Этот материал я приурочил к выходу Red dead redemption 2 на ПК, ведь стоит понимать, что теперь она, выйдя на данной платформе, отодвинет назад GTA V еще больше, превращая ее в часть истории. Эта статья — некоторое, очень фанатское, резюме всего игрового опыта, полученного в GTA V нами, фанатами игр Rockstar.
И как поклонник творчества этой студии, я считаю должным написать, можно сказать, об уходе Grand theft auto V в историю. Этим я хочу отметить для себя такой знаковый момент, ведь чувство, когда моя любимая игра становится частью истории, мне приходится испытывать впервые.
Мне кажется, сейчас, прежде чем начать, самое время рассказать свою небольшую историю знакомства с играми Rockstar и заодно с таким видом развлечений, как видеоигры в целом, ведь оба этих знакомства неразрывно связаны для меня между собой. Начну наверное с GTA V, а дальше сами все поймете. Мое знакомство с игрой началось еще до ее релиза на ПК. В 2014 году я впервые увидел ее на youtube и меня тогда поразило то, что существование подобной игры вообще возможно. Дело в том, что тогда мой игровой опыт ограничивался лишь простенькими мобильными играми, ведь ни ПК, ни консоли в то время у меня не было. Тогда я открыл для себя новый мир и часами смотрел прохождения GTA V. Мне казалось, что эта игра настолько точно копирует реальный мир, что я не мог представить лучшего. Только в 2016 у меня появился ПК, и в декабре того же года я впервые запустил GTA V, до того я знакомился с играми Rockstar по средствам мобильных версий GTA Vice City и San Andreas, именно тогда они влюбили меня в себя. Разумеется, первые 3-4 дня после моего первого запуска GTA V, я пропадал в игре по 12-17 часов, настолько было велико желание остаться в ее мире, подкрепляло это желание и осознание того, насколько этот мир полон, ведь к тому моменту я посмотрел ни одно видео об отсылках, пасхалках и игровом мире в целом.
Начать же свое резюме я считаю должным с сюжета, но подробно именно на сюжетных перипетиях я останавливаться не буду потому, что, как и сюжет любой части GTA, сюжет GTA V составлен по классической формуле, характерной для этой серии игр. Здесь он используется как инструмент для погружения игрока в мир полный экшена, не зарываясь слишком глубоко в философию и никого не наводя на глубокие мысли. При этом он сатирически оценивает современное общество, рассматривая все его пороки по средствам всех доступных инструментов. Благодаря такому свойству сюжета, все игры серии GTA почти одинаково легко играются и с невероятной силой затягивают в свой мир. Говоря о сюжете GTA V, пожалуй, стоит рассказать о персонажах (в игре главных игровых персонажей впервые стало трое), при этом, в один ряд с такими культовыми героями прошлых игр серии, как Си-Джей и Нико Беллик можно поставить разве что реднека-психопата с интересной судьбой Тревора. Остальные, хоть и хорошо прописаны, все же достаточно вторичны на фоне ранее упомянутых. Несмотря на подобное замечание, за отношениями героев интересно и весело наблюдать. Что касается второстепенных персонажей, в игре есть как великолепно прописанные и харизматичные, так и достаточно невнятные. Например, Лстера можно отнести к числу первых, а протагонистов, благодаря их размытости, я бы отнес все же ко вторым.
Главные герои GTA V (официальный арт).
Лестер Крест — один из самых харизматичных второстепенных персонажей в игре (официальный арт GTA Online).
