135 2 72 34
Heroes of Might and Magic II: The Price of Loyalty

Рейтинг игры

4.2 159
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Heroes of Might and Magic II: The Price of Loyalty

Дата выхода
30 апреля 1997
Разработчики
New World ComputingCyberlore Studios
Издатель
The 3DO Company
Платформы
PC

Статусы друзей

Авторизуйся, чтобы увидеть оценки твоих друзей

Отзывы 3

+1

Странно, но в моём детстве никто ни о первых Heroes of Might and Magic (HMM) ни о вторых не говорил (на слуху были игры типа Warcraft 1-2, Diablo, Doom, GTA 1-2). Такое чувство, что слава и звание легендарной игры пришла только к HMM 3, оставив без внимания основной каркас, те самые HMM 2. Под каркасом я имею в виду то, что (отчасти) первые и вторые HMM являются HMM 3 из которых выпотрошили 60-70% всего того содержания что имеются в легендарных HMM 3. Более того, для середины и конца 90-ых, то, что предложила серия Heroes of Might and Magic является довольно уникальным контентом. Если бы у меня были бы вторые HMM в то время, думаю, я бы всё время проводил в них. Так почему же ни первые, ни вторые HMM не появились на российском рынке? Почему ни первые ни вторые HMM не получили никаких наград (награды ушли таким играм как Civilization II и Command & Conquer: Red Alert)? Почему сегодня эти игры не являются "золотой классикой"? Потому что и первые, и вторые HMM являются не до конца проработанной игрой. Это черновик, a draft. Если для конца 90-ых вторые HMM и могли быть "WOW",  то вот сразу, как только вышли HMM 3, предыдущие части в тот же миг отправились на свалку компьютерной истории. И это не только абсолютно правильно, но и логично.

Если сравнивать HMM 2 с легендарной третьей, то тут важен даже не факт легендарности третьей части, а факт технологического устаревания. Наилучшим сравнением HMM 2 с третьими будет видеокарта GTX 1650 с видеокартой 3060. Пользователь может сколько угодно любить, уважать и восторгаться старой моделью видеокарты, но факт остаётся фактом - 3060 лучше по всем параметрам. Если пользователь купил 3060, он уже не вернётся на 1650, что бы там про эту старую видеокарту не говорили бы. Вот то же самое можно сказать и про HMM 2. HMM 2 - это старая версия проекта под название Heroes of Might and Magic. Как HMM 1 уступают по всем параметрам HMM 2, точно так же HMM 2 уступаю по всем параметрам HMM 3. Да, HMM 3 не уступают HMM 4, 5, 6 и 7, ибо третьи HMM доведены, в рамках основной концепции Heroes of Might and Magic, а не только в рамках "красивой картинки", до идеала. Но первые и вторые являются лишь первыми версиями, тестовыми проектами.

Вообще, на примере серии Heroes of Might and Magic хорошо виден путь эволюции этой игры. Вы запускаете первых и вторых HMM и видите карту, замки, героев, противников, метод передвижения (и битвы), ресурсы, сундуки с сокровищами, книгу магии, особые музыкальные темы, которые включаются, когда вы подходите своим героем к соответствующим объектам на карте и многое другое. Всё что мы видим в третьих HMM, мы находим как в самых первых HMM, так и во вторых. Да, вторые HMM более всего напоминают прототип третьих, но одновременно они так же далеки от третьих HMM, как далеки первые HMM. Дистанция первых двух частей просто колоссальная. Прогресс, который совершили разработчики в третьих HMM, поражает воображение, а баланс и разнообразие заставляет забыть о вторых HMM как о пробном шаре.

