Игра с отличной боевой системой
Сочная расчленёнка, реалистичные анимации, отзывчивое управление, читаемые атаки, разнообразие тактик и стратегий в применении мечей/знаков/алхимии, перекаты, парирование, два вида ударов, пять знаков и два режима их использования, эликсиры, масла, отвары, способность сочетать ВСЁ ЭТО в разных пропорциях и с разными акцентами, возможность сформировать свой персональный стиль игры и сделать каждое новое прохождение не похожим на предыдущее - я искренне не понимаю, почему игроки ругают ЭТУ боёвку.
Давайте разбираться.
ОСНОВЫ БОЯ
В своём ядре боевая система третьего Ведьмака - это что-то типа боёвки старых Assassin's Creed, но утяжелённой RPG-элементами, или игр серии Batman Arkham, но без полноценного "поточного" FreeFlow. То есть это бои, завязанные на аннигиляции множества врагов с важным элементом "контроля толпы" (т.н. Crowd Control). Мониторинг вражеского окружения - это первичный элемент, который будет присутствовать в каждом сражении (кроме боссов - они проходят по отдельной статье), но чтобы бой состоялся и успешно завершился, необходим второй компонент - игрок, который сам соберёт из широкого инструментария возможностей персональный способ победы.
МЕЧИ
Лёгкий и тяжёлый удары, сочный лязг отпарированной атаки, всех задолбавший перекат (который я настоятельно рекомендую заменить на двойной отскок в сторону для сохранения динамики боя, и вообще перекаты - для слабаков), легендарно имбовые "вихрь" и "разрыв", устраняющие всё живое, пожалуй, даже с излишней простотой, восемь видов бомб для заморозки, поджигания, отравления, ослепления, осколочного урона, блока магических или чудовищных способностей, возможность отбить стрелу на лету, как настоящий ведьмак, и ваншотнуть стрелка, система адреналина, которая позволяет блочить способности врагов выстрелом из арбалета, перераспределять накопленную ярость в энергию для каста знаков или вообще убивать неприятеля на месте с одного удара - весьма неплохое начало.
ЗНАКИ
Вы все их знаете: аард, игни, квен, ирден, аксий - но как много из вас смогли раскрыть потенциал каждого?
Аард позволяет отбрасывать врагов. Им удобно сбивать летающих тварей: сирен, гарпий, куролисков, виверн и прочих, а любого упавшего, в том числе и человека, можно добить одним ударом. Во втором режиме открывается круговой аард, разносящий всё на 360° (а ещё можно прокачать его дальность и даже навесить немного урона) - и это вообще мой любимый знак в игре.
Игни даёт возможность наносить урон огнём и поджигать вражин. И да, это не одно и то же. В первом режиме этот знак - просто небольшая поддержка для основного урона с мечей, но во втором ты можешь сносить огнём в лицо от четверти до трети вражеского здоровья, а поджог дезориентирует людей, чудовищ и даже боссов, лишая их защиты и с определённой вероятностью вводя тех в станлок. В игре много врагов, против которых огонь весьма эффективен.
Квен - защита. Вроде бы, ничего особенного: один любой удар ведьмак может пропустить. Но что, если слегка модифицировать его? Ты можешь через прокачку сделать так, чтобы квен отбрасывал врагов после того, как они нанесли тебе удар, отправлял их в нокаут или вообще перенаправлял на них часть нанесённого урона. Второй режим знака позволяет удерживать защиту постоянно, тратя лишь часть общей энергии, и при всех описанных плюшках ещё и лечиться от вражеских ударов, а при отпускании знака - накрывать супостатов взрывной волной.
Ирден образует на земле круг знаков-ловушек. Большинство наверняка использовало его лишь на бестелесных призраках, которых нельзя ранить вне этого круга. Тем не менее, с прокачкой открываются интересные перспективы. Как тебе вариант бить супостатов молниями и на время замедлять их? Или чтобы знак сбивал все летящие в тебя снаряды, а существам в круге постоянно наносил урон? А ведь ещё можно поставить более мощную ловушку из второго режима, несколько ловушек в принципе, и я вообще охренел, когда увидел, что один только этот знак способен разваливать целые отряды без вмешательства ведьмака.
