4 сентября 2021 4.09.21 118 13K

Бывший глава PlayStation обеспокоен будущим игровой индустрии

Журналист Джейсон Шрейер (Jason Schreier) побеседовал с бывшим руководителем Sony Interactive Entertainment Worldwide Studios Шоном Лэйденом (Shawn Layden), который посвятил работе в компании около 30 лет. В разговоре экс-директор выразил опасения по поводу будущего игровой индустрии, а также назвал причину ухода из Sony.

Завершение карьеры в Sony

В 2019 году СМИ писали, что Лэйден покинул свой пост из-за внутренней борьбы за власть между ним и текущим главой PlayStation Джимом Райаном (Jim Ryan). Как оказалось, проработав в компании столько лет, Лэйден попросту начал выгорать. Он отмечает, что при нём вышли одни из самых высокооценённых игр десятилетия, например Horizon: Zero Dawn и God of War. Достигнув такого пика, он решил уйти на высокой ноте:

То время мне казалось самым подходящим, чтобы позволить следующему поколению вывести на рынок PlayStation 5… И я был рад этому как никогда.

Распрощавшись с Sony, Лэйден перешёл в развлекательную компанию Streamline Media Group, где занял должность советника.

Шон Лэйден.
Шон Лэйден.

Будущее игровой индустрии

Шон Лэйден считает, что сейчас индустрия движется по неустойчивому пути. Стоимость разработки игр растёт: когда Лэйден был у руля, бюджеты последних его проектов достигали $100 миллионов за каждый. Он не исключал вероятность того, что на PS5 траты будут только увеличиваться.

«Если мы не можем остановить рост кривой затрат, то всё, что мы можем сделать — попытаться снизить риски», — говорит Лэйден. Подобная ситуация приводит к засилью сиквелов и бесконечному потоку ежегодных релизов устаревших серий. В качестве подобных «вездесущих франшиз» он приводит Call of Duty и Madden.

Кроме того, по его мнению, каждый издатель гонится за трендами, что приносят миллиарды долларов, будь то Candy Crush, Roblox или Fortnite. «Так получается, что в итоге в живых останутся 3-4 узконаправленные игры или их разновидности, а разнообразие будет вытеснено», — считает Лэйден. Его бывший работодатель подходит под описание, поставив во главе угла блокбастеры.

Экс-руководитель SIE Worldwide Studios признаёт и свой вклад в текущую ситуацию. Дорогие и графонистые игры по типу Uncharted 4 подняли планку качества для всей индустрии, а это неизбежно приводит в удорожанию разработки.

Лэйден надеется, что Streamline удастся выровнять баланс игр, сделав упор на их разнообразие, что в итоге должно потеснить тяжеловесов, устроившихся на верхушке. «Моя цель в последнем акте своей карьеры — привлечь больше людей к созданию игр со всего мира и показать большему числу людей, как классно играть в видеоигры», — признаётся Лэйден.


Лина Скорич
Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Sanitariys 4 сентября 2021, 22:52

Меня ничего не беспокоит, все циклично, в один прекрасный момент такие тренды и игры в принципе надоедят людям,  продажи упадут, может быть не сразу, но индустрия получит удар по яйцам и как только начнутся убытки и кризисы — то относительно быстро все придёт в норму. 

В этом суть капитализма, какую бы дичь он не сделал,  как только рынок падает — все кто делал говно — отмирают и из пепла возникает что-то новое и лучшее.

В конечном итоге  реальность такова что  хороший доход приносят только хорошие продукты — и как бы издатели не хотели все заменить конвейером и использовать тренды и SJW активизм для прибыли — это так и останется сомнительной временной мерой.

Эльман Гусейнов 5 сентября 2021, 1:00

Ты прав, стандартизация уже здесь. У Ubisoft и ЕА существуют огромные банки данных, из которых их команды берут ассеты для новых проектов ради удешевления производства и сокращения сроков разработки. А люди, которые всё это делают стали учиться в появляющихся университетах, где изучают то, как делать «правильно» и как «неправильно». Если раньше многое держалось на самоучках и фриках, готовых сверстать движок у мамы в гараже (всё-таки Джон Кармак — легенда), то сейчас в индустрию идут за деньгами, всё меньше готовы рисковать и придумывать новое.