Я мог бы провести детальный сравнительный анализ вторых и третьих HMM, но считаю это довольно бессмысленной затеей и дело даже не в графике, которая хоть и милая во вторых HMM, но всё же она заметно проигрывает третьим. Дело в одном пункте, который убивает (лично для меня) весь интерес ко вторым HMM (и частично к первым) и этот пункт – баланс (точнее, его отсутствие). Да, с балансом проблемы и в третьих HMM, ибо чёрные драконы с заклинанием Армагеддон выносят практически всё. Однако во вторых HMM заклинание Армагеддон, так же как заклинание Телепортация, получается до смешного просто, ведь количество заклинаний во вторых HMM в разы меньше, благодаря чему мы имеем чуть ли не 100% гарантию, что на карте это заклинание обязательно появится (тоже самое справедливо и в отношении первой части). Я сразу отвечу, зачем это заклинание было добавлено. Заклинание Армагеддон пришло из первой части HMM, в которой это заклинание получается ещё проще и противник ещё чаще его использует, часто во вред себе же. Да, во вторых HMM уже не так просто получить это заклинание, ибо нужно не только "поймать" это заклинание при постройке 5 уровня гильдии, но оно продолжает быть вундервафлей, которая полностью ломает баланс игры. К сожалению, это не единственное что ломает баланс. Да и в целом, о вторых HMM можно уверенно сказать, что балансом тут и не пахнет.

Самый яркий пример, который прям-таки врезался в память, это последняя миссия (которую я так и не прошёл) когда у меня был герой, превышавший по статам героя противника, у которого было около 39 титанов, в то время как у меня было 36 костяных драконов. И что же вы думали, эти титаны как щенков раскидали моих костяных драконов. Это вообще как?! С каких пор у нас существа 6 уровня на голову опережают таких же существ из другого замка (и это притом, что статы моего героя в три раза превышали статы противника - 7 атаки, 6 защиты VS 2 атаки, 2 защиты)? С чего это вдруг одни существа, которые типа как должны быть равными, являются более равными, чем другие? За какие заслуги? Чем замок некрополис хуже замка магов? Мне могут возразить, сказав, что и в третьих HMM есть подобный дисбаланс и что у некрополиса есть вампиры. Да, вампиры у меня в той битве тоже были (74), но титаны их убивали по 22-25 штук за ход и только чудо спасло их от полной гибели (впрочем, статы и им следовало бы подправить, сделав не такими убер-юнитами, впрочем это дискуссионный вопрос). Плюс к этому во вторых HMM, так же как и в первых, всю игру делают исключительно существа 6 уровня. Можно иметь какую угодно большую армию существ 5, 4, 3, 2 и 1 уровня, но существа 6 уровня всё равно будут вне конкуренции. 10-15 существ 6 уровня с лёгкостью порвут пару сотен существ 2 или 3 уровня. В какой-то момент я просто перестал нанимать существа 1-2-3-4 уровней, сосредоточившись исключительно на существах 6 уровня и частично, на существах 5 уровня. Но разве в третьих HMM не так? Совсем не так. К примеру, кобылка из Болота в пух и прах разносит любое живое существо 6 уровня. Василиски тоже сильные, хотя и не настолько как кобылки (но окаменение может зарешать). В целом, существа в третьих HMM не настолько бумажные в битве против существ 6 уровня, какими они были во вторых и первых HMM. И вот это очень правильное решение.

Чем мне всегда нравились HMM 3, а не как это имеет место в HMM 2, это тем, что тут вся стратегия не сводится к быстрой постройке жилища 6 уровня, после которого игра становилась рутиной. В HMM 3, можно врага вынести, не наняв существ 6 уровня, в то время когда у противника их может быть достаточно много (опять же, мой любимый замок - болото - является отличным примером, как средние существа могут спокойно справиться с Архидьяволами или Архангелами или даже Чёрными драконами). В HMM 3 даже существа 1 уровня представляют угрозу, если их тьма. А тут что? Пару выстрелов титанов и нет этой тьмы из сотен существ первого уровня. Итак, какой же промежуточный итог для вторых HMM? Однообразие стратегии, жёсткий дисбаланс и читерство компьютера (сразу отмечу, что это касается лишь пары карт в кампании, следовательно, определяющим не является).

