЛЬХЕЙМ!)
Теперь обратимся к Старшей Эдде (Сны Бальдра):
Один поднялся,
древний Гаут,
седло возложил
на спину Слейпнира;
оттуда он вниз
в Нифльхель поехал;
встретил он пса,
из Хель прибежавшего.
У пса была грудь
кровью покрыта,
на отца колдовства
долго он лаял;
дальше помчался —
гудела земля —
Один к высокому
Хель жилищу.
Как видим, опять же упоминается Нифльхель. Че это за место такое, нигде больше не объясняется. Поэтому вот и пошла запутка — некоторые толкователи отождествляют Нифльхель и Нифльхейм.
А по — моему (и не только по-моему) логичнее так — есть жилище (чертоги) Хель, где обитают мертвые, но они (чертоги) не могут просто висеть в воздухе, они расположены в местности Нифльхель (Темная дыра по нашему, так как слово хель именно дыру и обозначает). И все это вместе — Нифльхель и чертоги Хель — образуют Хельхейм (владения Хель).
А Нифльхейм тут совсем не причем…
РАСПОЛАГАЕТСЯ В НЕМ… И по поводу мира тьма или мира льда цитата:
«Мир Нифльхейм (иногда Нибльхейм или Нифльхайм) в мифологии древних скандинавов является одним из Девяти Миров, составляющих обозримую Вселенную (Иггдрасиль). Этимология этого слова неоднозначна, по всей вероятности речь идет о древнескандинавском «niflheimr». При этом многие источники (в частности – ныне популярная Википедия) жестоко ошибаются в этом плане, переводя слово «Нифльхейм», как «обитель туманов». В действительности, ни о каком тумане речи здесь нет. Если основа «heimr» вполне переводима (дословно – «земля» или скорее «земли»), то «nifl» по версии М.И. Стеблин-Каменского, чей авторитет в области древнескандинавской лингвистики непререкаем, переводится как «темный». Таким образом, Нифльхейм означает «темные земли» или, если выражаться чуть поэтичнее, «мир тьмы».»
По поводу обители искючттельно великанов цитата:
«Другой немаловажный момент заключается в том, что Нибльхейм принято ассоциировать с инеистыми великанами, но это не совсем так. Ведь первым инеистым великаном (гримтусеном) был Имир, и для его прямого (и единственного) потомка, Бергельмира, асы построили Ётунхейм, куда периодически наведывались с целью «повоевать». Поэтому многие исследователи полагают, что Ётуны и есть инеистые великаны, то есть их родной мир – Ётунхейм. Более того, в «Видении Гюльви» из «Младшей Эдды» Стурлусона о корнях Мирового Древа сказано следующее: «Три корня поддерживают это дерево, один корень – асам, другой – инеистым великанам, а третий тянется к Нифльхейму». То есть место обитания инеистых великанов и мир Нифльхейм явно отграничены. Тем не менее, если брать во внимание этот аспект, не ясно, кто в действительности населяет «темные земли».»
(звук системной ошибки Windows)
Стоп! Хельхейм и Нифльхейм — это разные миры, они не могут оба быть «там». Причём миром тьмы как раз принято называть Хельхейм. Нифльхейм — это мир льда и туманов, где могут жить инеистые великаны и никто больше.
Кстати, тот ли это Нифльхейм? На английском это Hiflheim, а игра называется Niffelheim.