Еще с анонса в 2013-м я понял: это не мое. Неоновые огни не манят, а тема модификаций человека не близка. И все эти годы — от информации к трейлерам, от релиза до патчей — я оставался убежден: «не мое». Так и осталось, но с одной оговоркой: Phantom Liberty.
Как рассказать о деградации жизни в мире, где жизнь… симулятивна? Это сложный художественный прием, требующий противопоставления. Здесь против системы выступает человек: с прошлым, мечтами, своим выбором. Именно поэтому мы не создаем аватара, а играем за Ви. Но это решение, хотя и логичное, вызывает вопросы. Проживаем ли мы свою жизнь или наблюдаем чужую? Второе. Влияем ли мы на судьбу или движемся к неизбежному финалу? И то, и другое.
Cyberpunk 2077 осознанно заставляет спотыкаться об кочки выбранного пути. Это способ заставить нас задуматься. И хотя такое решение может оттолкнуть, в нем есть сила.
Мы следим за жизнью Ви, но почти не участвуем в ней. Выборы есть, но временами это больше интерактивное кино. Причины две: четкая цель с самого начала с предсказуемым концом и особенности геймплея.
Начну с цели и предсказуемого конца. Почему она работает не так, как в Ведьмаке? Вроде бы там тоже была четкая задача — найти Цири. Но это была именно задача, а не цель. Ее выполнение оставляло место для неизвестности. А настроение было задано нейтральное. В Киберпанке же с первых минут понимаешь, к чему все идет. Это может отбить желание играть, но если дать игре шанс...
Когда Сильверхенд появляется в голове, а Ви остается один на один с осознанием своей обреченности, возникает момент истины. Город начинает оживать. Можно двигаться прямо к заданию, а можно попытаться полюбить этот мир. Даже мне, человеку, далекому от киберпанк-сеттинга, этот момент дал возможность рефлексии. Ты идешь к цели, понимая, что надежды нет. Но ты хочешь, чтобы путь Ви сложился определенным образом.
Однако геймплей мешает раствориться в игре. Иногда кажется, что Cyberpunk был бы идеальным immersive sim. Моменты концерта, объятий с персонажами, рукопожатий — всё это создает ощущение погружения. Но игра постоянно толкает за руку: где пройти, что делать. Она не дает думать, а просто ведет вперед.
Скрытые проходы? Не нужно искать, на мини-карте уже отмечен обходной путь. Решать судьбу? Скорее следовать заранее прописанным действиям.
Боевая система — это смесь The Division (с врагами-губками) и Deus Ex (системой быстрых решений), но с сильным уклоном в наказания. Игрок не компьютер, и сложности управления раздражают. Камеры за 50 метров замечаешь не всегда, а переключение вирусов ломает темп. Стелс и перестрелки требуют отслеживать десятки деталей одновременно, что часто злит.
Такие несовершенные моменты в каждом элементе игры напрягали и мешали расслабиться. Cyberpunk 2077 хорош фрагментами, как пленка старого фотоаппарата: есть кадры, к которым хочется возвращаться, но между ними зияет пустота. Игра плохо генерирует истории.
Как было бы здорово идти по городу и наткнуться на случайное событие. Гуляешь по Кабуки, и вдруг между витринами разгорается схватка с киберпсихом. Неожиданное столкновение, где нет времени на подготовку. Как в RDR 2, где случайности заставляют думать мгновенно. Но в Киберпанке всё расставлено заранее, а сценарий предсказуем. Это напоминает шутку: «Настолько очевидная ловушка, что я из принципа в неё полезу». Ко всему готов, обо всем предупреждают, и это проблема.
Какой бы фрагмент ни начал изучать — карту, задание или сюжет, — ты заранее знаешь, чем всё закончится.
Но знаете… я всё же поймал свой вайб. Волну этого города. Я научился ценить момент, и это великолепно. Киберпанк учит этому самого Ви. И игрока. Запускаешь игру, проходишь три безумных задания, а потом заходишь домой, закуриваешь, смотришь на грязный и глянцевый город. Анализируешь. Вот о чем Киберпанк. Вот мысль, которую внушает сюжет: живи сейчас, не упускай возможностей.
Найт-Сити — город возможностей. Авторы показали это через хаос, дружбу, призраков и любовь. Каким бы дерьмом всё ни казалось, это возможность стать частью приключения. Я поймал эту волну на 15-м часу игры и осознал на 25-м. Это долго, но меня устроило.
И когда я поймал эту волну — игра сказала мне: «Вы достигли точки невозврата». И тут я понял, что после 25-го часа - следующие 10 пролетели как реактивный самолет. И перед самым финалом я оглянулся, чтобы проанализировать и понял, что я хочу продолжать чувствовать этот вайб...а игре предложить нечего. Кроме...
Phantom Liberty. Призрачная свобода. Призрачная надежда реабилитировать игру. И дополнение с этим справилось. Когда я начал спасать президента, верить ему...верить всем...увидел вступительные титры...Игра задышала. С этого момента я не хотел спать, выключать компьютер, пока не увижу, куда меня заведет дорога. Я знал, куда она ведет, но игра удивляла. В каждой миссии. Она развивала идею. Идею борьбы со стихией, надежды. И делала это фантастическим образом. Стильно. Красиво. Игра жонглировала моим настроением. Но что остается, если вычесть это дополнение? Ответ мне казался печальным и понадобились дни анализа.