Аксий позволяет получать контроль над существом. Большинство опять-таки едва ли использовали его за пределами диалоговых реплик. И тут я могу понять: аксий, пожалуй, самый слабый знак из всех. Нет, его ещё вполне эффективно можно использовать для того, чтобы станить противников (даже без углублённой прокачки) с последующим смертельным ударом. Ещё им весьма удобно одолевать любителей закрываться щитом. Но вот второй режим с превращением врага в союзника - откровенная ерунда: глупый ИИ новоиспечённого соратника и смехотворно малое время контроля над чужим сознанием просто не располагают смотреть на этот режим как на что-то серьёзное. Тем не менее, и этот знак в своей базовой комплектации может помочь, а альгулей без его помощи одолеть вообще едва ли получится.
МЕЧИ+ЗНАКИ
Обе ветки способностей Геральта предоставляют отнюдь не малый простор для боевых возможностей, но самый сок - это элегантный смертельно опасный танец, в котором ты используешь всё и сразу. Лёгкий удар плавно перетекает в отскок, рука кастует ирден, безопасное пространство помогает выиграть время и продумать следующий ход. Резко нападает бандит с мечом - парируешь, добиваешь тяжёлым ударом, тем временем на тебя надвигается толпа врагов - разносишь их аардом: упавших на землю можно проткнуть, и они больше не встанут. Летящий издали арбалетный болт успешным рикошетом о меч летит обратно адресанту, а поднявшиеся с земли получают бесплатное фаер-шоу и струёй огня в лицо. Ловкий топор щитника разбивается о заранее подготовленный квен, это отправляет самонадеянного глупца в нокдаун - кастуешь аксий и убиваешь одним ударом. На тебя бежит новая волна врагов? Кидай бомбу "северный ветер", заморозь, а потом добей всех. И последнего оставшегося раздери выстрелами из арбалета. Настоящий ролевой экшн! После всего этого я натурально чувствую себя ведьмаком, который не просто супергерой и убийца чудовищ, но молниеносно мыслящий стратег, всегда планирующий наперёд свои следующие шаги и взвешивающий альтернативные варианты. А ведь я всего лишь расписал один возможный сценарий на сотни самых разных ситуаций и самых разных угроз.
И это я не берусь описывать то, насколько крутые и правдоподобные анимации сделали Геральту, что их реально может повторить человек, занимающийся фехтованием (отбить стрелу, кстати, тоже возможно), то, насколько круто отрывать людям и монстрам ноги/руки/голову, разрубить наотмаш тело от ключицы до пояса со смачным звуком и что такого ДО СИХ ПОР не делают в современных проектах, то, насколько отзывчиво управление ведьмаком (по крайней мере, на клавомыши) - я играл в игру на трёх разных системах, в пиратку и лицензию, с патчем 4.04, в версию 1.31 и в старую ревизию августа 2015 года, и нигде никогда у меня Геральт не делал того, что я бы ему не скомандовал на контроллере, - то, что, даже если вырубить весь игровой интерфейс, анимации врагов скажут тебе всё о их дальнейших действиях, и любая твоя ошибка - это персонально твоя ошибка, а не кривость игры, то, насколько тут огромное количество самых разных монстров с самыми разными особенностями и нюансами тактики их устранения.
АЛХИМИЯ
А это ведьмачье подспорье, - коморка с эликсирами, маслами и отварами. Вещь, которую многие сочли ненужной (ибо зачем этим пользоваться, если можно всех прокликать через квен и перекаты) вопреки завету Весемира. Алхимия в игре, конечно, не основа выживания, как в двух предыдущих частях, но тем не менее весьма полезна.
