135 2 72 34
Heroes of Might and Magic II: The Price of Loyalty

Рейтинг игры

4.2 159
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Heroes of Might and Magic II: The Price of Loyalty
Все отзывы к игре
16 февраля
+1

Странно, но в моём детстве никто ни о первых Heroes of Might and Magic (HMM) ни о вторых не говорил (на слуху были игры типа Warcraft 1-2, Diablo, Doom, GTA 1-2). Такое чувство, что слава и звание легендарной игры пришла только к HMM 3, оставив без внимания основной каркас, те самые HMM 2. Под каркасом я имею в виду то, что (отчасти) первые и вторые HMM являются HMM 3 из которых выпотрошили 60-70% всего того содержания что имеются в легендарных HMM 3. Более того, для середины и конца 90-ых, то, что предложила серия Heroes of Might and Magic является довольно уникальным контентом. Если бы у меня были бы вторые HMM в то время, думаю, я бы всё время проводил в них. Так почему же ни первые, ни вторые HMM не появились на российском рынке? Почему ни первые ни вторые HMM не получили никаких наград (награды ушли таким играм как Civilization II и Command & Conquer: Red Alert)? Почему сегодня эти игры не являются "золотой классикой"? Потому что и первые, и вторые HMM являются не до конца проработанной игрой. Это черновик, a draft. Если для конца 90-ых вторые HMM и могли быть "WOW",  то вот сразу, как только вышли HMM 3, предыдущие части в тот же миг отправились на свалку компьютерной истории. И это не только абсолютно правильно, но и логично.

Если сравнивать HMM 2 с легендарной третьей, то тут важен даже не факт легендарности третьей части, а факт технологического устаревания. Наилучшим сравнением HMM 2 с третьими будет видеокарта GTX 1650 с видеокартой 3060. Пользователь может сколько угодно любить, уважать и восторгаться старой моделью видеокарты, но факт остаётся фактом - 3060 лучше по всем параметрам. Если пользователь купил 3060, он уже не вернётся на 1650, что бы там про эту старую видеокарту не говорили бы. Вот то же самое можно сказать и про HMM 2. HMM 2 - это старая версия проекта под название Heroes of Might and Magic. Как HMM 1 уступают по всем параметрам HMM 2, точно так же HMM 2 уступаю по всем параметрам HMM 3. Да, HMM 3 не уступают HMM 4, 5, 6 и 7, ибо третьи HMM доведены, в рамках основной концепции Heroes of Might and Magic, а не только в рамках "красивой картинки", до идеала. Но первые и вторые являются лишь первыми версиями, тестовыми проектами.

Вообще, на примере серии Heroes of Might and Magic хорошо виден путь эволюции этой игры. Вы запускаете первых и вторых HMM и видите карту, замки, героев, противников, метод передвижения (и битвы), ресурсы, сундуки с сокровищами, книгу магии, особые музыкальные темы, которые включаются, когда вы подходите своим героем к соответствующим объектам на карте и многое другое. Всё что мы видим в третьих HMM, мы находим как в самых первых HMM, так и во вторых. Да, вторые HMM более всего напоминают прототип третьих, но одновременно они так же далеки от третьих HMM, как далеки первые HMM. Дистанция первых двух частей просто колоссальная. Прогресс, который совершили разработчики в третьих HMM, поражает воображение, а баланс и разнообразие заставляет забыть о вторых HMM как о пробном шаре.

Я мог бы провести детальный сравнительный анализ вторых и третьих HMM, но считаю это довольно бессмысленной затеей и дело даже не в графике, которая хоть и милая во вторых HMM, но всё же она заметно проигрывает третьим. Дело в одном пункте, который убивает (лично для меня) весь интерес ко вторым HMM (и частично к первым) и этот пункт – баланс (точнее, его отсутствие). Да, с балансом проблемы и в третьих HMM, ибо чёрные драконы с заклинанием Армагеддон выносят практически всё. Однако во вторых HMM заклинание Армагеддон, так же как заклинание Телепортация, получается до смешного просто, ведь количество заклинаний во вторых HMM в разы меньше, благодаря чему мы имеем чуть ли не 100% гарантию, что на карте это заклинание обязательно появится (тоже самое справедливо и в отношении первой части). Я сразу отвечу, зачем это заклинание было добавлено. Заклинание Армагеддон пришло из первой части HMM, в которой это заклинание получается ещё проще и противник ещё чаще его использует, часто во вред себе же. Да, во вторых HMM уже не так просто получить это заклинание, ибо нужно не только "поймать" это заклинание при постройке 5 уровня гильдии, но оно продолжает быть вундервафлей, которая полностью ломает баланс игры. К сожалению, это не единственное что ломает баланс. Да и в целом, о вторых HMM можно уверенно сказать, что балансом тут и не пахнет.

