26 сентября 26 сент. 79 6612

Игры должны стоить дороже, считает президент Capcom. Насколько он (не) прав?

Президент Capcom Харухиро Цудзимото (Haruhiro Tsujimoto) высказался на деликатную тему: сколько должны стоить видеоигры? Как представитель бизнеса, он занимает предсказуемую позицию: по мнению Цудзимото, игры должны быть дороже.

На мой взгляд, цены на игры слишком низкие. Стоимость производства примерно в сто раз выше, чем во времена NES, но цены на игры выросли не сильно. Кроме того, нужно повышать зарплаты, чтобы привлекать талантливых людей. Учитывая, что зарплаты растут по всей индустрии, я думаю, что повысить стоимость одной копии — это здоровая опция для бизнеса.

Харухиро Цудзимото

Capcom на ценник в $70 за новый релиз пока не перешла — ремейк Resident Evil 4 отдавали в Steam за $60.
Capcom на ценник в $70 за новый релиз пока не перешла — ремейк Resident Evil 4 отдавали в Steam за $60.

А не офигел ли господин президент Capcom?

Когда геймеры видят такие заявления, они часто возражают в комментариях следующими аргументами:

  • Вместе с последним поколением консолей стандартная цена AAA-релиза повысилась с $60 до $70.
  • В платных играх часто вставляют микротранзакции или DLC.
  • Игры больше продаются в цифре, а значит, прибыль с каждой проданной копии для издателей увеличивается — им приходится тратить меньше денег на производство и логистику физических копий.
  • Аудитория игр увеличилась, а значит, увеличились и тиражи.

Аргументы разумные, однако для каждого пункта есть нюансы, которые вспоминают реже.

Нюанс раз. Уже в девяностых игры стоили $70 (или даже больше)

Стандартные цены повышают не так часто, как может показаться. Например, планка в $60 держалась на протяжении 15 лет. Она установилась вместе с запуском поколения Xbox 360. Любопытная деталь: в авангарде повышения цен стояла Activision — издательство было жадным уже тогда!

При этом примерно до 1995-го цены на игры были больше. Например, Streets of Rage 2 для SEGA Mega Drive стоила $64,99, Star Wars: Shadows of the Empire для Nintendo 64 — $69,99, а The Legend of Zelda для NES — $49,99. Во многом это было связано с тем, что для игр нужны были дорогие носители — картриджи. Скажем, «Зельда» использовала передовую по меркам 1987-го технологию: там стояла батарейка, чтобы можно было сохраняться!

Видимо, чтобы сгладить высокую цену за «Зельду», Nintendo сделала уникальный картридж золотого цвета и положила в комплект особое руководство, где можно лично зарисовывать карту игрового мира.
Видимо, чтобы сгладить высокую цену за «Зельду», Nintendo сделала уникальный картридж золотого цвета и положила в комплект особое руководство, где можно лично зарисовывать карту игрового мира.

Когда в 1995-м вышла первая PlayStation, основным носителем для игр стали более дешёвые диски, и цена на передовую игру устаканилась на уровне $49,99. Так продолжалось до поколения Xbox 360.

Но и это не всё: существует ещё и инфляция, из-за которой $60 в девяностые и $60 в двадцатые имеют разную покупательскую способность. Например, с учётом инфляции стартовая стоимость Streets of Rage 2 в 2023-м составила бы $142, а первой The Legend of Zelda — $135.

А в России и вовсе особые отношения с ценами на игры: в нашей стране никогда не было устоявшихся градаций дороговизны. Релизы за $60 в рублях часто стоили по-разному, в зависимости от расположения звёзд на небе менеджера по региональным ценам. Плюс стоимость рубля тоже быстро менялась — а вместе с этим быстро менялась и локальная стоимость игр.

Буклет с расценками игр для SEGA Mega Drive в США. Outrun стоит дешевле прочих —видимо, потому что это порт относительно старой игры, которой к моменту релиза на Mega Drive исполнилось уже несколько лет.
Буклет с расценками игр для SEGA Mega Drive в США. Outrun стоит дешевле прочих —видимо, потому что это порт относительно старой игры, которой к моменту релиза на Mega Drive исполнилось уже несколько лет.

