Марк Дарра (Mark Darrah) работал в BioWare на протяжении 23 лёт. В декабре 2020-го он покинул компанию и теперь занимается собственным YouTube-каналом «Советы от старого разработчика», где делится мудростью с коллегами по индустрии. Вместе с профессиональными рекомендациями там проскакивают и другие байки — например, о судьбе Jade Empire 2.
У Jade Empire 2 сложилась любопытная история: до своей окончательной отмены она успела радикально измениться два раза. Дарра рассказывает об игре в своём свежем ролике, а мы приводим краткий пересказ моментов, наиболее интересных для рядовых геймеров.
Jade Empire 2
- Вторую часть стали планировать сразу после первой Jade Empire. Предполагалось, что игра окажется довольно прямолинейным сиквелом. По сюжету проходило несколько десятков лет, но антураж оставался прежним, без радикальных изменений.
- В первой Jade Empire есть три очень разные концовки, но Дарра не помнит, что с ними собирались делать в сиквеле. Он лишь говорит, что разработчики думали вводить новые народы на западе.
- Для Jade Empire 2 проектировали новые технологии, включая бесшовные загрузки локаций.
- В те времена у BioWare было аж четыре разных технологических процесса для игр на домашних консолях и ещё один для Nintendo DS. Продюсер Jade Empire (не Дарра) посчитал необходимым объединить процессы — таким образом освобождались ценные человеческие ресурсы.
- Техпроцесс франшизы Jade Empire довольно сильно отличался от всех остальных, однако его слили с Mass Effect. И так как Mass Effect строили на Unreal Engine, Jade Empire тоже перевели на этот движок.
Jade Modern
- Где-то после объединения технологий BioWare решила отказаться от антуража средневекового Китая в пользу современности. Вселенная Jade Empire на тот момент ещё оставалась.
- Игра с условным названием Jade Modern базировалась на третьей концовке Jade Empire, где главный злодей побеждал и становился императором Нефритовой Империи.
- Согласно завязке Jade Modern, магию подавляли сотни лет, и теперь она стала возвращаться.
- Протагонист новой игры был членом государственного Подразделения кризисного реагирования и начинал расследовать цепочку странных случаев. Но другой госорган — Императорское агентство безопасности — вмешивался и снова начинал подавлять магию.
- Кульминацией Jade Modern могла стать битва против злодея из Jade Empire, которого воскресили из мёртвых. Впрочем, Дарра предупреждает, что прошло 15 лет — он может неправильно помнить детали.
- Дарре нравилась эстетика, когда магические сущности из Jade Empire становились более приземлёнными в Jade Modern: например, дух панды превращался в криминального босса — обычного человека, в котором о панде напоминает лишь расцветка одежды. По мере того как магия охватывала мир Jade Modern, духи и демоны возвращали свои истинные облики.
Revolver
- Дарра ушёл из команды Jade Empire, чтобы работать над Sonic Chronicles: The Dark Brotherhood для Nintendo DS.
- Пока его не было, от сеттинга Jade Empire отказались. Появилась Revolver — тоже игра про современный город, где подавляют магию, но без привязки к Jade Empire.
- Впоследствии исполнительный продюсер Revolver покинул BioWare, поэтому Дарру попросили вернуться в команду Jade Empire.
- Вскоре после этого Electronic Arts стала закручивать гайки и требовать сокращений персонала. По словам Дарры, это было стандартное поведение для EA образца 2008-го. Увольнений тогда не случилось, но и роста тоже не произошло, хотя несколько лет до этого штат BioWare стабильно увеличивался.
- В том же 2008-м BioWare оказалась в ситуации, когда ей понадобилось нанять больше людей сразу для трёх проектов — Revolver, Mass Effect 2 и Dragon Age: Origins. В одну лишь команду Revolver требовалось 35 сотрудников — игра подбиралась к стадии производства, без дополнительных рабочих рук она не могла развиваться.
- EA не разрешила увеличить штат, и BioWare пришлось поступить иначе: она пожертвовала Revolver и распределила команду игры между Mass Effect 2 и Dragon Age: Origins. Обе считались перспективнее Revolver.
- Судя по словам Дарры, в 2008-м рабочие процессы встряхнули очень сильно: BioWare быстро перешла от одновременной разработки пяти игр всего лишь к двум играм, а команду для производства портативных развлечений расформировали. Например, одной из жертв перестановок оказался спин-офф Mass Effect для Nintendo DS.
- Несмотря ни на что, Дарра уверен: рабочие процессы в BioWare были устроены таким образом, что она не могла долго существовать как независимая компания, поэтому переход под крыло Electronic Arts оказался необходим.
- Как вспоминает Дарра, за день до того, как ему предстояло объявить об отмене Revolver, один из продюсеров игры сильно увлёкся работой и задержался в офисе допоздна. Дарра знал, что эта работа окажется напрасной, и тщетно пытался уговорить продюсера пойти домой, но из-за корпоративных правил не мог рассказать причин. И когда на следующий день отмену Revolver афишировали официально, продюсер-трудоголик почувствовал особо мощное разочарование. «Иногда вам придётся быть говнюком из-за ограничений на то, о чём вы можете говорить», — делится Дарра со слушателями.
У Revolver были и творческие проблемы: команда игры слишком сильно заморачивалась с разъяснением игровых элементов — например, почему главные герои не могут ездить на машинах в современном городе или зачем использовать всякие мечи, когда есть огнестрел. По мнению Дарры, это вопросы, на которые не нужны ответы, поэтому стоило ограничиться простыми объяснениями, а не тратить время на проработку ненужных деталей.
Впрочем, Revolver Дарре нравилась. По его словам, игру отменили именно в тот момент, когда она выглядела как никогда хорошо. Если бы команда получила ещё 35 человек, то она бы наверняка дотянула Revolver до релиза и выпустила отличную игру. Хотя разработчик признаёт, что это может быть всего лишь ностальгия и взгляд через розовые очки: никто не узнает, какой получилась бы финальная версия Revolver на самом деле.
В этом году сотрудники BioWare о Revolver уже вспоминали: арт-директор BioWare Edmonton выложил массу рабочих иллюстраций и сопроводил их комментариями.
Лучшие комментарии
Очень хотел бы, что бы версия Jade Modern все таки вышла. Не хватает в играх этого стыка киберпанка/современности с фентези, с ходу могу только серию Shadowrun вспомнить (последняя часть которой вышла уже считай 6 лет назад и про новую часть особо даже слухов не ходит)
Последние арты Revolver'а прям чистый Shadowrun. Такого действительно сильно не хватает, как и нормальной киберпанковской RPG в целом. А авторы Shadowrun'а какой-то «хоррор» делают, тем временем.
*F in chat для Jade Empire 2 ребята.*
А если серьезно крайне жаль. оригинал безумно понравился в свое время очень хотелось бы продолжения. но увы
Крутая первая часть была, проходили с удовольствием!!! Верим и надеемся на воскрешение!!!
По описаниям почемуто сразу вспомнил Самурая Джека
Да я и от первой то не в восторге.