Самый яркий пример, который прям-таки врезался в память, это последняя миссия (которую я так и не прошёл) когда у меня был герой, превышавший по статам героя противника, у которого было около 39 титанов, в то время как у меня было 36 костяных драконов. И что же вы думали, эти титаны как щенков раскидали моих костяных драконов. Это вообще как?! С каких пор у нас существа 6 уровня на голову опережают таких же существ из другого замка (и это притом, что статы моего героя в три раза превышали статы противника - 7 атаки, 6 защиты VS 2 атаки, 2 защиты)? С чего это вдруг одни существа, которые типа как должны быть равными, являются более равными, чем другие? За какие заслуги? Чем замок некрополис хуже замка магов? Мне могут возразить, сказав, что и в третьих HMM есть подобный дисбаланс и что у некрополиса есть вампиры. Да, вампиры у меня в той битве тоже были (74), но титаны их убивали по 22-25 штук за ход и только чудо спасло их от полной гибели (впрочем, статы и им следовало бы подправить, сделав не такими убер-юнитами, впрочем это дискуссионный вопрос). Плюс к этому во вторых HMM, так же как и в первых, всю игру делают исключительно существа 6 уровня. Можно иметь какую угодно большую армию существ 5, 4, 3, 2 и 1 уровня, но существа 6 уровня всё равно будут вне конкуренции. 10-15 существ 6 уровня с лёгкостью порвут пару сотен существ 2 или 3 уровня. В какой-то момент я просто перестал нанимать существа 1-2-3-4 уровней, сосредоточившись исключительно на существах 6 уровня и частично, на существах 5 уровня. Но разве в третьих HMM не так? Совсем не так. К примеру, кобылка из Болота в пух и прах разносит любое живое существо 6 уровня. Василиски тоже сильные, хотя и не настолько как кобылки (но окаменение может зарешать). В целом, существа в третьих HMM не настолько бумажные в битве против существ 6 уровня, какими они были во вторых и первых HMM. И вот это очень правильное решение.

Чем мне всегда нравились HMM 3, а не как это имеет место в HMM 2, это тем, что тут вся стратегия не сводится к быстрой постройке жилища 6 уровня, после которого игра становилась рутиной. В HMM 3, можно врага вынести, не наняв существ 6 уровня, в то время когда у противника их может быть достаточно много (опять же, мой любимый замок - болото - является отличным примером, как средние существа могут спокойно справиться с Архидьяволами или Архангелами или даже Чёрными драконами). В HMM 3 даже существа 1 уровня представляют угрозу, если их тьма. А тут что? Пару выстрелов титанов и нет этой тьмы из сотен существ первого уровня. Итак, какой же промежуточный итог для вторых HMM? Однообразие стратегии, жёсткий дисбаланс и читерство компьютера (сразу отмечу, что это касается лишь пары карт в кампании, следовательно, определяющим не является).

Что я имею в виду под словом "читерство" и как вообще компьютер может читирить? Два случая. Первый случай связан с миссией, где нужно быстрее компьютера найти Грааль. Фишка в том, что Грааль располагается на том месте, где начинает (игру) компьютер. Но не это самое "забавное", самым забавным является то, что компьютер находит Грааль чуть ли не к третьей или четвёртой недели. Я переигрывал раз 10, чтобы понять, где же Грааль может располагаться. Нет, я вовсе не рассчитывал найти Грааль первым, но хотя бы не дать компьютеру это сделать. Мне удалось это сделать только когда я начал рашить соперника, не давая ему найти Грааль (к тому моменту компьютер уже порядком наделал дырок в земле). Забавно, но иногда компьютер находил Грааль (точнее, аналог Грааля), очень быстро, буквально через три-четыре недели, а иногда ему требовалось недели 5-6 и это притом, что во всех случаях он не посещал те обелиски, которые находились на 50-60% оставшейся территории, т.е. той территории, которую контролировал я и той территории, которая была закрыта нейтральными существами (закрывающие проход). Как же он смог отгадать, где находится Грааль? Вот-вот. И я про то же.