Нюанс два. Появилось больше опций приобретать игры не за полную цену

Например, в свежак от Microsoft, Ubisoft и EA можно играть через подписки — их стоимость за месяц в несколько раз дешевле стоимости одного AAA-релиза. То есть если Starfield в классическом магазине стоит $70, то через Xbox Game Pass можно полноценно играть лишь за $10 в месяц (и заодно получить доступ к куче других игр, включая AAA от Microsoft).

Некоторые сторонние издатели даже заявляют, что подписки подрывают ценность их игр, поэтому они реже соглашаются выкладывать свои игры в Game Pass и прочие подобные сервисы.

Кроме подписок существуют и скидки: многие AAA получают привлекательные предложения уже через пару месяцев после выхода. Разумеется, скидки существовали и во времена розницы, но тогда их приходилось искать по разным магазинам, а теперь распродажи происходят более централизованно и находят покупателей эффективнее.

На самом деле подписные сервисы так сильно демпингуют ценность развлечений, что хозяева крупных подписок и сами начинают придумывать методы мягкого повышения цен — например, «облегчённую» Game Pass Core, которая стоит как стандартная Game Pass, но стандартная Game Pass при этом дорожает на доллар.
На самом деле подписные сервисы так сильно демпингуют ценность развлечений, что хозяева крупных подписок и сами начинают придумывать методы мягкого повышения цен — например, «облегчённую» Game Pass Core, которая стоит как стандартная Game Pass, но стандартная Game Pass при этом дорожает на доллар.

Нюанс три. Рост аудитории отстаёт от роста затрат на производство

По некоторым оценкам, стоимость производства игры (без маркетинга) на первой PlayStation составляла около $1,9 миллиона (с учётом инфляции). Стоимость производства современной AAA-игры легко превышает $100 миллионов. То есть с 1995-го по 2020-й бюджеты на разработку выросла в десятки раз.

Но аудитория в десятки раз не выросла. Точно рассчитать количество покупателей трудно, но мы можем посмотреть на суммарные тиражи каждого поколения консолей:

  • Пятое поколение — 103 миллиона PlayStation, 33 миллиона Nintendo 64, 10 миллионов SEGA Saturn. В сумме 146 миллионов консолей.
  • Восьмое поколение — 117 миллионов PlayStation 4, 58 миллионов Xbox One, 130 миллионов Nintendo Switch. В сумме 305 миллионов консолей.

Как видно, общие тиражи консолей далеки от роста в десятки раз. Да, есть ещё ПК и какие-нибудь облачные сервисы типа GeForce NOW, но вряд ли они дают настолько значительный прирост для аудитории платных игр, что легко перекрывают растущую стоимость производства AAA-релизов.

Слайд с конференции разработчиков GDC 2006 года. Уже тогда людей в индустрии беспокоило, насколько быстро растёт стоимость производства.
Слайд с конференции разработчиков GDC 2006 года. Уже тогда людей в индустрии беспокоило, насколько быстро растёт стоимость производства.

Так это что, мне ещё нужно корпорации поблагодарить, что ли?

Нет, конечно: у покупателей всегда есть полное право отстаивать свои интересы до последнего и не поддерживать бизнес-методы, которые они считают плохими.

Но и слова президента Capcom берутся не из воздуха: у нас достаточно поводов считать, что повышения цен — это не блажь корпораций, а действительно экономическая реальность, откуда они сейчас ищут выход. В том числе, к сожалению, за счёт кошельков покупателей.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Меня всегда бесило это «ну затраты выросли». А это полноценные затраты? Эти человекочасы и зарплаты и реклама эфективно используется?
Может половина геймдева просто деградировала в стандартные корпорации и тратит эти деньги на погоню за трендами, привлечение типо звезд к рекламе, нанимают брехунов и отстойных работников. Может весь процесс стопорится бесконечными отделами, требованиями «НУ МНЕ ЛЯРД ПРИБЫЛИ ЗАВТРА» и потаканием текущей политической повестке?
Сколько Близ заплатила за свои концерты и шоу, за 4 секунды Меган Фокс. Только чтобы Диабло 4 неплохо выстрелила и за неделю исчезла из истории и актуального обсуждения навсегда. Потому что это не игра а инструмент дойки.
Чем мать его занималась 10 лет Беседка? чтоб нам за 90 зеленых продавать тот же движок, механики, анимации и баги всех предыдущих игр без капли настоящей иновации?
Почему Старбриз продает сырое убожество ПД3 за 90зеленых? С неработающим онлайном? Где мое качество продукта? Чтоб открывать свой гнилой рот и вякать про повышение цен? Среднее качество ААА падает уже лет 15. Хотите мои 90? А я хочу идеальный полноценный релиз как у Doom 2016.
Мы вон до Голлума дошли. Это как с Диснеем. Люди платили пока были хорошие фильмы. С Avengers Endgame только кал. Чем занимаются все эти суперработники за свои сотни миллионов? Так и здесь.