Что касается сюжетных заданий, то кому-то они показались недостаточно запоминающимися в сравнении с заданиями из предыдущих частей GTA, я же считаю задания в GTA V одними из лучших в серии. Возьмем, например, ограбления банков: они тут стоят во главе всего сюжета, ни одно задание не сделано в ущерб им, к каждому ограблению интересно готовиться, каждое имеет по два варианта прохождения, а их постановка действительно впечатляет, притом каждое последующее ограбление повышает градус экшена. Я помню, как проходил самое первое ограбление (ограбление ювелирного): полдень, в жарком воздухе висит запах огромного, разогретого палящим будничным солнцем мегаполиса, по дорогам неспешно едут машины, а в небоскребах бизнес-центра, неподалеку, трудятся люди в деловых рубашках. А я в это время на крыше ювелирного крадусь между гудящих систем кондиционирования и между труб вытяжки, из которых идет пар, чтобы кинуть в вентиляцию газовую шашку, дабы по-тихому провернуть ограбление, и никто из прохожих внизу об этом не знает. Что касается других миссий, то тут можно выделить ту, где нужно гнаться на биплане, дастере, за транспортным самолетом, чтобы после влететь внутрь и перебить там наемников, а затем, когда самолет подобьют, спасти свою жизнь выпрыгнув с парашютом. Достаточно ярко мне запомнилось и то задание, где нужно бороться с братьями О'Нилл за метамфетоминовый бизнес Тревора, а еще то, где нужно сначала подбить частный самолет, а затем гнаться за ним через половину штата, пока он не упадет. Еще в игре есть интересные задания с семьей Майка, в одном из которых есть отсылка к «Большому Либовски». В игре есть много прочих, не слишком насыщенных экшеном, но интересных миссий. И конечно, GTA V предлагает огромное количество второстепенных квестов, которые сопровождают нас как во время прохождения сюжетной компании, так и после него. При этом они могут быть как незначительными вроде того, где нужно вытащить на эвакуаторе машину из-под колес поезда, так и очень обширными наподобие квеста Омеги, который занимает не один день упорного прохождения (если проходить его без подсказок). В конце него, можно получить эксклюзивный транспорт. И конечно, все эти квесты и задания находятся в огромном, детализированном и просто красивом мире.
Дастер внутри транспортного самолета (задание «Турбулентность»).
Ограбление ФРБ («Налет на бюро»).
В GTA V представлен штат Сан-Андреас из культовой игры 2004-го года. Создатели пятой номерной игры серии смогли с огромной любовью и уважением к своим фанатам и к самим себе перенести южную часть штата Сан-Андреас буквально из прошлого в будущее, наполнив GTA V духом GTA San Andreas. Несмотря на то, что GTA V относится к HD вселенной и не связана с миром GTA San Andreas, разработчики намеренно достигли эффекта, когда у игрока появляется ощущение причастности, присутствия именно там, в Сан-Андреасе. Достигается этот эффект благодаря грамотному переносу некоторых самых знаковых локаций из игры-предшественницы и переработке мира, которая хорошо сказывается на его восприятии игроком. Также разработчики сочли нужным добавить и отсылки, такие как надпись «Мы ждали тебя» в гетто, где начинается игра. Нужная
атмосфера грамотно создается и визуальными средствами: закат в Лос-Сантосе буквально открывает портал в прошлое, создает интимную обстановку для каждого игрока индивидуальную, выводя интеракцию с игровым миром на немыслимый, практически духовный уровень. Ты буквально ощущаешь, что улицы, по которым ты едешь, это те-же улицы, что и в 1995-м, а стены небоскребов «помнят» историю Си-Джея. Когда видишь на Гроув-Стрит балласов и пролетающий над ней ночью полицейский вертолет, выискивающий прожектором кого-то в темноте, понимаешь, что игра делится с тобой тайной, и что эта тайна у тебя с игрой общая и что она больше неведома никому. Подкрепляет это чувство и понимание того, что другие персонажи в игре знают, что-то о прошлом, это понятно из многочисленных реплик прохожих и сюжетных персонажей.
Сравнение географии карт GTA V и GTA San andreas (масштаб не соблюден).
Гроув-стрит в GTA V и GTA San Andreas «через года».
Завораживающий закат в GTA V используется как инструмент создания атмосферы.
В исследованиях огромного мира GTA V нас без устали сопровождала музыка, которой в играх серии GTA всегда было отведено одно из самых важных мест, она является одним из важнейших инструментов повествования истории и создания нужной атмосферы.
Многие считают, что после GTA San Andreas разработчикам так и не удалось создать лучшего радио, мои же впечатления от радио из GTA V были и остаются крайне яркими: когда мы ехали по ночному Лос-Сантосу, мы слушали «Send me an angel '89», проезжая по улочкам Вайнвуда — «Moves like Jagger», в Ркфорде -«Radio ga ga». А когда мы выезжали за город, в Блейн Каунти, все меняло свой окрас: теперь, сидя за рулем рыдвана, играя за реднека Тревора, мы хаотично двигали головой в такт ритмичному року на «Channel X», если же мы не неслись через ухабы сельских дорог под бешеный рев мотора, а например ехали по скоростному шоссе через пустыню или просто наслаждались сельской эстетикой, проезжая по одной из тихих сельских дорог, то как нельзя лучше приходились такие треки как «Highwayman», «Whiskey river» или «The general Lee», которые транслировала радиостанция «Rebel radio», рупор реднековской эстетики. А еще мы выезжали в отдаленные горные районы — места,
Где только олени и горные львы,
С тихой погодой,
С прозрачной рекой,
Пробитой потоком огромной скалой,
Где воздух так чист, прозрачен и нежен,
Что будто и нет стороны городской,
Где человек к природе небрежен,
Где человек настолько велик, что монолиты заводов воздвиг
И где позабыв природы язык,
Он задыхаться от смога привык.