Второй момент, это последняя миссия, когда противников против тебя три и у каждого из них по три-четыре замка. Да, я знаю, что это "не проблема", если имеется прокаченный герой, однако тут есть подвох - вражеских героев нельзя убить окончательно. Максимум что они потеряют - артефакты. В итоге, я один раз разбил героя со статами равными моему основному герою, второй раз разбил его же, третий раз разбил этого героя. Обычно, если убиваешь главного героя, то он редко когда появляется снова. Да, от твоей армии уже мало что осталось, но зная, что у противника, даже если и есть в загашнике большая армия, то нет уже этого убер-героя со статами как у тебя, а то и выше. Но во вторых HMM этот принцип не работает. Поэтому в какой-то момент у меня просто не осталось армии. А у него? А у него не только статы росли (хз как, он же постоянно от меня сбегал или погибал при осаде города), но и армия всё увеличивалась и увеличивалась. И нет, это случалось не только на этой карте.

На предыдущей карте я решил уйти в развитие, не решаясь на начальный раш. И что же, помогло? Такой подход в HMM 2 просто не приемлем, но опасен, ибо, чем дольше вы не нападаете на противников, тем выше статы большей части их героев. У моего героя, которого я раскачивал на нейтральных существах, статы были на четверть ниже героя противника, которого я ни разу не видел и который не понятно, откуда вообще появился, т.е. где он так сильно прокачался. Но самое забавное было то, что в самом начале игры у одного из вражеских героев появляется 20 улучшенных конных рыцарей. У меня были существа 1 и 2 уровня, а у противника улучшенные существа 5 уровня, да в количестве превышающих моих существ. Это как?! Да, он не пошёл на мои замки, но он нападает, если мой герой появляется в радиусе его видимости. Да, эту миссию нужно проходить так же - рашить противников. Вся суть вторых HMM это раш, раш и ещё раз раш. Как говорится, нет времени на раскачку. Такого не было ни в третьих HMM, ни даже в первых.

Пример с внезапно возникшим множеством (20) существ 5 уровня, не единственный. В миссиях, которые являются дополнением ко вторым HMM, на третьей миссия я застрял именно по этой же причине. Мы появляемся на самой маленькой карте, где имеются к тому же порталы и на которой есть враг, который уже в самом начале имеем армию, намного превышающую нашу и который с легкостью выносит всех твоих героев. Да, там есть тюрьма, в которой якобы содержится очень сильный герой с армией, вот только чтобы зайти на территорию где располагается эта тюрьма нужно знать пароль, который не понятно где находится и это при том, что в округе бегает герой с армией, которая в два-три раза превышает твою. Наверно как-то можно пройти эту миссию, вот только подобный подход разработчиков к внесению разнообразия в игру, меня совсем не прельщает.

Можно сколько угодно восторгаться милой пиксельной графикой, оперным пением, которое звучит в городах, но сильнейший дисбаланс существ (включая существ 6 уровня), плюс к этому почти 100% доступ к сильнейшим заклинаниям, делает игру крайне неудачной. А факт наличия третьей части, отправляет вторую часть HMM в мусорную корзину. HMM 2, это, прежде всего, те же самые HMM 3, вся разница которых не столь в графике (хотя и она важна), сколько в существенном переосмыслении баланса, включая сложность использования стратегии «чёрные драконы + Армагеддон». Во вторых HMM тотально доминируют существа 6 уровня, которые делают ненужными все остальные существа (за частичным исключением существ 5 уровня). Более того, даже часть существ 6 уровня не особо требуются, если у игрока есть замок с чёрными драконами и/или титанами. И это печально, ведь тогда игра превращается в некий аналог однокнопочных игр, т.е. игр с одним подходом. И вот это и стало причиной, почему HMM 2 не стоят внимания обычных игроков.