Что я имею в виду под словом "читерство" и как вообще компьютер может читирить? Два случая. Первый случай связан с миссией, где нужно быстрее компьютера найти Грааль. Фишка в том, что Грааль располагается на том месте, где начинает (игру) компьютер. Но не это самое "забавное", самым забавным является то, что компьютер находит Грааль чуть ли не к третьей или четвёртой недели. Я переигрывал раз 10, чтобы понять, где же Грааль может располагаться. Нет, я вовсе не рассчитывал найти Грааль первым, но хотя бы не дать компьютеру это сделать. Мне удалось это сделать только когда я начал рашить соперника, не давая ему найти Грааль (к тому моменту компьютер уже порядком наделал дырок в земле). Забавно, но иногда компьютер находил Грааль (точнее, аналог Грааля), очень быстро, буквально через три-четыре недели, а иногда ему требовалось недели 5-6 и это притом, что во всех случаях он не посещал те обелиски, которые находились на 50-60% оставшейся территории, т.е. той территории, которую контролировал я и той территории, которая была закрыта нейтральными существами (закрывающие проход). Как же он смог отгадать, где находится Грааль? Вот-вот. И я про то же.

Второй момент, это последняя миссия, когда противников против тебя три и у каждого из них по три-четыре замка. Да, я знаю, что это "не проблема", если имеется прокаченный герой, однако тут есть подвох - вражеских героев нельзя убить окончательно. Максимум что они потеряют - артефакты. В итоге, я один раз разбил героя со статами равными моему основному герою, второй раз разбил его же, третий раз разбил этого героя. Обычно, если убиваешь главного героя, то он редко когда появляется снова. Да, от твоей армии уже мало что осталось, но зная, что у противника, даже если и есть в загашнике большая армия, то нет уже этого убер-героя со статами как у тебя, а то и выше. Но во вторых HMM этот принцип не работает. Поэтому в какой-то момент у меня просто не осталось армии. А у него? А у него не только статы росли (хз как, он же постоянно от меня сбегал или погибал при осаде города), но и армия всё увеличивалась и увеличивалась. И нет, это случалось не только на этой карте.

На предыдущей карте я решил уйти в развитие, не решаясь на начальный раш. И что же, помогло? Такой подход в HMM 2 просто не приемлем, но опасен, ибо, чем дольше вы не нападаете на противников, тем выше статы большей части их героев. У моего героя, которого я раскачивал на нейтральных существах, статы были на четверть ниже героя противника, которого я ни разу не видел и который не понятно, откуда вообще появился, т.е. где он так сильно прокачался. Но самое забавное было то, что в самом начале игры у одного из вражеских героев появляется 20 улучшенных конных рыцарей. У меня были существа 1 и 2 уровня, а у противника улучшенные существа 5 уровня, да в количестве превышающих моих существ. Это как?! Да, он не пошёл на мои замки, но он нападает, если мой герой появляется в радиусе его видимости. Да, эту миссию нужно проходить так же - рашить противников. Вся суть вторых HMM это раш, раш и ещё раз раш. Как говорится, нет времени на раскачку. Такого не было ни в третьих HMM, ни даже в первых.

Пример с внезапно возникшим множеством (20) существ 5 уровня, не единственный. В миссиях, которые являются дополнением ко вторым HMM, на третьей миссия я застрял именно по этой же причине. Мы появляемся на самой маленькой карте, где имеются к тому же порталы и на которой есть враг, который уже в самом начале имеем армию, намного превышающую нашу и который с легкостью выносит всех твоих героев. Да, там есть тюрьма, в которой якобы содержится очень сильный герой с армией, вот только чтобы зайти на территорию где располагается эта тюрьма нужно знать пароль, который не понятно где находится и это при том, что в округе бегает герой с армией, которая в два-три раза превышает твою. Наверно как-то можно пройти эту миссию, вот только подобный подход разработчиков к внесению разнообразия в игру, меня совсем не прельщает.

Можно сколько угодно восторгаться милой пиксельной графикой, оперным пением, которое звучит в городах, но сильнейший дисбаланс существ (включая существ 6 уровня), плюс к этому почти 100% доступ к сильнейшим заклинаниям, делает игру крайне неудачной. А факт наличия третьей части, отправляет вторую часть HMM в мусорную корзину. HMM 2, это, прежде всего, те же самые HMM 3, вся разница которых не столь в графике (хотя и она важна), сколько в существенном переосмыслении баланса, включая сложность использования стратегии «чёрные драконы + Армагеддон». Во вторых HMM тотально доминируют существа 6 уровня, которые делают ненужными все остальные существа (за частичным исключением существ 5 уровня). Более того, даже часть существ 6 уровня не особо требуются, если у игрока есть замок с чёрными драконами и/или титанами. И это печально, ведь тогда игра превращается в некий аналог однокнопочных игр, т.е. игр с одним подходом. И вот это и стало причиной, почему HMM 2 не стоят внимания обычных игроков.