Aptemm001 5 сентября 2021, 5:01

Да вот хрен его знает. 10 лет назад индустрия тоже была далеко не огонь. Кругом одно оказуаливание и «оконсолевание», правили балом халтурные коопы, социалочки и все такое. Вспомнить только максимально казуальный Dungeon Siege 3, который выпускали не кто-нибудь, а Обсидианы. Assassins creed уже тогда была дойной коровой, как и Call of duty. Да что уж там, Dragon age 2 вышел 10 лет назад, так что тогда индустрия тоже была так себе.

AAA игры имеют совсем уж раздутый бюджет и требуют максимальной окупаемости, иначе разработчика ничего хорошего не ждет, а для этого нужно делать продукт для максимально широких масс. Лучший пример того, почему компании так делают — Prey (2017). Вроде хорошая игра, но продажи — мизер. Нельзя сделать хорошую игру «не для всех» за большие бабки и рассчитывать на большую отдачу, а за бесплатно никто делать игры не будет, кроме совсем уж энтузиастов.

При этом, хотя крупные компании вроде тех же Юбиков действительно идут не туда, я не разделяю мнения, что индустрия прям совсем скатилась. По крайней мере, если на минутку вспомнить, что кроме AAA есть и другие игры. За последние ~10 лет так-то произошло и много хорошего. У нас произошло и возрождение классических RPG (Divinity, Pillars, Pathfinder, BG3, Wasteland, Disco Elysium), и хардкорные Souls и Soulslike игры, и настоящий расцвет инди. Даже шутеры помаленьку возвращаются к истокам (DOOM, Wolfenstein).

KonoBiriBiri 5 сентября 2021, 0:49

Если посмотреть куда индустрия пришла за последние 10 лет, я бы сказал, что она безусловно идёт куда-то не туда. Прям совсем не туда. А кто-то скажет, что не идёт, а уже пришла. В большую «Ж».

Nicklz 4 сентября 2021, 23:24

Мне честно не хватает тех времен когда крупные проекты грубо говоря мерились, извините за выражение, письками.
Кто лучше сделает освещение, воду, физику, сюжет или еще чето. Щаз, по крайней мере для меня, все как то стало выглядеть одинаково, то бишь появление стандартов, что оно выглядит так и не как иначе, хотя возможно я просто уже зажрался.
Да и не хватает еще того чувства праздника от выставок Е3, gamescom, все сливается чуть ли не за месяц до показа, в общем никакого сюрприза и интриги(

Aptemm001 5 сентября 2021, 5:13

Такое уже было в 1983 году. Рынок схлопнулся, разработчики, штамповавшие говно в невиданных масштабах, ушли. Рынок не просто не умер с концами, а прямо-таки переродился с приходом NES и тех самых «ламповых времен».

Обычные игроки банально не могут все разом забить на игры, значит, будет спрос, а значит, будет выгодно делать предложение. Другое дело, на что будет этот спрос — на тупые казуалочки или на что-то более интересное?

70velebi 5 сентября 2021, 1:50

ну вообще в последние годы — начинает. Сейчас выходит много годных игр и в инди сегменте, и в крупном. Из самого свежего — Pathfinder: Wrath of the Righteous

ShaMarinka 5 сентября 2021, 9:30

В настоящее время говорить, что схлопнется индустрия видеоигр, это все равно что говорить, что схлопнется индустрия кинематографа. Это настолько огромный и изначимый рынок сейчас, что никуда он уже не денется, а будет только развиваться, какие бы там кризисы не случились.

