Ну, вот мы и вернулись наконец-то к истокам. Последняя на данный момент серия про похождения Сэма оказалась самой удачной именно в плане возвращения к тому, чем и является игра - единственным FPS на больших пространствах с ордами противников. Это есть главное ядро всей серии, главная уникальность игры, которая выделяет Serious Sam на фоне остальных.
Это понимание пришло не сразу, а фактически в момент прохождения последней части Сэма. Именно в этом момент я осознал суть всей серии и почему она популярна. Когда я писал свой отзыв на самую ужасную часть серии - Serious Sam 3 - я лишь интуитивно понимал, что третья часть - мусор, но я не осознавал, почему мусор. И только теперь до меня дошло, что Serious Sam - это не туннельный шутер, а это шутер на больших пространствах и когда на тебя бежит не два-три врага как это имело место в Serious Sam 3, а целая орда. Я не хочу сказать, что огромные пространства должны бы на протяжении всей игры, разумеется, но это точно не должно быть доминирование туннельных локаций, как это было особенно заметно в третьей части. В Serious Sam: Siberian Mayhem самые красочные и масштабные бои происходят именно на широких просторах, и в этот момент понимаешь, чем отличается Serious Sam от всех остальных игр данного типа. Оружие и отстрел врагов также имеет значение, но уже вторичное (впрочем, внешний вид врагов так же стал визитной карточкой этой серии).
Итак, локации. Да, они получились у разработчиков, во-первых, совершенно разными, благодаря чему не возникает усталости от однообразия. Несмотря на то, что в Siberian Mayhem мы всё ещё не может разрушать никакие постройки, а многие объекты на локациях повторяются, не создаётся усталости от однообразия этих объектов, что так часто случается с играми, которые не могут потратить изрядного времени на разработку деталей. Самым ярким таким примером являются игры Terminator: Resistance, System Shock, Hard Reset и Shadow Warrior, которые меня утомили именно своей однообразностью локаций. Я понимаю, что это сверхзадача для разработчиков, имея подобную ситуацию так воспользоваться имеющими возможностями, чтобы создать увлекательный экш и при этом спроектировать локации интересно и уникально, т.е. чтобы создавалось ощущение, что мы движемся, а не топчемся на месте в одной и той же локации. И вот Serious Sam: Siberian Mayhem это удалось. У меня вообще не возникло ощущения повторяющегося ландшафта. Такое чувство, что каждая карта – уникальна. Это большая редкость и большое умение программистов. А что касается внешнего вида локаций, то я оценил юмор разработчиков, мне он очень понравился и я также оценил идею доведения до абсурда те клише и ту «клюкву», что используется при создании разных произведения связанных с Россией и русскими. Да, не стоит это воспринимать как нечто что пытается на полном серьёзе отобразить русскую культуру. Serious Sam: Siberian Mayhem отображает именно клише о России и русских и доводит идею до полного абсурда. Конечно, возможно кто-то из игроков воспринял всё серьёзно, но лично я увидел стёб над некоторыми иностранцами, когда те начинают презентовать Россию и её культура как они это видят. В общем, стёб получился качественным (но уверен, не все это поняли).
Многим может не понравиться, что в последней части не было добавлено почти ничего нового, но у нас и не 5 часть серии, а лишь отдельное дополнение. Тем не менее, игра радует нас новым оружием и новыми соперниками. Новые враги мне понравились, ибо они не только по-иному выглядят, но самое главное, у них совершенно другое поведение, что так же является большой редкостью, ибо часто разработчики используют просто иную анимацию, внешний вид. Здесь же именно другое поведение, другой способ ведения боя. Старые противники так же никуда не делись, что так же радует, ибо они являются неотъемлемым элементом самой серии. С другой стороны, разработчики правильно сделали, что не стали возвращать так ненавистных мне жуков и обезьян из третье части (да, я часто упоминаю третью часть серии в негативном ключе, но мне действительно Serious Sam 3 не понравилась очень и очень сильно и я считаю её самой худшей, неудачной из всех частей).
Что касается вооружения Сэма, то оно всё также разнообразно и полезно, за исключением, пожалуй, пистолетов. Впрочем, как я понимаю, это дань моде и самый лёгкий способ ввести игрока в игру (так что я не считаю нужным от них избавляться полностью, они важный элемент... атмосферы, что ли). Тут нужно отметить, что у разработчиков отлично получилось поработать над оружием, ибо опыт стрельбы из него просто бесподобен, в рамках концепции Serious Sam, конечно. Но приятно, что разработчики понимают, как создать оружие, из которого приятно отстреливать врагов, да и внешний вид тоже существенно влияет на восприятие от стрельбы. Наша пушечка (Cannon) продолжает быть с нами и за это мой респект разработчикам. Уникальность и узнаваемый стиль - то, что делает игру легендарной. Главное не забывать это.
Про историю (сюжет) я сказать много не могу, но я рад, что разработчики вернулись к концепции не серьёзность, юмора и абсурда. Всё же видеть Сэма серьёзным, как это было в треклятой третьей части, было мне невыносимо. Serious Sam - игра, в которую заходишь за позитивом, за юмором, когда хочется расслабится от всех треволнений реального мира. Поэтому я могу с уверенностью сказать, сто Serious Sam - самая позитивная игра жанра FPS, которая была когда-либо выпущена. Да, среди всего это кровавого месива, что делает Сэм, эта игра является самой позитивной. И вот за то, что у разработчиков получилось создать и поддерживать этот парадокс почти во всех сериях, хочется сказать им спасибо. В нынешнем мире очень сильно не хватает таких вот абсолютно позитивных игр, особенно в жанре шутера от первого лица. Что касается места действия, то я оценил сеттинг, в особенности избушку на курьих ножках, но моя оценка не сильно основывалась на сём факте (место действии). Если бы действие происходило бы в какой-то другой стране, я бы так же поставил высшую оценку. Ах да, разработчики правильно понял, что излишне широки пространства, как это имело место в 4 части, тоже не самая хорошая идея, поэтому тут мы уже не видим огромнейшие поля и леса, что были в четвёртой. Что опять же приятно, ибо разработчики реагируют на то, что игрокам приходит по душе, а что нет.
В заключении я хотел бы отметить, что лично мне не хватило и что я думаю, может появиться в пятой части серии. Мне не хватило разрушаемости объектов. Я не знаю, возможно ли это вообще реализовать на данный момент в контексте серии Serious Sam, ибо возможно графической карты для этой задачи просто не появилось ещё, т.е. видеокарта, которая бы смогла справиться и с огромным количеством врагов, которые разлетаются на множество мелких частей и на объекты которые также бы разлетались на множество разных частей. Но как мне кажется именно этого и не хватает. Пятая часть серии должна определённо предложить что-то новое, чего не было в предыдущих частях, и при этом сохранить все главные и основные элементы этой игры, сам её дух и стиль. Пожалуй, это серьёзная работа для тех разработчиков, кто возьмётся за пятую часть серии, если это не будет неким аналогом дополнения типа Siberian Mayhem.