Да, фанаты серии Heroes of Might and Magic ещё могут порезвиться, запуская первые две части, вот только доведённая до идеала, это именно третья. Третья часть не только доведена до идеала, но содержит в разы больше контента, чем вторая. И дело тут не только в том, что «чем больше, тем лучше», а в том, что в разы увеличенное количество контента, как например количество героев, заклинаний и пр., позволяет создавать разные подходы, не заточенные под один принцип - существа 6 уровня, а всё остальное игнорим и победа будет за нами (можно раскачать мага, иметь чёрных драконов, но так и не «поймать» заклинание Армагеддон и в итоге понести поражение от раскаченного воина с костяными драконами и вампирами). Грамотная работа над балансом и количественное увеличение всех составляющих Heroes of Might and Magic и обеспечивают вариативность - то, чего всё ещё не было во вторых HMM. Наверно именно поэтому-то HMM 2 так и не стали выдающейся игрой и не получили никаких наград, а были забыты игровым сообщество несмотря на то, что, всё то основное что мы находим в третьих HMM, мы имеем и в первых двух частях. Но именно из-за отсутствия баланса и явной не законченности игры (что в итоге и должно создавать разнообразие), эти части не будут актуальными в качестве "золотой классики".

Золотая классика, это игры, которые логически закончены и где нет продолжения, которое является "более лучшей версией". Есть Diablo 2, но Diablo 3, это уже совсем другая игра. Есть Oblivion, но Skyrim это уже другая игра, а не доработанный Oblivion. GTA 4, это новая часть серии, а не просто улучшенная и доведённая до ума третья часть. HMM 2, это улучшенная версия HMM 1, а HMM 3, это законченная версия HMM 1 и 2. Вот в чём проблема и вот почему HMM 2 так и останутся игрой для любителей серии и любителей старины.

16 февраля

+1

Игра великолепная, на мой взгляд во многом лучше даже культовой третьей части. После того, как разработчики вынесли уроки из откровенно кустарной и примитивной в плане игровых механик первой части, здесь появились: улучшения юнитов, рынки в замках, более просторные поля сражений, адекватные сюжеты в кампаниях. И вместе с тем игра ещё не стала настолько вылизанным продуктом как третья часть: тут всё ещё крайне разнообразные фракции с довольно слабым балансом, всё ещё простенькая пиксельная рисовка, которая мне очень нравится, и по-прежнему можно носить по три меча, щита и пары ботинок. И кампания за Арчибальда - это полный восторг :-)

К сожалению, нормально поиграть во вторую часть на Windows 10 оказалось очень сложно. Какие бы настройки на DOSbox не перепробовал, всё равно возникают подтормаживания из-за воспроизведения звуков (в основном при путешествии через туман войны и при переключении между экранами карты и города). Попробовал установить версию для Windows, но она запускается только в оконном режиме. В итоге единственным способом нормально поиграть оказался проект FHeroes2, который позволяет пропатчить любую из имеющихся версий игры и играть без лагов и даже выбирать разрешение экрана

Кампания за злодеяУютная графика
13 сентября 2024

0
Игра пройдена полностью 04.06.2023

Моя вторая стратегия пройденная под Dos эмулятором.
я довольно сильно люблю серию героев меча и магии,и эта часть не поубавила интерес к серии,а лишь укрепила его,карты стали сложнее,граафика приятная не смотря на возраст,серьезность и эпичностиь сюжетов сохранена,но партии особенно в последних компаниях игры, были просто невыносимые,рекомендую первую и вторую часть для оттачивания своих стратегических навыков.

4 июня 2023

Игры серии 33

Схема серии

Подборки с игрой 1

Смотреть все

Похожие игры

Смотреть все

Оцени насколько похожи указанные игры