Бювет Липецкий 5 сентября 2021, 11:20

Как геймер, играющий систематически в игры уже более 30 лет, могу с пафосом диванного аналитика авторитетно заявить, что не раз, за этот довольно-таки большой период времени, «хватался за сердце» не без оснований полагая, что игрострой катиться к тотальному оказуаливанию и обезличиванию. Но на каждом этапе развития видеоигровой индустрии, раз за разом, появлялись игры, которые всенепременно возвращали «веру в человечество»!) Уверен, что тоже самое происходило и с живописью, и с музыкой, и с кино. Просто наша индустрия ещё очень молода, (самому первому наскальному рисунку более 40К лет)), поэтому её немножечко шатает, как ребёнка только что научившегося ходить) Уверен на 100500%, что за видеоиграми большое и светлое будущее, может быть даже более серьёзное и значимое, чем мы можем себе сейчас представить...

MoNoLiT90 5 сентября 2021, 4:58

Дорожают только игры ААА-уровня, из-за стандартизации проектов, как было сказано выше. И это идет параллельно с тем, что инструменты для создания игр стали доступней для обычных людей. Ведь из-за этого выходят куча разных инди, которые бывает и несут новые идеи в индустрию.

wintermute 5 сентября 2021, 20:42

А когда вообще выходили ААА-симуляторы? Это же всегда нишевый жанр был. Только автосимы в ААА обычно выбирались, но ситуация с ними вообще не поменялась. Как выходили раз в 5 лет гран туризмо и еще парочка менее громких тайтлов, так и выходят.

DraculaBLG 5 сентября 2021, 15:55

«Оконсолевание» — неверный термин. Все дело в такой туке как User Experience Design aka Дизайн Игрового Опыта. Смысл этой штуки в том что бы максимально снизить негатитвный опыт от игры, исключив все раздражающие элементы, в том числе и те что вызваны ошибками самих игроков. Многие игроделы в конце нулевых и начале десятых чрезмерно увлекались этой, с позволения сказать, наукой, вследствие чего мы и получили то самое «оказуаливание».
А консоли тут не при чем. Не будем забывать что игры, ознаменовавшие ошибочность этого пути, такие как Demon и Dark Souls так же зародились на консолях.

Вообще же игровая индустрия встала на те же рельсы, по которым уже достатночно давно катится индустрия киношная. Сперва постоянные эксперименты, по которым вычисляется более менее удаячная формула. Потом доение этой формулы пока она всех не задерет, а затем новые поиски. Вот только игровые формулы пока выходят более живучими. Следовательно цикл смены формул дольше.

В этом смысле становится понятным и логичным бешеный успех Nintendo Switch, одним из положительных факторов которого и является разнообразие игр.

PrettySad 5 сентября 2021, 17:29

сейчас уже игр которые со старта есть на ПК и не являются ширпотребом выходит не так много, в отличие от обратного, хорошо хоть консольные ААА потихоньку ПК-боярам достаются, а не то было бы совсем худо.

Кто о чём, а убеждённые консольщики как обычно

wintermute 5 сентября 2021, 14:48

Жанры действительно вымирают (симуляторов нет

Вот как раз у симуляторов за последние 10 лет натуральный бум случился. На любой вкус — симулятор вора, кладоискателя, механика, сборщика игрового ПК, водителя поезда, наркоторговца, фермера, дровосека и тд.

darff 4 сентября 2021, 23:55

Так добро пожаловать в инди, где игры в большинстве случаев все ещё исскуство с разнообразием, поэтому и растёт доля таких игр 

PowerCinema2 5 сентября 2021, 20:21

Не вижу проблемы. Да есть конвеер, но всегда будет запрос на то чего конвеер дать не может. Будут появляться студии и делать дорого и для конткретной аудитории, например, Kingdom Come: Deliverance. Вот уже вторая часть делается. Это я любитель рпг просто. Про другие жанры не могу сказать, не интересуюсь. Беседка делает два заведомо шедевра :D киберпанк был клевым

Haru 5 сентября 2021, 16:21

Да и классические point & click квесты не вымерли, а ушли почти полностью в инди (собственно, иначе и не могли, наверное).

Читай также