Симуляторы всяческого рода вещь обычно очень специфичная, редко привлекающая массового игрока. Ну оно и понятно, мало кому захочется разбираться во всех тонкостях управления, например, двухмоторным самолетом, просто чтобы получить удовольствие от видеоигры. Однако, самолет есть далеко не у каждого, а вот машина есть у многих, отчего и симуляторы о машинах привлекают стабильно чуть больше народу чем то, чего у людей нет в реальности. Однако, многие разработчики идут еще дальше и слегка скручивают симулятивность в угоду массовости. Чаще всего такие попытки не остаются не замеченными и ловят обвинения в аркадности и оказуаливании, но бывает и так, что разработчикам удается выдержать тонкий баланс между комплексностью и комфортом освоения. И Dirt Rally - как раз тот случай.
Конечно же, всегда могут найтись несогласные, сказав, что Dirt Rally слишком казуальна по сравнению с тру симуляторами, но я всего лишь мимокрокодил и делюсь своими впечатлениями. И мне кажется что Dirt симулятивна ровно настолько, насколько нужно что бы оставаться при этом интерактивным развлечением. Конечно, это не значит, что любой зашедший сразу сядет и поедет к финишу на всех парах, не парясь ни о чем, как в какой-нибудь NFS. Нет, первый заезд для меня стал огромным сюрпризом, что оказывается я не умею играть в такие игры от слова совсем. Первый же поворот круче 4 я встретил в теплых объятьях кювета, и тут же узнал, что игра штрафует за перезапуски (правда потом уже подразобрался и понял, что штраф этот совершенно мизерный и нужен лишь для небольшой мотивации проходить заезды как можно чище). В итоге это привело к тому, что я ехал медленно, аккуратно, но зато относительно чисто. Все дальнейшие спецучастки и гонки открытого чемпионата я проходил стараясь как можно реже перезапускаться, и от того удовольствие только росло. Да, конечно я показывал только второе-третье время на спецучастке, но зато по честному. А каково было мое удивление, когда я узнал, что боты в этой игре тоже могут ошибаться. Соперник, все время занимавший первые места на одном из спецучастков похоже вылетел в кювет и показал едва ли не худшее время, а я благодаря этому вышел на первое место в общем зачете. Потом конечно, после первого чемпионата я уже размялся, и забил на штрафы за перезапуски, просто превратив каждый заезд в оттачивание мастерства, но первый чемпионат принес мне огромное удовольствие, именно от того, что был пройден (и выигран) "по-честному".
Однако, следующие чемпионаты сразу же встретили меня возросшей сложностью, когда сходу уже не получится взять лучшее время в заезде. А еще так сложилось, что я сменил передний привод на задний и, внезапно, играть стало на порядок сложнее. Вот здесь я понял, что симулятивность Dirt на высоком уровне. Машины с разным приводом различаются кардинально. Там где на переднеприводном мини-купере повороты проходились с закрытыми глазами, на заднеприводном опеле каждый проворот руля сопровождался риском найти себя в канаве. Но с каждым заездом, с каждой попыткой я все лучше понимал, как ездить на выбранной машине. В итоге, в какой-то момент я обнаружил себя, что спокойно маневрирую на полном ходу, практически идеально выбираю моменты, когда нужно отпустить педаль, а когда выжать (кстати из-за этого момента я решительно не понимаю, как можно играть в подобное не на геймпаде с плавным ходом курков). Я буквально был полностью сосредоточен на том, что происходит на экране, полностью сконцентрирован на трассе, машина стала продолжением меня, а голос штурмана - внутренним голосом. Я был просто верхом концентрации.
И вот ради таких моментов определенно стоит перетерпевать сотню попыток пройти каждую трассу без ошибок, показать лучшее время. Это вероятно очень близко к опыту соулс игр, которые я никогда не любил - ты превозмогаешь ради момента триумфа, того самого когда ты максимально собран и сконцентрирован, когда то, что творится на экране - продолжение тебя самого.
Однако, надо заметить, что в какой-то момент, игра начинает становиться достаточно однообразной, едва ли предлагая существенно новый опыт. Да, меняются машины, но при этом антураж трасс, да и сами трассы остаются +- теми же. Это не слишком существенно в подобной игре, даже наоборот, ведь ты уже изучил эти трассы и можешь показать лучшее время на другой машине, но для меня, как для игрока скорее казуального эта потеря разнообразия означает угасание моего интереса к игре. И тем не менее 30 часов перед тем моментом, как интерес начинает спадать - более чем уважаемая цифра.