Что ж, не за полную цену так не за полную цену, обойдëмся без покупки на релизе. Распродажи наше всë.

Короче отказ от отдела тэстинга игр, использование фрилансеров на удалёнке(оформленых как стажёров), в любой непонятной ситуации сокращения-это у них забота о разработчиках? Так и запишем.Эта индустрия прогнила как Готэм и ей нужен очищающий пожар.Желание показывать бесконечный рост в отчётах перед инветорами, рост зарплат верхушки, непомерные рекламные затраты, специалисты по инклюзивности вашу мамашу-это не проблемы.Уже подняли ценник до 70 улучшения ситуации всё нет.Геннадию спасибо за материал, а г-ну Харухиро

Мне так не нравится эта аппеляция к ценам на игры во времена первых поколений консолей. Издатели тогда просто невероятные сверхприбыли получали, учитывая что большинство проектов делалось меньше года и команды состояли из менее чем пяти-десяти разработчиков

Ну скоро выйдет ГТА 6 за 150 бачиных и тогда заживём...

Повышение цен снизит круг покупателей разных слоев населения с низ. и сред. доходом которых большинство, во много раз...

Согласен. Почему огромный бюджет виден в BG3, а в остальных релизах надо с лупой его искать? И зачастую не находишь.

Геннадий в своих аргументах и размышлениях конечно немного лукавит, наверное неосознанно. Ведь когда он «высчитывает» возросшие расходы издателей и разработчиков по причине инфляции и стоимости разработки, он упоминает весьма эфемерные цифры «стоимость игры ААА-класса» и «количество владельцев игровых платформ», пытаясь скоррелировать эти данные для простого математического расчета «расходы минус доходы равно сейчас недостаточно денег». Что явно некорректно, и попахивает оправданием завышения цен. Во-первых: приведите точные примеры и количество релизов «ААА-игр» стоимостью свыше 100 миллионов долларов. А затем, вкупе с ними, приведите доход от этих же игр, и уже потом сопостовляйте, заработали ли разработчики/издатели с них, и сколько. Во-вторых, вместо приведения цифр владельцев платформ, в попытке показать относительно невысокие потенциальные уровни продаж, покажите лучше реальные цифры доходов этих корпораций, которые они публикуют в своих ежегодных квартальных отчётах. Иначе получается «плач сквозь купюры» — в отчётах гигантские суммы, а денег якобы не хватает. В-третьих, в таких рассуждениях есть явное введение в заблуждение, когда неудачные финансовые показатели пытаются (с помощью таких интервью с издателями, и рассуждениях в игровом сообществе) оправдать якобы низкой ценой, а не паршивостью выпущенного продукта, который просто не захотели покупать.

А давайте господин Цудзимото будет получать не президентскую зарплату+ пассивный доход с акций, а обычную, желательно нашу региональную. Вот тогда и посмотрим, сколько игры должны стоить.

Ну это уже не новость, это целая мини-«первая полоса» какая-то!

Ну про подписки очень сомнительный аргумент. За подписки платит сам сервис. И если подписки по какой-то неведомой причине повышают стоимость отдельной копии игры в магазине — да идут они в пешее эротическое с такими подписками.

Согласен. Если Игра состоит в подписке — значит огранизатор подписки и распространитель игры пришли к соглашению. Значит или условные Майки заплатили чтобы игру добавить к себе, или я уверен что для моей игры это полезно в любом другом плане.
«Просто так» подвиски не существуют. Они нравятся потребителю, но последнее слово за индустрией, и пока они не отказались от такого способа.