В горах мы слушали радиопередачи военных, которые порой прерывали эфир, это и не удивительно, ведь неподалеку, за пиком Джосайя находилась их база, загадочное место, честно сказать. Отчасти его загадочность, отчасти интерес к забавным репликам вояк, заставляли нас вслушиваться в эти переговоры.
Подборка красивых видов в GTA V.
Вот так плавно мы подошли к достаточно интересной и очень неоднозначной части мира практически любой GTA — пасхалкам. Почему неоднозначной? Да потому, что игроки обычно заходят в их поисках так далеко, что становится очевидно: на лицо явное проявление синдрома поиска глубинного смысла. При этом невероятная любовь фанатов игр Rockstar к решению различных головоломок даже там, где их не существует, формирует целый пласт геймплея и увеличивает время нахождения игроков в игре порой на сотни часов. В общем, не рассказать о такой важной, даже лично для меня, части игрового процесса я не могу.
В горных районах округа Блейн находилась самая крупная пасхалка в игре. Игроки, заметив странный рисунок на станции канатной дороги еще в первые дни после релиза GTA V, стали строить догадки, и дошло это до всем известных масштабов: на 2016-2017 годы пришелся пик истерии по поводу так называемой «Тайны горы Чилиад». В том же 2017, вышло обновление для GTA Online, поставившее все на свои места, речь о DLC «Судный день», в нем были представлены задания, где нам предстояло попасть в ставший уже легендарным бункер горы Чилиад и украсть от туда не менее легендарный джетпак. По сути разработчики в 2013 оставили отсылку к будущему обновлению, а игроки, погружаясь в сельскую романтику, искали еще не существующий вход в гору часами напролет, чем в 2017 занимался и я. Сейчас уже понятно, что сначала Rockstar планировали дополнить одиночный режим, но затем, осознав популярность мультиплеера GTA V, немного поменяли планы и переделали весь запланированный дополнительный контент под GTA Online. Разумеется, не одной лишь «Тайной горы Чилиад» богат мир пасхалок и секретов игры: в GTA V есть и НЛО, и Культ Эпсилон (который кстати есть и в Red Dead 2), в GTA V есть и странные культисты-людоеды в горах, и хиппи, небезосновательно верящие в НЛО, и еще много всего. А еще, на витрине картинной галереи в Вайнвуде есть постер, который, по-видимому, является ребусом. На постере есть слово «futuore» — искаженное «future», такое же есть и в «Твиттере Биг Фута», в свое время я сам заметил эту деталь, но найти информацию о ребусе и его расшифровке в интернете мне не удалось. Нужно понимать, что подлинность «Твиттера Биг Фута» уже ставилась под сомнение, но многие игроки все же плотно связывают его с разгадкой секретов GTA V. Скорее всего, ребус содержит в себе небольшую пасхалку, возможно отсылающую к чему-либо в мире игры, если он вообще решаем. Не исключаю и того, что я просто не смог найти о нем нужную информацию.
Три «великие» тайны GTA V.
Одна из популярных картинок по теме «Тайна горы Чилиад».
Ребус в Вайнвуде.
В завершение этой статьи я не могу не отметить многопользовательский режим GTA V, по большей части благодаря ему игра, которой в этом году исполнилось уже 6 лет, до сих пор популярна. При этом, несмотря на то, что далеко не всегда для GTA Online выходили идеальные обновления, несмотря на читеров и безумную экономику, игру назвать плохой или неудачной нельзя. Единственной действительно большой проблемой можно назвать, опять же, читиров, но я хочу верить, что Rockstar будут бороться с ними в своих новых играх. Сейчас, когда уже близок выход Red dead redemption 2 на ПК, который многое решит, GTA Online не утопает в куче ненужного контента, пытаясь дожить, установленный разработчиками период, напротив, игра сейчас полна классического для GTA контента такого как машины, задания в казино и миссии по коллекционированию разных предметов (за игральные карты, кстати, можно получить бонус в Red dead Online). Я недавно вернулся в игру после большого перерыва и испытал светлые чувства, старая добрая игра приняла меня в свои объятья, и я вспомнил о своих деньках в Grand theft auto V.
Лучшие комментарии