(Стокгольмский) Карибский синдром
В свое время, когда-то, когда у меня был вагон свободного времени и полно энергии, я обожал закрывать игры на условную платину. Если игру можно пройти на 100%, то почему бы этого не сделать, что мне, слабо что-ли. Потом, со временем наступило понимание, что это сильно мешает наслаждаться играми. Вместо того, чтобы получить максимум ярких впечатлений, я продолжал охотиться за ачивками и зачищать карты. Со временем, я научился играть только в то, что мне интересно и перестал убивать сотни часов на раздражающий гринд и собирательство. Но вот, на моем пути снова встретился Assassin's creed 4, и снова я обнаружил себя собирающим сундуки по всей карте.
Самое интересное, что я головой отлично понимаю, что все эти сундуки и фрагменты не несут никакой ценности, даже в рамках геймплея, но все равно, почему-то именно здесь я снова попался в этот капкан. Почему? Сам не до конца понимаю, ведь даже если отбросить сундуки, то просто выполнение всех побочек здесь довольно скучное и однообразное. Ладно вышки, их тут не то что бы много, и они хотя бы несут в себе геймплейную ценность (точки фасттревела). Но вот все остальное - форты, контракты, шанти, это же вообще никак не пригождается. И вот сидел я, давился, раздражался, а потом понял. Мне просто нравится бороздить моря на Галке. Нравится медитативно плыть под песни матросни, нравится брать на абордаж линейные корабли, получая с них ресурсы, нравится искать зарытые сундуки. Да даже выполнять однотипные контракты нравится, особенно когда получается разыграть красивый и эффектный стелс. Вот и получается, что раздражающая юбисофтовская формула здесь работает хорошо, просто потому что мир, несмотря на свое однообразие, получился красивым и атсосферным. И ты волей-неволей позволяешь ей себя захватить и увлечь на долгие часы гринда. А когда понимаешь, что ты снова в этой ловушке, то по началу конечно сопротивляешься и расстраиваешься, но потом начинаешь специально дозировать открытый мир, вплетая его в сюжет, и тогда эта формула не просто перестает раздражать, но и приносит удовольствие.
Благо, сюжет здесь получился едва ли не лучшим в серии. Да, многие отмечают, что игре совсем не нужен ассасино-тамплиерский конфликт, без него она только лучше, и я в общем-то не буду с этим спорить. Это в первую очередь история о расцвете, упадке и смерти пиратства, показанная глазами одного отдельно взятого авантюриста, и история сама по себе отличного качества. На самом деле, решение авторов отодвинуть ассасинов и тамплиеров на второй план и сделало историю такой интересной и запоминающейся. Эдвард - простой бродяга, охотящийся за золотом и славой, но жизнь переворачивает все его планы с ног на голову, и в итоге он понимает, что есть в мире куда более важные вещи. Уже сам по себе такой концепт, несмотря на свою простоту, уже может увлечь, но он становится еще круче, за счет того, что Эдвард здесь не главный герой, он лишь наблюдатель, которому (не)повезло быть еще и участником всех самых важных событий. От лица Эдварда мы видим истории других людей с тяжелой судьбой. Черная борода, Бен Хорниголд, Чарльз Вэнс, Мэри Рид, да даже бедолага Сид Боннет - вот это истинные герои Assassin's creed 4. Может быть у них не так много экранного времени, но все они проходят очень хорошо прописанные, драматичные и запоминающиеся арки. Кто-то из них, как и Эдвард, охотился за славой и золотом, но это лишь свело их в могилу, кто-то бился за идею, но столкнулся с ломающими непреодолимыми обстоятельствами, а кто-то был поглощен этим водоворотом по случайности, но каждый из них в итоге пришел к одному и тому же грустному концу. Эдвард же, глядя на их истории, принимая участие в них, сумел эволюционировать как личность, чудом сумев избежать их участи. Да даже оппоненты в лице тамплиеров и Робертса здесь поданы отлично, не как карикатурные злодеи, но как люди, сражающиеся за свои цели и гибнущие в этой борьбе. Каждый персонаж здесь достоин сопереживания. Особенно это все заметно на фоне третьей части, где мотивации и сами персонажи были, прошу прощения, откровенно просраны. А концовка вообще может побороться за звание самой эмоциональной в серии, проигрывая лишь Revelations (на мой взгляд). Финальная сцена, где Эдвард уходит на причал под пение Энн, окидывая взглядом всех своих товарищей, не растрогает только человека с каменным сердцем.
И все же Черный флаг есть за что поругать. Однообразие мира и перенасыщенность его гриндом я уже упомянул. К этому можно приплюсовать еще скудный дизайн локаций (запоминающийся город тут только один - Гавана, но в ней контента едва ли на три часа из трех десятков), невнятную музыкальную составляющую (все же без Йеспера Кюда не то), а также грустное техническое состояние - багующие анимации, улетающие модельки персонажей и кораблей, постоянные натыкания Эдварда на невидимые части окружения во время паркура не получается списать на плохую адаптацию к современным системам, как в предыдущих играх, есть ощущение, что все это живет в игре с релиза. Вроде бы и ладно, критических проблем почти не возникало, а те что возникали решались загрузкой, но все равно, это происходит настолько часто, что портит общее впечатление от игры. Может быть я такой один на тысячу, но тем не менее, имеем что имеем.
В своих предыдущих отзывах на игры серии, я возможно упоминал, что четверка для меня чуть ли не худшая игра в серии, но по видимому, в прошлое прохождение я не сумел совладать с гриндом и раздражением от него, что затмило собой все остальные достоинства. Теперь же, с правильным подходом, я понимаю, что в этой части находят фанаты. Это красивый мир, отличная история и все же довольно аддиктивный геймплей. А гринд, я подозреваю, многие даже не будут считать за недостаток.
Лучшие комментарии
Вот что из гринда я могу выделить:
— ВЫШКИ на островах которые охраняют корабли. До них можно доплыть без корабля, а потом телепортировать галку к ним в тыл.
— Пещеры контрабандистов/колокола /клады которые доступны при погружении. Туда можно попасть только без всего снаряжения (хп, оружие, дротики и пр.). Приходится адаптироваться к этому и использовать любую возможность для пополнения запасов
Ну да, я еще бы добавил фарм металла для полной прокачки, его нужно ну как-то прямо очень много. Да, в итоге мне было весело абордажить, но постоянный просмотр одних и тех же неспешных катсцен все же быстро надоел.