Киберпанк — не идеальная игра, но она… как история бездомного на остановке. Сначала ты испытываешь пренебрежение, но слушая, вдруг понимаешь: это история, в которую веришь. История, которой невозможно не сочувствовать.
Я могу назвать десятки причин боготворить эту игру. И двадцать — ненавидеть. Но всё это меркнет перед тем, какой опыт она дает игроку. Она говорит с нами через город, друзей, Джонни. Ломает четвертую стену.
В Ведьмаке мы знали Геральта. Кто-то играл по книгам, кто-то лепил своего. Здесь иначе. Никому неизвестный Ви завоевывает Найт-Сити, как и игрок. А Джонни… это палач, судья и адвокат. Он сомневается и осуждает каждое решение игрока, потому что он — голос в голове. Вот как Киберпанк общается с нами. Через вопросы, которые задает.
Так мы лепим себя в этом мире, где нет света в конце пути. Свет сияет лишь пока звучит её голос.
Вот это Киберпанк 2077. Вот это Найт-Сити. Игра мечты. Игра-провал. Она обогнала время — нарративом, миром, технологиями. Но лишь концептуально. На деле, я запомню лучшее. Но через пять лет, когда захочу вернуться, вспомню, за что её ненавидел. И, возможно, не осилю этот путь вновь.
Потрясающие диалоги. Без клише. Иногда кажется, что это они - но рассуждения всегда уходят глубже. Помню, в первый раз, когда я пришел на диалог с куклой, устроившей сеанс психоанализа - я покрылся мурашками. Как искренне, живо звучал этот персонаж. Как он проникал в глубину проблемы главного героя. И потом я убеждался - в сюжете, почти всегда наступает этот пострясающий момент после миссии...Момент тишины, выдоха, разговора. С Джонни, Джуди. Когда после экшена через диалоги идет раскрытие. Тут Киберпанк блестит лучше, чем сам Найт Сити. Персонажей запоминаешь. От барменши Клэр, специалиста по тачкам - до Джонни - все они врезаются в память, потому что оживают при близком знакомстве. В том числе благодаря первому пункту. У каждого есть изюминка. Они не мертвы. Игра симулирует их стремления, их цели, их движение куда-то. Все, что издает звук. От машин до персонажей. Этот мир пышит не только красками, но и звучанием. Персонажи озвучены отлично, стильно, они рычат, когда надо, у них глубокие голоса, когда того требует момент. И красное словцо вставляют в тему. Машины, по положительному, пердят. Пушки поют, когда стреляют, а клинки, как гитарные струны - звук зависит от того, по чему он ударит. Полнейшая проработка всего. Первое лицо. Ранее я такого не испытывал. В КП2077 не хватает интерактивности, но взаимодействие с персонажами в катсценах от первого лица способно вызвать от неловкости и стыда, до счастья и очень крутых сцен. Есть динамика, есть взаимодействие и очень близко видны эмоции. Крутейшие эмоции, которые персонажи выражают на каждое слово. Предложение, которое началось с шутки перетекло в подкол и за этот время персонаж трижды сменил свою эмоцию трижды. Следить за этими микродействиями увлекательно, все оживает от первого лица. Увы, не в геймплее, хотя он раскрывается при прокачке, но в катсценах. Отсутствие антагониста. Это редко обыгрывают хорошо в медиа. Здесь - на высшем уровне показали, что люди не равны корпорациям. Что даже самый верховный член корпорации всего лишь пешка на фоне устрашающего имени самой империи, что держат его плечи. И именна империя - главный враг героя. Phantom Liberty. Разработчики умеют делать дополнения, которое превосходят оригинальную игру. Это стильное и вкусное дополнение, которое жонглирует твоим настроением. Графика. Или даже сказать...стиль? Киберпанк только кажется красивым. Я к тому, что он создает впечатления, что везде все сияет. Но это не так, когда ты гуляешь по городу - под неоновыми вывесками ты видишь мусор. И графика подчеркивает этот интересный контраст между грязным безнадежным миром, катящимся в трубу, здесь, в самом низу, где игрок, и вершинами, куда он стремиться. Киберпанк — красивая игра. Но красивая она благодаря идеям, которые выражает эта графика. Здесь очень плохо знакомят с сюжетом и персонажами. ВИ - по определению знает всех. Но мы, как игроки, нет. Но факты, персонажи и события вбрасывают разработчики так, будто мы играем как минимум во вторую часть,а то и прочитали книги до этого. Пишут различные личности, общаются так, будто что-то для нас значат - но по факту близкими становятся лишь те персонажи, которые появляются в жизни ВИ именно с момента запуска игры. Полное отсутствие выборов. Да, малость отыграть можно...но это скорее...