Да, фанаты серии Heroes of Might and Magic ещё могут порезвиться, запуская первые две части, вот только доведённая до идеала, это именно третья. Третья часть не только доведена до идеала, но содержит в разы больше контента, чем вторая. И дело тут не только в том, что «чем больше, тем лучше», а в том, что в разы увеличенное количество контента, как например количество героев, заклинаний и пр., позволяет создавать разные подходы, не заточенные под один принцип - существа 6 уровня, а всё остальное игнорим и победа будет за нами (можно раскачать мага, иметь чёрных драконов, но так и не «поймать» заклинание Армагеддон и в итоге понести поражение от раскаченного воина с костяными драконами и вампирами). Грамотная работа над балансом и количественное увеличение всех составляющих Heroes of Might and Magic и обеспечивают вариативность - то, чего всё ещё не было во вторых HMM. Наверно именно поэтому-то HMM 2 так и не стали выдающейся игрой и не получили никаких наград, а были забыты игровым сообщество несмотря на то, что, всё то основное что мы находим в третьих HMM, мы имеем и в первых двух частях. Но именно из-за отсутствия баланса и явной не законченности игры (что в итоге и должно создавать разнообразие), эти части не будут актуальными в качестве "золотой классики".

Золотая классика, это игры, которые логически закончены и где нет продолжения, которое является "более лучшей версией". Есть Diablo 2, но Diablo 3, это уже совсем другая игра. Есть Oblivion, но Skyrim это уже другая игра, а не доработанный Oblivion. GTA 4, это новая часть серии, а не просто улучшенная и доведённая до ума третья часть. HMM 2, это улучшенная версия HMM 1, а HMM 3, это законченная версия HMM 1 и 2. Вот в чём проблема и вот почему HMM 2 так и останутся игрой для любителей серии и любителей старины.


Лучшие комментарии

Так примеры чего ты пытаешься привести? Я же говорю — числа незначительные. Они не выше порога погрешности. Сравнивать на их основании игры — ну смешно же. Вон, можешь тогда представить, во сколько раз все приведенные игры вместе взятые хуже Kingdom Come 2 (73 тыс. зрителей) или GTA V (167 тыс. зрителей) — адекватное сравнение выйдет?
Единственная, кто у тебя выбивается из погрешности, так это Третьи Герои. Вот только делают они это благодаря мультиплееру, а точнее тому, куда его привели моды (к слову о Скайриме). Именно активное соревновательное сообщество делает игре текущий стримерский онлайн.

1. Как раз цепляясь так упорно за один конкретный юнит, ты демонстрируешь обратное тому, что желаешь. Да, бычки очень специфичный юнит, могущий сыграть большую роль на поздних этапах. Сколько таких юнитов в игре?
А вот рассматривать один конкретный этап игры говоря о балансе — исходно ошибочно. Разные фракции в принципе сильны на разных этапах. А многие соревновательные игры на некоторых картах вообще заканчиваются, когда 7-ой тир не светит никому даже на горизонте. Т.е. ты рассуждаешь о коне в вакууме, а не о балансе игры.

2. Цена у титанов такая, что низкоуровневые юниты на возможность их выкупать не настолько сильно влияют.

p.s. В Третьих героях последний тир юнитов — 7ой.

3. Очень простой пример. Ты рассуждаешь о балансе на примере двух замков. И делаешь это категорично. А вот пример тир-листа от человека с тонной контента по Героям (спойлер: Чернокнижник и Некромант — топ-тир):

С каких пор у нас существа 5 уровня на голову опережают таких же существ из другого замка (и это притом, что статы моего героя были заметно выше вражеского)? С чего это вдруг одни существа, которые типа как должны быть равными, являются более равными, чем другие?

Так Титаны и в Тройке Костяных/Призрачных драконов уделают на раз. Там разница в статах между существами заметная. А в Двойке у Костяных драконов цена раза в 4 ниже, чем у Титанов (1500 золота против 5000+2 гема). И у Титанов вдвое больше хп. К.Драконы значительно доступнее, но и почти настолько же слабее.

p.s. Это все же существа 6 уровня, не 5.