Эликсиры в книгах - штука первоочерёдной полезности, но и в играх CD Projekt RED постарались крепко вкрапить их в боевой арсенал Геральта. Пройдёмся по всем имеющимся. Ласточка восстанавливает здоровье со временем + за каждого убитого врага. Неясыть восстанавливает энергию для знаков, действует всю ночь (топ 1 по важности эликсир, если играть через знаки, как я и люблю это делать). Гром увеличивает силу атаки, даёт 100% шанс критического урона во время бури. Зелье Петри увеличивает мощь знаков + сопровождает их всякими приятными бонусами. Лес Марибора ускоряет восполнение очков адреналина (про эту систему писал выше, её можно использовать и для мечей, и для знаков). Иволга нейтрализует яды и на макс. уровне превращает яд в лечение (против главоглазов - суперполезная штука). Чёрная Кровь вызывает кровотечение у вампиров и трупоедов, и кроме того, эти существа получают урон каждый раз, когда бьют ведьмака. Пурга - замедляет время каждый раз, когда Геральта собираются ударить (звучит прикольно, но есть проблема с тем, что время действия эликсира очень короткое, и по факту штука малополезная). Полнолуние поднимает Ведьмаку здоровье на определённое количество единиц (интересно то, что можно выпить несколько таких эликсиров сразу, и каждый из них добавит фиксированное количество здоровья). Ещё в игре есть Кошка, чтобы видеть в темноте, Косатка, чтобы дольше плавать под водой, зелье Раффара Белого, чтобы полностью восстановить всё здоровье (бутыльков с ним мало + они весьма токсичны), и Белый Мёд, убирающий интоксикацию и эффекты всех эликсиров (тактически очень полезная штука, особенно, если упираться прокачкой в алхимию).
Масла для мечей - самый обычный вид буста: на последнем уровне прокачки дают +50% урона против любого существа, что весьма недурно. Единственное, что от тебя требуется, это мониторить то, против кого масло предназначается, помнить о классификации чудовищ и по необходимости залезать в бестиарий (что, кстати, тоже способствует ролевому отыгрышу).
А вот отвары - штука уже более интересная. Из некоторых побеждённых мощных чудовищ выпадает их мутаген, который станет ключевым элементом для создания отвара (понадобится он и ещё + всякие травы и алхимические субстанции). Действие отвара, в отличие от эликсира, длится не одна-две минуты, а полчаса реального времени (а отвар из Василиска рассчитан вообще на все полтора). Что делают отвары? Охохох, ну посмотрим: ускоряют выработку адреналина, увеличивают максимальный вес до перегруза, делают мощным один произвольный знак (это, кстати, тот самый отвар из василиска), увеличивают урон с каждой новой атакой ведьмака до окончания боя, увеличивают урон при максимальном здоровье, ускоряют восстановление энергии ясной ночью или когда небо закрыто облаками (да, как ты мог заметить, погодные условия влияют на алхимию и знаки), привязывают получаемый урон к весу снаряжения (чем меньше вес, тем меньше и входящий урон - напоминает философию нищего из Dark Souls), увеличивают критический урон при атаке со спины (это уже бэкстеб, кек), сокращают продолжительность негативных эффектов (нокдауна, гипноза, оглушения, слепоты), увеличивают максимальный уровень здоровья ведьмака с каждым убитым врагом до медитации или быстрого перехода, восстанавливают здоровье Геральта от урона, который он наносит врагам, и это я даже половины не рассказал...
И всё описанное игра позволяет не только единовременно применять, но и смешивать в разных пропорциях в зависимости от задачи, которую себе ставит игрок.
