Книга, выходившая в преддверии первой игры, сразу ставила человечество на грань уничтожения и в целом теребила некоторые серые темы, омрачая весь сеттинг. И первая игра кое-как играла с тёмными оттенками, но быстро уступала просто пафосному героизму, лишённому книжных нюансов. И, по сути, вся трилогия Чифа от игры к игре становилась всё теплее, уютнее и героичнее, хотя на фоне человечество там загибалось . И вот только в ODST серия, так сказать, вернулась к истокам. Но обретя более мрачный стиль она как-то быстро и закончилась. Но перед этим был Reach.
Если Halo 3 я считаю геймплейным пиком серии, то у Reach самый мощный стиль. Это очень тяжёлая, размеренная и холодная эстетика, история, полная меланхоличной обречённости. В этой игре героизм просто не работает — он сминается сырой мощью превосходящих сил Ковенанта. Любая победа главных героев практически ничего не значит в общем конфликте. Reach конец, и спартанцы, израсходовав все силы, стоически принимают его.
Обожаю режиссуру игры: она очень тонко и стильно переносит приземлённый, грязный милитаризм в практически мультяшную sci-fi эстетику. Видимо, промоматериалы для третьей Halo, которые снимал, в том числе, Нил Бломкамп, как-то повлияли и на общее видение внутри Bungie. В итоге ролики на движке хочется пересмотреть даже отдельно — как и CGI-синематики из ремастера второй части.
Музыка — просто разрыв аорты. Пожалуй, лучшая в серии. Главную тему с драматическим надрывом просто обожаю.
А ещё и ганплеймплей не такой фановый как в третьей части, но лвл-дизайн в своей лучшей форме. Ещё больше открытых уровней, ещё больше крутых сетписов — и в целом, это второй пик серии после трешки.