1. Вовсе не обязательно т.к. если с одной стороны, играет новичок, а с другой стороны, профессиональный игрок, мы увидим искажённую картину. Только не надо мне писать, что нужно смотреть профессиональные чемпионаты, в которых соревнуются исключительно равные друг другу игроки, ибо уже слишком много «если» у нас получается. Для такой простой игры, слишком много условий для оценки присутствия или отсутствия баланса. Лично я ощутил дисбаланс в игре (чего не ощущал в 3 Героях), но вполне допускаю, что кто-то другой такой дисбаланс не ощутил.

2. Возможно, но я всегда исхожу из того, что абсолютно все рецензии или отзывы на какие угодно игры сделанные кем-либо всегда субъективны. Я с большим удовольствием смотрю видеоотзывы на игры от команды stopgame, но это вовсе не означает, что я во всех случаях согласен с ними и считаю их объективными.

3. Лишь один абзац я посвятил проблеме чёрных драконов и заклинанию Армагеддон, но далее идёт в двойне больший абзац, в котором я и пишу о проблеме «ватных» войск и слабости одних существ 6 уровня в сравнении с другими существами 6 уровня (Титаны vs Костяные драконы). В третьем же абзаце я ещё раз подчёркиваю эту проблему в сравнении с третьими Героями. Я оцениваю игру на основе многих факторов, а не только каком-то одном.

Абсолютного идеала может быть и нет, но всё то время что я играл в Герои 3 я не ощущал того дисбаланса который я ощутил в первый и вторых Героях.

Ну, давайте продолжим смотреть статистику twitch

Сначала просто вобьём название серии — Heroes of Might and Magic – и посмотрим на общие цифры.

Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia

Зрителей: 5,9 тыс.

Фолловеров: 344,7 тыс.

Heroes of Might and Magic V

Зрителей: 1

Фолловеров: 23,8 тыс.

Heroes of Might and Magic II: The Succession Wars

Зрителей: 0

Фолловеров: 2,2 тыс.

Free Heroes of Might and Magic II: Resurrection

Зрителей: 0

Фолловеров: 96

Heroes of Might and Magic IV

Зрителей: 13

Фолловеров: 5,2 тыс.

Heroes of Might & Magic III: HD Edition

Зрителей: 0

Фолловеров: 1,3 тыс.

Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest

Зрителей: 4

Фолловеров: 673

Might & Magic: Heroes VI

Зрителей: 0

Фолловеров: 3,2 тыс.

Might & Magic Heroes VII

Зрителей: 0

Фолловеров: 5,1 тыс.

Might & Magic Heroes VII — Trial by Fire

Зрителей: 0

Фолловеров: 241

Might & Magic: Heroes VI — Shades of Darkness

Зрителей: 0

Фолловеров: 418

Как видим, серия №1, лучшая из лучших, это Heroes of Might and Magic III. Ни одна другая серия даже близко не смогла не то что сравниться по популярности с тройкой, но даже близко подойти. Тотальный лидер.

Heroes of Might and Magic III – абсолютный лидер. Много ли вы можете назвать серии игр, у которых прошлые серии, по популярности, в десятки раз опережают последующие серии?

Давайте посмотрим, как обстоят дела с TES.

The Elder Scrolls V: Skyrim

Зрителей: 727

Фолловеров: 2,5 млн

The Elder Scrolls V: Skyrim — Special Edition

Зрителей: 836

Фолловеров: 189,5 тыс.

The Elder Scrolls IV: Oblivion

Зрителей: 345

Фолловеров: 233,3 тыс.

The Elder Scrolls III: Morrowind

Зрителей: 61

Фолловеров: 106,8 тыс.

Ещё примеры приводить нужно?

Я не понимаю, что вы хотите мне доказать? Что я получил именно тот результат, какой должен был получить, напав на более сильного соперника? Предположим. Что дальше?

1.Так я и не спорю, что идеального баланса даже в третьих Героях нет. Но ситуация там, с моей точки зрения, явно лучше чем в первых двух частях. Да, игра стимулирует нанимать именно существ 6 уровня, но они не настолько решающие как в первых двух HMM. Опять же, мой любимый пример, это кобылки из Болота. Всего лишь 10-15 кобылок и даже у 10 чёрных драконов очень серьёзные проблемы. Конечно, они могут выйти победителями, но точно потеряют от 2 до 5 штук. А кобылки, это у нас какой уровень? Шестой? Пятый? Нет, это всего лишь четвёртый уровень. И это я не рассматриваю ситуацию, когда у героя есть массовое замедление. В такой ситуации всю игру, особенно на начальных этапах, делают лучники любых типов (существа 6 уровня в такой ситуации просто не нужны).