СИНЕРГИЯ
"Лучше найти сына в дочке, чем дочку в университете..." ладно, не к месту юмореска. Как ты успел заметить по тексту, строгого разделения веток в игре нет, потому что каждая из них - это кусочек конструктора, тяготеющий к чему-то большему. По факту тебе нужны не мечи/знаки/алхимия, а всё и сразу, но ты волен выбирать пропорции. Можно углубить лёгкий удар и критический урон от него и параллельно жечь морды врагам вторым режимом игни и разбрасывать нападающих прокаченным квеном, предварительно переделав адреналин в энергию знаков. Можно вкачать лёгкий и тяжёлый удары вместе, а дополнить всё имбовыми маслами и отварами-модификаторами так, что знаки не понадобятся вовсе. Можно вкачать один-единственный перк на улучшение метаболизма и лечить Геральта буханками хлеба. Можно интенсивно кромсать врагов только мечами или проявить более тонкий подход и расширить возможности ведьмака через алхимию. Можно забить на всё написанное, найти лабораторию Моро в DLC Кровь и Вино и там сделать себе расчленяющий аард, который вкупе со вторым режимом знака позволяет буквально разрывать толпы врагов на части, даже не доставая из-за спины меч. Чёрт, даже опциональные арбалет и бомбы можно использовать в качестве основы для билдостроения.
Да, ты можешь втупую вкинуть очки в перекат + вихрь и юзать квен, методично закликивая всё на своём пути, а потом жаловаться, что тебе скучно. А ещё можешь в MGR приобрести палку-нагибалку Мистрал и разносить игру на харде без малейшего челленджа. И во втором Принце Персии задалбывать всех врагов базовыми приёмами, так и не раскусив десятка страниц со всеми боевыми способностями. И в Batman Arkham забить на числовые значения комбо, поставив себе целью просто одолеть всех противников на арене. Это примитивный подход, не позволяющий раскрыть потенциал боевых систем. Да и Ведьмак - всё же RPG, а не Cuphead с чёткой прогрессией и кривой сложности.
Важно не то, что Ведьмака можно пройти на изи, важно то, что Ведьмак позволяет сделать себя интересным.
К сожалению, понимания или усердия хватает далеко не всем.
ЧТО С ВЕДЬМАКОМ НЕ ТАК?
А не так всё только у людей с дарксоулсом головного мозга, которые не смогли вкурить прелести боёвки Ведьмака. Самое смешное, что эти же товарищи с высокой долей вероятности не смогли вкурить и боёвку Дарк Соулса.
Что из себя представляет боевая система ДС? Лёгкий удар, тяжёлый удар, оружие в обеих руках, защита (зачем она вообще нужна?), парирование (применяется в редких случаях, в основном на серебряных и чёрных рыцарях; а, ещё Гвина с Пурсьюэром можно запарировать), бэкстабы (оверредкий прикол, почти не используется) ииии ПЕРЕКАТ. Ещё в ДС есть кольца-модификаторы, разные мувсеты (тип длинным копьём с характерной анимацией проще доставать крыс из узких тоннелей, чем огромным дрыном, который будет биться о стены), по мелочи ещё какие-нибудь ролевые приколы - вот и вся "глубокая и проработанная боевая система". Прямо-таки необъятная, я бы сказал. А, ещё можно играть за мага, но на него всем пофиг, ибо дрочить врагов издали магическими стрелами - приятность на уровне вопросиков со Скеллиге. Но это ещё не самое смешное. Самое смешное в том, что, я уверен, абсолютное большинство играет в ДС наитупейшим паттерном: удар-перекат-удар-перекат-удар-перекат-удар - и так до победного. Да, надо ещё вражеские тайминги атак подучить, да стаминку мониторить - вот и весь хвалёный "хардкор".
Мне решительно не понятно, что при таком примитивном стиле игры могло не понравится в Ведьмаке фанатам Дарков? Сложности нет? Её и в Дарк Соулсах нет, когда научишься в них играть (хотя, возможно, среди фанатов ДС живут латентные казуалы, хмм...). Не, не спорю, изучать разное оружие и мувсеты, думать над его стратегическим применением в разных ситуациях, подбирать броню и кольца под конкретные задачи и т.д. довольно интересно. Но, вот что-то мне подсказывает, мало кто над этим запаривается (во многом потому, что вся игра на изи проходится вышеописанным паттерном). Да и если можно поизучать боёвку Дарков, почему бы и в Ведьмаке не потестить разные возможности? Понятно, что Тёмные Души в совокупности будут лучше проработаны в этом аспекте, но это, блин, и боёвкоцентричное RPG - что в этом странного? Про сравнение одного с другим - вообще без комментариев. Линейную метроидванию с фиксированным положением врагов и дуэльными сражениями уподобить а-ля freeflow системе в открытом мире с крауд-контролем и ориентацией на массовую резню - это, конечно, надо иметь +2 извилины и +1 хромосому. Как фанат ДС, подтверждаю, что у нас есть и то, и другое.