Боюсь, что ключевая проблема на текущий момент заключается также и в том, что при нынешнем низком уровне качества последних релизов игроки, которым уже начали впаривать игры по 70$, но которые не могут хотя бы запуститься на современном железе (даже иногда на самом передовом), не говоря уже про предложение нового опыта в геймдизайне, имеют полное право быть недовольными индустрией в целом и ценниками в частности. Благо для того, чтобы убедиться в неработоспособности игры, двух часов для «рефанда» обычно хватает, и огромное спасибо Steam за это.

Японцы пока что одни из немногих, кто умудряется держать планку качества из релиза в релиз, как по оптимизации, так и по прочим показателям. Правда, они также напихивают в свои игры микротранзакции и пей ту вин (привет, совершенно бессмысленные купоны на оружие за 10 баксов в Resident Evil 4 Remake), но они хотя бы имеют моральное право заявлять о том, что разработка дорожает. Тот же RE4 Remake игра просто восхитительная по качеству исполнения (и даже локализация вышла на удивление обалденная, редкий случай, когда ГГ органично матерится там, где это уместно, что вообще редкость), и это был редкий случай, когда я не пожалел потраченных денег.

А вот какая-нибудь EA, которая выпустила шедевральный Battlefield 2042 и не менее шедевральную в плане оптимизации Star Wars, Take Two с её ежегодным симулятором казин… ооой, баскетбола, какая-нибудь Microsoft, Ubisoft или Blizzard — они такого морального права не имеют, поскольку о своих клиентов частенько предпочитают вытирать ноги, поскорее запуская в производство следующую часть очередной игры.

Поэтому, конечно, господин Цудзимото затронул щекотливую тему, но его компания хотя бы держит планку, чтобы из его уст это звучало не как издёвка. Впрочем, с нынешним активным развитием ИИ, я уверен, что цена в 70$ плюс грязненькие микротранзакции даже в одиночных играх вполне способны продержаться ещё несколько лет как минимум, потому что инструменты для облегчения жизни разработчикам на базе ИИ развиваются семимильными шагами, и эффективность труда конкретного сотрудника в перспективе будет только расти. Я думаю, что ему в первую очередь нужно изучить вопрос увеличения выхлопа сотрудников благодаря современным технологиям разработки, а уже потом, когда совсем припрёт, оттопыривать карманы клиентов с вопросом «есть чо? а если найду?»

Тратят больше денег, но аудитория почти не растёт. Так может стоит тратить деньги более разумно? Кто устроил гонки бюджетов в конце нулевых в погоне за лёгкой рекламой? Кто при этом убил почти все жанры и серии? Рынок уже давно приспособился и выпускают более скромные игры, которые на голову выше большинства ААА поделок.

Есть еще очень большой ньюанс по играм, которые продавали на дисках и сегодня в цифре.
Если раньше ты покупал игру, то эта игра была твоей и никто ее у тебя не отнимет.

А сейчас мы игры в цифре не покупаем, а берем в долгосрочную аренду.
Также неизвестно, что будет в будущем. Сегодня Steam и EGS (если брать только ПК) на коне, а завтра могут обанкротиться и все наши замечательные большие библиотеки лопнут, как пузыри.

Следственно к чему все это. Я как покупатель не хочу тратить большие деньги за продукт, который может у меня спокойно исчезнуть завтра из моей библиотеки по независимым от меня причинам.

Хочу получить памятное фото тех героев, что заплатят подобную цену.

Держу в курсе, у сд дисков тоже есть свой срок годности. Со временем происходит естественное окисление отражающей поверхности, той самой серибристой штуки на куске прозрачного пластика. Даже если диск никогда не использовался и с конвеера сразу попал на полку, то ему всеравно придет габэла.

В цифровых магазинах ты не берешь игру в аренду, ты конкретно ее покупаешь. Ты можешь скачать свою копию на диск и иметь физическую лицензию которую волен устанавливать на любой пк.

Ну и в бред про банкротство стим или эпик стора поверить сложно. Звучит как байка из 00х. Уже раз 500 слышал этот аргумент. Пфф.

Читай также