Что касается этапа битвы, то я беру этап полной или почти полностью открытой карты, когда у игроков все здания отстроены, но орды ещё нет. Т.е. ситуацию быстрого раша я не рассматриваю.

2. А зачем всех юнитов нанимать, если рулят первые два, максимум три последних юнита? Я бы вообще нанимал лишь титанов, птиц и улучшенных големов. Ну, или титанами разбавлять юнитов из других замков. Короче, всех юнитов скупать смысла нет, главное иметь юнитов 6 уровня, которых можно тупо разделить.

1. В матчах. Не в одном случайном матче. А матчах. И нет, «чемпионаты» это не «если», а стандартный измеритель баланса. И нет, это не «такая простая игра».

2. +

3. Ну так о титанах против к.драконов у нас речь и идет, как я и написал. И, как можешь увидеть, превосходство сравнения боевых параметров в лоб все равно в глазах некоторых не помогает Визарду превознестись над Некромантом.

Ну так если все стримят по фатку модерскую сборку, то значит и третьи Герои выброшены на свалку по такой логике. Ибо не они «идеальная и законченная», а HotA, для которой Третьи стали «каркасом».

И возвращаясь к тому, насколько не показательно количество зрителей на Твиче, тем более очень низкие. У Thief Gold 11 зрителей, Thief 2 — 5 зрителей, у Thief (2014) — 24 зрителя. Что думают фанаты серии о последней игре в этом списке — можешь поискать в сети. Они тебе все расскажут про «каркас». Может заодно и донесут мысль, что судить об общественном мнении о старых одиночных играх по текущему количеству стримов\зрителей — это не очень правильная затея.

Я позволю себе такой ерундой не заниматься. Я доверяю своему ощущению и этого вполне достаточно, чтобы сделал вывод по игре. Убеждать кого-то в своей правоте я не собираюсь. Но даже если кто-то другой сделает такой анализ, даже в этом случаи можно найти причины усомниться в выводах – выборка маленькая, игроки не равные или их слишком много/мало, карты слишком большие/маленькие и т.д. и т.п. Это чистой воды мартышкин труд.

Вот сражение, которое я чуть не проиграл. Главным тут являются статы:

У меня:

7 – атака

6 – защита

Против:

2 – атака

2 – защита

И вот в этой ситуации Титаны стояли до самого конца (74 вампира смогли убить лишь одного титана!). У меня осталось около 50 зомби и где-то столько же големов и меньше 10 драконов скелетов.

Ну т.е. ты в этом бою еще и выиграл? При том что, навскидку, у тебя проигрыш по юнитам. У тебя два войска второго тира, у него со 2 по 6. У тебя меньше юнитов на каждый тир. Драконов у тебя на 3 больше (это меньше 10%), чем у него титанов, а не разница на четверть-треть, как было у тебя в рецензии. Твои статы плюсуются к статам твоих существ. Т.е. у твоих драконов стали атака 18, защита 15, а у титанов стали 17 и 17. При этом все еще вдвое больше хп, хотя и ниже урон. Ну т.е. ты пришел с меньшей армией, и даже если бы у тебя были черные драконы, то их бы было всего на <10% больше. И ты все равно выиграл.

add: Ах да, это еще и осада, где ты — в атаке. А в защите два оч.сильных стрелка (включая сильнейшего в игре) без минусов в ближнем бою. И у тебя еще и драконы остались, которых «раскидали как щенков». В общем, расходится это как-то сильно с твоими выводами в рецензии.

Так я и пишу о том, что титаны в Героях 2 очень сильные, а костяные драконы очень слабые и более высокая цена эту разницу вовсе не покрывает. У меня герой в три раза выше вражеского, было 74 лорда-вампира, больше существ 6 уровня (ну да, не 40 к 30, а всего лишь 39 к 36; офигеть как велика разница), 78 улучшенных личей и я еле-еле выношу его. Я спокойно сношу всю его армию, за исключением титанов. Если вспомнить Герои 3, то там что, 74 улучшенных вампиров тоже наносили бы такой смешной урон, что в итоге убивали бы по одному титану за раз? Не думаю. Так что этот пример как раз и показывает, что ватные не только существа до 6 уровня, но и некоторые существа 6 уровня намного сильнее существ аналогичного уровня.