Единственная адекватная "претензия" Ведьмаку - то, что игра и вправду несложная. Но это не проблема Ведьмака - таковы современные реалии: я тоже жалею, что сегодня игрока не бросают на карту с врагами без объяснения механик, прокачки, инструментов, эквипы и т.д., чтобы тот на практике разбирался со всем сам, а до тех пор ошибался и умирал. Что, не хотел бы такого? Жаль, я бы хотел. Ну вот мы и выяснили причину оказуаливания. Мне данная особенность современности не сильно мешает, и если предъявлять Ведьмаку за казуальность (я бы Вичеру, скорее, за упрощённую алхимию предъявил, но да ладно), то тогда уж предъявлять её 99% всех продуктов эпохи в принципе, ибо реально сложных среди них - единицы.
Короче, Ведьмак 3 - всё ещё 10/10 и лучшая игра десятилетия. А все несогласные помещаются в вольер для инакомыслящих нормисов, которые думают, что они нетакуси, но на самом деле они просто ленивые нормисы, которым не хватило ни сил, ни ума разобраться в матчасти.
P.S. Если интересно, в этом блоге я объяснял, что и боёвка первого Ведьмака отнюдь не примитивна.
Лучшие комментарии
Я прям на 99%* люто согласен с обзором.
Я бы добавил, что в Ведьмаке для большего удовольствия не использовал пару имбовых механик. Например Квен можно прокачать так, чтобы он не просто блокировал урон, а еще и лечил. Я когда это понял купил зелье перераспределения очков и убрал вообще ветку Квена. Пользоваться смесью Аарда, Игни и Ирдена намного веселее. И ты это все прекрасно описал. Именно различные билды позволяют играть сотни часов время от времени меняя геймплей и наслаждаясь разнообразием.
А любителям прям совсем Хардкора можно посоветовать не брать Вихрь и усиленный удар, оставив базовые удары с мечами и знаки, второе прохождение буду делать именно так.
* не понял юмореску вообще. Может это какая-то цитата из игры, но я не помню такую. В любом случае дочка в университете это как раз хорошо.
Да, с Синергией мимо меня прошло. Современные мемы требуют знания контекста.
Пасиб за поддержку)
В целом да, большинство просто сразу вкачало вихрь и решило, что боёвка — говно. Глубокая аналитика из интернета, ничего нового. Сколько ни играл в Ведьмака, я всегда старался тестить новое и разное — это просто интересно, и меня удивила реакция комьюнити на боевой аспект игры. Притом, когда я поиграл в Дарк Соулс, ситуация стала только запутаннее, потому что я не понял, ачо такого необъятного в боёвке этой серии? Не, там есть свои приколы и интересности, но… я их и в третьем Ведьмаке находил) Кароч, как я понял, отдельных персон нужно бить воображаемой палкой, потому что внутренней мотивации самим разбираться в чём-то у них нет. И для этих людей единственным мерилом «качества» геймплея выступает сложность — потерянные души, эх.
По юмореске, это древний форс про дерьмовый университет «Синергия», и была шутка «лучше найти дочку в университете Синергия, чем сына в дочке». Собственно, я этот прикол просто ревёрснул и добавил, потому что в тему со словом синергия, да) Если нужен контекст:
Оп-па, один триггернулся. Значит, я написал всё не зря)
А вообще интересно, в каких играх не посредственная боёвка и как это вообще определить?
Неплохая была попытка обелить эту посредственную боевку и какой же претенциозный пук с подливой себе в штаны в концовке отзыва с какой-то гиперфиксацией на фанатах дарксоулса и их любовью к сложности
Расписать очевидные вещи, но приписать им важности больше чем она есть на самом деле ≠ перестать быть нормисом