обдумывание собственного действия. Вот сидишь ты в компании пьяных друзей - оскорбляют твоего лучшего друга и тебе это не нравится. И выбор - взорваться и заткнуть напившегося или промолчать, мол, понимаю его положение. Никак это не повлияет на твою жизнь. Тебя не изменит, если ты и так, и так можешь поступить. Вот и здесь так же. Можно реагировать по-разному, но в сущности - это лишь слова. Выборах в действиях здесь не очень много, напорядок меньше, чем в Ведьмаке. А там их так же было не много. Будет создаваться ощущение, что вы следите за историей кого-то. Не живете внутри игры, не проживаете жизнь, а смотрите чью-то, как в кинотеатре. Мне не понравилась боевая система. Быть милишником - слишком опасно. Бой черезчур быстрый и резкий для меня. А дальний бой - в целом сойдет, на шестерочку. Но это не хорошо. В игре не так много геймплея кроме битв - и слабость этой составляющей удручует и снижает качество проекта. В Ведьмаке 3, кто бы что ни говорил - я обожал боевую систему. Как персонаж двигался, как рубил. Как мне было приятно все делать, эта плавность, грация. Здесь это просто соревнование на то, кто впитает больше пуль. Исходя из прошлого пункта - да и вообще из всех - в игре нечем заняться. Нечем жить в ней. Нет точек интереса - они все на карте. Либо сюжет, либо стрельба (рукопашный бой). Да, есть немного гонок. Но...этого катастрофически мало. Игре сильно не хватает разнообразия. Машины. Звучат и выглядят очуменно. Но управляются - как тележка в супермаркете. И у меня вопрос - неужели сложно было заставить их подъезжать к игроку, а не останавливаться за три девять земель, пять перекресток и десять разбоев с одним киберпсихом? У меня за то время, что я добегал до машины - случалось порой больше, чем за двухчасовой сеанс. Киберипланта фонарика сильно не достает. В некоторых местах темно, как в туннеле ночью без света. Иногда складывается четкое ощущение - если бы это был иммерсив-сим, он был бы идеальным.В стелсе, пусть он мне и нравится, очень сложно учесть все детали. Заметить абсолютно все. Геймплейные секции за Курта Хансена. Он лидер целого района или кто? Почему он дохнет с одной пули при 500 HP, когда Ви три способен выдержать. Какой драматический эффект пытались показать авторы? Я понимаю, это мелочь - но мне эта мелочь подпортила пару вечером. Если за Ви можно качнуться, пересобрать билд - то здесь нет. Ты в ловушке. Тут даже сохранить игру нельзя. Помер - весь фрагмент воспоминания заново. Почему бы брейдансом не показать, раз уж Курт такая тростинка?Уклонения. Это ужас. Как оно срабатывает я ума не приложу. Я несколько десятков раз улетал с крыш, кранов и так далее и разбивался насмерть. Нырял под машины, пули, ульты боссов - и лишь изредка делал нечто красивое. Перестрелки в машине. Это как ездить в клетке. Невероятно предсказуемый конец. И проблема даже не в предсказуемости...Я ничего не понял. Мне как-будто в двух слайдах решили рассказать 3-часовой фильм. Я понимаю, что их много...но три просмотренных мной это просто набор очень плохо смонтированных сцен.
Минусы очень странные у тебя вышли, ты как будто бы не понял сюжет (я впервые встречаю человека, кто не ощутил нормального знакомства с персонажами, и не понял бы концовку), ты как будто бы абсолютно не разобрался в боёвке (Слова, что за милишника играть слишком опасно, выглядят так, как будто бы ты за него в принципе и не играл абсолютно, либо в сам киберпанк наиграл часов 5). Игра за Курта геймплейно обоснована, т.к. в тот момент он ещё никто толком. У меня никогда не возникало проблем с уклонениями, всегда всё было очень красиво, эффектно и динамично. Нет ни одной игры, где перестрелки в машине были бы выполнены лучше. Это неудобно фундаментально. Остальные минусы по факту, обзор хз, не читал целиком
Лучшие комментарии
Что поделать… люблю я слова в предложения складывать.)
Очень крутая рецензия. Читать было интересно. Благодарю. Киберпанк тоже отозвался в душе. Крутая игра.
Благодарю и вас.
То что в игру вложены колоссальные усилия — спору нет, и многое сделано весьма качественно. И движок у Рэдов неплохой.
Но вот тоже, игра — не моя… Прошёл где-то до половины, и забросил..
Минусы очень странные у тебя вышли, ты как будто бы не понял сюжет (я впервые встречаю человека, кто не ощутил нормального знакомства с персонажами, и не понял бы концовку), ты как будто бы абсолютно не разобрался в боёвке (Слова, что за милишника играть слишком опасно, выглядят так, как будто бы ты за него в принципе и не играл абсолютно, либо в сам киберпанк наиграл часов 5). Игра за Курта геймплейно обоснована, т.к. в тот момент он ещё никто толком. У меня никогда не возникало проблем с уклонениями, всегда всё было очень красиво, эффектно и динамично. Нет ни одной игры, где перестрелки в машине были бы выполнены лучше. Это неудобно фундаментально. Остальные минусы по факту, обзор хз, не читал целиком
Слишком много букв молодой человек