Я вот попытался переиграть снова этот сейв и либо меня вообще сносят, либо я побеждаю с использованием магии воскрешения либо использую в самом начале битвы массовое замедление (благодаря этому птички не летят к личам, а личи очень сильно прорежают ряды магов), и в итоге остаюсь с 56 личами (в той битве вражеские големы тупо стояли на месте). Так что хз как я в тот раз смог победить, сохранив нескольких драконов. Может я сохранил только големов и зомби, а может это были вампиры и големы. Короче, точно я не помню.

Да, разница между «40 vs 30» и «39 vs 36» — очень значительная.
У тебя 74 существ 4ого уровня, у него 77. 78 твоих существ 5ого уровня против его 92!
У него изначально преимущество по армии и положению (он защищается в осаде). Твоё преимущество по статам «в три раза» это только звучит красиво. Это не 30 против 10, это 6 против 2. Здесь используется не деление, а вычитание.
Это бой, где преимущество на его стороне. И ты его выигрываешь.

1. Пример с кобылкой из Болота является не только самым простым и понятным, т.к. другие примеры не столь очевидные (особенно против чёрных драконов), но и примером наличия контрюнита против самого сильного юнита в игре. Во вторых Героях такого нет.

Что касается этапа развития, то за всё то время что я играл во все части Героев (1,2,3,4,5), у меня не было такого, чтобы я не дошёл до выкупа топ юнитов. Всегда доходил, и всегда их было не меньше 5. И это при том, что в детстве я всегда выбирал в сундуках опыт, а не золото. Так что мне трудно представить, что можно сыграть карту и не дойти до топ юнитов. Всё же ИИ во всех Героях не отличается такой уж жёсткостью и зарашить он явно не способен. Впрочем, в Героях 3 я чаще всего выносил компьютер существами 6, 5, 4 и 2 уровня (играя за Болото), довольно редко нанимая существ 7 уровня и именно поэтому мне и не понравились 1 и 2 части, в которых существа 1, 2, 3, 4 и, отчасти, 5 уровня довольно ватные в битве с существами 6 уровня.

2. Могу лишь повторить то, что уже говорил: никаких серьёзных финансовых затруднений во время прохождения кампании я не обнаружил, поэтому все эти «дорого-дешевле» мне не понятны. Чисто теоретически, наверно да, но я говорю про свои ощущения и свой опыт от игры в HMM, а не про теорию. Уже в середине игры у меня было полно серы, самоцветов и пр. О какой нехватке денег и ресурсов может идти речь, если на всех картах не только полно сундуков с золотом, а также ресурсов, но и располагается огромное количество различных шахт? Выкупать всех существ во всех городах, не получится, конечно, но топ юнитов будет вполне достаточно, особенно имея раскаченных героев с артефактами. Смысл раскаченного героя (с артефактами) именно в том, что ему не нужны все доступные существа, а лишь самые сильные. Со статами героя в 5-10, а то и больше, к силе атаке можно спокойно выкашивать недельные армии без особых проблем. Так что 5 улучшенных титанов, это реальна сила особенно в руках даже относительно сильного героя. А если там есть ещё и массовое замедление, то вообще лафа.

3. Я рассуждаю не о балансе на примере двух замков, а о ватности существ до 6 уровня, с небольшим исключением существ 5 уровня, а также о неадекватно сильном бусте 2 топ юнитов из двух замков.

Вы привели видео, которое говорит как раз в мою поддержку – замки в Героях 2 не равноценные, т.е. какие-то более сильные, а какие-то более слабые. В самом начале видео автор как раз и говорит, что «…it was a time balancing factions perfectly wasn’t necessarily a priority for game designers…». Собственно, именно об это я и говорю – баланса, как в Третьих, всё ещё нет, но вторая часть всё больше и больше начинает выглядеть как законченная и сбалансированная игра.

Что выкидывать на свалку, а что нет, каждый решает сам. Я в своём отзыве высказал своё мнение. Лично для меня эталоном было последнее дополнение «Дыхание смерти». В модификации я тоже играл, но они мне показались уже перебором и поэтому очень быстро наскучили. В любом случаи ставить на одну доску модификацию к Героям 3 и Герои 1-2 я бы точно не стал.

Если у вас есть более качественная статистика по серии HMM, то я с огромным удовольствием ознакомлюсь с ней. Лично у меня другой статистики нет, а слушать безымянных экспертов я не собираюсь. При всём уважении к рецензентам stopgame, metacritic и других уважаемых структур я не считаю их истиной в последней инстанции. В этой связи вспоминается довольно интересная книга «Мудрость толпы» Джеймса Шуровьески.

Речь идёт не о боевой ситуации при осаде этого замка, а о ватных существах до 6 уровня и о сильном дисбалансе, конкретно в данном случаи, титанов над драконами. При том, что мой герой в три раза превышает героя соперника.

Да тут весь отзыв сыпется, если взглянуть человеку, который играл во вторых Героев. Даже смешно.

Была бы вторая часть просто демкой третьей вряд ли бы её до сих пор превозносили. А уж саундтрек — до мурашек до сих пор.

1. Баланс смотрится в матчах против игроков, а не ИИ.

2. Каждый имеет право на свой взгляд, основанный на собственном опыте. Только вот рецензия у тебя несколько категорична и старается выйти за рамки «личного мнения».

3. Ты весь обзор сравнивал Титанов и К.Драконов. Это 2 замка, на примере которых ты говорил о балансе. О ватности остальных юнитов речь идет, но отдельным пунктом.

Замки нигде не равноценные. Даже в Age of Empires фракции не равноценные. Что уж говорить о любой части Героев. В Третьих в том числе. Тирлистов на подобии этого про города Героев 3 — море. Про замок Сопряжения вообще молчу. Помимо этого очень много чего в соревновательных играх банят.

1. Да, я знаю, что в третьих Героях тоже есть подобный дисбаланс, но с моей точки зрения он там не настолько сильный (явный). А самое главное, другие существа замка могут существенно поспособствовать стабилизации баланса, как например наличие лордов-вампиров с их регенерацией или могучих горгон с их умением «смертельный взгляд» (или если оставаться в рамках замка некрополис, зловещий рыцарь с его двойным уроном и дебафом). Во вторых Героях всё решают существа 5 уровня (и частично, существа 4 уровня), а в третьих, все существа замка играют важную роль. Поэтому я рассматриваю всех существ замка, а не только вариант «кто победит в битве 10 призрачных драконов против 10 титанов».

2. Про то, что костяные драконы во вторых Героях стоят намного меньше, чем титаны я, признаться, не был в курсе, но даже в этом случаи сей факт не меняет общей картины. Теоретически игрок с замком некрополис, как я понимаю, имеет больше шансов на быстрый старт и захват территорий благодаря дешёвым существам 5 уровня, но он же этих костяных драконов тоже будет терять в битве (прирост существ 5 уровня там один и тот же), а вот игрок, играющий за замок магов с титанами, будет в разы реже терять существ пятого уровня. Так что в итоге, к генеральному сражению, мы увидим изрядно потрёпанную армию с костяными драконами и почти нетронутую армию во главе с титанами. Так что даже в этом случаи явный перевес на стороне замка с титанами.

Заходим на twitch и в поисковой строке набираем сначала Heroes of Might and Magic 3, а потом Heroes of Might and Magic 2.

Итого: 0 трансляций Heroes of Might and Magic 2 и 45 трансляций Heroes of Might and Magic 3

Далее, в поисковой строке набираем сначала Oblivion, а затем Skyrim.

Итого: 9 трансляций Oblivion и десятки трансляций Skyrim

Далее, в поисковой строке набираем сначала Diablo 2, а потом Diablo 3.

Итого: 6 трансляций Diablo 2 и 26 трансляций Diablo 3 + десятки трансляций Diablo II: Resurrected

Далее, в поисковой строке набираем сначала GTA 3, а потом GTA 4

Итого: 3 трансляции GTA 3 и около 30 трансляций GTA 4.